История философии в кратком изложении

к

позднейшей марксистской концепции истории. Однако понятие труда у Гегеля

не

является строго экономическим, он не различает, например, труд

в

экономическом смысле и политическое участие граждан в управлении

античным

полисом.

Мы уже упоминали о том, что у Гегеля в анализе античного

общества

важную роль играет мотив общественного самосознания, которое проявляется

в

законах, нравах и обычаях. В обществе Нового времени перед

буржуазной,

революцией самосознание приобретает форму просветительской идеологии,

на

критический характер которой Гегель указывает.

Анализ идеологии Просвещения основывается на идее, заключающейся в

том,

что в мировоззрение (а тогдашним мировоззрением является просвещение

и

"вера") проникает зеркальное отражение самого общества. Для каждого

из

эпохальных мировоззрений Гегель ищет общественную основу.

Для

просвещенческого критицизма, рассматривающего всякую действительность

с

точки зрения удовлетворения ее требованиям разума, Гегель находит образец

в

"речи" паразита богатого вассала. Паразит, несмотря на свою зависимость

от

богатого господина, позволяет на его счет насмешки и иронию и даже

цинизм.

Социальное расчленение общества проникает и в предмет "веры". То, что

всякий

естественный класс обусловлен другим (дворянство зависит от

правителя,

правитель как представитель государственной власти-от дворянства, паразит-

от

дворянина), проецируется в просвещенческую идеологию, а именно, несмотря

на

всю ее критичность, она имеет трансцендентный характер. Это проявляется

в

просвещенческом культе высшего существа, которое сохраняет

трансцендентный

характер, хотя ему и нельзя приписать никаких антропоморфных предикатов.

Третью область представляют главы "Религия" и "Абсолютное

знание".

Объемистая глава о религии содержит важные исследования различных

форм

религии как форм самоосознания абсолюта. В поклонении изваяниям, в гимнах

и

в культах, даже в принесении в жертву плодов или частей животных,

в

празднествах происходит соединение особы, выполняющей набожное действие,

с

абсолютом. Абсолют тем самым отражает преходящее самосознание.

Интересным

представляется указание на роль человека в формировании бога. В

христианстве

("религия откровения") -соединение абсолюта и человеческой особы

приобретает

такую форму, в которой абсолют становится откровением. Это

откровение

одухотворяется после смерти Христа. Религия откровения относится, по

Гегелю,

к философскому знанию об абсолюте, которым завершается "Феноменология",

так

же как чувственное представление относится к понятийному познанию.

Именно

эти идеи вызвали то, что философия религии Гегеля после его

смерти

становится областью, в которой начинает происходить критическая

конфронтация

с его философией.

Наука логики. Если "Феноменология духа" - труд, который содержит

в

себе, как в зародыше, всю систему, то "Наука логики" наиболее

адекватно

выражает основную интенцию философии Гегеля: абсолют в "чистой"

форме.

Абсолют, который изучает именно "Наука логики", является ему

как

"определения мысли", образующие диалектически организованную систему.

Вместе

с тем, как мы знаем, это не только лишь "определения мысли", но и

основные

силы, которые формируют мир по своему образу. Однако это уже не

является,

предметом "Науки логики". "Определения мысли" в своей предметной

реализации

бытия природы являются предметом - "Философии природы". И,

наконец,

субъективное (человеческая психика) и объективные предпосылки

(общество,

история) самосознания этих мысленных определений, так же как и

развитие

искусства и религии как формы их самосознания, исследует "Философия духа".

"Логика" (так называемая "Малая логика"), "Философия природы"

и

"Философия духа" образуют три части "Энциклопедии философских наук",

которая

представляет собой краткий очерк всей системы -философии Гегеля.

Гегель

отстаивает свою концепцию указанием на общность определений, которые

разум

познает во внешнем мире и согласно которым сформированы природа и

мир

человека. С этой стороны философия Гегеля весьма близко подходит к

старым

онтологиям, стоявшим на позиции нерефлектирован-ного единства бытия

и

мысленного образа, тогда как Гегель обосновывает тождество бытия и

мышления

путем опровержения ноэтической философии. Старая онтология, по

Гегелю,

основывается на вере, что истина познается размышлением; философия

Нового

времени, наоборот, характеризуется недоверием относительно

познаваемости

мира, недоверием, которое кажется критическим, но в

действительности

является скорее бегством от истины. Гегель в своей философии,

отрицающей

метафизический подход, превращает тезис о познаваемости в тезис

познанности

мира - по крайней мере во всем существенном. С одной стороны, этот подход

в

свое время был знаменательным преодолением агностицизма. С другой

стороны,

он открывал путь к идеалистической мистификации всякой действительности,

а

при случае- и к оправданию всего действительного.

При объяснении развития категорий Гегель поступает таким образом:

он

выводит их одну из другой. Речь идет об имманентном развитии

определенных

мыслей, которые находятся в основе мира и постепенно

конкретизируются.

Материалистическая интерпретация этого положения выдвигает, аргумент,

что

идеи без мыслящего субъекта не существуют и что в действительности

их

развивает мыслитель. Абстрагируясь от гегелевской мистификации,

следует

сказать, что идея развития категорий имеет позитивное. значение: если

мы

размышляем над категориями, то оказывается, что первичное,

относительно

простое значение каждой категории является узким, ее

односторонность

вызывает то, что вследствие развития аспектов, которые не были помещены

в

исходную категорию, познание переходит в противдположную

категорию.

Категория, однако, в ходе ее дальнейшего исследования окажется - опять

по

другим аспектам - также односторонней и поэтому перейдет в

следующую

категорию, которая обе предшествующие соединит в синтезе.

Высшая категория, опосредованная внутренним

противоречием

предшествующих категорий, не является их отрицанием. Она отвергает лишь

их

претензию на абсолютную истинность, оставляя нетронутой их

неоспоримую

частную значимость. Поэтому она включает их в себя как подчиненные

моменты.

Гегель при этом занимается не любыми определениями мысли, но лишь

такими,

которые могут считаться по своему объему "дефинициями абсолюта". И

именно

история философии дает Гегелю богатыц материал, и не только потому, что

в

истории философии были продуманы категории, которые он рассматривает

как

основные определения реальности, но, в частности, потому, что

история

философии является внешней формой того, что проходит как

внутреннее,

имманентное развитие идеи.

Теперь кратко о важнейших категориях "Логики". Этот труд состоит

из

трех книг, которые соответствуют важнейшим этапам саморазвития абсолюта

и

процесса познания предметной действительности: первая содержит "науку

о

бытии", вторая - "науку о сущности" и, наконец, третья-"науку о

понятии".

Первые две книги содержат "объективную логику", третья

занимается

"субъективной логикой".

Наука о бытии, с которой начинается "Логика", отражает

действительность

в ее непосредственной форме, т. е. как еще внутренне нерасчлененную с

точки

зрения тех определений, которые лежат на поверхности и поэтому

доступны

чувственному созерцанию. От категории качества мы движемся к

категориям

количества, а отсюда, наконец, к категориям меры, которые

являются

диалектическим синтезом обеих предшествующих. Вообще первая

категория,

"бытие", наиболее непосредственна и бедна. Она выражает лишь то, что

"нечто"

есть "бытие" и переходит в свою противоположность, в категорию "ничто"

(das

Niehls). Синтезом бытия и ничто выступает категория "деяние" (das

Werden),

которая уже представляет высшее состояние, потому, что

определяет

действительность с точки зрения движения, хотя еще и абстрактно

понимаемого.

В контексте изложения проблематики качества весьма интересен

анализ

Гегелем диалектики конечного и бесконечного. Восходя к Спинозе,

Гегель

делает различие между так называемой дурной бесконечностью и "истинной".

"Дурная" бесконечность состоит в бесконечном прогрессе, в

котором

преодолевается всякая установленная граница. Бесконечность

бесконечного

прогресса является "дурной" потому, что она представляет собой

лишь

неограниченное добавление одного и того же. Примером ее может быть

ряд

естественных чисел, в котором мы никогда не можем прийти к такому

большому

числу, чтобы к нему нельзя было прибавить еще последующее.

"Истинная" же бесконечность, наоборот, не состоит в

бесконечном

прогрессе и наряду с количеством содержит также качество, т. е.

является

выражением определенной структуры целого. Шеллинг в "Изложении моей

системы

философии" сравнивает отношение конечного и бесконечного с отношением

частей

организма как целого. Подобным образом и у Гегеля конечное является

моментом

динамической структуры целого. Как частный момент целого конечное

определено

к тому, чтобы погибнуть, но именно его гибель является

подтверждением

диалектической структуры целого. Энгельс с полным правом определил

эту

теорию как глубоко диалектическую.

Так как это понимание бесконечного стоит в оппозиции к

теологической

идее бесконечного (соответствует пантеистическим концепциям), уже в 40-

е

годы прошлого столетия начинается дискуссия о том, соединимо ли оно

с

теизмом. Один из видных учеников Гегеля, И. Эрдманн, в своем очерке

"Логика

Гегеля" оправдывает своего учителя по этому поводу.

Другой весьма плодотворной идеей является переход количества

в

качество, разумеется в качество новое, более высокое. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты