Сторонники так называемой теории экономики предложения ратуют за стимулирование производства за счет главным образом снижения налогов. Она не является на самом деле какой-то целостной теорией и базируется лишь на интуитивном утверждении, что низкие налоги приведут к росту производства. На самом деле практика не всегда подтверждает это, даже когда речь идет об экономике с высоким уровнем инфляции, не говоря уже о гиперинфляции. Наоборот, во-первых, снижение налогов в таких ситуациях зачастую ведет к росту не инвестиций, а доли потребления, а значит, к росту инфляции, так же как и кейнсианские рецепты, направленные на стимулирование спроса; и, во-вторых, многое зависит от того, какую политику будет вести Национальный банк: стабилизировать денежную массу, процентную ставку или ВНП. Многие крупные экономисты США доказывают, что рост экономики США в 80-х годах обеспечивался нестолько снижением налогов, сколько установлением высоких ставок ссудного процента, а снижение налогов привело к росту инфляции, как и предсказывали ученые.
Отмечая преимущества свободного рынка, Ф. фон Хайек писал, что «главное преимущество свободных рынков состоит в том, что цены держат в себе всю информацию, необходимую для потребителей фирм, чтобы принять рациональные экономические решения при намного более низких издержках, чем в любой другой системе. Здесь и правительство не может улучшить рыночные результаты, а понятия «рыночная неудача» или «несовершенная конкуренция» полностью лишены смысла» (Сто великих нобелевских лауреатов. М.: Вече, 2003. С. 450). «Но, если честно, люди в нашей профессии по большей части с глубоким скептицизмом относятся к кейнсианской экономике, - пишет Р. Дорнбуш, - предпочитая монетаризм, и исходят из принципа, что у правительства все, за что бы оно не взялось, получается еще хуже» (Дорнбуш Р. Ключи к процветанию. М.: Инфомейкер, 2003).
Все это говорит о том, что только монетарная модель может служить теоретической базой стабилизационных реформ в Казахстане с точки зрения как адекватности ее теоретических постулатов и положений условиям Казахстана, так и практическим результатам, достигнутым во многих странах, в том числе в странах СНГ в годы реформ.
В создавшихся постсоветских условиях только одновременный кардинальный и радикальный запуск основных взаимоувязанных рыночных механизмов, быстрое принятие решительных действий по стабилизации могли сделать невозможным восстановление прежней или близкой к ней по содержанию системы. Кроме того, в силу сложившейся объективной ситуации в Казахстане, обусловленной последствиями советской плановой экономики, реформаторы вынуждены вести дефляционную политику бюджетными и денежно-кредитными мерами, ибо немонетарные меры борьбы с инфляцией, такие как банкротство неплатежеспособных предприятий, поддержка лишь эффективных предприятий, снижение затрат и другие, в ближайшие годы нереализуемы в необходимом масштабе.
Безусловно, есть немало примеров, когда использование монетарной политики закончилось неудачей. Однако, как показывает анализ опыта стран с таким исходом реформ, это не свидетельствует о непригодности монетарной модели для стабилизации, а объясняется непоследовательностью и нерешительностью действий, несоблюдением логики и рекомендаций этой теоретической парадигмы относительно применения пакета стандартных мер.
Мировой опыт свидетельствует, что если даже страна использует какую-то другую теоретическую схему, все равно прибегнет к жестким финансовым и монетарным мерам. Игнорирование их ведет к инфляционному функционированию экономики, т.е. страна, избежав резкого роста первоначальной инфляции, не избежит ее в дальнейшем. Даже КНР, чтобы избавиться от растущей за последние годы инфляции, в 1995 году была вынуждена начать вводить дефляционные меры и реформировать финансово-денежную систему.
На практике монетаризм в той или иной мере может сочетаться с другими схемами при реформировании определенной национальной экономики. Исходя из специфики национальной экономики, социально-политической обстановки и экономической ситуации, в Казахстане могут быть дозированно допущены монетарные меры стабилизации, введены элементы постепенности в отдельные части реформ, проводимых в стране по рецептам монетаризма. Так образуется модель переходной экономики Казахстана.
Глава IV. Методологические основы системного преобразования плановой экономики в рыночную
§ 1. Основа системного подхода к трансформационным реформам
Экономика представляет собой чрезвычайно сложную систему, характеризующуюся колоссальным числом взаимосвязанных элементов, которые находятся в относительно устойчивом единстве. Сложность экономической системы определяется не только огромным количеством взаимосвязанных элементов. Ее определяющим компонентом являются люди, находящиеся в сложных отношениях между собой и с окружающей средой и выступающие в данной системе в роли принимающих те или иные решения на основе той или иной информации и с учетом тех или иных целей, социально-экономических интересов. Это придает экономической системе высокую степень неопределенности и вероятностный характер. Постоянная подверженность множеству случайных, трудно предсказуемых возмущений извне только усиливает данное свойство системы.
Но, несмотря на это, экономическая система отличается целостностью, которая проявляется в том, что внутренние связи элементов значительно сильнее, устойчивее, чем внешние, они объединены общей целью, целостность придает ей качественно новые системные характеристики по сравнению с образующими ее компонентами. Это очень важная черта системы, дающая системной методологии исследования экономики и ее реформирования огромное преимущество по сравнению с традиционными автономистскими подходами к этой проблеме.
В то же время экономическая система является частью, точнее, на системном языке, подсистемой более общей системы - общественно-политической, где ее функционирование определяется не только экономическими, но и социальными, политическими, этническими и иными отношениями. Кроме того, она постоянно взаимодействует с естественно-природной средой. Учет этих обстоятельств необходим для того, чтобы объяснить и описать функционирование экономики, ее свойства не только чисто экономическими факторами, ее внутренним механизмом, но и неэкономическими факторами, внешним воздействием.
К сожалению, приходится констатировать, что при анализе и разработке путей развития экономики эти факторы часто не принимаются во внимание. Безусловно, так зачастую происходит не из-за сложности их прямого учета в условиях функционирования и развития экономики, неготовности экономической науки увязать экономические и неэкономические факторы в единую систему. Существование множества макроэкономических теоретических схем (классическая схема, кейнсианство, монетаризм, институционализм и т.п.) свидетельствует о том, что экономическая теория все еще находится в стадии становления и пока далека от завершенности. Формирование целостной экономической теории даст решение и этой проблемы.
С другой стороны, экономическая система, как и любая другая система, сама состоит из различных подсистем, в качестве которых выступают определенные комплексы ее элементов, находящиеся в некоторым образом упорядоченных взаимоотношениях. Элемент системы - это ее неделимая часть самого низшего порядка. Каждая подсистема может рассматриваться тоже как система, но система более низкого порядка, чем та, в которую она входит в качестве относительно автономной части. Таким образом, экономическая система есть подсистема более сложной и общей системы, и, в свою очередь, она сама состоит из определенных подсистем.
В роли подсистемы экономической системы выступает любая часть системы, которая может рассматриваться и исследоваться в разных ролях, с разных точек зрения. Все зависит от цели исследования экономической системы и средств, имеющихся в распоряжении исследователя, разработчика данной проблемы. Обоснование выделения подсистем, их элементов и основных черт с точки зрения исследуемой проблемы составляет важнейшую задачу системного исследования экономики.
Рассмотрение и описание экономики как сложной системы - это не самоцель. В данном случае это необходимо для использования принципов научной методологии и методов системного подхода к исследованию процесса макроэкономической стабилизации и реформирования экономики в целом. Дело в том, что применение системного подхода к решению сложных проблем предполагает рассмотрение объекта, с функционированием которого она связана, как целостной системы с упорядоченными прямыми и обратными внутренними и внешними связями, выделение различных ее элементов как части целого, иерархии ее структур, обоснования развития каждого элемента исходя из требований, предъявляемых к развитию всей системы, с учетом всех их внутренних и внешних связей.
Отсюда и возникает необходимость рассмотрения понятия структуры системы как ее неотъемлемой характеристики. Структура системы - это не просто состав образующих ее элементов (подсистем), а упорядоченная форма отношений, форма взаимодействий и взаимозависимостей, в которых они находятся друг относительно друга. Устойчивость этих связей, способа взаимодействия структурообразующих компонентов предопределяет границы исследуемой системы, механизм ее существования как целостного образования. Без устойчивых связей компонентов система как таковая перестала бы существовать.
Структура экономической системы складывается главным образом исходя из системы экономических отношений людей друг с другом соответственно их отношению к материальным факторам производства, т.е. формы и характера собственности, которые обусловливают исторически определенную совокупность этих экономических отношений.
Именно способ соединения личного и вещественного факторов, которые выступают в качестве формы реализации господствующих отношений, различает специфику разных ступеней развития экономической системы, т.е. разным ступеням развития экономической системы соответствуют различные формы собственности. Поэтому только изучая и анализируя собственность, можно познать условия функционирования экономической системы, взаимные отношения ее системообразующих компонентов.
В данной работе речь идет о переходе к рыночно ориентированной экономике, где господствующей формой собственности является частная. Следовательно, рассматривается структура экономической системы, где собственники и наемные рабочие разъединены, где существуют самые различные формы собственности соответственно разным способам соединения средств производства и рабочей силы. В рыночно ориентированной экономической системе складываются адекватные взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, взаимоотношения части и целого.
В отличие от плановой экономики, где господствует лишь государственная собственность и соответствующая ей иерархическая, жестко фиксированная по вертикали и по горизонтали структура, будь то производственно-технологическая, социальная или институциональная, не имеет определенного значения, в рыночно ориентированной экономической системе отсутствует жесткая система подчиненности и взаимоотношений ее элементов и подсистем как по вертикали, так и по горизонтали. Каждый хозяйствующий субъект полностью независим в управлении своей системой, свободен в выборе партнеров по купле-продаже товаров и услуг. Собственность защищена законом, она неприкосновенна.
Функционирование сегодняшней развитой рыночной экономической системы без широкого прямого вмешательства государства, без принуждения с его стороны не ведет к нарушению целостности рыночной экономической системы, устойчивости взаимоотношений частей и целого. «Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям» (Самуэльсон П. Экономика. НПО «Алгон», ВНИИСИ, 1992. Т. 1. С. 33). Этим она обязана конкуренции, обеспечивающей координацию индивидуумов через систему цен и рынков. Рынки есть основной механизм, с помощью которого решаются самые фундаментальные задачи функционирования и развития экономики в рыночной экономической системе. Несмотря на то, что в такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами, каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход, рыночная система (цена и рынки) как механизм во многом координирует индивидуальные решения всех ее участников, направляет их деятельность в интересах достижения наибольшего блага для всех, на достижение главной цели всей рыночной экономической системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85