История философии в кратком изложении

"распространенность"

"органическими силами", моделью для которых служит скорее живое

существо,

чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации

Спинозы,

которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога

с

некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская

дискуссия

показывает, что послекантовская философия включала в себя и те

философские

направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.

В социальном плане немецкая философия - свидетельство

идейного

пробуждения "третьего сословия" Германии. Экономическая незрелость

и

политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная

раздробленность

Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая

философия

использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии

и

Голландии. Этот момент весьма положителен.

Значение немецкой классической философии было отчасти

обесценено

идеалистической формой, которая впоследствии стала для нее роковой. Вместе

с

тем она способствовала - несмотря на свой неконкретный,

мистифицирующий

характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов,-

тому, что отражение новых научных познаний и воздействие

общественного

развития происходили так своевременно, что, как говорится, она

мгновенно

реагировала на новые стимулы.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ГЕРДЕРА

Иоганн Готфрид Гердер родился в 1744 г. в Морунгене (Пруссия) в

семье

учителя элементарной школы. Умер в 1803 г. в Веймаре. Период с 1776 по

1803

г. провел в Веймаре в должности генерального суперинтенданта, т. е.

первого

духовного лица страны. Эту должность он получил при помощи Гете,

который

сумел рассеять сомнения духовенства в правоверности Гердера. Наряду

с

трактатами "О происхождении языка" ("Uber den Ursprung der Sprache")

(1772),

"Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophic

der

Geschichte der Mensch-heit") (1784-1791), своей автобиографией он издал

в

1778-1779 гг. сборник песен "Голоса народов в песнях" ("Stimmen der

Volker

in Liedern"), в который включил песни южных славян и мастерски их

перевел.

Интерес Гердера к славянским народам, сохранившим, согласно ему,

нетронутой

народную культуру, способствовал росту интереса к ним на Западе. У

самих

славянских народов стимулировал рост самосознания и вызвал интерес

к

сокровищницам народной культуры. Из других его трудов, кроме трактата

"Бог"

("Gott"), значимы его "Письма для поощрения гуманизма" ("Briefe

zur

Beforderung der Humanitat") (1793-1797), где он дает высокую оценку Я.

А.

Коменскому.

Философия истории Гердера основана на идее, что человечество в

своем

развитии закономерно приходит к гуманизму, т. е. к автономному

использованию

сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов

и

позитивного влияния индивидов друг на друга. Историческое развитие

имеет

восходящий характер, который направляет его к максимуму, однако не прямо,

но

опосредованно через эпохи, носителями которых были великие народы

(Египет,

Персия, Греция, Рим, европейские народы). Так как в отдельные

эпохи

достигался максимум, обусловленный географическими условиями и

степенью

зрелости человечества, то все эти результаты истории человечества

соединятся

в недостижимом еще конечном результате.

История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной

системы.

Историческое развитие Гердер связывает со всем

предшествующим

космологическим развитием. В понимании природы он пантеист и

натуралист,

однако не материалист. Природный процесс трактуется им

слишком

провиденциально и телеологически, и вместо чисто физических законов в

нем,

согласно Гердеру, властвует скорее закон аналогии между

человеком

(микрокосмом) и природой (макрокосмом). Природа рассматривается не

как

механическая совокупность, но как образование определенных основных

форм,

которые наиболее адекватно проявляются в органической природе.

Однако

Гердер, исходя из своих позиций, делает в большей степени

материалистические

выводы, чем, например, Вольтер: "...не обязаны ли мы стихиям всем, что

нам

принадлежит, включая жилище и землю? Если стихии, согласно

постоянно

действующим законам, периодически пробуждаются и требуют назад все,

что

принадлежит им, когда огонь и вода, воздух и ветер, которые сделали

нашу

землю обитаемой и плодородной, продолжают свой бег и уничтожат ее,

когда

солнце, которое так долго нас по-матерински согревало... наконец

вернет

стареющую силу земли... в свое лоно, то что бы могло случиться иное, чем

то,

что должно было случиться согласно общим законам мудрости и порядка".

В первых пяти книгах "Идей к философии истории человечества"

Гердер

показывает органическое развитие всей природы. Развитие Земли и

творении

невозможно наблюдать прямо, так как развитие творений растянуто в

пределах

различий между растительными и животными видами, как и развитие Земли-

в

рамках формирования земной поверхности. Поэтому путем сравнения

можно

реконструировать все развитие. Растение в целом представляется как

уста.

Сосет корнями, листьями, сокопроводящими каналами. Только высшие

животные

имеют дифференцированную организацию. И для высших животных, и для

человека,

однако, принятие пищи остается основным законом: "Гордый человече,

взгляни

на более скромное устройство своих братьев - несешь его еще в

себе;

являешься пищеводной трубой, так же как твои меньшие братья, лишь

бесконечно

более облагороженной". Вместе с более сложной организацией у высших

животных

развивается и неподчинение инстинктам. Низшие животные полностью

подобны

машинам, они находятся под властью инстинкта. У высших животных вместе

с

возрастающим числом органов растет число инстинктов и независимость их

от

одного инстинкта: "Бобр строит, но инстинктивно... иначе он не умеет

ничего.

Напротив, обезьяна уже не имеет ни одного строго определенного

инстинкта".

При этом инстинкты развиваются как модификация первоначального

инстинкта

самосохранения и под влиянием условий, в которых животное живет.

Разумеется,

здесь действует ансамбль условий, так как они в определенной мере творят

и

само животное.. Причина развития - в постоянно

совершенствующемся,

творческом импульсе природы. Гердер вновь и вновь повторяет идею

о

взаимосвязи человека и животных: "Не существует добродетели или влечения

в

человеческом сердце, подобие которых здесь и там не проявлялось бы в

мире

животных". Из этого он выводит, что животные являются для человека

"меньшими

братьями", а не только "средством", как считает Кант.

Преимущества человека перед животным Гердер выводит из

его

прямохождения. У животного развиты чувства запаха и вкуса, у

человека

преимущественное развитие получает глаз, зрение ("теоретики чувств", как

их

позже назовет К. Маркс). Этим самым у человека освобождаются руки, и

он

становится способным к деятельности и искусству; руки не только творцы

новых

вещей, они посредством этого становятся творцами идеи.

Следующее

преимущество, которое вытекает из прямохождения, состоит в развитии

языка:

"Со способностью к речи человек получил вдохновение божие, семя

разума...

короче, божественное искусство идей, которые являются источником

всех

искусств".

Человек, несомненно, "наивысшая возможность :земного устройства",

он

стоит на пограничье двух царств-царства природы и . царства "гуманности",

т.

е. использования собственных сил, совершенствования разума и

нравственности.

"Гуманность", однако, заложена в природе. Содержание "гуманности"

составляет

способность к сочувствию страданиям других созданий, которой человек

наделен

в наибольшей мере, стремление к познанию бога - этой "связи всех

вещей",

"первой и единственной причины всех творений". Естественное,

природное

содержание "гуманности" является лишь вкладкой, лишь "бутоном

будущего

цветка", развитие которого зависит от человека и составляет

содержание

истории. История человека является, таким образом, продолжением природы.

Содержание термина "гуманность" можно определить также

как

богоподобность. Человек, как самое совершенное творение на земле,

является

выражением силы всех сил - бога. Богоподобность состоит в познании

законов

природы.

Если история человечества продолжает историю природы, то

естественно,

что природа (ее горы и воды) определила арену человеческой истории

и

способствовала ее первым шагам. Гердер исходит из

географического

детерминизма - направления, впервые введенного в исследование

общества

Монтескье. То, что образ жизни у некоторых народов сохранялся без

изменений

тысячелетиями, тогда как у других изменялся, также

обусловлено

географической средой. Однако человек не является пассивным продуктом

среды.

Развитые народы изменяют и климат: "Европа была прежде влажным лесом,

ныне

же эти края возделаны; ныне она раскорчевана, и с климатом изменились и

сами

обитатели".

Гердер с большим историческим пониманием анализирует

различные

направления духовной культуры человечества; в языке, мышлении, мифологии,

в

законодательстве, в моральных нормах он видит влияние человека

своего

времени. И свободная фантазия, выраженная в мифе, для Гердера не есть

нечто

абсурдное, а является выражением детского века человечества,

"философским

опытом человеческой души, которая видит сны, прежде чем

проснется".

Понимание мифа лишь как жреческого обмана он полагает неверным:

большинстве своем, разумеется, они (священники.-Лег.) мошенники; но

никогда

не следует забывать, что они тоже люди и что они тоже

являются

обманутыми..." Гердер выдвигает идею о том, что "мифология каждого народа

-

это, собственно, выражение способа, каким народ взирал на природу...".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты