в
конце концов одной из причин его философской непоследовательности
и
ограниченности. Он не смог найти правильное решение взаимного
отношения
материи и духа, во многом у него проявляется влияние декартовской
концепции
субъекта (хотя он и резко выступал против врожденных идей Декарта). Все
это
ведет к тому, что в его философии можно встретить элементы дуализма.
Именно
в этом отношении философские воззрения Д'Аламбера становятся
предметом
критики его друга и сотрудника Д. Дидро (в частности, в работах
Дидро
"Разговор Д'Аламбера с Дидро" и "Сон Д'Аламбера").
Когда под давлением реакционных кругов было остановлено
дальнейшее
издание и распространение уже вышедших томов "Энциклопедии",
Д'Аламбер
расходится с Д. Дидро и другими энциклопедистами. Разрыв с
тогдашними
передовыми мыслителями нега-тивно сказывается на его дальнейшем
идейном
развитии. Так, собственно, "Введение к Энциклопедии" остается вершиной
его
философского творчества.
МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Как представители французского Просвещения, так и Руссо, и,
в
частности, французские материалисты XVIII в. являются
представителями
французской революционной буржуазии как раз накануне ее
революционного
выступления. К. Маркс и Ф. Энгельс определили французский материализм
этого
периода как "идейную подготовку буржуазной революции".
В работах представителей французского материализма второй
половины
XVIII в. своих вершин достигают материалистические тенденции в
развитии
предреволюционной буржуазной философии вообще. Их философский
материализм
тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями.
Материалистическая философия этого периода черпает как
из
предшествующего французского философского мышления, так и
из
материалистических элементов философии Декарта и английской сенсуалист-
ской
философии Бэкона и Локка. "...Существуют два направления
французского
материализма: одно ведет свое происхождение от Декарта, другое - от
Локка.
Последнее направление материализма составляет, по преимуществу,
французский
образовательный элемент и ведет прямо к социализму. Первый,
механистический
материализм, вливается во французское естествознание в собственном
смысле
слова. В ходе развития оба направления перекрещиваются" - так
характеризуют
французский материализм XVIII в. основатели марксистской философии.
Большую роль в распространении, в частности, воззрений Локка во
Франции
сыграли работы Этьенна Бонно де Кондильяка (1715-1780). В своих
основных
трудах "Опыт исследования происхождения человеческих знаний"
(1746),
"Трактат о системах" (1749) и "Рассуждение об ощущениях" (1754) он
принимает
не только сенсуализм Локка, но и локков-ское отношение к опыту
в
формировании человеческого сознания. Он однозначно отвергает
картезианскую
теорию врожденных идей, а сенсуалист-ский подход распространяет и
на
плоскость мышления. Память, мышление и суждение он рассматривает лишь
как
варианты ощущений.
Однако Кондильяк принципиально отвергает познаваемость материи и
ее
основных атрибутов. Он признает существование нематериальной души и с
этих
позиций критикует учение Спинозы о единой субстанции.
Кондильяк представляет собой соединяющий "мост" между
английским
сенсуализмом и французским материализмом XVIII в. Его историческая
заслуга
состоит в том, что он подчеркивал плодотворность сенсуалистской
теории
познания. С Кондильяком непосредственно связано и главное
течение
французском го материализма. К нему принадлежат Ламетри, Гольбах,
Гельвеций
и энциклопедисты Д. Дидро и Ж. Д'Аламбер.
Наиболее известная работа Жюльена Офре де Ламетри (1709-
1751)
"Человек-машина", которую он, издал в 1747 г. под псевдонимом, вызвала
среди
различных кругов большое недовольство. Ее открытый материализм
возбудил
прежде всего консервативные круги Франции. Поэтому Ламетри покидает
страну.
В его работе изложены почти все основные принципы, которые впоследствии
были
развиты французскими материалистами. Ламетри исходит из сенсуализма Локка
и
однозначно признает объективную основу наших ощущений - внешний
мир.
Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном.
движении,
движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи.
На
его воззрения повлияло не только картезианское понимание
распространенности,
но и философская рефлексия ньютоновской физики, в частности понятие силы
у
Ньютона. Несмотря на последовательно материалистический подход,
Ламетри
высказывает и идеи о невозможности познания сущности движения и
материи,
"Сущность движения нам не известна, так же как и сущность материи.
Нельзя
обнаружить, как движение возникает в материи".
Основной проблемой философии Ламетри (как и других
представителей
французского материализма) была взаимосвязь материи и сознания. Решает он
ее
материалистически, в соответствии с механистической
концепцией,
преобладавшей в тогдашнем естествознании. Мышление является
способностью
определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях.
О механистическом подходе к пониманию человека свидетельствует уже
само
название работы Ламетри "Человек-машина". В соответствии с этим подходом
он
считает душу материальной, "двигателем" живого организма. Различие
между
человеком и животным для него лишь количественное - в размерах и
структуре
мозга.
У Ламетри мы встречаемся с рядом плодотворных идей, которые ему
не
удалось полностью развить. Именно эти идеи во многом продолжает
следующий
представитель французского материализма, немец по происхождению, Поль
Анри
Гольбах (1723- 1789). Его "Система природы", изданная в 1770 г.,-
наиболее
систематическое изложение принципов материализма этого периода. В работе
он
пытался опровергнуть предрассудки и спекулятивные философские
и
теологические концепции, относящиеся к пониманию природы. Главной
идеей
этого произведения Гольбаха является принцип редуцируемости -
сводимости
всех явлений природы и всех природных сил к различным формам
движения
материальных частиц. В этом проявляется влияние
механистического
естествознания. Природа, по Гольбаху, не что иное, как
совокупность
различных движущих сил материи. Против картезианской
концепции,
заключающейся в том, что движение введено в материю богом, Гольбах
выдвигает
идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме движущейся
материи,
ничто не существует. В отличие от Спинозы, который считает
движение
"модусом" атрибута распространенности, Гольбах доказывает, что,
наоборот,
движение является источником всех свойств, которые считались как
Декартом,
так и Спинозой первичными, шла ли речь о распространенности,
непроницаемости
или весе.
При формулировке идеи универсальности движения Гольбах ссылается
на
Толанда. Он различает два основных вида движения. С одной стороны,
движение,
которое перемещает тела (механическое движение в собственном смысле
слова),
и с другой- скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией
и
имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных
частиц
(молекул), из которых состоит тело (оно представляет определенную
аналогию
того, что в современных терминах можно назвать микродвижением).
С понятием универсальности движения связано и Гольбахово
понимание
детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми
могут
быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой
процесс
и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно,
и
всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется
также
константными законами. Так как движение протекает закономерно и
является
универсальным, природа или- мир как целое подчинены
универсальным
закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения (причины
и
следствия) с однозначной необходимостью.
Понимание причинности и детерминизма у Гольбаха, так же как и у
других
французских материалистов этого периода, имеет механистический характер.
Оно
является абсолютизацией момента необходимости. Так как вся природа
является
не чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для
случайности.
Космос, таким образом, выступает как бесконечный ряд причин и
следствий,
причем то, что в одном случае является следствием, в другом может
быть
причиной. В эту строго детерминистическую систему Гольбах помещает
и
человека. Человек подчинен механистически действующей цепи причин
и
следствий. Очевидно, что такой подход не мог создать предпосылки
для
объяснения специфики общественной детерминированности
человеческого
поведения.
Все творчество Гольбаха, так же как и большинства
французских
материалистов, проникнуто атеизмом. "Каждый человек, который
разумно
рассуждает, скоро станет атеистом, ибо при помощи рассуждений он придет
к
тому, что теология является набором небылиц, что религия противоречит
всем
принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое
познание".
Распространению атеизма он посвятил и свою популярную работу
"Карманное
богословие, или Краткий словарь христианской религии", в которой
в
сатирической форме разбирает основные религиозные понятия.
Другой французский материалист - Клод Адриан Гельвеций (1715-
1771)
-изложил свои воззрения в двух работах: "О духе" (в русском переводе -
"Об
уме".-Пер.)-вышла в 1758 г. и "О человеке"- вышла уже после его смерти,
в
1793 г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор
подвергался
преследованиям со стороны реакционных кругов, однако среди
прогрессивных
людей Франции, Германии, Швейцарии и Англии снискал большое
уважение.
Гельвеций в этой работе дает объяснение главных философских
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123