в
частности учения Августина. Янсеиизм распространился во Франции,
Италии,
Испании, а также в Германии и Австрии. \. К наиболее выразительным его
представителям принадлежит Блез Паскаль (1623-1662). В молодости
он
занимался интенсивным изучением естественных наук, в частности физики
и
математики. В этот период он по сути разделял картезианскую
концепцию
рационалистического механистического естественнонаучного образа
мира,
созданного Декартом.
В более поздние годы он сосредоточился на фило-софско-
теологической
проблематике, к которой подходил со спекулятивных позиций. Он
отвергает
ок-казионалистические тенденции рационалистического обоснования
христианской
веры и приходит к скептической позиции относительно
возможностей
человеческого разума и рационализма вообще.
Совершенно иначе к философскому наследию Декарта подходил другой
видный
представитель французского янсенизма - Антуан Арно (1612- 1694) \ Местом
деятельности Арно (так же как и Паскаля) был монастырь Пор-Рояль,- в
то
время главный центр французского янсенизма. \. И хотя он выступал с
критикой философии Декарта, он стал одним из главнейших
защитников
картезианского дуализма. В одной из своих основных работ - "Логика,
или
Искусство мыслить", которую он написал совместно с П. Николем \ Эта
работа занимает помимо прочего видное место в истории логики. Она
более
известна под названием "Логика Пор-Рояля". В свое время эта работа
служила
для пропаганды традиционной логики. \, Арно отсаивает мысль о двойном
пути познания истины. Разум, согласно ему, является верховным судьей
и
орудием познания истины в вещах, относящихся к материальному миру или
к
человеческой деятельности. Истина веры относится лишь исключительно к
сфере
теологии.
Арно, очевидно, осознавал недостатки этой дуалистической
концепции.
Поэтому он усиленно пропагандировал идею возможности согласия этих
двух
истин, возможности примирения разума и веры.
Арно весьма критически выступал против однозначно
идеалистической
интерпретации творчества Декарта. В этом смысле написан и его "Трактат
об
истинных и ложных идеях", направленный, в частности, против Мальбранша
и
сыгравший выдающуюся роль в дискуссиях о характере познания.
Более однозначно, чем Арно, с философским и научным наследием
Декарта
были связаны мыслители, которые основу его идейных концепций видели
в
механистически понимаемом естествознании. К этим мыслителям принадлежали
Жак
Роо (1620-1672), который в "Лекции о физике" пропагандировал по
сути
картезианскую концепцию физики, его ученик Пьер Сильвиан Режи (1632-1707)
и
др. Написанный Режи "Полный курс философии, или Всеобщая система,
согласно
принципам Декарта", который вышел в 1690 г., сыграл выдающуюся роль
в
пропаганде и защите формирующегося механистического естествознания.
Видимо,
под влиянием Гассенди и Гоббса Режи в области теории познания склонялся
к
сенсуалистской позиции. И хотя его взгляды были по
преимуществу
материалистическими, он, в частности в вопросах взаимосвязи тела и
души,
стоял в сущности на дуалистической позиции.
Значительное место среди сторонников картезианства занимает и Бернар
де
Фонтенель (1657-1757). В основе он принимает картезианскую
концепцию
познания, однако отмежевывается от четкого рационализма Декарта. Видимо,
под
влиянием Бэкона и Гоббса он большое значение придает чувственному
познанию.
Фонтенель весьма резко выступает против окказионализма. В этом
отношении
значительную роль сыграла его работа "Сомнения о физикальной
системе
окказиональных причин" (1686), которая была направлена
против
окказионалистической интерпретации философии Декарта, в частности
против
Мальбранша.
Видимо, наиболее четкая материалистическая тенденция в
интерпретации
философского наследия Декарта обнаруживается у голландского врача
Хендрика
Jle Pya (1598-1679). Так же как Режи и Фонтенель, его привлекает
Декартова
механистическая концепция естествознания. Однако в отличие от них он
в
материалистическом смысле преодолевает дуализм Декарта. Он считает
материю
(распространенную субстанцию) единственно существующей. Духовную
(мыслящую
субстанцию) он полагает производной от материи, вторичной. Свой
материализм
Ле Pya четко связывал с сенсуализмом в области теории познания.
Классики
марксизма называли его наиболее выразительным представителем материализма
во
французском философском мышлении второй половины XVII столетия.
Видным представителем нарождающегося нового философского мышления был
и
современник Декарта Пьер Гассенди (1592-1655). Его философская
мысль
формировалась примерно в тех же условиях, что и мышление Декарта.
Однако
воззрения Гассенди во многом отличались от Декартовых, а в некоторых
случаях
и противостояли им.
Гассенди получил по тем временам обширное философское
образование.
Сначала он преподавал риторику и философию, интенсивно занимался
изучением
естественных наук, в частности астрономии. В лекциях по философии
критиковал
искаженную схоластикой аристотелевскую философию. В 40-х годах
развивал
полемику с Декартом. Его критические выступления против
картезианства
содержатся, в частности, в двух работах: "Метафизическое исследование
против
Декарта" и "Метафизическое исследование, или Сомнения и возражения
против
метафизики Декарта". В них он подвергает критике ряд воззрений
Декарта,
между прочим и переход его методологического скепсиса в
первичную
достоверность - мыслящее Я. Он указывает на факт, что не только мышление,
но
и любое иное действие может быть принято в качестве такой же
исходной
достоверности. Возражения Гассенди. против Декарта вытекают во многом
из
сенсуалистских позиций (Гассенди кроме прочего поддерживал
относительно
теплую переписку с Т. Гоббсом).
Очевидно, наибольшая заслуга Гассенди состоит в том, что
для
развивающегося нового философского и научного мышления он вновь
открыл
атомистическую философию, в частности Эпикура. Этим вопросам посвящены
его
труды "Комментарий о жизни, нравах и учении Эпикура" и "Система
философии
Эпикура". Наиболее цельно свои философские взгляды Гассенди излагает
в
работе "Система философии".
Стремление очистить и отстоять атомистическую философию связано
во
многом с критикой схоластического аристотелизма. Гассенди подчеркивает,
что
схоластическая ученость деформировала учение Аристотеля. Она вычленила
и
практически абсолютизировала лишь некоторые части, в частности "Органон"
и
"Метафизику". Вопреки этому Гассенди считает, что в философском и
научном
наследии Аристотеля гораздо более ценными являются труды,
посвященные
вопросам изучения природы.
В своей "Системе философии", в разделах, посвященных
логической
проблематике, он определяет "Органон" Аристотеля как во многом
спекулятивный
труд и выражает мысль, что его значение для развития логики было
значительно
преувеличено схоластикой. Большое внимание Гассенди уделяет изучению
и
других значительных логических учений, начиная с античности и кончая
Бэконом
и Декартом. И хотя он отвергает абсолютизацию значения логики (в
частности,
аристотелевской) в вопросах истинности и мышления, но полностью признает
ее
полезность для "направления разума".
Несмотря на то что Гассенди защищает атомистическую, прежде
всего
эпикуровскую, философию от вульгаризации и обвинений, наслоившихся на нее
в
период христианского средневековья, а основные принципы
атомистической
философии во многом включает в свою философскую систему, его нельзя
считать
последовательно материалистическим мыслителем.
Защищая Эпикура, он пытался примирить эпикуреизм и
христианство.
Некоторые идеи философии Эпикура он отвергает. Хотя в принципе
принимает
разделение души на неразумную, чувственную (которая принадлежит
всем
животным) и разумную (которая принадлежит только человеку), но
отвергает
идею Эпикура о том, что обе они имеют материальный характер. Разумная
душа,
согласно Гассенди, нематериальна, вечна, сотворена богом. В
понимании
разумной души он, таким образом, весьма приближается к
схоластическому
аристотелизму, который, однако, в других частях своего творчества
резко
критикует и осуждает.
Гассенди во многом весьма тесно связан с духовным наследием
Ренессанса.
Его критика схоластики проходит через все его творчество и знаменует
его
взгляды на мораль, в которых он в соответствии с эпикуреизмом стремится
к
построению определенных, естественному характеру человека
соответствующих
принципов. Как и Эпикур, основным принципом этики он полагает
необходимость
избежать страданий, достичь нормального состояния и
пользы.
Наидоброде-тельнейщими и наиполезнейшими он считает телесное здоровье
и
душевную уравновешенность.
И хотя философские идеи Гассенди и его критические возражения
против
философии Декарта не безынтересны, его историческая заслуга состоит скорее
в
том, что он воскресил античное атомистическое учение и привлек к
нему
внимание европейских философов Нового времени.
АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII в.
Уже говорилось о том, что философия Бэкона прокладывала путь
новому
пониманию науки и что она в значительной мере способствовала
восприятию
нового естественнонаучного мышления, в частности в Англии. Одним из
видных
представителей английской философской мысли является Томас Гоббс. Он
родился
в 1588 г., когда произошло победное столкновение Англии с Испанией и
был
потоплен испанский флот, так называемая Великая армада. И последующие
годы
жизни Гоббса были наполнены динамичными политическими событиями.
Гоббс
является современником начальных и высших стадий развития
Английской
революции. Политическая жизнь того времени во многом повлияла на
его
философское мышление.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123