История философии в кратком изложении

к

"Книгам сентенций" Петра Ломбардского \ "Сентенции" представляли собой

собрания избранных текстов Священного писания, а также

произведения

церковных писателей, являющиеся основой для методической

разработки

христианского учения. Первые сентенции разрабатывались и раньше,

но

подлинным систематизатором сентенций является Петр Ломбардский. Его

книги

"Сентенции" долго были основой церковного обучения. Для Ломбардского

главным

авторитетом был Августин, использовал он и идеи Абеляра и

Гуго

Сен-Викторского. \ и "Сумма теологии", которую Аквинский, однако, не

закончил.

4. Так называемые Quastiones, которые содержат полемические

рассуждения

о вопросах теологии и представляют богатый сборник набросков идей

того

времени, диспутов и рассуждений учеников и учителей в форме

тезисов,

замечаний, сомнений, вопросов с целью поддержки определенных авторов.

5. Малые трактаты по христианской догматике.

6. Апологетическое творчество, т. е. трактаты, которые

отстаивали

христианскую веру, как, например, "Сумма против язычников",

направленная

главным образом против арабов, "Об обосновании веры против сарацинов,

греков

и армян", "Против ошибок греков".

7. Трактаты из области права, философии государства и общества.

8. Трактаты о сущности ордена и орденских правилах.

9. Экзегетические \ Экзегетика - название той части теологии,

которая занимается объяснением текстов Старого и Нового заветов.

Она

направлена главным образом на обоснование божественного

происхождения

Священного писания и его абсолютного значения для всех времен. \

трактаты об объяснении Священного писания.

Главными трудами его считаются "Сумма теологии" (1266-1274) и

"Сумма

против язычников" (1259-1264). В "Сумме теологии" (т. е.

совокупности

теологических учений) разрабатывается католическая догматика. Она

становится

основным произведением всей схоластической теологии.

Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены.

Задачи

науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский признает

также

возможность достижения объективного, верного знания и отвергает

такие

представления, согласно которым действительным считается лишь

деятельность

человеческого разума. Познание должно быть направлено прежде всего

на

объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления.

И хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все.

Над

царством философского, метафизического познания находится другое

царство,

которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естественной

силой

мышления. Здесь Аквинат отличается от некоторых авторов ранней

схоластики,

например Абеляра и Ансельма, которые стремились сделать постижимой

разумом

всю область христианской догматики. Область наисущественнейших

таинств

христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и

познания

(например, триединство, воскресение и т. д.). Речь идет об

истинах

сверхъестественных, таких, как божественное откровение благая весть,

которые

содержатся только в вере.

Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина

стоит

выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна,

ибо

происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются против христианской

веры

с позиций человеческого разума, противоречат высшему, божественному

разуму,

а средств, которыми обладает человеческий разум для такого

противостояния,

явно недостаточно. Данный тезис постоянно обосновывал и доказывал Аквинат

в

полемических трактатах, направленных как против язычников, так и

против

христианских еретиков.

Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные

истины

представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает

как

ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается.

Философия

сама не может доказать сверхъестественную истину, но может

ослабить

выставленные против нее аргументы. Понимание роли философии как

орудия

теологии находит у Аквината самое совершенное выражение.

Наибольшее число элементов учения Аристотеля , содержит

томистское

учение о бытии. Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля

Аквинский

абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило

требованиям

христианской теологии

\ "Схоластика и поповщина взяли мертвое у Аристотеля, а не живое...

Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля,- а из

нее,

из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно

о

диалектике), сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски,

колебания,

приемы постановки вопросов" (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С.

326).

\.

Мир он представлял как систему, порядок, согласно которому

все

разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней. Самая

широкая

ступень - неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных,

из

которого вырастает высшая ступень - мир людей, который является переходом

к

сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей

реальностью,

вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего

является

бог.

Аквинский соединяет метафизику Аристотеля с

платоновскими

представлениями, это проявляется в понятиях эссенции и экзистенции

(сущности

и существования). Всякое сущее, как единичное, так и божественный

абсолют,

состоит из сущности (essentia) и существования (esse, existentia).

Сущность

всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое,

а

не индивидуальное. У бога сущность тождественна с существованием.

Напротив,

сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она

не

вытекает из их единичной сути. Все единичное является

сотворенным,

существует благодаря другим факторам, таким образом, имеет

характер

обусловленный и случайный. Лишь бог абсолютен, не обусловлен, поэтому

он

существует с необходимостью, ибо необходимость содержится в его

сущности.

Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо

являются

бытием сложным. Томистское решение проблемы взаимоотношения сущности

и

существования укрепляет дуализм бога и мира, что соответствует

главным

принципам христианского монотеизма.,

В понимании сущности и существования Аквинат использует и

такие

категории Аристотеля, как материя и форма. Материальные вещи

представляют

собой синтез неопределенной, пассивной материи и активной формы.

Сущим,

реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы,

которые

отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистентном, идеальном

виде,

как ангелы и души, либо являются энтелехией тела), входят в

пассивную

материю. В этом существенное отличие представлений Аквината

от

Аристотелевых, у которого форма всегда выступает в единстве с материей

с

одним исключением: форма всех форм - бог - является нетелесной.

Различие

между материальным и духовным миром состоит в том, что

материальное,

телесное состоит из формы и материи, в то время как духовное имеет

лишь

форму.

В связи с учением о форме более внимательно рассмотрим

концепцию

универсалий Аквината, которая выражает позиции умеренного

реализма.

Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах

(in

rebus) как их сущностная форма (forma substantiates); во-вторых,

они

образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного

(post

res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный

предобраз

индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом

третьем

аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле

объективного

идеализма, он отличается от Аристотеля.

Бытие бога может быть доказано, согласно Аквинату, разумом.

Он

отвергает онтологическое доказательство бога, которое дал Ансельм.

Выражение

"бог существует" не является для разума очевидным врожденным. Оно

должно

быть доказано. "Сумма теологии" содержит пять доказательств, которые

взаимно

связаны друг с другом.

Первое основано на том, что все, что движется движимо чем-то

другим.

Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае

не

существовало бы первичного "двигателя", а следовательно, и того, что

им

движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо

первым.

Этим определяется необходимость существования первого двигателя,

которым

является бог.

Другое доказательство исходит из сущности действующей причины. В

мире

имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было

действующей

причиной самого себя, потому что тогда оно должна бы быть раньше

самого

себя, а это нелепо. В такой случае необходимо признать первую

действующую

причину, которой и является бог.

Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного

и

необходимого. При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти

до

бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которое имеет

свою

необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце

концов

выясняется что существует первая необходимость - бог.

Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие друг

за

другом, которые есть везде во всем сущем, потому должна

существовать

наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог.

Пятое доказательство - телеологическое. В его основе лежит

полезность,

проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайным

и

бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл,

полезность.

Следовательно, существует разумное существо, которое направляет

все

естественные вещи и цели, им и является бог.

Очевидно, что не следует предпринимать специальных исследований,

чтобы

выяснить, что эти доказательства близки к рассуждениям Аристотеля

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты