на
него словами: "Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем
я
его слушаю".
К главным трактатам Бруно относятся философские диалоги "О
причине,
принципе и едином", "О бесконечности, вселенной и мирах", в которых
ставятся
проблемы бесконечности мира, его динамического единства и
вечности.
Праосновой выступает Единое, материя, которая является
неразвернутой
причиной всего существующего, субстанциональной возможностью
всего
развернутого, конкретного. В Едином заключается внутренняя
способность,
материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм: "Оно
наконец
созревает в единую подлинную и универсальную субстанцию, которая
является
одной и той же во всем (которая называется сущее), праосновой всех
различных
видов и форм... Оно само является Единым, бесконечным,
неподвижным,
субстратом, материей, жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе".
Эту
способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в
разнообразии,
Бруно называет "душой мира", которая не только существует внутри материи,
но
и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий
разум,
является внутренним действием материи, формирует ее изнутри.
"...Универсальной действующей причиной в природе является
универсальный
разум - первая и главная сила мировой души; мировая душа - его
универсальная
форма". "Это и есть то нечто, что не меняется, что все наполняет,
что
освещает весь универсум и побуждает природу, чтобы она
соответствующим
способом образовывала свои виды". В стремлении опровергнуть
воззрения
перипатетиков о внешнем, чуждом вмешательстве в природу, материю,
стремясь
преодолеть ложность схоластического дуализма и креационизма, он приходит
к
идее о всеобщей одушевленности материи \ "Говорю, что если жизнь
находится во всем, то-душа является формой всех вещей. Всем владеет, во
всем
управляет, что есть сложено, решает о сложении и содружности частей.
И
поэтому форма существует, столько, сколько существует и материя" (Ibid.
S.
172). \. Его философия природы имеет характер панпсихического
материализма.
С этих позиций он выступает против схоластического
подхода,
утверждающего, что материя - это лишь некая "чистая" возможность, и
против
аристотелевского понимания материи как пассивной и выдвигает учение
о
материи как активном, творческом принципе.
Материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма
является
внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным
извне,
приданным.
Материя существует не только как причина разнообразных
изменений
реальности, не только в качестве возможности (в смысле
неразвернутой
праматерии, субстанции), но она выступает как Единое и в бытии, и
в
реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и
многое,
минимум и максимум; в единичном содержится полнота, универсальность
бытия,
но не "вполне, тотально", потому что "каждая вещь является единой, но
не
единым способом". В этих подходах развивается мысль о
совпадении
противоположностей, направленная против дуализма средневековой
схоластики.
Бруно говорит о противоречивом единстве устойчивости,
неподвижности,
бесконечности Единого и неустойчивости, многосторонности этого
Единого,
проявляющегося во множественности и развернутости. Мир является
Единым,
которое состоит из множества самостоятельных единиц. Космос есть
структура,
состоящая из дискретных частей, атомов, существующих в
непрерывной
бесконечности. "Атомизм" Бруно заключается в его учении о минимуме
и
максимуме. Физическим минимумом является атом, математическим минимумом
-
точка, минимумом метафизическим - монада. Образование монад неповторимо,
но
каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум. В
своей
методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и материю, природу
и
мировую душу (бога) (см. "О монадах, числе и форме", 1591).
Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Движение как
внутренний
принцип природы является не случайным, но необходимым. "...Целое, если
оно
бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него
искали
источник движения". "Неподвижность" целого Бруно понимает как
абсолютность
движения, как бесконечное существование движения и изменений, поэтому
не
следует искать некий внешний источник движения (бога как первого
двигателя,
создателя, творца).
Тезис о бесконечности вселенной имеет основополагающее значение
для
космологии Бруно. Космос - одновременно пустая и одновременно
наполненная
бесконечность \ "Говорим о. них (т. е. о косми.ческих телах.- Авт.), что
они сложены из наполненности и пустоты, ибо дух, воздух, некий эфир не
суть
только вокруг этих тел, на кроме прочего он проникает через них и
находится
тем самым внутри всех вещей,. Используем же мы выражение "пустота" по
тому
самому поводу, па которому мы отвечаем на вопрос, где есть тот
бесконечный
эфир и миры" (Ibid. S. 262- 263.). \. Вне космоса нет ничего иного, он
является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира
не
является божественным атрибутом, как это доказывает теология.
Бруно
отвергает также представление о том, что мир находится на
некотором
особенном месте, окруженном пустым пространством, или богом.
Бруно создает новую космологию, которая восходит к гениальным
открытиям
Коперника, и делает из гелиоцентрического понимания мира
радикальные
философские выводы. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки
зрения
обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта
в
отношении конечных вещей. Бесконечность нельзя понять лишь с
помощью
представлении о том, что меньше и что больше. Здесь необходим
философский
разум. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не
имеет
привилегированного положения, не существует никакого размещенного в
центре
внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием
концепции
физического единства вселенной у Бруно является гипотеза,
выражающая
возможность существования жизни и на других планетах.
Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой
душе
проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима
от
одушевленной материи. Человеческая душа отличается от душ животных
своей
особой "конфигурацией" - строением, зависящим от физической
структуры
телесных органов. Бруно развивает также идею классиков древности о
значении
руки и труда для развития разума. Цель разума - проникновение в
глубину
явлений, познание закономерностей природы, т. е. ее
"божественности".
Познание начинается с восприятия и идет к представлениям, рассудку и
разуму.
Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание
является
бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.
Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем
случае
теологическими. В отличие от догматического авторитаризма Бруно делает
упор
на том, что основой твердого и истинного знания должно быть сомнение,
однако
не в его абсолютизированном значении, не в виде скепсиса. Как и
другие
мыслители Ренессанса, он говорит о практическом значении познания,
о
"магии", т. е. о таком активном воздействии, которое состоит в
раскрытии
"тайн" природы.
Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро,
которое
неограниченно реализуется во вселенной (Единое и есть добро). Однако
борьба
за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении
должен
преодолевать страх личной гибели, уничтожения. Истинным
мерилом
нравственности является деятельность, земные цели человека. Он
отвергает
пассивный аскетизм религиозной веры, выступает и против
пассивного
гедонизма. Человеческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной
к
бесконечности, частью которой является он сам. Человек должен
познавать
вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя.
Атеистическая философия Бруно обусловлена
историческими
обстоятельствами, эпохой. Его атеизм ограничен пантеизмом,
содержащим,
однако, сильные материалистические тенденции. Атака Бруно на
тогдашнюю
церковь и ее учение, на основания веры (например, отрицание загробной
жизни
и т. д.) была проявлением воинствующего духа философа и ученого. В
вопросах
религии он выступил, можно сказать, более остро и бескомпромиссно,
чем,
например, позже это сделали Ф. Бэкон и Р. Декарт. Он отверг
догматическое
авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в
проблемы
общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что
религия
может иметь исключительное влияние на примитивные народы. В будущем
место
религии откровения должна занять "религия разума". Ее исходные моменты
он,
собственно, и обозначил в своей философской системе.
Пантеистическая философия природы Бруно завершает
развитие
ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой,
в
которой естествознание развивается на экспериментальных и
математических
основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира,
новый
подход к вопросам методологии наук.
К философам последующего времени, на которых оказал влияние
Бруно,
относятся Спиноза (пантеизм), Лейбниц (монадология), Шеллинг (диалектика).
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от
диктата
теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий.
Карл
Маркс писал: "Почти одновременно с великим открытием Коперника -
открытием
истинной солнечной системы - был открыт также и закон тяготения
государств:
центр тяжести был найден в нем самом... но уже... Макиавелли, Кампанелла,
а
впоследствии Гоббс, Спиноза, Гуго Греции вплоть до Руссо, Фихте и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123