История философии в кратком изложении

концепциями.

Одной из важных и существенных задач философии того времени было

очистить

древнюю античную философию от схоластических деформаций, сделать

доступным

ее подлинное содержание, а также в соответствии с требованиями нового

уровня

общественного и научного развития идти дальше, выйти за ее пределы

и

границы. Философия периода Ренессанса характеризуется усилением связи

с

наукой.

Очевидно, что огромные революционные изменения в

философии

сопровождались противоречиями и конфликтами. Путь к новому не проходил

по

прямой восходящей линии, но, наоборот, при сохранении общей

схоластической

ориентации в нем переплетались элементы старого и нового способов

мышления,

случались и компромиссы, но при всем этом новое философское

мышление

требовало своего выражения. Пантеизм Ренессанса, прогрессивный в

данных

исторических условиях, выражал расхождение со схоластическим

спиритуализмом.

В то время лишь в его рамках могли проявляться материалистические

тенденции,

но ни в коем случае не вне его.

Основным признаком философии Ренессанса является его светская,

земная

направленность. Если предметом средневековой философии был бог, то ныне

на

первое место выступает природа. Сосуществование и взаимное

влияние

развивающейся экспериментальной науки и философии были для

Ренессанса

необычайно важными и представляли собой перспективные зародыши

дальнейшего

развития философии.

Значение философии Ренессанса можно кратко представить в том

смысле,

что в целом она, собственно, создала основу философии Нового времени.

Период

философии Ренессанса представляет собой необходимый и закономерный

переход

от средневековых философских традиций к философии Нового времени.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Начала формирования философского мышления Нового времени

Английская философия XVII в.

Рационализм европейской философии XVII в.

Субъективно-идеалистическое завершение сенсуалистской философии

и

критическая реакция на нее

Материалистическая философская мысль в Англии

Этические учения

Философия "здравого смысла"

Французская философия XVIII в.

Начало формирования

Просвещение

Энциклопедисты

Механистический материализм

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей,

нового

способа, но также и нового содержания философствования. Этот поиск

был

реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во

вновь

сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить

как

философскую мысль Нового времени. Было бы слишком сложно и

нецелесообразно

искать четкую границу между философией Ренессанса и философией

Нового

времени в собственном смысле слова. В период, когда формируются

философские

системы Бэкона и Декарта, в Италии и остальной Европе еще не отзвучали

идеи

завершающегося Ренессанса.

Если окончательное расхождение мышления Ренессанса и его философии

с

томистски-схоластиче-ским средневековьем проявлялось как

отвержение

тогдашними прогрессивными общественными слоями феодальных отношений

и

"феодального" мышления, то философия Нового времени в собственном

смысле

слова является их программным выражением в значительной мере

уже

"осознанных" интересов и взглядов.

Впервые в цельной теоретической форме интересы и

воззрения

нарождающегося класса - буржуазии были выражены в философии Бэкона

и

Декарта. Период формирования их систем (приблизительно в последние годы

XVI

и в первой половине XVII в.) является временем постепенной

стагнации

экономического расцвета итальянских городов, а центр экономического

развития

постепенно перемещается в Англию, Голландию и частично во Францию.

Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине XVI в.

в

Нидерландах. Нидерланды были тогда экономически наиболее зрелой

частью

владений испанских Габсбургов. Испания представляла собой ненасыщаемый

рынок

для нидерландских товаров. Это было большим стимулом для

роста

мануфактурного производства, которое во многом развивается еще на

основе

средневекового ремесла. С развитием производства формируются

новые

общественные отношения и одновременно обостряются противоречия

между

Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI в. происходит

ряд

выступлений и восстаний против испанской гегемонии, которой

сопротивлялись

практически все слои нидерландского общества. Эти выступления завершаются

в

1609 г. первой буржуазной революцией в Европе.

Нидерландская буржуазная революция была первым

политическим

выступлением во многом еще не созревшего общественного класса - буржуазии.

Во второй половине XV в. державой первостепенного значения становится

и

Англия. Во время правления Елизаветы I (1558-1603) в Англии

заметно

развиваются как ремесленное производство (которое в конце

столетия

интенсивно перерастает в мануфактурное), так и торговля. С начала 60-х

годов

XVI в. Англия бескомпромиссно соперничает с Испанией в борьбе за власть

в

мире, в частности она добивается гегемонии на морях, а тем самым и в

мировой

торговле. Завершением этого соперничества является уничтожение в 1588

г.

испанской так называемой Великой армады. Этим самым Англия

становится

значительной колониальной и торговой державой. Все это ведет к

быстрому

развитию мануфактурного производства, которое основывается на наемном

труде,

т. е. на тех общественных отношениях, которые в сущности чужды

феодализму.

Грабеж колоний и "изгнание" крестьян с земли в самой Англии являются

главным

признаком происходящего в то время первоначального накопления капитала.

В

этот процесс включается и английское дворянство, которое ориентируется

на

производство сырья для развивающегося мануфактурного производства.

Нарождающаяся буржуазия и включенное по сути дела в

буржуазное

производство дворянство имеют не вполне тождественные, но

совпадающие

интересы, в частности в области экономического

предпринимательства.

Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут

этот

общественный слой (и не только в Англии) к ориентации на

действительное

познание мира, в частности природы, к ориентации на познание, которое

не

было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном

схоластикой

Аристотеле, но которое опиралось бы на практический опыт. Рост

социальной

значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и

промышленной

жизни, развитие научного, в частности естественнонаучного,

познания,

опирающегося на эмпирию и опыт, представляют социальную и

гносеологическую

основу, из которой возникла и черпаласилы как конкретная философия

Бэкона,

так и вообще вся философия Нового времени.

Для формирования науки Нового времени, в частности

естествознания,

характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на

чувство.

Поворот к чувственному познанию действительности, с которым мы

уже

встречались в эпоху Ренессанса, приносит с собой небывалый рост

фактических

данных в различных областях как формирующейся науки, так и

производственной

и социальной (ремесленной) практики.

Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией

познания

не единичных, изолированных фактов, но определенных систем,

целостностей.

Одновременно с этим перед философами и учеными встает вопрос о сущности

и

характере самого познания, что приводит к повышенной

значимости

гносеологической ориентации новой философии.

Ориентация на чувственность и практичность познания не

является,

однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки

Нового

времени, которая повлияла на характер философского мышления того

времени.

Стремление к систематизации, количественный рост и

усиливающаяся

дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не

только

ищущего причинно-следственного (связанного с законами)

объяснения

взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но

и

стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую

науку

и ее данные. Если ориентация на чувственность и практичность

познания

проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление

к

выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет' к повышению

роли

рационального рассмотрения, которое, однако, по своему характеру

ближе,

например, к Евклидовой геометрии, чем к аристотелевско-

схоластической

контемпляции (духовному созерцанию). Поэтому с развитием

чувственного,

эмпирического познания мира развивается и точное,

рациональное,

математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание

ведут

к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются

на

складывающиеся основные направления философского мышления Нового

времени

(Бэкон, Декарт).

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) жил и творил в эпоху, которая

является

периодом не только мощного экономического, но и исключительного

культурного

подъема и развития Англии (он был современником Шекспира) . Происходил

из

дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала

видное

место (его отец был лордом-хранителем печати). В молодости Бэкон

получил

соответствующее его происхождению и сословию образование. Учился он

в

Кембриджском университете. Процесс обучения, отмеченный

схоластическим

подходом, сводившимся к чтению и анализу по преимуществу

авторитетов

прошлого, не удовлетворял Бэкона. Это обучение не давало ничего нового,

в

частности, в познании природы. Уже в то время он приходит к убеждению,

что

новые знания о природе необходимо получать, исследуя прежде всего ее

самое.

Вскоре после окончания университета Бэкон (вместе со своим братом)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты