"распространенность"
"органическими силами", моделью для которых служит скорее живое
существо,
чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации
Спинозы,
которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога
с
некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская
дискуссия
показывает, что послекантовская философия включала в себя и те
философские
направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.
В социальном плане немецкая философия - свидетельство
идейного
пробуждения "третьего сословия" Германии. Экономическая незрелость
и
политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная
раздробленность
Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая
философия
использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии
и
Голландии. Этот момент весьма положителен.
Значение немецкой классической философии было отчасти
обесценено
идеалистической формой, которая впоследствии стала для нее роковой. Вместе
с
тем она способствовала - несмотря на свой неконкретный,
мистифицирующий
характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов,-
тому, что отражение новых научных познаний и воздействие
общественного
развития происходили так своевременно, что, как говорится, она
мгновенно
реагировала на новые стимулы.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ГЕРДЕРА
Иоганн Готфрид Гердер родился в 1744 г. в Морунгене (Пруссия) в
семье
учителя элементарной школы. Умер в 1803 г. в Веймаре. Период с 1776 по
1803
г. провел в Веймаре в должности генерального суперинтенданта, т. е.
первого
духовного лица страны. Эту должность он получил при помощи Гете,
который
сумел рассеять сомнения духовенства в правоверности Гердера. Наряду
с
трактатами "О происхождении языка" ("Uber den Ursprung der Sprache")
(1772),
"Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophic
der
Geschichte der Mensch-heit") (1784-1791), своей автобиографией он издал
в
1778-1779 гг. сборник песен "Голоса народов в песнях" ("Stimmen der
Volker
in Liedern"), в который включил песни южных славян и мастерски их
перевел.
Интерес Гердера к славянским народам, сохранившим, согласно ему,
нетронутой
народную культуру, способствовал росту интереса к ним на Западе. У
самих
славянских народов стимулировал рост самосознания и вызвал интерес
к
сокровищницам народной культуры. Из других его трудов, кроме трактата
"Бог"
("Gott"), значимы его "Письма для поощрения гуманизма" ("Briefe
zur
Beforderung der Humanitat") (1793-1797), где он дает высокую оценку Я.
А.
Коменскому.
Философия истории Гердера основана на идее, что человечество в
своем
развитии закономерно приходит к гуманизму, т. е. к автономному
использованию
сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов
и
позитивного влияния индивидов друг на друга. Историческое развитие
имеет
восходящий характер, который направляет его к максимуму, однако не прямо,
но
опосредованно через эпохи, носителями которых были великие народы
(Египет,
Персия, Греция, Рим, европейские народы). Так как в отдельные
эпохи
достигался максимум, обусловленный географическими условиями и
степенью
зрелости человечества, то все эти результаты истории человечества
соединятся
в недостижимом еще конечном результате.
История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной
системы.
Историческое развитие Гердер связывает со всем
предшествующим
космологическим развитием. В понимании природы он пантеист и
натуралист,
однако не материалист. Природный процесс трактуется им
слишком
провиденциально и телеологически, и вместо чисто физических законов в
нем,
согласно Гердеру, властвует скорее закон аналогии между
человеком
(микрокосмом) и природой (макрокосмом). Природа рассматривается не
как
механическая совокупность, но как образование определенных основных
форм,
которые наиболее адекватно проявляются в органической природе.
Однако
Гердер, исходя из своих позиций, делает в большей степени
материалистические
выводы, чем, например, Вольтер: "...не обязаны ли мы стихиям всем, что
нам
принадлежит, включая жилище и землю? Если стихии, согласно
постоянно
действующим законам, периодически пробуждаются и требуют назад все,
что
принадлежит им, когда огонь и вода, воздух и ветер, которые сделали
нашу
землю обитаемой и плодородной, продолжают свой бег и уничтожат ее,
когда
солнце, которое так долго нас по-матерински согревало... наконец
вернет
стареющую силу земли... в свое лоно, то что бы могло случиться иное, чем
то,
что должно было случиться согласно общим законам мудрости и порядка".
В первых пяти книгах "Идей к философии истории человечества"
Гердер
показывает органическое развитие всей природы. Развитие Земли и
творении
невозможно наблюдать прямо, так как развитие творений растянуто в
пределах
различий между растительными и животными видами, как и развитие Земли-
в
рамках формирования земной поверхности. Поэтому путем сравнения
можно
реконструировать все развитие. Растение в целом представляется как
уста.
Сосет корнями, листьями, сокопроводящими каналами. Только высшие
животные
имеют дифференцированную организацию. И для высших животных, и для
человека,
однако, принятие пищи остается основным законом: "Гордый человече,
взгляни
на более скромное устройство своих братьев - несешь его еще в
себе;
являешься пищеводной трубой, так же как твои меньшие братья, лишь
бесконечно
более облагороженной". Вместе с более сложной организацией у высших
животных
развивается и неподчинение инстинктам. Низшие животные полностью
подобны
машинам, они находятся под властью инстинкта. У высших животных вместе
с
возрастающим числом органов растет число инстинктов и независимость их
от
одного инстинкта: "Бобр строит, но инстинктивно... иначе он не умеет
ничего.
Напротив, обезьяна уже не имеет ни одного строго определенного
инстинкта".
При этом инстинкты развиваются как модификация первоначального
инстинкта
самосохранения и под влиянием условий, в которых животное живет.
Разумеется,
здесь действует ансамбль условий, так как они в определенной мере творят
и
само животное.. Причина развития - в постоянно
совершенствующемся,
творческом импульсе природы. Гердер вновь и вновь повторяет идею
о
взаимосвязи человека и животных: "Не существует добродетели или влечения
в
человеческом сердце, подобие которых здесь и там не проявлялось бы в
мире
животных". Из этого он выводит, что животные являются для человека
"меньшими
братьями", а не только "средством", как считает Кант.
Преимущества человека перед животным Гердер выводит из
его
прямохождения. У животного развиты чувства запаха и вкуса, у
человека
преимущественное развитие получает глаз, зрение ("теоретики чувств", как
их
позже назовет К. Маркс). Этим самым у человека освобождаются руки, и
он
становится способным к деятельности и искусству; руки не только творцы
новых
вещей, они посредством этого становятся творцами идеи.
Следующее
преимущество, которое вытекает из прямохождения, состоит в развитии
языка:
"Со способностью к речи человек получил вдохновение божие, семя
разума...
короче, божественное искусство идей, которые являются источником
всех
искусств".
Человек, несомненно, "наивысшая возможность :земного устройства",
он
стоит на пограничье двух царств-царства природы и . царства "гуманности",
т.
е. использования собственных сил, совершенствования разума и
нравственности.
"Гуманность", однако, заложена в природе. Содержание "гуманности"
составляет
способность к сочувствию страданиям других созданий, которой человек
наделен
в наибольшей мере, стремление к познанию бога - этой "связи всех
вещей",
"первой и единственной причины всех творений". Естественное,
природное
содержание "гуманности" является лишь вкладкой, лишь "бутоном
будущего
цветка", развитие которого зависит от человека и составляет
содержание
истории. История человека является, таким образом, продолжением природы.
Содержание термина "гуманность" можно определить также
как
богоподобность. Человек, как самое совершенное творение на земле,
является
выражением силы всех сил - бога. Богоподобность состоит в познании
законов
природы.
Если история человечества продолжает историю природы, то
естественно,
что природа (ее горы и воды) определила арену человеческой истории
и
способствовала ее первым шагам. Гердер исходит из
географического
детерминизма - направления, впервые введенного в исследование
общества
Монтескье. То, что образ жизни у некоторых народов сохранялся без
изменений
тысячелетиями, тогда как у других изменялся, также
обусловлено
географической средой. Однако человек не является пассивным продуктом
среды.
Развитые народы изменяют и климат: "Европа была прежде влажным лесом,
ныне
же эти края возделаны; ныне она раскорчевана, и с климатом изменились и
сами
обитатели".
Гердер с большим историческим пониманием анализирует
различные
направления духовной культуры человечества; в языке, мышлении, мифологии,
в
законодательстве, в моральных нормах он видит влияние человека
своего
времени. И свободная фантазия, выраженная в мифе, для Гердера не есть
нечто
абсурдное, а является выражением детского века человечества,
"философским
опытом человеческой души, которая видит сны, прежде чем
проснется".
Понимание мифа лишь как жреческого обмана он полагает неверным:
"В
большинстве своем, разумеется, они (священники.-Лег.) мошенники; но
никогда
не следует забывать, что они тоже люди и что они тоже
являются
обманутыми..." Гердер выдвигает идею о том, что "мифология каждого народа
-
это, собственно, выражение способа, каким народ взирал на природу...".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123