к
следующим двум парадоксальным тезисам. Первый - об
обязательности
эстетического суждения и звучит так: "Прекрасное есть то, что
нравится
вообще без понятий". Другой утверждает что "прекрасное есть то,
что
познается без понятий как предмет необходимой склонности".
К дальнейшей спецификации ощущений, которые в нас вызывают
эстетические
предметы, Кант приходит, анализируя "возвышенное". В эстетике XVIII
в.
различию между красотой и возвышенным придавалось гораздо большее
значение,
чем в наше время. Если мы называем вершины гор или бурный
океан
возвышенными, то, по Канту, речь идет об отдельном случае
прекрасных
предметов. В действительности возвышенными не являются ни горы, ни океан,
но
они своей мощью возбуждают ощущение возвышенности. Нахождение приятного
в
прекрасных предметах и нахождение приятного в возвышенных предметах
подобны,
объяснение этих обоих восприятии аналогично. Различие же состоит лишь в
том,
что прекрасные предметы вызывают у нас чувство динамики жизни, в то
время
как величественные предметы внушают нам "заторможение жизненных сил",
после
которого, разумеется, следует и более сильное их "излияние".
В дальнейшем решении проблем эстетических- суждений Кант указывает
на
"вещь в себе". Он подчеркивает, что эстетические суждения основаны
на
"неопределенной идее сверхчувственного в нас", на
осознании
"сверхчувственного субстрата", который невыразим, но настолько
определенен,
что о нем можно говорить как о "глубоко скрытом и всем людям общем
принципе
единомыслия в оценке форм, в которых предметы им даются".
Из этого видно, что проблематика "вещей в себе" не
исчерпывается
"Критикой чистого разума", что Кант вновь возвращается к этой теме
и
заканчивает ее в "Критике способности суждения" более позитивным решением.
Эстетика Канта является примером формальной эстетической теории,
в
которой эстетическое приятное освещается без отношения к познанию (лишь
в
последних исследованиях Кант опять сближает эти области). Эстетика
Канта
имеет большое значение. Позднейшая немецкая философия реагирует на
эстетику
Канта теорией истинности функции искусства, которая была
разработана
Шеллингом и,в частности, Гегелем. В этом случае, однако, искусство
вновь
подчинено понятийному сознанию как низшая составная часть, ибо
его
коммуникабельная функция является опосредованной (это есть
"излучение"
внечувст-венного значения реальности в чувственном восприятии).
ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ
Философия Фихте представляется чем-то особенным. Вызывает
недоумение,
как могла такая сложная, кажущаяся непонятной субъективно-
идеалистическая
философия иметь такое большое влияние, что тогдашние ведущие философы,
как,
например, пропагандист Канта К.-Л. Рейнгольд и особенно
представители
следующего поколения, к которому принадлежали Ф.-В.-И. Шеллинг и Г.-В.-
Ф.
Гегель, отошли от кантианства? Уже в самых первых трактатах Гегеля,
изданных
в 1801 и 1802 гг., мы сталкиваемся с влиянием Фихте. Также и
гегелевская
критика Канта в так называемой энциклопедической ("Малой") логике
имеет
определенные черты влияния Фихте. Еще больше повлиял Фихте на
Шеллинга,
который от него полностью не отошел и после того, как издал свою
"Систему
трансцендентального идеализма", несовместимую с позицией Фихте.
Гегелю
оставалось лишь объяснить различие этих двух философских систем в
трактате
"Различие между системами философии Фихте и Шеллинга" ("Differenz
des
Fichteschen und Schellingschen Systems"), написанном в 1801 г.
Уже говорилось о причинах успеха Фихте. Отвержение непознаваемой
"вещи
в себе", подчеркивание моральной и познавательной автономии человека
и
динамическое понимание сознания были позитивными элементами, которыми
Фихте
ознаменовал дальнейший этап философского развития.
Иоганн Готтлиб Фихте родился в 1762 г. в Рамменау, в Лужицком крае.
Он
родился в семье ткача и уже мальчиком должен был работать у станка.
Получить
образование ему помогает случай - его заметил хозяин и решил помочь. В
1774
г. Фихте был принят в училище в Шульпфорте. Однако; так как его
покровитель
в том же году умер, учеба Фихте. сопровождалась постоянной нуждой.
Нужда
принудила его оставить обучение, на некоторое время он становится
домашним
учителем. В 1790 г. он знакомится с трактатами Канта, которые
производят
переворот в его жизни. Чтобы встретиться с Кантом, он пешком пошел
в
Кенигсберг, где и представил ему свой первый крупный трактат "Опыт
критики
всяческого откровения" ("Kritik aller Offenbarung"). Кант помог изданию
его
трактата, а благоприятная рецензия вместе с публичным подтверждением
Кантом
авторства Фихте помогла молодому философу стать известным. В то же
время
(1793) Фихте анонимно издает два трактата в защиту французской
революции.
Один из них - "Заметка о правильности суждений общественности о
французской
революции" ("Beitrage zur Berichtigung der Urteile des Publnaims liber
die
Franzosische Revolution") - Фихте издал под своим именем вновь, уже
будучи
профессором в Иене в 1795 г. В 1794-1795 гг. он издает свой главный труд
-
"Основа общего наукоучения" ("Grundlage der gesamten
Wissenschaftslehre").
Из других его трактатов заслуживает упоминания "Основа естественного
права"
("Grundlage des Natur-rechts"), написанный в 1797 г., и лекция
"Понятие
образованного человека" ("Bestimmung des Gelehr-ten") (1794). В 1798
г.
Фихте вынужден был оставить Иенский университет, где он был
профессором
начиная с 1794 г. Увольнению Фихте способствовала легенда о нем как
о
"демократе" и даже "якобинце", которой он обязан своими трактатами
о
французской революции. Из работ, которые Фихте написал после, ухода
из
университета, большую огласку получили его "Речи к немецкой нации"
("Reden
an die deutsche Nation") (1807-1808), которые способствовали
росту
национального самосознания в Германии в период наполеоновских войн.
Позже, когда в 1810 г. был основан Берлинский университет,
Фихте
становится его первым ректором, однако вскоре отказывается от
своей
академической должности. Это дает ему возможность шире
осуществлять
лекционную деятельность. Умер он в 1814 г. от тифа. которым заразился
от
своей жены, добровольно ухаживавшей за ранеными солдатами.
Исходным пунктом философии Фихте является тезис об автономности
Я.
Видный философ из ГДР М. Бур указывает, что значение Фихте связано с
его
поддержкой французской революции после отлива революционной волны
и
отрезвления революционного подъема. Он подчеркивает, что
идеал
необусловленного Я был идеологическим выражением сопротивления
данным
отношениям, тогда как механистический детерминизм, который не
различал
природную и общественную сферы реальности, а всю реальность подчинял
слепой
необходимости, понимался как поддержка данных отношении. В этом духе
Фихте
говорит: "Строгий детерминист полностью отрицает самостоятельность Я,
на
которую ставит идеалист, и делает ее случайным продуктом", т. е. чем-
то
производным.
Наряду с общей взаимосвязью, которая выходит за рамки
философии,
принцип Фихте имеет и чисто теоретический источник. Фихте пришел к
пониманию
того, что наше осознание существования внешнего мира обусловлено
осознанием
своих восприятии как независимых от нашей воли и сопровождаемых
"ощущением
необходимости". "Откуда взялась система представлений,
сопровождаемых
ощущением необходимости?" - спрашивает Фихте и отвечает, что нх
источником
является не "вещь в себе", но "действие интеллекта". "Действенным"
здесь
называется образование чувственного опыта "чистым" Я, которое, так же как
и
у Канта, подчиняется категориям. От "чистого" Я Фихте
отличает
"эмпирическое" Я, которое не осознает это "чистое" Я. Осознается "чистое"
Я
по его результатам, которые мы, однако, не осознаем. Если бы Я со
своими
восприятиями зависело от внешнего мира, то оно было бы подчинено миру
(было
бы его "акцидентом"), потому что ощущения побуждают наши желания.
Шеллинг, который был сначала последователем Фихте, характеризуя
его
позицию, говорит, что для него Я есть все. В результате Фихте пришел к
тому,
что он провозгласил ощущения собственным продуктом Я, однако
продуктом
отчужденным, который мы, собственно, не осознаем как таковой.
Принципом теоретически "действующего" "чистого" Я является, по
Фихте,
"абсолютная производительность", т. е. ничем внешним не
обусловленное,
спонтанное образование чувственного содержания. Она тождественна с
действием
"силы представления". Вместе с тем Фихте подчеркивает, что в
"эмпирическом
сознании" (которое осознает результаты деятельности "чистого" Я и считает
ее
чем-то чужим) осознание самого себя связано с "внешним" опытом. На
вершине
всей теории "наукоучения" стоит положение: "Я полагается как
определенное
через не-Я", т. е. осознание чего-то внешнего предшествует осозна нию
самого
себя. В конкретных анализах Фихте указывает на приоритет внешнего опыта,
но,
разумеется, после теоретического объяснения его как продукта
бессознательной
деятельности самого Я.
Приведенные идеи ставят Фихте в одну линию с субъективными
идеалистами.
С исторической точки зрения Фихте сообщает новые импульсы
немецкой
классической философии. В политическом отношении он был
прогрессивной
личностью. Нельзя также забывать о том, что его субъективный
идеализм
отличается от идеализма Беркли упором на активность Я (у Беркли Я
остается
пассивным) и тем, что "чистое" Я имеет скорее общий,
надындивидуальный
характер, чем тождество с нашим личным Я. Это указывает на то, что
Фихте
занимает переходную позицию к объективному идеализму.
В творческой образности, которая является абсолютной, а поэтому
может
сама себя ограничить (это самоограничение проявляется
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123