История философии в кратком изложении

на

природу и человека. Этот процесс вел к образованию классовых обществ с

более

сложной организацией производства, к созданию письменности.

Первые

доказательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го

тысячелетий

до н. э. были получены на территории Месопотамии и Египта.

Письменные

заметки, которые первоначально применялись в хозяйственной и

деловой

областях, постепенно охватывали мир мыслей и "создателей" письма, и

всех

тех, кто получил от них это наследие, совершенствовал и использовал его.

Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей

не

представляют, очевидно, целостных философских систем с точным

понятийным

аппаратом. В них не отражена проблематика бытия и существования

мира

(онтология), нет четкости в вопросе о возможностях человека познать

мир

(гносеология). На эту ступень развития вышли лишь античные

мыслители,

которые стоят у начала традиции европейского философского мышления.

Развитие

древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции

не

было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия

мысли

древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние

на

греческую культуру в самых древних ее слоях. Однако

систематическое

исследование ближневосточных цивилизаций сравнительно молодо и

едва

превышает сто лет.

Примечательно, что древнейшие античные философы жили в

греческих

колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не

только

были окружены восточной материальной культурой, не только

ощущали

политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились

с

различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т. д.

Этот

живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был

влиять

на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить

свое

мировоззрение. Их наивный спекулятивный подход к вопросам о том,

что

является причиной, основой и принципом всего существующего, что

такое

движение и каков источник изменений, происходящих в природе, лишь

постепенно

освобождался от ряда представлений и понятий, взятых из мифов,

как

собственных, греческих, так и соседних народов.

Миф - одна из форм выражения человеком своего отношения к миру

и

опосредованного постижения социальных отношений определенной

целостности.

Это - первый, пусть фантастический, ответ на вопросы о возникновении мира,

о

смысле естественного порядка. В нем определяется также предназначение

и

содержание индивидуального человеческого существования.

Мифическое

изображение мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит

ряд

иррациональных элементов, отличается антропоморфизмом и персонифицирует

силы

природы. Однако оно содержит и сумму знаний о природе и

человеческом

обществе, приобретенных на основе векового опыта. В

этой

недифференцированной целостности мифа отражались изменения и

в

социально-экономической структуре общества, и в политических силах

в

процессе централизации древнейших государственных образований.

Важным условием появления новых сведений о человеке и о

природных

силах, которые его. окружают, было углубляющееся разделение труда

и

формирование древнейших классовых обществ. К. Маркс и Ф. Энгельс в

"Немецкой

идеологии" выделяют этот момент как основную предпосылку развития

всякого

теоретического мышления. "Разделение труда становится

действительным

разделением труда лишь с того момента, когда появляется

разделение

материального и духовного труда. С этого момента сознание

может

действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем

осознание

существующей практики, что оно может действительно представлять

себе

что-нибудь, -не представляя себе чего-нибудь действительного,- с

этого

момента сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти

к

образованию "чистой" теории, теологии, философии, морали и т. д.".

Одним из конкретных проявлений этой новой ситуации было, по К. Марксу

и

Ф. Энгельсу, возникновение социальной группы, которая

профессионально

занимается "чистой" теорией. В древнейшие времена подобную группу

составляли

прежде всего священнослужители. Их политические и экономические

интересы

поэтому воплощались в религиозные представления, . содержащиеся

в

мифологическом объяснении мира, и модифицировали их. Осуществлялось

это

прежде всего там, где мифологическое предание становилось частью

культа.

Общественная практика, однако, постоянно накапливала знания и опыт,

которые

нужно было брать во внимание и которые, создавая предпосылки

для

возникновения отдельных научных дисциплин, влияли на развитие

теоретического

мышления.

Этот процесс можно проследить во всех регионах Ближнего

Востока.

Наглядным примером может служить его развитие в Месопотамии. С начала 2-

го

тысячелетия до н. э., о чем говорят письменные памятники, здесь

развивались

общества оседлых земледельцев. Экономическое развитие, политическое

влияние

и культурный расцвет этих старейших классовых обществ в значительной

мере

связаны с интенсивным земледелием, с развитием ирригационной

системы.

Специфические природные условия ускоряли процесс разделения труда

и

связанную с ним социальную дифференциацию. Рука об руку с

углубляющимся

разделением труда шли концентрация населения в городах, развитие

ремесла,

торговли и дальнейшая специализация труда.

Все эти факторы весьма интенсивно воздействовали на сознание

человека.

Новые хозяйственные виды деятельности предполагали практическое

овладение

многими природными закономерностями и их понимание. Строительство

обширных

ирригационных систем, больших городов, дворцов, храмов, развитие ремесел

н

интенсивное земледелие требовали, безусловно, большого опыта и знаний.

Для

их закрепления и передачи требовались специальная терминология,

понятийный

аппарат, что служило одной из предпосылок дальнейшего практического

развития

определенных областей знания, закладывающих основы будущих

научных

дисциплин: математики, геометрии, механики, астрономии и т. д.

Автономизацию

рационального подхода к реальности от иррационального можно проследить и

в

медицине, где наряду с магической практикой начинают применяться

операции,

действительно исходящие из познания некоторых естественных

функций

организма.

Рациональный подход к явлениям природы, связанный с конкретной

трудовой

деятельностью, создал предпосылки для образования ряда научных

направлений.

Этот процесс не мог, однако, быть завершен до тех пор, пока природа

как

целое оставалась персонифицированной божествами, деятельность и воля

которых

познавались лишь посредством религиозных обрядов. Более того,

истолкование

"божественной воли" монополизировали священнослужители.

Зависимость индивида от мифологических представлений в течение

всей

долгой истории Месопотамии была значительной. Источники того

времени

свидетельствуют об изменениях, которые происходили в этой области

в

различные периоды. Важным доказательством секуляризации мышления в

области

общественных отношений являются старейшие сборники правовых норм

и

предписаний. Сохранились шумерские и древне вавилонские правовые

предписания

конца 3-го - начала 2-го тысячелетия до н. э. Регуляция жизни

общества

нормами, провозглашенными правителем, бесспорно, принадлежит к

важным

проявлениям процесса автономизации человеческого мышления по отношению

к

универсальному мифологическому воззрению на мир. Вопрос вины и

наказания,

исходящий уже не из традиционно существующих этических норм, а из

новых

экономических и социальных потребностей правящего класса, выходит за

пределы

области религиозной жизни и в большинстве случаев избавлен от

различных

"сверхъестественных" вмешательств. В постановлениях правители еще

обращаются

к божественному авторитету, но конкретное содержание правовых мероприятий

и

их воплощение носят по преимуществу светский характер и соединяют

текущую

практику с конкретными потребностям" правителя при организации общества

и

укреплении собственной власти.

Рациональное отношение человека к природе и обществу, проявившееся

в

понимании некоторых естественных и общественных

закономерностей,

непосредственно связанных с повседневной практикой, не вызвало, однако, ни

у

шумеров, ни у вавилонян потребности искать новые ответы на вопросы

о

возникновении космоса, о сущности природных явлений и о месте человека

в

мире. Космогонические воззрения, содержащиеся в старейших

месопотамских

мифах, прошли определенное развитие, в них отразился новый социальный

и

политический опыт: эти изменения можно найти и в представлениях о

месте

человека, и в этических нормах, но миф всегда оставался формой

объяснения

этих мировоззренческих представлений.

Миф в древней Месопотамии служил универсальным объяснением

достигнутого

уровня познания. Однако наряду с религиозными представлениями он содержал

и

предпосылки развития науки и философии. В этом смысле он интегрировал в

себе

элементы, между которыми постоянно имелось противоречие. С одной

стороны,

для человека Месопотамии существовал ряд вещей познанных и освоенных,

с

другой - неизвестный и враждебный мир природы. Справиться с

непонятными

явлениями действительности можно было в эту эпоху лишь

"созданием"

устойчивого космического порядка, на который проецировались

существующие

общественные отношения. Поэтому космогонические мифы содержат

символическую

борьбу принципов порядка и хаоса: хаос всегда враждебен богам и людям.

В самой распространенной космогонии месопотамского мира "Энума

элиш".

("Когда наверху..."), которая имеет аналоги и в соседних регионах и

во

многом напоминает греческую мифологию, порядок представляет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты