памятники не только являются ценным источником информации о духовной
жизни
своего времени, но и содержат много сведений об экономическом
развитии,
классовой и социальной структурах общества, о степени познания
окружающего
мира и о многом другом.
Ведическая литература формировалась в течение длительного и
сложного
исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев
в
Индию, их постепенным заселением страны (сначала северных и
средних
областей) и завершается возникновением первых государственных
образований,
объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят
важные
изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества
ариев
превращаются в классово дифференцированное общество с развитым
земледелием,
ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией,
содержащей
четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослужителей
и
монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней
племенной
власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры
(масса
непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения).
При этом данная социальная структура начинает развиваться и
образует
основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе
генезиса
древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные
этнические
группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это,
в
частности, дравиды и мунды.
Традиционно ведическая литература разделяется на несколько
групп
текстов. Прежде всего это четыре Веды (буквально: ведение - отсюда
и
название всего периода и его письменных памятников); старейшая и
важнейшая
из них - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который
формировался
относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н.
э.
Несколько .более поздними являются брахманы (возникающие примерно с Х в.
до
н. э.) - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее
-
Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического
периода
представлен очень важными для познания
древнеиндийского
религиозно-философского мышления упанишадами. Ведическая литература,
к
которой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна, ведь
только
Ригведа содержит более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах.
Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого и
длительного
исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей,
но
представляют различные течения мысли и взгляды от архаических
мифологических
образов, литургического обращения к богам, различных религиозных (частично
и
мистических) спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды
на
мир и место человека в нем.
Ведическая религия - это сложный, постепенно развивающийся
комплекс
религиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов
и
культовых обрядов. В нем проскальзывают частично архаические
индоевропейские
представления (восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода
в
Индию жили вместе с другими индоевропейскими племенами на общей
территории)
индоиранского культурного слоя (общего индийским и иранским
ариям).
Завершается формирование этого комплекса на фоне мифологии и
культов
туземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия
является
политеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем иерархия
богов
не является закрытой, одни и те же свойства и атрибуты
попеременно
приписываются различным богам. В Ригведе важную роль играет Индра -
бог
грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное
место
занимает Агни - бог огня, посредством которого исповедующий Веды
индус
приносит жертвы и таким образом обращается к остальным богам.
Продолжают
список божеств ригведского пантеона Сурья (бог солнца), Сома
(бог
одноименного опьяняющего напитка, используемого при ритуалах), Ушас
(богиня
утренней зари), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и многие
другие.
Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются
в
первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах.
Мир
сверхъестественных существ дополняют различные духи - враги богов и
людей
(ракшасы и асуры).
В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со. стремлением
найти
общий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и
процессы
окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический
порядок
( рта ), который властвует над всем, ему подчинены и боги.
Благодаря
действию рта движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются
времена
года; рта - это принцип, который руководит течением человеческой
жизни:
рождением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта - безличный
принцип,
иногда его носителем и хранителем выступает бог Варуна, наделенный
огромной
и неограниченной силой, который "поместил солнце на небо".
Основой ведического культа является жертва, посредством
которой
последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение
своих
желаний. Жертва всемогуща, и если правильно принесена, то
положительный
результат обеспечен, ибо в ведическом ритуале работает принцип "даю,
чтобы
ты дал". Ритуальной практике посвящена существенная часть
ведических
текстов, в частности брахманы, где отдельные . аспекты разработаны
до
мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех
сфер
жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим
исполнителям
культа.
Среди множества гимнов Ригведы, обращенных к различным богам
и
воспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения
в
необходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвергается и само
их
существование. "Кто такой Индра?" - спрашивает автор одного гимна
и
отвечает: "О нем многие говорят, что он не существует". В другом
месте
читаем: "Некоторые говорят, что Индра не существует. Кто его видел? Кто
тот,
кому мы должны приносить жертвы?" "Мы не знаем того, кто создал этот мир",-
констатируется в одном месте, а в другом ставится вопрос: "Что это было
за
древо, что это был за ствол, из которого вытесали небо и землю?"
Важным в этом отношении является гимн, в котором
выступает
первосущество Пуруша, которое боги принесли в жертву и из частей
тела
которого возникают земля, небо. Солнце, Луна, растения и животные, люди
и,
наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и
сами
гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров,
который
является "всем- прошедшим и будущим". В послеведический период его
образ
теряет все антропоморфные черты и в некоторых философских
направлениях
заменяется абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом
гимне
основное внимание уделено поискам неизвестного бога, который дает
жизнь,
силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый
стих
кончается вопросом: "Кому приносить жертвы?", и только последний
стих
(который является более поздним прибавлением) на этот вопрос
отвечает.
Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный
символ
первичной силы творения.
Деструкция традиционной мифологии и ведического ритуализма
проявляется,
в частности, в космологическом гимне, называемом Насадил,
который
принадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале
не
было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства
и
неба, не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Было только то единое
(тад
экам), понимаемое как нечто аморфное, нерасчлененное и лишенное
конкретного
содержания, которое само по себе дышало. "Кроме этого, ничего другого
не
было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, все это [было]
неразличимою
водою", наделенной принципом перемены самой себя на более высоком
уровне
безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в
тексте
только обозначен. Участвуют в нем, в частности, тапас (тепло) и
кама
(стремление, желание) как самородящаяся сила жизни, первичный импульс
бытия.
Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются
в
заключении, где автор спрашивает:
"Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги
появились
[только] с созданием этого [мира]... Откуда все возникло, откуда
все
образовалось? Возникло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит
за
этим [миром], тот знает. Определенно он [это] знает или не знает?" Гимн
не
является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает
и
формулирует вопросы, на которые не отвечает. Это открывало
широкие
возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным
образом
толкуют этот гимн и современные исследователи.
И в более поздних ведических текстах - брахманах -
встречается
высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых
местах
развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе
которой
возникают отдельные стихии, боги и весь мир. Процесс генезис '
часто
сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который понимается
как
абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения, мира,
а
его образ .лишен антропоморфных черт. Кроме того, в брахманах
встречаются
положения, указывающие на различные, формы дыхания ( прана ) как
первичные
проявления бытия. Здесь речь идет о представлениях, первоначально
связанных
с непосредственным наблюдением человека (дыхание как одно из
главных
проявлений жизни), спроецированных, однако, на абстрактный уровень
и
понимаемых как основное проявление бытия.
Брахманы являются прежде всего практическими руководствами
ведического
ритуала, культовая практика и связанные с нею мифологические изложения -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123