История философии в кратком изложении

что

"ничто не может быть до вещей". Все возникает естественно и развивается

само

по себе, а человек должен только заботиться о позитивно понимаемом бытии.

Из

этого следует, что "недеяние" (у вэй), проповедуемое Лао-цзы, не

является

абсолютной бездеятельностью, оно есть выражение естественного отношения

к

вещам и к миру. Также и каждый индивид должен действовать естественно,

сам

по себе, без внешнего влияния и принуждения.

Гэ Хун (284-363) излагает свои взгляды в тексте "Баобу-цзы". Важным

для

того времени является его отрицание обожествления мыслителей прошлого.

Он

разрабатывает конфуцианское социально-этическое учение и

даосистское

требование естественного отношения к миру, которые приобретают у него

форму

стремления возврата к природе. Личность может вернуться к природе и

при

помощи алхимии, ибо естество человека тождественно природе.

Согласно инстинктивистам, человек должен жить как "волна воды,

гонимая

ветром", сосредоточиваясь на мгновенных движениях и инстинктах,

без

рефлексии и не связывая себя общественными нормами.

Буддизм. Буддизм проник в Китай в I-II столетиях н. э. Получает

широкое

распространение в IV в. и является единственной пришедшей извне философией

и

религией, которая надолго укоренилась в Китае.

В VI в. император У-ди провозглашает буддизм даже

государственным

(официальным) учением. Буддизм оставляет заметные следы в

литературе,

изобразительном искусстве, а также в философии. Однако он никогда

не

прерывал естественную атеистическую традицию в китайской

философии.

Наибольшего влияния достигают так называемые школа пустоты и школа чань-

цзун

(японский дзэн).

Согласно чаньской школе буддизма, высшую истину нельзя

выразить

символами .и знаками. Озарение, нирвана (не-пань) не

достигаются

упражнениями, но проявляются внезапно как внутренний опыт, раскрывающийся

в

одно мгновение. Достижение такого проникновения в истину возможно

тогда,

когда человек живет без цели (у синь) и без направленной деятельности

вэй), т.е. без каких-либо волевых проявлений. Учение чаньской школы

пришло

из Индии, а сообщил ему завершенную форму Хуэй-нэн (638- 713).

Неоконфуцианство. Критика буддизма, в частности в вопросах сути

и

способа- существования человека, была очень сильной. В VI в. с

такой

критикой выступает, в частности, Фань Чжэнь, который в "Рассуждениях

об

уничтожимости души" (Шэнь ме лунь), основываясь на тезисе "Тело

является

материальной основой души, душа же есть проявление тела", выступает

против

дуалистической интерпретации человека и утверждает его

естественное

происхождение. С критикой буддийского дуализма начинается

ренессанс

конфуцианства (Хань Юй (768-824), Ли Ао (ум. 844) и Линь Шэнь-ши

(ок.

840-880)). Этот период-эпоха династии Тан (618-906) -подготовил

наступление

неоконфуцианства.

Неоконфуцианство (дао сюэ, т. е. учение о дао, однако не в

даосистском

смысле, а как продолжение традиции конфуцианцев) представлено прежде

всего

двумя различными направлениями: 1) ли сюэ-учение о ли (порядке) как

сущности

мира; 2) синь сюэ - учение о синь (мышлении) как основе мира (о

котором

говорится так же, как о школе син ли). Неоконфуцианство опирается

на

некоторые положения даосизма, изложенные в "Книге перемен", а также

на

положения тех конфуцианцев, чьи взгляды совпадают со взглядами Ван Чуна.

Чжу Си (1130-1200) был наиболее выдающимся представителем

первого

направления \ Кроме Чжу Си представителями этого направления были Сяо

Юн

(1011-1077), Чжоу Дунь-и (1017-1075), Чань Цай (1020-1077). Чень-

Хао

(1032-1085), Чен И (1017-1073). \. Онтологические вопросы он решает

при

помощи, категорий ли и ци. Ли представляет основу сущего, оно, однако,

не

возвышается над вещами как абсолютный разум. Если нечто существует, то

оно

имеет ли, "это значит, что все явления и вещи имеют свои собственные

способы

существования". Ци представляет материальную форму вещей. "Ли только

одно,

но его проявления бесконечны. Ли является путем (дао) всех явлений, ци -

это

материальная энергия, из которой состоит каждая вещь... ли еще никогда

не

отделялось от ци", ибо единство мира обеспечивает единство вещей на

их

собственном пути, тогда как "ли и ци присутствуют во всех вещах

вместе".

Материальная энергия (ци) упорядочивается в вещах под воздействием инь и

ян

участвующих в движении внутри вещей и в мире. А вследствие того что

мышление

человека (синь) содержит ли, как оно присутствует и во всех других

явлениях,

мир может познаваться человеком.

Лу Цзююань (1139-1192) был видным философом второго

направления.

Мышление (синь) не познает мир, но мир содержится в мышлении,

поэтому

человек может различать вещи и их классифицировать. Этот

субъективный

идеализм Лу Цзююаня в дальнейшем разрабатывает Ван Янмин (1472-

1528),

согласно которому мышление не может существовать вне человека, ибо ли

не

проявляется вне человеческой мысли:

Существует только тот мир, который человек познает и

который

управляется его мыслью. Человеческий дух в то же время является и

мировым

духом (тянь-синь). Он везде сопутствует людям, и, таким

образом,

самопознание мира - врожденное качество людей. Поэтому в познании

человек

должен руководствоваться интуицией.

* * * * *

Неоконфуцианством мы заканчиваем краткий обзор китайской

философии.

Несомненно, что оно было им пульсом также и для развития

европейской

философии, где из него черпали идеи, в частности, Лейбниц и Вольф.

Европа

знакомится с неоконфуцианством и со всей китайской философией в конце XVII

и

в XVIII в.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение

Досократовская философия

Предшественники первых философов

Милетская школа

Гераклит Эфесский

Элеаты

Пифагор и пифагорейцы

Эмпедокл и Анаксагор

Древнегреческие атомисты

Античная философия классического периода

Софисты

Сократ

Платон

Малые сократические школы

Аристотель

Философия эллинистического и римского периодов

Эллинистическая философия

Римская философия

ВВЕДЕНИЕ

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н. э.

Своим

характером и направленностью содержания, особенно методом

философствования

она отличается от древних восточных философских систем и

является,

собственно, первой в истории попыткой рационального постижения

окружающего

мира.

Определенные философские элементы, естественно, появлялись и

до

возникновения философии как таковой, им, однако, нельзя

приписывать

методологическую последовательность, характерную для греческой философии.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить

четыре

основных этапа \ Разумеется, возможны и другие варианты периодизации.

См., напр.: Tatarkiewicz V. Historia filozofii I. Warszawa, 1970.-S.

6;

teller E. Die Philosophie der Griechen. Tubingen, 1844-1852; Diets

H.

Doxografi Graeci. Berdini, 1879; Fragmente der Vorsok-ratiker. Berlin.

1903;

Кгапг W. Voi sokratische Denker. Berlin, 1939; Capelle W. Die

Vorsokratiker.

Leipzig, 1935. \.

Первый этап (от формирования собственно греческого

философского

мышления до перелома V-IV вв. до н.э.), как правило, определялся

как

досократовский, а философы, работавшие в это время,- как

досократики.

Философское движение в период жизни Сократа представляет

действительно

знаменательный рубеж в развитии античного философского мышления,

который,

однако, нельзя связывать исключительно с личностью Сократа. Потребность

в

новом типе знания (а значит, и философствования) вызвана прежде

всего

существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в

Афинах,

стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый

тип

мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику,

говоря

сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого

полиса.

Определенным образом они замыкают этот этап развития античной философии,

ибо

выступают с тематикой, которая уже типична для философии

сократовского

периода.

Второй этап - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV

в.

до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием

и

деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является

также

вершиной развития греческой рабовладельческой демократии Культурная,

научная

и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах И хотя

после

поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное

положение

среди греческих городов, однако остаются центром греческой культурной

и

научной жизни. Укрепление политического влияния Македонии и ее гегемония

над

греческими городами означали конец классической греческой демократии.

С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим,

так

и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии

античной

философии (конец IV-II в. до н. э ) В подавляющем большинстве работ

этот

период определяется как эллинистический. В отличие от классического

периода,

когда возникли значительные философские системы, в это время на

арену

выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие

из

них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде

всего

они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной

философии

(I в. до н. э-V-VI вв. н. э ) \ В литературе приводятся две относительно

точные даты: 476 г.-упадок Западно-Римской империи или 529 г.-

закрытие

философских школ в Афинах императором Юстинианом. \ приходится на

период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом

он

связан с греческой культурой, а в философии является скорее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты