История философии в кратком изложении

памятники не только являются ценным источником информации о духовной

жизни

своего времени, но и содержат много сведений об экономическом

развитии,

классовой и социальной структурах общества, о степени познания

окружающего

мира и о многом другом.

Ведическая литература формировалась в течение длительного и

сложного

исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев

в

Индию, их постепенным заселением страны (сначала северных и

средних

областей) и завершается возникновением первых государственных

образований,

объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят

важные

изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества

ариев

превращаются в классово дифференцированное общество с развитым

земледелием,

ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией,

содержащей

четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослужителей

и

монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней

племенной

власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры

(масса

непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения).

При этом данная социальная структура начинает развиваться и

образует

основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе

генезиса

древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные

этнические

группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это,

в

частности, дравиды и мунды.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько

групп

текстов. Прежде всего это четыре Веды (буквально: ведение - отсюда

и

название всего периода и его письменных памятников); старейшая и

важнейшая

из них - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который

формировался

относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н.

э.

Несколько .более поздними являются брахманы (возникающие примерно с Х в.

до

н. э.) - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее

-

Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического

периода

представлен очень важными для познания

древнеиндийского

религиозно-философского мышления упанишадами. Ведическая литература,

к

которой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна, ведь

только

Ригведа содержит более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах.

Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого и

длительного

исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей,

но

представляют различные течения мысли и взгляды от архаических

мифологических

образов, литургического обращения к богам, различных религиозных (частично

и

мистических) спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды

на

мир и место человека в нем.

Ведическая религия - это сложный, постепенно развивающийся

комплекс

религиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов

и

культовых обрядов. В нем проскальзывают частично архаические

индоевропейские

представления (восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода

в

Индию жили вместе с другими индоевропейскими племенами на общей

территории)

индоиранского культурного слоя (общего индийским и иранским

ариям).

Завершается формирование этого комплекса на фоне мифологии и

культов

туземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия

является

политеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем иерархия

богов

не является закрытой, одни и те же свойства и атрибуты

попеременно

приписываются различным богам. В Ригведе важную роль играет Индра -

бог

грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное

место

занимает Агни - бог огня, посредством которого исповедующий Веды

индус

приносит жертвы и таким образом обращается к остальным богам.

Продолжают

список божеств ригведского пантеона Сурья (бог солнца), Сома

(бог

одноименного опьяняющего напитка, используемого при ритуалах), Ушас

(богиня

утренней зари), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и многие

другие.

Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются

в

первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах.

Мир

сверхъестественных существ дополняют различные духи - враги богов и

людей

(ракшасы и асуры).

В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со. стремлением

найти

общий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и

процессы

окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический

порядок

( рта ), который властвует над всем, ему подчинены и боги.

Благодаря

действию рта движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются

времена

года; рта - это принцип, который руководит течением человеческой

жизни:

рождением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта - безличный

принцип,

иногда его носителем и хранителем выступает бог Варуна, наделенный

огромной

и неограниченной силой, который "поместил солнце на небо".

Основой ведического культа является жертва, посредством

которой

последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение

своих

желаний. Жертва всемогуща, и если правильно принесена, то

положительный

результат обеспечен, ибо в ведическом ритуале работает принцип "даю,

чтобы

ты дал". Ритуальной практике посвящена существенная часть

ведических

текстов, в частности брахманы, где отдельные . аспекты разработаны

до

мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех

сфер

жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим

исполнителям

культа.

Среди множества гимнов Ригведы, обращенных к различным богам

и

воспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения

в

необходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвергается и само

их

существование. "Кто такой Индра?" - спрашивает автор одного гимна

и

отвечает: "О нем многие говорят, что он не существует". В другом

месте

читаем: "Некоторые говорят, что Индра не существует. Кто его видел? Кто

тот,

кому мы должны приносить жертвы?" "Мы не знаем того, кто создал этот мир",-

констатируется в одном месте, а в другом ставится вопрос: "Что это было

за

древо, что это был за ствол, из которого вытесали небо и землю?"

Важным в этом отношении является гимн, в котором

выступает

первосущество Пуруша, которое боги принесли в жертву и из частей

тела

которого возникают земля, небо. Солнце, Луна, растения и животные, люди

и,

наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и

сами

гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров,

который

является "всем- прошедшим и будущим". В послеведический период его

образ

теряет все антропоморфные черты и в некоторых философских

направлениях

заменяется абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом

гимне

основное внимание уделено поискам неизвестного бога, который дает

жизнь,

силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый

стих

кончается вопросом: "Кому приносить жертвы?", и только последний

стих

(который является более поздним прибавлением) на этот вопрос

отвечает.

Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный

символ

первичной силы творения.

Деструкция традиционной мифологии и ведического ритуализма

проявляется,

в частности, в космологическом гимне, называемом Насадил,

который

принадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале

не

было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства

и

неба, не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Было только то единое

(тад

экам), понимаемое как нечто аморфное, нерасчлененное и лишенное

конкретного

содержания, которое само по себе дышало. "Кроме этого, ничего другого

не

было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, все это [было]

неразличимою

водою", наделенной принципом перемены самой себя на более высоком

уровне

безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в

тексте

только обозначен. Участвуют в нем, в частности, тапас (тепло) и

кама

(стремление, желание) как самородящаяся сила жизни, первичный импульс

бытия.

Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются

в

заключении, где автор спрашивает:

"Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги

появились

[только] с созданием этого [мира]... Откуда все возникло, откуда

все

образовалось? Возникло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит

за

этим [миром], тот знает. Определенно он [это] знает или не знает?" Гимн

не

является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает

и

формулирует вопросы, на которые не отвечает. Это открывало

широкие

возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным

образом

толкуют этот гимн и современные исследователи.

И в более поздних ведических текстах - брахманах -

встречается

высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых

местах

развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе

которой

возникают отдельные стихии, боги и весь мир. Процесс генезис '

часто

сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который понимается

как

абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения, мира,

а

его образ .лишен антропоморфных черт. Кроме того, в брахманах

встречаются

положения, указывающие на различные, формы дыхания ( прана ) как

первичные

проявления бытия. Здесь речь идет о представлениях, первоначально

связанных

с непосредственным наблюдением человека (дыхание как одно из

главных

проявлений жизни), спроецированных, однако, на абстрактный уровень

и

понимаемых как основное проявление бытия.

Брахманы являются прежде всего практическими руководствами

ведического

ритуала, культовая практика и связанные с нею мифологические изложения -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты