История философии в кратком изложении

У

воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика)

можно

различить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод,

влажное

и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по

Аристотелю,

характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого

и

сухого, воздух - теплого и влажного, вода - холодного и влажного, а земля

-

холодного и сухого.

Эти четыре элемента - основа реальных (чувственно воспринимаемых)

вещей

\ Позже в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый

элемент - "пятую сущность" (quinta essentia) - эфир. \. В то же время

Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим,

это

становится возможным потому, что все элементы являются в

принципе

(конкретной) модификацией одной и той же первой материи.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи

являются

результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В

отличие

от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и

определимы

посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и

образа,

формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального

бытия

(первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное

бытие.

Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи

и

формы. Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой

всей

его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому

решает

проблему отношения единичного и общего - как отношение двух

сторон

действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и

реальным

миром, столь разительный в системе Платона.

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит

о

первых и вторых сущности Первую сущность он отождествляет с

индивидуальным

бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой. Характеризует ее

как

"то, в чем сказываете все остальное, в то время как сам он уже

не

сказывается в другом".

Первая, сущность, согласно Аристотелю, выступает

индивидуальным,

неделимым и чувственно познаваемым бытием. От первых сущностей

Аристотель

отличает вторую сущности (иногда употребляется более

адекватный

термин-вторичные). Они определенным образом производны от первых

сущностей.

Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а

являются

в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением.

Аристотель

характеризует их так: "...вторичными сущностями названы те, в которых, как

в

видах и родах, содержатся первые сущности".

Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же

время

свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-

платоновской

концепции идеализма. Если Платон признавал первичными реальным бытием

общие

и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет

индивидуального,

чувственно воспринимаемого. Вторичные сущности, постигающие общее

(под

влиянием идеалистической традиции понимаемые как неизменные),

являются

производными по отношению к конкретному, чувственно воспринимаемому

бытию.

Категории сущности (усиа) Аристотель считал основным средством

познаваемости

мира. Все другие категории служат для их определения. Эту

проблему

Аристотель решает с различных точек зрения \ В трудах Аристотеля можно

встретить различное понимание категорий. Так, в "Органоне" он вводит

десять

скорее грамматических категорий сущность, количество, качество,

отношение,

место - где, время - когда, положение, свойство, действие, пассивность.

В

"Метафизике" он вводит только три онтологические категории:

сущности,

состояние и отношение. В другом месте "Метафизики" (X, 2.1054 а 5) он

дает

иной набор категорий. Различные модификации категорий и в других

его

произведениях. Проблематикой категорий у Аристотеля в чешской

литературе

занимался К. Berky (Aristoteluv logicky odkaz... Praha, 1958. S. 5-

29).

\.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его

понимание

движения. С движением как категорией мы встречаемся в десятой

книге

"Метафизики", где она связывается с категориями места,

нахождения,

активности и пассивности. Ряд мыслей характеризующих понимание

Аристотелем

движения заключены, в частности, и в "Физике". Здесь философ во

многом

находится под влиянием эмпирических исследований объективно

существующей

природы. Движение тесно связывается с конкретными формами

бытия.

Подчеркивается, что "движения помимо вещей не существует". Можно найти

также

и высказывания, подтверждающие, что Аристотель считал движение вечным,

ибо

оно "всегда было и во всякое время будет".

Несколько противоречивы взгляды Аристотеля, касающиеся

источника

движения. Если Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение

.присуще

самим вещам и является самодвижением (например, в "Физике"), то, с

другой

стороны, возможно объяснение источника движения при помощи

неподвижного

первого двигателя (например, в "Метафизике"). Этот первый двигатель

(бог)

служит внешней причиной всякого движения, ему же движение- не

сообщается

ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно. "А так как то,

что

и движется, и движет, занимает промежуточное положение, то имеется

нечто,

что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность

и

деятельность".

В "Категориях" Аристотель различает шесть видов

движения:

"возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение

места".

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В "Физике"

он

приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности,

количеству,

качеству и месту. В работе говорится и о том, что движение, относящееся

к

сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем

нельзя

найти "противное". Это свидетельствует о понимании существования движения

в

связи с наличием противоположностей (см. "Категории"). "Противным

движению

является просто покой. Противным отдельных движений являются

отдельные

движения, возникновению - гибель, увеличению - уменьшение, а изменению

места

- покой на месте. Наибольшая противоположность - это

изменение

противоположных мест, например движение вниз - движению вверх и

движение

вверх - движению вниз". Наиболее общую характеристику движению

Аристотель

дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит,

что

движение выступает, собственно, переходом возможности в

действительность.

Тем самым движение становится практически универсальным свойством

сущего.

Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность,

тесно

связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной

,

тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы

(как

реальности). В этой концепции еще отражается остаток прежнего

понимания

действительности - телеологическая интерпретация развития.

Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель

в

понимании времени и пространства. Этим категориям он уделяет

большое,

внимание как в "Метафизике", так и в "Категориях". Он видит тесную

связь

между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь времени

и

движения. О времени он говорит: "Время, таким образом, есть число движения

в

отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному,

само

непрерывно - это ясно".

Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает

его

субъективное существование, однако понимает его как "особую"

необходимую

реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя

независимо

от них. В этом смысле понятие пространства у Аристотеля

приобретает

определенные метафизические черты.

Столкновение материалистических и идеалистических подходов

проявляется

и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных

вида

причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и

причину

конечную, или целевую (кауза финалис).

Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее

характере.

В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная причина.

Формальная

причина соединена с формой как активным принципом, который творит из

материи

(как потенциал бытия) "истинную реальность". Активная, или

воздействующая

(движущая), причина также соединена с источником движения и с

процессом

собственно перехода возможности в действительность. Наиболее

высоко

Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель

и

смысл движения.

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды

причин.

Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значение.

Понятие

формальных причин является более важным, чем познание материальных причин

-

такой вывод следует из учения Аристотеля о пассивной материи и

активной

форме. Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине -

уступка

телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание

завершения

развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием

энтелехия.

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются

определенные

элементы идеализма и метафизичности (например, в его понимании

пространства

и времени, конечной причины, принципа целесообразности или

понятия

энтелехии), его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание

значения

первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о

движении

в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе

зародыши

материалистического и диалектического понимания действительности,

что

отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях.

Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно

найти

и в Аристотелевом понимании сознания (души). Аристотель придерживается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты