виднейшим
представителем идеалистической диалектической философии Нового
времени
Гегелем.
Сократ является первым из трех великих философов классического
периода.
Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном
смысле
"систематизатором" его воззрений был Платон. Именно он поднял
наследие
Сократа на качественно новый уровень.
ПЛАТОН
Платон (427-347 до н.э.) -сын афинского гражданина. По
своему
социальному происхождению принадлежал к афинской
рабовладельческой
аристократии и потому был своим человеком в кружке Сократа. В молодости
был
слушателем кружка сторонника учения Гераклита - Кратила, где познакомился
с
принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и
тенденция
Кратила к абсолютному релятивизму. Когда в возрасте 20 лет Платон
готовился
участвовать в соревновании как автор трагедии, случайно перед
театром
Дионисия он услышал дискуссию, которую вел Сократ. Она настолько
его
увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа (хотя и не
перестал
быть поэтом). Было это примерно в то время, когда афинский флот
одержал
последнюю значительную победу о Пелопоннесской войне. Платон разделял
со
всем кружком Сократа отвращение к афинской демократии. В период власти
30
тиранов (404-403 до н. э.) во главе кружка становится ученик Сократа
Критий,
который придерживался тех же взглядов, что и Сократ. После осуждения
и
смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти,
Платон
отправляется к одному из старших учеников Сократа - Евклиду - в
Мегару,
которая была традиционной соперницей Афин. Вскоре, однако, он возвращается
в
Афины и принимает участие в ее общественной жизни.
После возвращения в Афины он предпринял первое путешествие в
Южную
Италию и на Сицилию. В Сиракузах Платон попытался реализовать свои идеи
и
принял участие в политической жизни на стороне местной
аристократии,
возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего, сиракузского
тирана.
Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине
представлял
крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не была,
однако,
успешной. Дионисий выдал его, как военнопленного, послу Спарты. На
рынке
рабов острова Эгина Платона выкупают его друзья, и он вновь возвращается
в
Афины.
В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время
своих
странствий он познакомился с пифагорейской философией, которая повлияла
на
него во многих отношениях. Диоген Лаэртский даже считает, что учение
Платона
является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же
период
Платон в саду, посвященном полубогу Академу, основывает свою
собственную
философскую школу-Академию, которая становится центром античного идеализма.
В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон
вновь
пытается включиться в политическую борьбу. Однако и на этот раз
его
стремление провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого
понимания.
Подавленный политическими неудачами, он возвращается в Афины, где и
умирает
в возрастет 80 лет.
Платон оставил обширное философское наследие. Кроме "Апологии
Сократа",
"Законов", писем и эпиграмм он написал еще 34 работы в форме диалога
(что
касается 27 из них, то авторство Платона бесспорно, относительно
оставшихся
семи можно допустить и возможность подлога).
Творчество Платона имеет приблизительно три этапа. Началом
первого
является смерть Сократа. При жизни Сократа Платон, вероятно, не
писал
никаких философских произведений. В этот период он находился
под
непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни
своего
учителя. Лишь после его смерти, во время пребывания в Мегаре, он
создает
первые диалоги и трактат "Апология Сократа".
Форма всех диалогов Платона в основных чертах сходна. В диалогах
всегда
выступает Сократ, который говорит с кем-то из видных афинских или
других
граждан. Определенным, однако, исключением является диалог
"Пир"
("Симпозион"), в котором участников разговора больше, чем в других.
Сократ в диалогах "не поучает", а, как правило, задает вопросы
тому,
кто считается знатоком предмета. Искусно выбранными вопросами
Сократ
принуждает своего партнера по дискуссии точно и однозначно
формулировать
мысли. При этом обнаруживается, что в ответах партнера содержится
много
"противоречий" и нелепостей. Сократ же последовательно, взвешивая все "за"
и
"против", делает определенный вывод.
Диалоги первого периода творчества Платона,
заканчивающегося
приблизительно с основанием Академии, как правило, не выходят за
рамки
философских воззрений Сократа. Платон в этот период находится под
сильным
влиянием своего учителя и, видимо, только после его смерти глубоко
понимает
смысл учения Сократа. Прямым прославлением учителя являются
"Апология
Сократа" и диалог под названием "Критон".
Следующий период творчества Платона совпадает с первым путешествием
в
Южную Италию и на Сицилию. Постепенно изменяются содержание и
способ
философствования Платона. Он отходит от собственно
сократического
"этического идеализма" и закладывает основы объективного идеализма.
Видимо,
в этот период в мышлении Платона несколько усиливается влияние
философии
Гераклита и пифагорейского подхода к миру.
Объективно-идеалистическая концепция Платона весьма тесно связана
с
острой критикой "линии Демокрита" \ Хотя, как уже говорилось, Платон в
своем обширном наследии нигде открыто не полемизирует с Демокритом. \,
т. е. всех материалистических воззрений и мыслей, которые встречались
в
античной философии.
Во второй половине этого периода, который приблизительно
можно
ограничить первым и вторым путешествиями в Сиракузы, Платон дает
цельное
позитивное изложение своей системы. Лучше всего оно представлено в
работе
"Закон" ("Политея"), где его философские, политические, этические
и
эстетические взгляды объединяются в единое целое.
Большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода
познания
идеи. Он использует для его определения термин "диалектика" и
приравнивает
этот метод к трению дерева о дерево, которое в конце концов приводит
к
возникновению искры познания.
В этот период Платон вновь обращается к жизни Сократа и к его
осуждению
афинской демократией (в диалоге "Федон"), но уже как зрелый идеалист. В
его
понимании, Сократ добровольно выбирает смерть, ибо он убежден
в
нематериальности и в неуничтожимости (т. е. вечности) души.
Знаменательным переломом в развитии взглядов, Платона является
диалог
"Парменид". Этот диалог большинство исследователей считают началом
третьего,
заключительного периода творчества Платона. В нем Платон
подвергает
переоценке свое прежнее понимание идеи, рационализирует его, придавая
ему
характер общности. Вместе с тем понимание идеи, приобретает
определенную
косность (застылость). Видимо, в этот период проявляется ранее
подавленное
влияние элейской школы (о чем можно судить не только по названию диалога,
но
и по его содержанию). Характерным для этого периода является
объединение
теории "идей" с пифагорейской мистикой чисел. Это между прочим, связано и
с
укреплением личных связей с пифагорейцами, установившихся во
время
путешествия Платона в Сиракузы.
В трудах Платона своеобразным способом отражены почти все
элементы
прежних идеалистических философских учений \ Диоген Лаэртский тоже
подчеркивает "неподлинность" философии Платона, ссылаясь на Алкима. \.
Однако по сравнению с ними философия Платона является качественно
более
высокой ступенью развития идеалистической мысли. Идеализм до
Платона
проявлялся лишь "в намеках" и во многом имел интуитивный характер. Платон
же
создает рациональную идеалистическую систему с рационально
обоснованными
принципами.
Основной вопрос философии он решает однозначно -
идеалистически.
Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем
своими
чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от
мира
идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы
материального
мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут
быть
подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За
эти
свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит
в
ранг единственного предмета подлинно истинного познания.
Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил
В.
И. Ленин в "Философских тетрадях", заключена уже в первой
элементарной
абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон
объясняет,
например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием
идеи
стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной
и
неизменной идеи стола Это, как говорил В. И. Ленин,
является
переворачиванием действительности. В действительности идея стола
возникает
как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е.
абстрагирование
от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает
от
реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной
по
отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют
вне
материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась
понятий),
материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного
идеализма
Платона (и рационального объективного идеализма вообще).
Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием
(т.е.
материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону,
кажущееся
бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных,
чувственно
воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от
небытия.
Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123