в определенной степени субъективно-идеалистическую интерпретацию. \. В
этих рассуждениях Локка отражается уровень тогдашнего научного знания.
Тогда
уже было известно, что звуки возникают благодаря колебаниям воздуха,
были
выработаны волновая и корпускулярная теории света. Из этого вытекает,
что
цвет, запах и вкус присущи лишь человеческому чувственному восприятию.
Теория первичных и вторичных качеств проецируется и на
проблему
"номинальных" и "реальных" сущностей. Наше понятие золота, а именно
желтый
цвет, блеск, твердость, вес, ковкость, является лишь номинальной
сущностью
золота, т. е. перечислением признаков, которых достаточно, чтобы
отличить
золото от других металлов и других веществ вообще. Люди, однако,
как
правило, это понятие проецируют на сами вещи и придают им значение
видовой
сущности, внутреннего характера или определенного "вида" вещей или
существ.
"Номинальным" сущностям противостоят "реальные" сущности, т.
е.
действительная структура вещей, состоящая из частичек, недоступных
нашему
восприятию. Эти "реальные" сущности вещей мы не знаем, однако наивно за
них
принимаем "номинальные" сущности. Скептицизм, который проявляется в
этой
теории Локка, также соответствует состоянию тогдашнего познания.
Учение о "номинальных" и "реальных" сущностях обращено также и
против
того, чтобы классификации вещей, животных и растений по видовым и
родовым
понятиям считать отражением реальных различий между ними. По Локку,
реально
существует лишь индивидуальное. Понятие видов и родов возникает потому,
что
индивидуальные вещи могут быть сходными, в какой-то мере подобными, и,
когда
мы подводим их под определенное понятие, оно приобретает тем самым
общее
значение. Смысл этой операции состоит в потребности классифицировать
и
обобщать, а не в том, чтобы познавать общую сущность.
Из того, что было сказано, видно, что Локк - приверженец эмпиризма
и
сенсуализма, но, несмотря на это, в рассуждениях о достоверности
нашего
познания он различает две ступени: бесспорное и правдоподобное
знание.
Бесспорное знание является продуктом мышления - размышления. Оно не
может
быть получено лишь на основе непосредственного внешнего опыта,
Напротив,
правдоподобное знание является продуктом непосредственного
(эмпирического)
опыта. Такое познание (Локк обозначает его также термином "мнение") еще
не
прошло через сито мыслительной деятельности - размышления.
В бесспорном знании (knowledge) он различает три ступени. Первую
он
определяет как спекулятивную, или непосредственную
(интуитивную),
опирающуюся, как правило, на мышление, основа которого - в
обобщении
внутреннего опыта. Вторую он определяет как демонстративное,
или
доказательное, знание, опирающееся на мышление, основой которого
является
обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта. Третью ступень
он
определяет как чувственное, т. е. опирающееся на идеи, прямо
постигаемые
чувствами. Последняя ступень имеет, по Локку, наиболее низкую ценность.
Его
концепция познания направлена против схоластики, в ней проявляется
тенденция
объяснения мира на основе естественных процессов. В этой связи Локк
признает
возможность постижения внешнего мира при помощи этой третьей
ступени
познания, но отвергает принятие ее в качестве основы достоверного
знания.
Следует напомнить, что основой демонстративного и спекулятивного познания
в
сущности выступает опирающийся на чувства, или рефлексию, опыт \ И в этом
положении можно усмотреть реакцию на рациональную философию
Европейского
континента, в частности на учение Декарта и Лейбница, с которыми он
прямо
или косвенно полемизирует в своем "Опыте". \.
В области общественно-научных представлений Локк является
защитником
конституционной монархии. Как и в области теории познания, где он
весьма
резко полемизирует с Декартом, так и в области общественно-научной
он
решительно отвергает концепцию абсолютизма Гоббса. В своих взглядах
Локк
исходит из естественного состояния общества. Но это естественное
состояние
не является "войной всех против всех", как у Гоббса. Наоборот,
это
"состояние равенства, в котором вся власть и правомочность
является
взаимной, один имеет не больше, чем другой". "Это состояние свободы, но
это
не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет
неконтролируемую
свободу
делать с собой и со своим имуществом все, что угодно, он, однако,
не
имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо".
Ограничивает
свободу человека естественный закон, который гласит, что "никто не
имеет
права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо
имуществе".
Свобода человека, таким образом, не абсолютна. Поэтому и власть
правителя,
полученная им на основе "договора" путем отречения подданных
от
"естественных прав", не может быть абсолютной. Всегда, по крайней мере,
она
ограничена именно тем, что является содержанием естественного
закона.
Естественный закон Локка выражает основные интересы и потребности класса,
от
имени которого он выступал,- прогрессивной в то время буржуазии:
равенство,
личную свободу и свободу предпринимательства. Значительной составной
частью
рассуждений Локка об упорядочении общества являются идеи о
разделении
власти. Они изложены, в частности, в его работе "Два трактата об
управлении
государством", где он различает власть "законодательную", "исполнительную"
и
"федеративную". Его обоснование разделения "законодательной"
и
"исполнительной" власти во многом повлияло на идеологов
французской
предреволюционной буржуазии.
Если Гоббс отказывает подданным в праве обсуждать действия
"суверена",
то Локк считает наоборот. "Договор" возникает на основе
уважения
естественного закона, естественного права. Поэтому, если суверен
(правитель)
нарушит эти права, его подданные вправе отказаться от договора.
Воззрения
Локка на характер общественного договора по сравнению со взглядами
Гоббса
представляют значительный прогресс. В них, вполне очевидно,
содержатся
зародыши идей, которые стали ведущими у идеологов французской буржуазии
в
период непосредственно перед революцией 1789 г. Поэтому, как сенсуализм
и
эмпиризм Локка повлияли на французский механистический материализм XVIII
в.,
так и его социально-политические идеи повлияли на таких
видных
представителей французского Просвещения, как Руссо и Вольтер.
При оценке значения философии Локка Гегель говорит: "Выводить
из
наблюдения опыта у англичан издавна значит то же самое, что
и
философствовать". К. Маркс оценивает историческое значение Локка
следующим
образом: "Локк обосновал философию bon sens, здравого человеческого
смысла,
т. е. сказал косвенным образом, что не может быть философии, отличной
от
рассудка, опирающегося на показания здоровых человеческих чувств". Обе
эти
оценки, хотя их авторы исходят из различных философских позиций, очень
точно
определяют основной характер философии Локка и его вклад в
развитие
философского и научного мышления Нового времени.
РАЦИОНАЛИЗМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVII в.
Рационализм Декарта, который стал предметом критики
сенсуалистски
ориентированных английских философов, прежде всего Д. Локка, нашел
много
продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто существенным
образом
способствовал обогащению и развитию философской мысли, принадлежат,
в
частности, Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.
Бенедикт (Барух) Спиноза родился в Амстердаме в 1632 г. Происходил
он
из еврейской семьи, которая в относительно терпимой религиозной
атмосфере
Голландии искала убежища от религиозного преследования в Португалии.
Свое
образование он начал в еврейской школе, где изучал тексты из
Талмуда,
Каббалы и Ветхого завета. Это образование не удовлетворяло Спинозу.
Вскоре
он знакомится с философией Декарта, которая оказала на него сильное
влияние.
Во многом под ее влиянием он расширяет свое образование в
области
естественных наук и математики. Его привлекает способ мышления,
характерный
для математики, в частности для геометрии. Так, уже в 1663 г. в своей
работе
"Принципы философии Картезия, изложенные геометрическим методом", так же
как
и в своей главной работе "Этика изложения способом, используемым
в
геометрии", он однозначно присоединяется к картезианскому рационализму
и
"геометрическому методу" как основным принципам рассуждений.
Спиноза всю жизнь прожил в Голландии. И хотя, как уже
говорилось,
Голландия в то время была страной прогрессивной (в 1609 г. здесь
происходит
первая на Европейском континенте буржуазная революция), Спиноза и здесь
не
избежал жестокого преследования со стороны как еврейских, так
и
протестантских и католических религиозных кругов.
В 1658-1660 гг. он пишет краткий трактат "О боге и человеке и
его
счастье", а в 1670 г.- "Теологическо-политический трактат" (эта
работа
представляет, собственно, первую критику Ветхого завета). Таким образом
он
способствует созданию основ научной историографии. Идеи, содержащиеся в
этих
работах, были основанием для преследования его со стороны как теологов,
так
и представителей наиболее реакционных слоев голландской буржуазии. Уже
в
1656 г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания
он
использовал еврейское имя Барух).
Несмотря на то что Спиноза достиг определенного признания
(напрнмер,
курфюрст Карл Людвиг предложил ему место профессора в
университете
Гейдельберга), прожил он жизнь в отстранении и относительной бедности.
Жил
он вне тогдашних центров образования и культуры, однако поддерживал
живые
контакты с видными представителями науки своего времени. К его
друзьям
принадлежали, например, Р. Бойль, X. Гюйгенс, он переписывался с
Г.
Лейбницем, с которым за год до своей смерти встретился лично. Кроме
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123