История философии в кратком изложении

виднейшим

представителем идеалистической диалектической философии Нового

времени

Гегелем.

Сократ является первым из трех великих философов классического

периода.

Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном

смысле

"систематизатором" его воззрений был Платон. Именно он поднял

наследие

Сократа на качественно новый уровень.

ПЛАТОН

Платон (427-347 до н.э.) -сын афинского гражданина. По

своему

социальному происхождению принадлежал к афинской

рабовладельческой

аристократии и потому был своим человеком в кружке Сократа. В молодости

был

слушателем кружка сторонника учения Гераклита - Кратила, где познакомился

с

принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и

тенденция

Кратила к абсолютному релятивизму. Когда в возрасте 20 лет Платон

готовился

участвовать в соревновании как автор трагедии, случайно перед

театром

Дионисия он услышал дискуссию, которую вел Сократ. Она настолько

его

увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа (хотя и не

перестал

быть поэтом). Было это примерно в то время, когда афинский флот

одержал

последнюю значительную победу о Пелопоннесской войне. Платон разделял

со

всем кружком Сократа отвращение к афинской демократии. В период власти

30

тиранов (404-403 до н. э.) во главе кружка становится ученик Сократа

Критий,

который придерживался тех же взглядов, что и Сократ. После осуждения

и

смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти,

Платон

отправляется к одному из старших учеников Сократа - Евклиду - в

Мегару,

которая была традиционной соперницей Афин. Вскоре, однако, он возвращается

в

Афины и принимает участие в ее общественной жизни.

После возвращения в Афины он предпринял первое путешествие в

Южную

Италию и на Сицилию. В Сиракузах Платон попытался реализовать свои идеи

и

принял участие в политической жизни на стороне местной

аристократии,

возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего, сиракузского

тирана.

Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине

представлял

крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не была,

однако,

успешной. Дионисий выдал его, как военнопленного, послу Спарты. На

рынке

рабов острова Эгина Платона выкупают его друзья, и он вновь возвращается

в

Афины.

В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время

своих

странствий он познакомился с пифагорейской философией, которая повлияла

на

него во многих отношениях. Диоген Лаэртский даже считает, что учение

Платона

является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же

период

Платон в саду, посвященном полубогу Академу, основывает свою

собственную

философскую школу-Академию, которая становится центром античного идеализма.

В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон

вновь

пытается включиться в политическую борьбу. Однако и на этот раз

его

стремление провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого

понимания.

Подавленный политическими неудачами, он возвращается в Афины, где и

умирает

в возрастет 80 лет.

Платон оставил обширное философское наследие. Кроме "Апологии

Сократа",

"Законов", писем и эпиграмм он написал еще 34 работы в форме диалога

(что

касается 27 из них, то авторство Платона бесспорно, относительно

оставшихся

семи можно допустить и возможность подлога).

Творчество Платона имеет приблизительно три этапа. Началом

первого

является смерть Сократа. При жизни Сократа Платон, вероятно, не

писал

никаких философских произведений. В этот период он находился

под

непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни

своего

учителя. Лишь после его смерти, во время пребывания в Мегаре, он

создает

первые диалоги и трактат "Апология Сократа".

Форма всех диалогов Платона в основных чертах сходна. В диалогах

всегда

выступает Сократ, который говорит с кем-то из видных афинских или

других

граждан. Определенным, однако, исключением является диалог

"Пир"

("Симпозион"), в котором участников разговора больше, чем в других.

Сократ в диалогах "не поучает", а, как правило, задает вопросы

тому,

кто считается знатоком предмета. Искусно выбранными вопросами

Сократ

принуждает своего партнера по дискуссии точно и однозначно

формулировать

мысли. При этом обнаруживается, что в ответах партнера содержится

много

"противоречий" и нелепостей. Сократ же последовательно, взвешивая все "за"

и

"против", делает определенный вывод.

Диалоги первого периода творчества Платона,

заканчивающегося

приблизительно с основанием Академии, как правило, не выходят за

рамки

философских воззрений Сократа. Платон в этот период находится под

сильным

влиянием своего учителя и, видимо, только после его смерти глубоко

понимает

смысл учения Сократа. Прямым прославлением учителя являются

"Апология

Сократа" и диалог под названием "Критон".

Следующий период творчества Платона совпадает с первым путешествием

в

Южную Италию и на Сицилию. Постепенно изменяются содержание и

способ

философствования Платона. Он отходит от собственно

сократического

"этического идеализма" и закладывает основы объективного идеализма.

Видимо,

в этот период в мышлении Платона несколько усиливается влияние

философии

Гераклита и пифагорейского подхода к миру.

Объективно-идеалистическая концепция Платона весьма тесно связана

с

острой критикой "линии Демокрита" \ Хотя, как уже говорилось, Платон в

своем обширном наследии нигде открыто не полемизирует с Демокритом. \,

т. е. всех материалистических воззрений и мыслей, которые встречались

в

античной философии.

Во второй половине этого периода, который приблизительно

можно

ограничить первым и вторым путешествиями в Сиракузы, Платон дает

цельное

позитивное изложение своей системы. Лучше всего оно представлено в

работе

"Закон" ("Политея"), где его философские, политические, этические

и

эстетические взгляды объединяются в единое целое.

Большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода

познания

идеи. Он использует для его определения термин "диалектика" и

приравнивает

этот метод к трению дерева о дерево, которое в конце концов приводит

к

возникновению искры познания.

В этот период Платон вновь обращается к жизни Сократа и к его

осуждению

афинской демократией (в диалоге "Федон"), но уже как зрелый идеалист. В

его

понимании, Сократ добровольно выбирает смерть, ибо он убежден

в

нематериальности и в неуничтожимости (т. е. вечности) души.

Знаменательным переломом в развитии взглядов, Платона является

диалог

"Парменид". Этот диалог большинство исследователей считают началом

третьего,

заключительного периода творчества Платона. В нем Платон

подвергает

переоценке свое прежнее понимание идеи, рационализирует его, придавая

ему

характер общности. Вместе с тем понимание идеи, приобретает

определенную

косность (застылость). Видимо, в этот период проявляется ранее

подавленное

влияние элейской школы (о чем можно судить не только по названию диалога,

но

и по его содержанию). Характерным для этого периода является

объединение

теории "идей" с пифагорейской мистикой чисел. Это между прочим, связано и

с

укреплением личных связей с пифагорейцами, установившихся во

время

путешествия Платона в Сиракузы.

В трудах Платона своеобразным способом отражены почти все

элементы

прежних идеалистических философских учений \ Диоген Лаэртский тоже

подчеркивает "неподлинность" философии Платона, ссылаясь на Алкима. \.

Однако по сравнению с ними философия Платона является качественно

более

высокой ступенью развития идеалистической мысли. Идеализм до

Платона

проявлялся лишь "в намеках" и во многом имел интуитивный характер. Платон

же

создает рациональную идеалистическую систему с рационально

обоснованными

принципами.

Основной вопрос философии он решает однозначно -

идеалистически.

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем

своими

чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от

мира

идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы

материального

мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут

быть

подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За

эти

свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит

в

ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил

В.

И. Ленин в "Философских тетрадях", заключена уже в первой

элементарной

абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон

объясняет,

например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием

идеи

стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной

и

неизменной идеи стола Это, как говорил В. И. Ленин,

является

переворачиванием действительности. В действительности идея стола

возникает

как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е.

абстрагирование

от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает

от

реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной

по

отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют

вне

материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась

понятий),

материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного

идеализма

Платона (и рационального объективного идеализма вообще).

Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием

(т.е.

материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону,

кажущееся

бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных,

чувственно

воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от

небытия.

Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты