История философии в кратком изложении

на

него словами: "Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем

я

его слушаю".

К главным трактатам Бруно относятся философские диалоги "О

причине,

принципе и едином", "О бесконечности, вселенной и мирах", в которых

ставятся

проблемы бесконечности мира, его динамического единства и

вечности.

Праосновой выступает Единое, материя, которая является

неразвернутой

причиной всего существующего, субстанциональной возможностью

всего

развернутого, конкретного. В Едином заключается внутренняя

способность,

материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм: "Оно

наконец

созревает в единую подлинную и универсальную субстанцию, которая

является

одной и той же во всем (которая называется сущее), праосновой всех

различных

видов и форм... Оно само является Единым, бесконечным,

неподвижным,

субстратом, материей, жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе".

Эту

способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в

разнообразии,

Бруно называет "душой мира", которая не только существует внутри материи,

но

и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий

разум,

является внутренним действием материи, формирует ее изнутри.

"...Универсальной действующей причиной в природе является

универсальный

разум - первая и главная сила мировой души; мировая душа - его

универсальная

форма". "Это и есть то нечто, что не меняется, что все наполняет,

что

освещает весь универсум и побуждает природу, чтобы она

соответствующим

способом образовывала свои виды". В стремлении опровергнуть

воззрения

перипатетиков о внешнем, чуждом вмешательстве в природу, материю,

стремясь

преодолеть ложность схоластического дуализма и креационизма, он приходит

к

идее о всеобщей одушевленности материи \ "Говорю, что если жизнь

находится во всем, то-душа является формой всех вещей. Всем владеет, во

всем

управляет, что есть сложено, решает о сложении и содружности частей.

И

поэтому форма существует, столько, сколько существует и материя" (Ibid.

S.

172). \. Его философия природы имеет характер панпсихического

материализма.

С этих позиций он выступает против схоластического

подхода,

утверждающего, что материя - это лишь некая "чистая" возможность, и

против

аристотелевского понимания материи как пассивной и выдвигает учение

о

материи как активном, творческом принципе.

Материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма

является

внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным

извне,

приданным.

Материя существует не только как причина разнообразных

изменений

реальности, не только в качестве возможности (в смысле

неразвернутой

праматерии, субстанции), но она выступает как Единое и в бытии, и

в

реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и

многое,

минимум и максимум; в единичном содержится полнота, универсальность

бытия,

но не "вполне, тотально", потому что "каждая вещь является единой, но

не

единым способом". В этих подходах развивается мысль о

совпадении

противоположностей, направленная против дуализма средневековой

схоластики.

Бруно говорит о противоречивом единстве устойчивости,

неподвижности,

бесконечности Единого и неустойчивости, многосторонности этого

Единого,

проявляющегося во множественности и развернутости. Мир является

Единым,

которое состоит из множества самостоятельных единиц. Космос есть

структура,

состоящая из дискретных частей, атомов, существующих в

непрерывной

бесконечности. "Атомизм" Бруно заключается в его учении о минимуме

и

максимуме. Физическим минимумом является атом, математическим минимумом

-

точка, минимумом метафизическим - монада. Образование монад неповторимо,

но

каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум. В

своей

методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и материю, природу

и

мировую душу (бога) (см. "О монадах, числе и форме", 1591).

Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Движение как

внутренний

принцип природы является не случайным, но необходимым. "...Целое, если

оно

бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него

искали

источник движения". "Неподвижность" целого Бруно понимает как

абсолютность

движения, как бесконечное существование движения и изменений, поэтому

не

следует искать некий внешний источник движения (бога как первого

двигателя,

создателя, творца).

Тезис о бесконечности вселенной имеет основополагающее значение

для

космологии Бруно. Космос - одновременно пустая и одновременно

наполненная

бесконечность \ "Говорим о. них (т. е. о косми.ческих телах.- Авт.), что

они сложены из наполненности и пустоты, ибо дух, воздух, некий эфир не

суть

только вокруг этих тел, на кроме прочего он проникает через них и

находится

тем самым внутри всех вещей,. Используем же мы выражение "пустота" по

тому

самому поводу, па которому мы отвечаем на вопрос, где есть тот

бесконечный

эфир и миры" (Ibid. S. 262- 263.). \. Вне космоса нет ничего иного, он

является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира

не

является божественным атрибутом, как это доказывает теология.

Бруно

отвергает также представление о том, что мир находится на

некотором

особенном месте, окруженном пустым пространством, или богом.

Бруно создает новую космологию, которая восходит к гениальным

открытиям

Коперника, и делает из гелиоцентрического понимания мира

радикальные

философские выводы. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки

зрения

обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта

в

отношении конечных вещей. Бесконечность нельзя понять лишь с

помощью

представлении о том, что меньше и что больше. Здесь необходим

философский

разум. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не

имеет

привилегированного положения, не существует никакого размещенного в

центре

внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием

концепции

физического единства вселенной у Бруно является гипотеза,

выражающая

возможность существования жизни и на других планетах.

Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой

душе

проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима

от

одушевленной материи. Человеческая душа отличается от душ животных

своей

особой "конфигурацией" - строением, зависящим от физической

структуры

телесных органов. Бруно развивает также идею классиков древности о

значении

руки и труда для развития разума. Цель разума - проникновение в

глубину

явлений, познание закономерностей природы, т. е. ее

"божественности".

Познание начинается с восприятия и идет к представлениям, рассудку и

разуму.

Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание

является

бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.

Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем

случае

теологическими. В отличие от догматического авторитаризма Бруно делает

упор

на том, что основой твердого и истинного знания должно быть сомнение,

однако

не в его абсолютизированном значении, не в виде скепсиса. Как и

другие

мыслители Ренессанса, он говорит о практическом значении познания,

о

"магии", т. е. о таком активном воздействии, которое состоит в

раскрытии

"тайн" природы.

Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро,

которое

неограниченно реализуется во вселенной (Единое и есть добро). Однако

борьба

за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении

должен

преодолевать страх личной гибели, уничтожения. Истинным

мерилом

нравственности является деятельность, земные цели человека. Он

отвергает

пассивный аскетизм религиозной веры, выступает и против

пассивного

гедонизма. Человеческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной

к

бесконечности, частью которой является он сам. Человек должен

познавать

вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя.

Атеистическая философия Бруно обусловлена

историческими

обстоятельствами, эпохой. Его атеизм ограничен пантеизмом,

содержащим,

однако, сильные материалистические тенденции. Атака Бруно на

тогдашнюю

церковь и ее учение, на основания веры (например, отрицание загробной

жизни

и т. д.) была проявлением воинствующего духа философа и ученого. В

вопросах

религии он выступил, можно сказать, более остро и бескомпромиссно,

чем,

например, позже это сделали Ф. Бэкон и Р. Декарт. Он отверг

догматическое

авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в

проблемы

общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что

религия

может иметь исключительное влияние на примитивные народы. В будущем

место

религии откровения должна занять "религия разума". Ее исходные моменты

он,

собственно, и обозначил в своей философской системе.

Пантеистическая философия природы Бруно завершает

развитие

ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой,

в

которой естествознание развивается на экспериментальных и

математических

основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира,

новый

подход к вопросам методологии наук.

К философам последующего времени, на которых оказал влияние

Бруно,

относятся Спиноза (пантеизм), Лейбниц (монадология), Шеллинг (диалектика).

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от

диктата

теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий.

Карл

Маркс писал: "Почти одновременно с великим открытием Коперника -

открытием

истинной солнечной системы - был открыт также и закон тяготения

государств:

центр тяжести был найден в нем самом... но уже... Макиавелли, Кампанелла,

а

впоследствии Гоббс, Спиноза, Гуго Греции вплоть до Руссо, Фихте и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты