История философии в кратком изложении

связано

понимание закономерности-закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же

вечен,

как и несотворенный и неуничтожимый мир. Его познание предполагает

понимание

закономерного развития мира как борьбы и единства противоположностей.

Гераклит один из первых обращает внимание на характер

человеческого

познания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.

е.

логос. Кто его не понимает, не может понять ничего в развитии

мира.

Значительное внимание он уделяет отличию "многознания", "многоучености"

от

подлинной мудрости. "Многознание" в отличие от подлинной мудрости

не

способствует действительному познанию принципов мира, но скорее их

скрывает.

В этом плане он весьма критически высказывается о целом ряде

других

мыслителей, в частности о Пифагоре. "Многознание не научает разумности,

ибо

оно научило бы Гесиода и Пифагора, также и Ксенофана и Гекатея". Эти

мысли

показывают отрицание Гераклитом мелкой, дешевой учености, которая

не

стремится к познанию и выявлению подлинных причин и принципов

вещей.

Единственной мудростью, по Гераклиту, является "знание мысли, которая

везде

всем правит", т. е. логос. Как мир, так и праматерия и Гераклитов

логос

существуют объективно, т. е. независимо от человеческого

сознания.

Человеческое сознание - душа (психе)-подчинено логосу. Поэтому и

Гераклитова

диалектика является диалектикой объективной. Это диалектика

развития

объективно существующего мира.

Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию.

Он

подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны:

"Море

наполнено водой наичистейшей и наигрязнейшей: для рыб она пригодна

и

полезна, для людей грязна и губительна". Он отмечал также

относительность

повсеместно употребляемых понятий: "Прекраснейшая из обезьян

отвратительна,

если сравнить ее с человеческим поколением". Здесь можно обнаружить

и

определенные признаки субъективной диалектики, хотя в несколько ином

смысле,

чем у элеатов. Гераклит отмечает некоторые объективно существующие

аспекты

отношений между субъектом и объектом в процессе познания. Ряд из них

лишь

констатирование общеизвестного. Следует обратить внимание на мысль о

том,

что "плохими свидетелями являются глаза и уши людей, если они

имеют

варварские души". В ней можно усмотреть определенный акцент

отношений

чувственного и рационального. Цитированный фрагмент можно

интерпретировать

так, что рациональная сторона познания есть то, что сообщает

чувственному

познанию ценность в смысле постижения закономерности или сущности.

И хотя в своем родном Эфесе Гераклит не получил признания, он

был

весьма уважаем в Афинах (в частности, во времена Сократа) и имел целый

ряд

сторонников и учеников. Наиболее видным из них был Кратил.

Аристотель

говорил о нем, что он (к концу своей жизни) ничего не утверждал,

"только

двигал пальцем и упрекал Гераклита за изречение, что нельзя войти дважды

в

одну и ту же реку, ибо сам полагал, что это невозможно даже однажды".

Как

можно заключить, Кратил довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что

о

действительности нельзя ничего сказать. Универсальность движения он,

видимо,

обозначал движением пальца. Релятивность познания и оценки,

выявленная

Гераклитом, приводит Кратила, таким образом, к абсолютному релятивизму.

Гераклитова философия является вершиной стихийно

диалектического

понимания мира не только в досократовской философии, но и в

античной

философии вообще. Как уже говорилось, речь здесь идет не о

цельной

теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее

об

интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных

черт

диалектики. Хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем

Гераклит,

разработали отдельные стороны зародившихся концепции диалектики, но ни

у

кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у

Гераклита.

Тесная связь диалектики и стихийного материализма позволила

Гераклиту

значительно продвинуться вперед по сравнению с милетскими философами.

Однако сама философская концепция Гераклита имела

определенную

ограниченность. Его социальные и политические позиции были

классово

детерминированы. В частности, во взглядах на общество он выдвинул

ряд

критических претензии в адрес противников аристократии. В Эфесе, где

тогда

победила демократическая партия, он жил в удалении от общественных дел.

ЭЛЕАТЫ

Вторым центром развития греческой философии в досократовский

период

становится противоположная, западная часть так называемой Великой Греции

-

Южная Италия. Развитие философского мышления здесь начинается

несколько

позже, чем в малоазийских центрах Ионического побережья. Обе школы

возникают

после прихода эмигрантов из Ионии. Касается это, в частности,

Пифагора,

который уходит с острова Самое, а также предшественника элейской

философской

школы Ксенофана из Колофона, который тоже покинул родной город

из

политических соображений. Развитие торговли и ремесла в Южной

Италии

происходило не так быстро, как на малоазийском побережье; не были

так

интенсивны и контакты С развитыми цивилизациями. И знаменитые

общественные

преобразования, которые начинаются на малоазийском побережье уже в VII в.

до

н. э., здесь совершаются примерно на сто лет позже. Более длительное

время

сохраняла свое исключительное положение родовая аристократия.

Вместе с волной эмиграции из восточной части "Великой Греции" в

Южную

Италию проникают и взгляды ионических философов. Создаются

благоприятные

условия для развития философского мышления.

Ксенофана из Колофона (565-470 до н. э.) можно считать

идейным

предшественником элейской школы.

Вследствие экспансии персов он был вынужден покинуть родные места,

жил

на Сицилии, Свои взгляды он излагал большей частью в поэтической форме,

Его

учение было направлено, в частности, против мифологического,

религиозного

представления о возникновении и развитии мира в трудах Гомера и

Гесиода,

которым он давал материалистическое объяснение.

Почти 67 лет он странствовал по "Великой Греции" и излагал свои

басни

публично, как рапсод. Кроме. философских стихов он написал (по

свидетельству

Диогена Лаэртского) два эпических сочинения - "Основание Колофона" и

"Исход

в Элею". Его наследие было весьма разнообразным и обширным по объему.

Из сохранившихся фрагментов трудов Ксенофана можно сравнительно

хорошо

реконструировать его основные философские и социальные воззрения.

Подобно

милетцам, он признает материальность мира, который в отличие от них

считает

постоянно одним и тем же, неизменным. Аристотель говорил о нем:

"Ксенофан,

который... признавал единую сущность, не объяснил ничего...

хотя,

рассматривая всю вселенную, говорил, что единое есть бог". Богом,

однако,

Ксенофан считает мир во всей его целостности. Этим он, собственно,

отвергает

богов, в том числе и антропоморфные свойства, приписываемые им

греческой

мифологией:

Все это богам в баснях своих Гомер и Гесиод приписали, все то, что

у

людей грехом и позором считалось,- красть и прелюбодействовать и друг

друга

взаимно обманывать.

Ксенофан в отличие от Гомера и Гесиода понимает бога как.

сущее,

отличное от людей, и "говорит, что сущность бога шаровидна". Бог у

него,

таким образом, становится понятием, символизирующим неограниченность

и

бесконечность (как в пространственном, так и во временном

отношении)

материального мира.

Такое объяснение, естественно, ведет к атеистическим выводам. О

четкой

атеистической ориентации Ксенофана свидетельствуют сохранившиеся

фрагменты,

в которых боги однозначно охарактеризованы как продукты

человеческой

фантазии:

Эфиопы своим богам приписали плоский нос и черную кожу. Тракийцы

своим

- синие глаза и волосы русые. Если бы волы, львы и кони имели руки или

умели

рисовать и поступали как люди, кони бы, подобно коням, а волы,

подобно

волам, изображали бы богов и наделяли бы их такими же телами, какие они

и

сами имели.

Эти мысли были в свое время гениальным выражением того факта, что

не

боги сотворили людей, но люди создали их по своему образу и подобию.

Такая

ориентация мыслей в целом однозначно служила

деструкции

религиозно-мифологической идеологии. Материалистическая

направленность

Ксенофановых мыслей проявляется и в таком тезисе: "Из земли все возникает,

и

в землю все возвращается". В рамках материалистического воззрения на

мир

находятся и его представления о происхождении человека: "Ибо из земли все

мы

родились и из воды".

Подобно милетским философам, Ксенофан стремился к

натуралистическому

объяснению природных явлений. Согласно его представлениям, "звезды

возникают

из раскаленных туч, угасают каждый день и в ночи снова оживают, как

горящие

угольки". Так рассуждая, он "полагал Луну сгущенным облаком"; аналогично

он

объяснял и метеорологические явления: "Изменения климата вызываются

теплом

Солнца как основной причиной". Несомненно интересной является его мысль

о

постоянном снижении уровня и высыхании моря. Он обосновывает ее,

подкрепляя

находками окаменевших морских животных в тех местах, которые в его

время

были значительно удалены от моря.

Хотя основой его онтологии было "единое" - совершенное, единое

бытие,

Ксенофан допускал еще изменение и движение как возникновение и

упадок,

которые Парменид и другие элеаты полностью отвергали.

Действительно,

Ксенофан признает изменение и движение только как возникновение и

гибель

мира, понимая его как внутренне неизменную целостность. Если в этом

случае

можно вообще допустить развитие, то оно, согласно этой концепции,

не

приносит ничего нового. В этом пункте совершается полный отход

от

представлений милетских философов, которые постулировали единство мира

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты