История философии в кратком изложении

в

частности учения Августина. Янсеиизм распространился во Франции,

Италии,

Испании, а также в Германии и Австрии. \. К наиболее выразительным его

представителям принадлежит Блез Паскаль (1623-1662). В молодости

он

занимался интенсивным изучением естественных наук, в частности физики

и

математики. В этот период он по сути разделял картезианскую

концепцию

рационалистического механистического естественнонаучного образа

мира,

созданного Декартом.

В более поздние годы он сосредоточился на фило-софско-

теологической

проблематике, к которой подходил со спекулятивных позиций. Он

отвергает

ок-казионалистические тенденции рационалистического обоснования

христианской

веры и приходит к скептической позиции относительно

возможностей

человеческого разума и рационализма вообще.

Совершенно иначе к философскому наследию Декарта подходил другой

видный

представитель французского янсенизма - Антуан Арно (1612- 1694) \ Местом

деятельности Арно (так же как и Паскаля) был монастырь Пор-Рояль,- в

то

время главный центр французского янсенизма. \. И хотя он выступал с

критикой философии Декарта, он стал одним из главнейших

защитников

картезианского дуализма. В одной из своих основных работ - "Логика,

или

Искусство мыслить", которую он написал совместно с П. Николем \ Эта

работа занимает помимо прочего видное место в истории логики. Она

более

известна под названием "Логика Пор-Рояля". В свое время эта работа

служила

для пропаганды традиционной логики. \, Арно отсаивает мысль о двойном

пути познания истины. Разум, согласно ему, является верховным судьей

и

орудием познания истины в вещах, относящихся к материальному миру или

к

человеческой деятельности. Истина веры относится лишь исключительно к

сфере

теологии.

Арно, очевидно, осознавал недостатки этой дуалистической

концепции.

Поэтому он усиленно пропагандировал идею возможности согласия этих

двух

истин, возможности примирения разума и веры.

Арно весьма критически выступал против однозначно

идеалистической

интерпретации творчества Декарта. В этом смысле написан и его "Трактат

об

истинных и ложных идеях", направленный, в частности, против Мальбранша

и

сыгравший выдающуюся роль в дискуссиях о характере познания.

Более однозначно, чем Арно, с философским и научным наследием

Декарта

были связаны мыслители, которые основу его идейных концепций видели

в

механистически понимаемом естествознании. К этим мыслителям принадлежали

Жак

Роо (1620-1672), который в "Лекции о физике" пропагандировал по

сути

картезианскую концепцию физики, его ученик Пьер Сильвиан Режи (1632-1707)

и

др. Написанный Режи "Полный курс философии, или Всеобщая система,

согласно

принципам Декарта", который вышел в 1690 г., сыграл выдающуюся роль

в

пропаганде и защите формирующегося механистического естествознания.

Видимо,

под влиянием Гассенди и Гоббса Режи в области теории познания склонялся

к

сенсуалистской позиции. И хотя его взгляды были по

преимуществу

материалистическими, он, в частности в вопросах взаимосвязи тела и

души,

стоял в сущности на дуалистической позиции.

Значительное место среди сторонников картезианства занимает и Бернар

де

Фонтенель (1657-1757). В основе он принимает картезианскую

концепцию

познания, однако отмежевывается от четкого рационализма Декарта. Видимо,

под

влиянием Бэкона и Гоббса он большое значение придает чувственному

познанию.

Фонтенель весьма резко выступает против окказионализма. В этом

отношении

значительную роль сыграла его работа "Сомнения о физикальной

системе

окказиональных причин" (1686), которая была направлена

против

окказионалистической интерпретации философии Декарта, в частности

против

Мальбранша.

Видимо, наиболее четкая материалистическая тенденция в

интерпретации

философского наследия Декарта обнаруживается у голландского врача

Хендрика

Jle Pya (1598-1679). Так же как Режи и Фонтенель, его привлекает

Декартова

механистическая концепция естествознания. Однако в отличие от них он

в

материалистическом смысле преодолевает дуализм Декарта. Он считает

материю

(распространенную субстанцию) единственно существующей. Духовную

(мыслящую

субстанцию) он полагает производной от материи, вторичной. Свой

материализм

Ле Pya четко связывал с сенсуализмом в области теории познания.

Классики

марксизма называли его наиболее выразительным представителем материализма

во

французском философском мышлении второй половины XVII столетия.

Видным представителем нарождающегося нового философского мышления был

и

современник Декарта Пьер Гассенди (1592-1655). Его философская

мысль

формировалась примерно в тех же условиях, что и мышление Декарта.

Однако

воззрения Гассенди во многом отличались от Декартовых, а в некоторых

случаях

и противостояли им.

Гассенди получил по тем временам обширное философское

образование.

Сначала он преподавал риторику и философию, интенсивно занимался

изучением

естественных наук, в частности астрономии. В лекциях по философии

критиковал

искаженную схоластикой аристотелевскую философию. В 40-х годах

развивал

полемику с Декартом. Его критические выступления против

картезианства

содержатся, в частности, в двух работах: "Метафизическое исследование

против

Декарта" и "Метафизическое исследование, или Сомнения и возражения

против

метафизики Декарта". В них он подвергает критике ряд воззрений

Декарта,

между прочим и переход его методологического скепсиса в

первичную

достоверность - мыслящее Я. Он указывает на факт, что не только мышление,

но

и любое иное действие может быть принято в качестве такой же

исходной

достоверности. Возражения Гассенди. против Декарта вытекают во многом

из

сенсуалистских позиций (Гассенди кроме прочего поддерживал

относительно

теплую переписку с Т. Гоббсом).

Очевидно, наибольшая заслуга Гассенди состоит в том, что

для

развивающегося нового философского и научного мышления он вновь

открыл

атомистическую философию, в частности Эпикура. Этим вопросам посвящены

его

труды "Комментарий о жизни, нравах и учении Эпикура" и "Система

философии

Эпикура". Наиболее цельно свои философские взгляды Гассенди излагает

в

работе "Система философии".

Стремление очистить и отстоять атомистическую философию связано

во

многом с критикой схоластического аристотелизма. Гассенди подчеркивает,

что

схоластическая ученость деформировала учение Аристотеля. Она вычленила

и

практически абсолютизировала лишь некоторые части, в частности "Органон"

и

"Метафизику". Вопреки этому Гассенди считает, что в философском и

научном

наследии Аристотеля гораздо более ценными являются труды,

посвященные

вопросам изучения природы.

В своей "Системе философии", в разделах, посвященных

логической

проблематике, он определяет "Органон" Аристотеля как во многом

спекулятивный

труд и выражает мысль, что его значение для развития логики было

значительно

преувеличено схоластикой. Большое внимание Гассенди уделяет изучению

и

других значительных логических учений, начиная с античности и кончая

Бэконом

и Декартом. И хотя он отвергает абсолютизацию значения логики (в

частности,

аристотелевской) в вопросах истинности и мышления, но полностью признает

ее

полезность для "направления разума".

Несмотря на то что Гассенди защищает атомистическую, прежде

всего

эпикуровскую, философию от вульгаризации и обвинений, наслоившихся на нее

в

период христианского средневековья, а основные принципы

атомистической

философии во многом включает в свою философскую систему, его нельзя

считать

последовательно материалистическим мыслителем.

Защищая Эпикура, он пытался примирить эпикуреизм и

христианство.

Некоторые идеи философии Эпикура он отвергает. Хотя в принципе

принимает

разделение души на неразумную, чувственную (которая принадлежит

всем

животным) и разумную (которая принадлежит только человеку), но

отвергает

идею Эпикура о том, что обе они имеют материальный характер. Разумная

душа,

согласно Гассенди, нематериальна, вечна, сотворена богом. В

понимании

разумной души он, таким образом, весьма приближается к

схоластическому

аристотелизму, который, однако, в других частях своего творчества

резко

критикует и осуждает.

Гассенди во многом весьма тесно связан с духовным наследием

Ренессанса.

Его критика схоластики проходит через все его творчество и знаменует

его

взгляды на мораль, в которых он в соответствии с эпикуреизмом стремится

к

построению определенных, естественному характеру человека

соответствующих

принципов. Как и Эпикур, основным принципом этики он полагает

необходимость

избежать страданий, достичь нормального состояния и

пользы.

Наидоброде-тельнейщими и наиполезнейшими он считает телесное здоровье

и

душевную уравновешенность.

И хотя философские идеи Гассенди и его критические возражения

против

философии Декарта не безынтересны, его историческая заслуга состоит скорее

в

том, что он воскресил античное атомистическое учение и привлек к

нему

внимание европейских философов Нового времени.

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII в.

Уже говорилось о том, что философия Бэкона прокладывала путь

новому

пониманию науки и что она в значительной мере способствовала

восприятию

нового естественнонаучного мышления, в частности в Англии. Одним из

видных

представителей английской философской мысли является Томас Гоббс. Он

родился

в 1588 г., когда произошло победное столкновение Англии с Испанией и

был

потоплен испанский флот, так называемая Великая армада. И последующие

годы

жизни Гоббса были наполнены динамичными политическими событиями.

Гоббс

является современником начальных и высших стадий развития

Английской

революции. Политическая жизнь того времени во многом повлияла на

его

философское мышление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты