У
воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика)
можно
различить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод,
влажное
и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по
Аристотелю,
характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого
и
сухого, воздух - теплого и влажного, вода - холодного и влажного, а земля
-
холодного и сухого.
Эти четыре элемента - основа реальных (чувственно воспринимаемых)
вещей
\ Позже в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый
элемент - "пятую сущность" (quinta essentia) - эфир. \. В то же время
Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим,
это
становится возможным потому, что все элементы являются в
принципе
(конкретной) модификацией одной и той же первой материи.
Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи
являются
результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В
отличие
от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и
определимы
посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и
образа,
формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального
бытия
(первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное
бытие.
Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи
и
формы. Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой
всей
его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому
решает
проблему отношения единичного и общего - как отношение двух
сторон
действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и
реальным
миром, столь разительный в системе Платона.
При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит
о
первых и вторых сущности Первую сущность он отождествляет с
индивидуальным
бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой. Характеризует ее
как
"то, в чем сказываете все остальное, в то время как сам он уже
не
сказывается в другом".
Первая, сущность, согласно Аристотелю, выступает
индивидуальным,
неделимым и чувственно познаваемым бытием. От первых сущностей
Аристотель
отличает вторую сущности (иногда употребляется более
адекватный
термин-вторичные). Они определенным образом производны от первых
сущностей.
Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а
являются
в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением.
Аристотель
характеризует их так: "...вторичными сущностями названы те, в которых, как
в
видах и родах, содержатся первые сущности".
Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же
время
свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-
платоновской
концепции идеализма. Если Платон признавал первичными реальным бытием
общие
и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет
индивидуального,
чувственно воспринимаемого. Вторичные сущности, постигающие общее
(под
влиянием идеалистической традиции понимаемые как неизменные),
являются
производными по отношению к конкретному, чувственно воспринимаемому
бытию.
Категории сущности (усиа) Аристотель считал основным средством
познаваемости
мира. Все другие категории служат для их определения. Эту
проблему
Аристотель решает с различных точек зрения \ В трудах Аристотеля можно
встретить различное понимание категорий. Так, в "Органоне" он вводит
десять
скорее грамматических категорий сущность, количество, качество,
отношение,
место - где, время - когда, положение, свойство, действие, пассивность.
В
"Метафизике" он вводит только три онтологические категории:
сущности,
состояние и отношение. В другом месте "Метафизики" (X, 2.1054 а 5) он
дает
иной набор категорий. Различные модификации категорий и в других
его
произведениях. Проблематикой категорий у Аристотеля в чешской
литературе
занимался К. Berky (Aristoteluv logicky odkaz... Praha, 1958. S. 5-
29).
\.
Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его
понимание
движения. С движением как категорией мы встречаемся в десятой
книге
"Метафизики", где она связывается с категориями места,
нахождения,
активности и пассивности. Ряд мыслей характеризующих понимание
Аристотелем
движения заключены, в частности, и в "Физике". Здесь философ во
многом
находится под влиянием эмпирических исследований объективно
существующей
природы. Движение тесно связывается с конкретными формами
бытия.
Подчеркивается, что "движения помимо вещей не существует". Можно найти
также
и высказывания, подтверждающие, что Аристотель считал движение вечным,
ибо
оно "всегда было и во всякое время будет".
Несколько противоречивы взгляды Аристотеля, касающиеся
источника
движения. Если Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение
.присуще
самим вещам и является самодвижением (например, в "Физике"), то, с
другой
стороны, возможно объяснение источника движения при помощи
неподвижного
первого двигателя (например, в "Метафизике"). Этот первый двигатель
(бог)
служит внешней причиной всякого движения, ему же движение- не
сообщается
ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно. "А так как то,
что
и движется, и движет, занимает промежуточное положение, то имеется
нечто,
что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность
и
деятельность".
В "Категориях" Аристотель различает шесть видов
движения:
"возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение
места".
Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В "Физике"
он
приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности,
количеству,
качеству и месту. В работе говорится и о том, что движение, относящееся
к
сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем
нельзя
найти "противное". Это свидетельствует о понимании существования движения
в
связи с наличием противоположностей (см. "Категории"). "Противным
движению
является просто покой. Противным отдельных движений являются
отдельные
движения, возникновению - гибель, увеличению - уменьшение, а изменению
места
- покой на месте. Наибольшая противоположность - это
изменение
противоположных мест, например движение вниз - движению вверх и
движение
вверх - движению вниз". Наиболее общую характеристику движению
Аристотель
дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит,
что
движение выступает, собственно, переходом возможности в
действительность.
Тем самым движение становится практически универсальным свойством
сущего.
Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность,
тесно
связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной
,
тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы
(как
реальности). В этой концепции еще отражается остаток прежнего
понимания
действительности - телеологическая интерпретация развития.
Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель
в
понимании времени и пространства. Этим категориям он уделяет
большое,
внимание как в "Метафизике", так и в "Категориях". Он видит тесную
связь
между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь времени
и
движения. О времени он говорит: "Время, таким образом, есть число движения
в
отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному,
само
непрерывно - это ясно".
Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает
его
субъективное существование, однако понимает его как "особую"
необходимую
реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя
независимо
от них. В этом смысле понятие пространства у Аристотеля
приобретает
определенные метафизические черты.
Столкновение материалистических и идеалистических подходов
проявляется
и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных
вида
причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и
причину
конечную, или целевую (кауза финалис).
Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее
характере.
В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная причина.
Формальная
причина соединена с формой как активным принципом, который творит из
материи
(как потенциал бытия) "истинную реальность". Активная, или
воздействующая
(движущая), причина также соединена с источником движения и с
процессом
собственно перехода возможности в действительность. Наиболее
высоко
Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель
и
смысл движения.
Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды
причин.
Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значение.
Понятие
формальных причин является более важным, чем познание материальных причин
-
такой вывод следует из учения Аристотеля о пассивной материи и
активной
форме. Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине -
уступка
телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание
завершения
развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием
энтелехия.
Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются
определенные
элементы идеализма и метафизичности (например, в его понимании
пространства
и времени, конечной причины, принципа целесообразности или
понятия
энтелехии), его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание
значения
первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о
движении
в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе
зародыши
материалистического и диалектического понимания действительности,
что
отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях.
Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно
найти
и в Аристотелевом понимании сознания (души). Аристотель придерживается
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123