к
позднейшей марксистской концепции истории. Однако понятие труда у Гегеля
не
является строго экономическим, он не различает, например, труд
в
экономическом смысле и политическое участие граждан в управлении
античным
полисом.
Мы уже упоминали о том, что у Гегеля в анализе античного
общества
важную роль играет мотив общественного самосознания, которое проявляется
в
законах, нравах и обычаях. В обществе Нового времени перед
буржуазной,
революцией самосознание приобретает форму просветительской идеологии,
на
критический характер которой Гегель указывает.
Анализ идеологии Просвещения основывается на идее, заключающейся в
том,
что в мировоззрение (а тогдашним мировоззрением является просвещение
и
"вера") проникает зеркальное отражение самого общества. Для каждого
из
эпохальных мировоззрений Гегель ищет общественную основу.
Для
просвещенческого критицизма, рассматривающего всякую действительность
с
точки зрения удовлетворения ее требованиям разума, Гегель находит образец
в
"речи" паразита богатого вассала. Паразит, несмотря на свою зависимость
от
богатого господина, позволяет на его счет насмешки и иронию и даже
цинизм.
Социальное расчленение общества проникает и в предмет "веры". То, что
всякий
естественный класс обусловлен другим (дворянство зависит от
правителя,
правитель как представитель государственной власти-от дворянства, паразит-
от
дворянина), проецируется в просвещенческую идеологию, а именно, несмотря
на
всю ее критичность, она имеет трансцендентный характер. Это проявляется
в
просвещенческом культе высшего существа, которое сохраняет
трансцендентный
характер, хотя ему и нельзя приписать никаких антропоморфных предикатов.
Третью область представляют главы "Религия" и "Абсолютное
знание".
Объемистая глава о религии содержит важные исследования различных
форм
религии как форм самоосознания абсолюта. В поклонении изваяниям, в гимнах
и
в культах, даже в принесении в жертву плодов или частей животных,
в
празднествах происходит соединение особы, выполняющей набожное действие,
с
абсолютом. Абсолют тем самым отражает преходящее самосознание.
Интересным
представляется указание на роль человека в формировании бога. В
христианстве
("религия откровения") -соединение абсолюта и человеческой особы
приобретает
такую форму, в которой абсолют становится откровением. Это
откровение
одухотворяется после смерти Христа. Религия откровения относится, по
Гегелю,
к философскому знанию об абсолюте, которым завершается "Феноменология",
так
же как чувственное представление относится к понятийному познанию.
Именно
эти идеи вызвали то, что философия религии Гегеля после его
смерти
становится областью, в которой начинает происходить критическая
конфронтация
с его философией.
Наука логики. Если "Феноменология духа" - труд, который содержит
в
себе, как в зародыше, всю систему, то "Наука логики" наиболее
адекватно
выражает основную интенцию философии Гегеля: абсолют в "чистой"
форме.
Абсолют, который изучает именно "Наука логики", является ему
как
"определения мысли", образующие диалектически организованную систему.
Вместе
с тем, как мы знаем, это не только лишь "определения мысли", но и
основные
силы, которые формируют мир по своему образу. Однако это уже не
является,
предметом "Науки логики". "Определения мысли" в своей предметной
реализации
бытия природы являются предметом - "Философии природы". И,
наконец,
субъективное (человеческая психика) и объективные предпосылки
(общество,
история) самосознания этих мысленных определений, так же как и
развитие
искусства и религии как формы их самосознания, исследует "Философия духа".
"Логика" (так называемая "Малая логика"), "Философия природы"
и
"Философия духа" образуют три части "Энциклопедии философских наук",
которая
представляет собой краткий очерк всей системы -философии Гегеля.
Гегель
отстаивает свою концепцию указанием на общность определений, которые
разум
познает во внешнем мире и согласно которым сформированы природа и
мир
человека. С этой стороны философия Гегеля весьма близко подходит к
старым
онтологиям, стоявшим на позиции нерефлектирован-ного единства бытия
и
мысленного образа, тогда как Гегель обосновывает тождество бытия и
мышления
путем опровержения ноэтической философии. Старая онтология, по
Гегелю,
основывается на вере, что истина познается размышлением; философия
Нового
времени, наоборот, характеризуется недоверием относительно
познаваемости
мира, недоверием, которое кажется критическим, но в
действительности
является скорее бегством от истины. Гегель в своей философии,
отрицающей
метафизический подход, превращает тезис о познаваемости в тезис
познанности
мира - по крайней мере во всем существенном. С одной стороны, этот подход
в
свое время был знаменательным преодолением агностицизма. С другой
стороны,
он открывал путь к идеалистической мистификации всякой действительности,
а
при случае- и к оправданию всего действительного.
При объяснении развития категорий Гегель поступает таким образом:
он
выводит их одну из другой. Речь идет об имманентном развитии
определенных
мыслей, которые находятся в основе мира и постепенно
конкретизируются.
Материалистическая интерпретация этого положения выдвигает, аргумент,
что
идеи без мыслящего субъекта не существуют и что в действительности
их
развивает мыслитель. Абстрагируясь от гегелевской мистификации,
следует
сказать, что идея развития категорий имеет позитивное. значение: если
мы
размышляем над категориями, то оказывается, что первичное,
относительно
простое значение каждой категории является узким, ее
односторонность
вызывает то, что вследствие развития аспектов, которые не были помещены
в
исходную категорию, познание переходит в противдположную
категорию.
Категория, однако, в ходе ее дальнейшего исследования окажется - опять
по
другим аспектам - также односторонней и поэтому перейдет в
следующую
категорию, которая обе предшествующие соединит в синтезе.
Высшая категория, опосредованная внутренним
противоречием
предшествующих категорий, не является их отрицанием. Она отвергает лишь
их
претензию на абсолютную истинность, оставляя нетронутой их
неоспоримую
частную значимость. Поэтому она включает их в себя как подчиненные
моменты.
Гегель при этом занимается не любыми определениями мысли, но лишь
такими,
которые могут считаться по своему объему "дефинициями абсолюта". И
именно
история философии дает Гегелю богатыц материал, и не только потому, что
в
истории философии были продуманы категории, которые он рассматривает
как
основные определения реальности, но, в частности, потому, что
история
философии является внешней формой того, что проходит как
внутреннее,
имманентное развитие идеи.
Теперь кратко о важнейших категориях "Логики". Этот труд состоит
из
трех книг, которые соответствуют важнейшим этапам саморазвития абсолюта
и
процесса познания предметной действительности: первая содержит "науку
о
бытии", вторая - "науку о сущности" и, наконец, третья-"науку о
понятии".
Первые две книги содержат "объективную логику", третья
занимается
"субъективной логикой".
Наука о бытии, с которой начинается "Логика", отражает
действительность
в ее непосредственной форме, т. е. как еще внутренне нерасчлененную с
точки
зрения тех определений, которые лежат на поверхности и поэтому
доступны
чувственному созерцанию. От категории качества мы движемся к
категориям
количества, а отсюда, наконец, к категориям меры, которые
являются
диалектическим синтезом обеих предшествующих. Вообще первая
категория,
"бытие", наиболее непосредственна и бедна. Она выражает лишь то, что
"нечто"
есть "бытие" и переходит в свою противоположность, в категорию "ничто"
(das
Niehls). Синтезом бытия и ничто выступает категория "деяние" (das
Werden),
которая уже представляет высшее состояние, потому, что
определяет
действительность с точки зрения движения, хотя еще и абстрактно
понимаемого.
В контексте изложения проблематики качества весьма интересен
анализ
Гегелем диалектики конечного и бесконечного. Восходя к Спинозе,
Гегель
делает различие между так называемой дурной бесконечностью и "истинной".
"Дурная" бесконечность состоит в бесконечном прогрессе, в
котором
преодолевается всякая установленная граница. Бесконечность
бесконечного
прогресса является "дурной" потому, что она представляет собой
лишь
неограниченное добавление одного и того же. Примером ее может быть
ряд
естественных чисел, в котором мы никогда не можем прийти к такому
большому
числу, чтобы к нему нельзя было прибавить еще последующее.
"Истинная" же бесконечность, наоборот, не состоит в
бесконечном
прогрессе и наряду с количеством содержит также качество, т. е.
является
выражением определенной структуры целого. Шеллинг в "Изложении моей
системы
философии" сравнивает отношение конечного и бесконечного с отношением
частей
организма как целого. Подобным образом и у Гегеля конечное является
моментом
динамической структуры целого. Как частный момент целого конечное
определено
к тому, чтобы погибнуть, но именно его гибель является
подтверждением
диалектической структуры целого. Энгельс с полным правом определил
эту
теорию как глубоко диалектическую.
Так как это понимание бесконечного стоит в оппозиции к
теологической
идее бесконечного (соответствует пантеистическим концепциям), уже в 40-
е
годы прошлого столетия начинается дискуссия о том, соединимо ли оно
с
теизмом. Один из видных учеников Гегеля, И. Эрдманн, в своем очерке
"Логика
Гегеля" оправдывает своего учителя по этому поводу.
Другой весьма плодотворной идеей является переход количества
в
качество, разумеется в качество новое, более высокое. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123