История философии в кратком изложении

понятия,

выработанные другими школами, по-своему их интерпретирует и наполняет

новым

содержанием. Это касается, в частности, традиционных

конфуцианских

категорий-порядок (ли), добродетель (дэ) и человечность (жэнь).

Много

времени он посвящает интерпретации "Дао дэ цзин". В онтологическом

аспекте

Хань Фэй стремится соединить разные понятия этих школ в новую систему.

"Путь

(дао) - это то, что делает вещи такими, как они есть, это то, что

образует

порядок (ли). Порядок-это то, что образует лицо вещей... Вещи не

могут

наполняться однажды, и в этом проявляются инь и ян". Порядок в обществе

-

это лишь чисто внешнее сокрытие недостатков. Необходимо

заново

отрегулировать отношения между людьми, и в частности между правителем

и

обществом. Так, правитель только издает законы (фа) и указы (мин), в

глубь

же интересов общества не проникает (у вэй), ибо в рамках этих

законов

выработана лишь система наград и наказаний. Хань Фэй развивает дальше

мысль

Сюнь-цзы о дурной природе человека. Человек стремится к личному успеху,

и

это следует использовать в общественных отношениях. Подданный продает

свои

способности, чтобы взамен получить нечто полезное и выгодное. Законы

служат

для регуляции этих отношений. "Если изменяются законы (фа) и указы (мин),

то

изменяются выгода и невыгода. Меняются выгода и невыгода, меняется

и

направление деятельности людей". Значит, не просто порядок, но

законы

правителя "создают" людей. Место правителя определено

божественными

небесами. Свое понимание закона Хань Фэй противопоставляет

аналогичным

понятиям других школ, интерпретируя их по-своему.

Подобным образом дается объяснение сути развития общества.

Нельзя

повторять прошлое. Новой исторической действительности

должны

соответствовать новые способы управления. Оглядки на порядок в

конфуцианском

смысле бесполезны и находятся в противоречии с характером новых

законов.

Хань Фэй выступил против других школ, воспевающих прошлое и

отвергающих

современность. Император Цинь Ши-хуан, виднейший из правителей

династии

Цинь, очень уважал Хань Фэя и поэтому под страхом смерти

запретил

деятельность других школ и учений. Их книги сжигались. Сам Хань Фэй

в

условиях этой связанной с его именем атмосферы насилия и жестокости

кончил

жизнь самоубийством.

Эклектики. Для этих мыслителей характерно стремление соединить в

одну

систему взгляды и концепции различных школ. Они утверждали, что каждая

из

школ постигает действительность своим способом и необходимо эти

способы

объединить в такую целостность, которая была бы новой универсальной

системой

интерпретации мира. Можно назвать ряд представителеи этого

направления:

Гуань-цзы, написавшего текст "Гуань-цзы", Люй Бувэй, создавшего книгу

"Люй

ши чунь цю" ("Весны и осени господина Люя"). Последний был главным

министром

в государстве Цинь (ум. в 235 г. до н.э.). Его книга представляет

собой

сборник текстов различных школ. Книга имеет ценность чисто

исторического

документа.

ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ДИНАСТИИ ХАНЬ

С началом династии Хань (II в. до н. э.- I- II вв. н.э.) вновь

стала

оживать духовная жизнь общества. Прежде всего в этом процессе важную

роль

играл даосизм. В конце II в. до н.э. на свои позиции

возвращается

конфуцианство, которое значительно приспосабливается к новым

общественным

условиям и становится государственной идеологией. Так, оно включает в

себя

некоторые концепции как легизма (касающиеся практики

общественного

управления), даосизма, так и механистического натурализма в

интерпретации

мира (учение, о пяти элементах и инь и ян).

Дун Чжуншу (179-104 до н.э.) -главный обновитель конфуцианства в

тех

условиях. Идеалистическое истолкование, в частности, учения о пяти

элементах

и функциях инь и ян приводит его к метафизическому и религиозному

объяснению

мира. Божественные небеса сознательно и целеустремленно определяют

развитие

и изменение действительности, порядок (ли) мира, сообщают людям

моральные

законы, а путь (дао) вещей следует за наивысшим в иерархии путем неба

(тянь

дао). Дун Чжуншу дуалистически делит изначально присущее вещам

имманентное

влияние инь и ян на пары, в которых господствует связь подчиненности. То

же

самое он переносит на человеческое общество, в котором,

согласно

классической конфуцианской схеме, действуют пять норм сыновней

добродетели

(сяоти): 1) человечность (жэнь); 2) правдивость (и); 3) вежливость (ли);

4)

мудрость (цжи); 5) искренность, чистосердечность (синь).

Неорганическое

соединение вещей и понятий довершается их мистической классификацией

с

использованием пяти элементов, которая доводит до

законченности

теологическо-мистическую философию всемирного соединения всего сущего.

Дун

Чжуншу сыграл большую роль в утверждении .конфуцианства как

единого

государственного учения и черпает аргументацию у авторитетов прошлого,

"Кто

сомневается относительно современности, пусть исследует древность. Кто

не

понимает будущего, .пусть обратит взгляд в прошлое". Он опирается

на

авторитет классических книг, которые интерпретирует в духе своей

метафизики.

Комментирует классические книги, написанные новым письмом. Позже, во

второй

половине I столетия до н. э., когда Лю Синь переводит тексты

классиков,

написанные старым письмом (до III в. до н.э.), мыслители разделились

на

приверженцев школ старых и новых текстов. Школа новых текстов

перенимает

мистические взгляды Дун Чжуншу, школа старых текстов этот

мистицизм

радикально отвергает, требует точного филологического изложения текстов

и

продолжает рационалистическое истолкование конфуцианской этики.

Хуайнань-цзы. - одно из даоистских произведений II в. до

н.э.,

приписываемое Лю Аню. В нем отвергается какое-либо божественное влияние

неба

и по-новому интерпретируется понятие "ци" (энергия). Ци-

выражение

человеческого жизненного естества, и так как оно является

материальным

принципом, то и обеспечивает человеку естественную связь с миром.

Ян Сюн (53 г. до н.э.- 18 г. н. э.) -сторонник старых

текстов,

выступает против мистической интерпретации конфуцианства. С

конфуцианской

социальной теорией он соединял даосистскую онтологическую

интерпретацию

мира. Его ученик Хуань Тань (43 г. до н. э.- 28 г. н. э.) продолжает

усилия

учителя в привлечении к социальной этике конфуцианства некоторых

аспектов

онтологии даосизма. Открыто .критиковал современную ему эпоху и связанную

с

ней систему Дун Чжуншу. Его взгляды близки к концепциям Ван Чуна.

Ван Чун (27-107) продолжает .линию учения Хуань Таня, которому

он

отдает дань уважения в своем обширном произведении "Критические

суждения"

(Лунь хэн). Критерий истины как единственный гносеологический

критерий,

критика телеологических интерпретаций действительности,

обожествления

природы и мистики Дун Чжуншу делают Ван Чуна самым уважаемым философом

эпохи

Хань.

Необходимость прямого познания, проверка этого прямого контакта

с

действительностью и "точное мышление, служащее последним доводом"

являются

высшей ступенью процесса получения знаний. Опора только на чувства ведет

к

ошибкам, разум, только он, может познавать вещи. Истина не является

некоей

идеальной конструкцией, но содержится в вещах и в мире.

"Следует

руководствоваться действительностью и никогда принципами человека".

Мир является соединением неба и земли, их материальной энергии (ци).

Ни

в небо, ни в землю не заложен никакой телеологический принцип,

или

направленность. "Вещи рождаются сами. Это и есть естественность".

Весьма

древний термин "ци", который в значении "дыхание", "воздух" уже встречался

в

надписях на бронзе (начало 1-го тысячелетия до н.э.), в "Книге перемен" и

у

Лао-цзы, у Ван Чуна приобретает значение материальной энергии,

присущей

всему сущему. Такое соединение человека с миром является "природным"

и

обеспечивает познаваемость вещей, ибо "между небом и землей человек

является

существом".

Согласно Ван Чуну, внутреннее движение вещей и внешняя

упорядоченность

отношений в мире между вещами- возникают благодаря воздействию

принципов

"инь" и "ян". Эти принципы действуют таким же образом и в обществе.

Этим

подчеркивается естественность развития человека, который является

частью

мира. Следует заметить, что и классическая конфуцианская схема

общественных

отношений основывается на воздействии этих же принципов.

Ван Чун завершает период критических поисков и знаменует собой

начало

последующего развития китайской философии в эпоху неоконфуцианства.

ФИЛОСОФИЯ В III-X вв.

Это время характерно нестабильностью, вытекающей из разложения

единого

государства, усилением влияния даосизма и буддизма. Их

объединяет

сосредоточенность на проблемах субъективности, что, надо полагать,

было

реакцией на отсутствие до этого времени во всех системах

проблемы

человеческой индивидуальности.

Даосизм в III-Х вв. Так называемый неодаосизм (сюань сюэ)

характеризует

дао как глубочайшее (сюань) непостижимое. Здесь можно различить

несколько

тенденций: "исповедание небытия", "исповедание бытия" и инстинктивизм.

Их

интерпретации сохранились по большей части в форме комментариев к

книгам

древности - "Книге перемен", "Чжуан-цзы", "Дао дэ цзин", "Беседы и

суждения"

Конфуция. Первая тенденция трактует дао как небытие (со ссылкой на Лао-

цзы),

как особую нематериальную сущность, противостоящую всему сущему.

В

соответствии с этим социальные и индивидуальные проблемы человека

касаются

лишь повседневной жизни. Только абсолютное безучастие, недеяние

помогают

человеку быть в согласии с небытием, которым и является дао. Эту

тенденцию

представляют Ван Би и Хэ Янь (первая половина III в.).

Пэй Вэй (ум. в 300 г.), Го Сян и Сян Сю исходят из положения о том,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты