История философии в кратком изложении

в

конце концов одной из причин его философской непоследовательности

и

ограниченности. Он не смог найти правильное решение взаимного

отношения

материи и духа, во многом у него проявляется влияние декартовской

концепции

субъекта (хотя он и резко выступал против врожденных идей Декарта). Все

это

ведет к тому, что в его философии можно встретить элементы дуализма.

Именно

в этом отношении философские воззрения Д'Аламбера становятся

предметом

критики его друга и сотрудника Д. Дидро (в частности, в работах

Дидро

"Разговор Д'Аламбера с Дидро" и "Сон Д'Аламбера").

Когда под давлением реакционных кругов было остановлено

дальнейшее

издание и распространение уже вышедших томов "Энциклопедии",

Д'Аламбер

расходится с Д. Дидро и другими энциклопедистами. Разрыв с

тогдашними

передовыми мыслителями нега-тивно сказывается на его дальнейшем

идейном

развитии. Так, собственно, "Введение к Энциклопедии" остается вершиной

его

философского творчества.

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Как представители французского Просвещения, так и Руссо, и,

в

частности, французские материалисты XVIII в. являются

представителями

французской революционной буржуазии как раз накануне ее

революционного

выступления. К. Маркс и Ф. Энгельс определили французский материализм

этого

периода как "идейную подготовку буржуазной революции".

В работах представителей французского материализма второй

половины

XVIII в. своих вершин достигают материалистические тенденции в

развитии

предреволюционной буржуазной философии вообще. Их философский

материализм

тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями.

Материалистическая философия этого периода черпает как

из

предшествующего французского философского мышления, так и

из

материалистических элементов философии Декарта и английской сенсуалист-

ской

философии Бэкона и Локка. "...Существуют два направления

французского

материализма: одно ведет свое происхождение от Декарта, другое - от

Локка.

Последнее направление материализма составляет, по преимуществу,

французский

образовательный элемент и ведет прямо к социализму. Первый,

механистический

материализм, вливается во французское естествознание в собственном

смысле

слова. В ходе развития оба направления перекрещиваются" - так

характеризуют

французский материализм XVIII в. основатели марксистской философии.

Большую роль в распространении, в частности, воззрений Локка во

Франции

сыграли работы Этьенна Бонно де Кондильяка (1715-1780). В своих

основных

трудах "Опыт исследования происхождения человеческих знаний"

(1746),

"Трактат о системах" (1749) и "Рассуждение об ощущениях" (1754) он

принимает

не только сенсуализм Локка, но и локков-ское отношение к опыту

в

формировании человеческого сознания. Он однозначно отвергает

картезианскую

теорию врожденных идей, а сенсуалист-ский подход распространяет и

на

плоскость мышления. Память, мышление и суждение он рассматривает лишь

как

варианты ощущений.

Однако Кондильяк принципиально отвергает познаваемость материи и

ее

основных атрибутов. Он признает существование нематериальной души и с

этих

позиций критикует учение Спинозы о единой субстанции.

Кондильяк представляет собой соединяющий "мост" между

английским

сенсуализмом и французским материализмом XVIII в. Его историческая

заслуга

состоит в том, что он подчеркивал плодотворность сенсуалистской

теории

познания. С Кондильяком непосредственно связано и главное

течение

французском го материализма. К нему принадлежат Ламетри, Гольбах,

Гельвеций

и энциклопедисты Д. Дидро и Ж. Д'Аламбер.

Наиболее известная работа Жюльена Офре де Ламетри (1709-

1751)

"Человек-машина", которую он, издал в 1747 г. под псевдонимом, вызвала

среди

различных кругов большое недовольство. Ее открытый материализм

возбудил

прежде всего консервативные круги Франции. Поэтому Ламетри покидает

страну.

В его работе изложены почти все основные принципы, которые впоследствии

были

развиты французскими материалистами. Ламетри исходит из сенсуализма Локка

и

однозначно признает объективную основу наших ощущений - внешний

мир.

Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном.

движении,

движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи.

На

его воззрения повлияло не только картезианское понимание

распространенности,

но и философская рефлексия ньютоновской физики, в частности понятие силы

у

Ньютона. Несмотря на последовательно материалистический подход,

Ламетри

высказывает и идеи о невозможности познания сущности движения и

материи,

"Сущность движения нам не известна, так же как и сущность материи.

Нельзя

обнаружить, как движение возникает в материи".

Основной проблемой философии Ламетри (как и других

представителей

французского материализма) была взаимосвязь материи и сознания. Решает он

ее

материалистически, в соответствии с механистической

концепцией,

преобладавшей в тогдашнем естествознании. Мышление является

способностью

определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях.

О механистическом подходе к пониманию человека свидетельствует уже

само

название работы Ламетри "Человек-машина". В соответствии с этим подходом

он

считает душу материальной, "двигателем" живого организма. Различие

между

человеком и животным для него лишь количественное - в размерах и

структуре

мозга.

У Ламетри мы встречаемся с рядом плодотворных идей, которые ему

не

удалось полностью развить. Именно эти идеи во многом продолжает

следующий

представитель французского материализма, немец по происхождению, Поль

Анри

Гольбах (1723- 1789). Его "Система природы", изданная в 1770 г.,-

наиболее

систематическое изложение принципов материализма этого периода. В работе

он

пытался опровергнуть предрассудки и спекулятивные философские

и

теологические концепции, относящиеся к пониманию природы. Главной

идеей

этого произведения Гольбаха является принцип редуцируемости -

сводимости

всех явлений природы и всех природных сил к различным формам

движения

материальных частиц. В этом проявляется влияние

механистического

естествознания. Природа, по Гольбаху, не что иное, как

совокупность

различных движущих сил материи. Против картезианской

концепции,

заключающейся в том, что движение введено в материю богом, Гольбах

выдвигает

идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме движущейся

материи,

ничто не существует. В отличие от Спинозы, который считает

движение

"модусом" атрибута распространенности, Гольбах доказывает, что,

наоборот,

движение является источником всех свойств, которые считались как

Декартом,

так и Спинозой первичными, шла ли речь о распространенности,

непроницаемости

или весе.

При формулировке идеи универсальности движения Гольбах ссылается

на

Толанда. Он различает два основных вида движения. С одной стороны,

движение,

которое перемещает тела (механическое движение в собственном смысле

слова),

и с другой- скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией

и

имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных

частиц

(молекул), из которых состоит тело (оно представляет определенную

аналогию

того, что в современных терминах можно назвать микродвижением).

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово

понимание

детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми

могут

быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой

процесс

и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно,

и

всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется

также

константными законами. Так как движение протекает закономерно и

является

универсальным, природа или- мир как целое подчинены

универсальным

закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения (причины

и

следствия) с однозначной необходимостью.

Понимание причинности и детерминизма у Гольбаха, так же как и у

других

французских материалистов этого периода, имеет механистический характер.

Оно

является абсолютизацией момента необходимости. Так как вся природа

является

не чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для

случайности.

Космос, таким образом, выступает как бесконечный ряд причин и

следствий,

причем то, что в одном случае является следствием, в другом может

быть

причиной. В эту строго детерминистическую систему Гольбах помещает

и

человека. Человек подчинен механистически действующей цепи причин

и

следствий. Очевидно, что такой подход не мог создать предпосылки

для

объяснения специфики общественной детерминированности

человеческого

поведения.

Все творчество Гольбаха, так же как и большинства

французских

материалистов, проникнуто атеизмом. "Каждый человек, который

разумно

рассуждает, скоро станет атеистом, ибо при помощи рассуждений он придет

к

тому, что теология является набором небылиц, что религия противоречит

всем

принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое

познание".

Распространению атеизма он посвятил и свою популярную работу

"Карманное

богословие, или Краткий словарь христианской религии", в которой

в

сатирической форме разбирает основные религиозные понятия.

Другой французский материалист - Клод Адриан Гельвеций (1715-

1771)

-изложил свои воззрения в двух работах: "О духе" (в русском переводе -

"Об

уме".-Пер.)-вышла в 1758 г. и "О человеке"- вышла уже после его смерти,

в

1793 г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор

подвергался

преследованиям со стороны реакционных кругов, однако среди

прогрессивных

людей Франции, Германии, Швейцарии и Англии снискал большое

уважение.

Гельвеций в этой работе дает объяснение главных философских

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты