и
мира".
Философским основанием его естественноправовой теории
является
рационалистическое мировоззрение. Решать социально-правовые
конфликты
призван ratio. Разум имеет общекритическое и всеоцениваю-щее значение,
это
"свет разума", а не божественное откровение, он является верховным судьей.
Греции, как и другие гуманисты и рационалисты Ренессанса, говорит
о
"двойственной истине". Он признает божественное право и право
человеческое.
Этот подход с точки зрения тогдашних исторических условий был шагом
вперед,
который освобождает, эмансипирует человека от гегемонии монопольного
права,
представляемого церковью.
В человеческом праве Гроций различает гражданское (ius civile)
и
естественное (ius naturale) право. Гражданское право возникает
исторически,
обусловлено политической ситуацией; естественное право вытекает
из
естественного характера человека и является не предметом истории,
а
философии. Сущность естественного права заключена в общественном
характере
человека (как у Аристотеля), из чего вытекает необходимость
общественного
договора, который люди заключают для обеспечения своих интересов и
образуют
таким способом государственный союз.
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА
В период образования первых зародышей капитализма, связанных
с
первоначальным накоплением капитала, возникают теории,
критически
реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся
социальной
дифференциацией. И хотя эти теории возникают в начале раннего капитализма,
в
них, собственно говоря, уже предвидятся горизонты
капиталистического
общественного строя и выражаются идеи социального равенства людей. Часто
это
гениальное предвидение имеет утопический и иллюзорный характер, так
как
отражает объективно несуществующие общественные условия и силы
тогдашнего
общества.
Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами
английского
гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы и
немецкого
реформатора Томаса Мюнцера (о котором уже говорилось в главе о Реформации).
Томас Мор (1479-1555) происходил из богатой семьи королевского
юриста.
Его гуманистическое мировоззрение формировалось в Оксфордском
университете,
центре тогдашних английских гуманистов. Как член парламента, он
смело
выступает против финансовых махинаций короля Генриха VIII, против
его
деспотизма. Этим он способствовал росту своего авторитета среди
лондонской
мелкой буржуазии. На королевской службе в качестве канцлера Генриха VIII
он
становится противником реформаторских усилий короля. Впоследствии
был
казнен.
Творчество Мора является ярким выражением
гуманистического
нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его
свободе.
Трагические обстоятельства его смерти как бы предзнаменовали конец
мечтаний
о золотом веке, провозглашавшемся платоновской Академией во Флоренции,
а
также крушение "христианского гуманизма" Эразма Роттердамского.
В своем главном произведении "Книжка поистине золотая и равно
полезная,
как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия" \
Утопия - дословно: место, которое не существует. Это название
стало
нарицательным для целого направления мысли - утопизма. \ он рассуждает о
социальных и политических проблемах эпохи. Она написана в форме диалога,
в
котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения.
В
первой части работы дается критика английского общественного устройства,
во
второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия.
Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода
начального
накопления капитала, которое в Англии проходило весьма жестоко, но
стремился
к выяснению социальных причин этого явления. Он считал, что они коренятся
в
частной собственности. Поэтому следует изменить общественные
отношения,
однако это нельзя сделать лишь законодательным, путем. Идеалом, который
он
конкретно демонстрирует на примере отношений на острове Утопия,
были
общественная собственность, высокоорганизованное
производство,
целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и
равное
распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и
обязаны
работать и т. д.
Томас Мор был одним из основателей утопического социализма.
Его
творчество является наиболее важным исследованием о социализме конца
XVIII
столетия. Здесь он проявился как рационалист, его социальное
учение
соответствует уровню научного познания того времени. Свои представления
о
новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные
трудности
при их реализации. Он полагал, что при помощи образованного правителя
его
идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом также
проявлялась
иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю
мышления
как "утопическое".
Томмазо Кампанелла (1568-1639) был одним из представителей
итальянской
философии природы; однако более значительную роль сыграло его
социальное
учение: кроме "Города Солнца" он написал "О христианской монархии",
"О
церковной власти", "Об испанской монархии". Он отстаивает единство
церковной
и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает
идею
власти папы над всеми христианами.
Он выражает мысль о необходимости больших общественных
преобразований,
направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает
в
соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности
и
эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в
возможности
реализации этого переворота силой массового восстания. Кампанелла
становится
во главе заговора в Калабрии, оккупированной испанцами. После
поражения
заговора он бежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Провел
в
тюрьме больше 25 лет, написал там большинство своих книг, в том числе
"Город
Солнца" {Обращаем внимание читателя на произвольность перевода
названия
"Город Солнца". Кампанелла имел в виду "Град Солнца", "Солнечный
град",
здесь град в смысле "царство", "государство", отсюда
чешский
перевод-"Солнечное государство"-"SluneiSni stat" {Примеч. пер.)}.
Книга "Город Солнца" возникла не случайно, как пытаются
представить
современные католические исследователи, она находится в полном
соответствии
со всей духовной и политической жизнью автора, который на собственном
опыте
познал страдания масс. В отличие от Мора он не обращает большого внимания
на
экономические проблемы. Ликвидацию частной собственности он
полагает
возможной, исходя из моральных установок христианства.
Государственное устройство Солнечного города представляет
собой
идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец,
первый
духовник. Метафизик, отмеченный солнечным символом. Его помощники -
Власть,
Мудрость и Любовь - занимаются вопросами воины и мира, военным искусством
и
ремеслом; свободными искусствами, науками, школьным образованием;
вопросами
контроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и
скотоводством.
Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной.
Религия
граждан города Солнца сливается с философией природы, задача состоит в
их
объединении.
В программе Кампанеллы, его видении будущего также есть
требование
всемирного объединения людей, возглавить которое должен папа. Римский
сенат,
состоящий из представителей других государств, должен решать все
спорные
вопросы мирным путем.
Утопическая теория Кампанеллы в отличие от учения Мора не
является
продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый
ряд
внутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много
положительных
элементов. Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об
образовании
народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и
разумном
управлении.
Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям,
их
социалистические утопии представляют собой идейно целое и
плодотворное
течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве
они
развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В
философском
смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие
европейского
рационального мышления, в частности философии Просвещения.
Мы говорим о них как о предшественниках последующего
утопического
социализма, являющегося продуктом более высокой ступени
развития
капиталистического общества. Великие утописты XIX столетия Сен-Симон и
Фурье
во Франции, Оуэн в Англии восходили к ним и ссылались на них при
разработке
своих систем.
* * * * *
Этап философии Ренессанса занимает видное место в истории
философской
мысли. Это период, в котором вследствие социальных и
экономических
изменений, связанных с разложением феодального строя в Европе
и
возникновением новых, исторически прогрессивных форм производства
и
общественных отношений, рождается новое мировоззрение, основными
чертами
которого являются натурализм, индивидуализм и рационализм.
Возобновленный
интерес к антике, сопровождающий рождение культуры и
мировоззрения
Ренессанса, диктуется потребностью веры в собственные силы, в
возможность
создания свободной естественной жизни для индивида. Источником и опорой
для
этого могла стать не средневековая духовная традиция, но античная культура
и
философия. Хотя в гуманизме Ренессанса проявляются
элементы
аристократических, "элитарных" тенденций, по своим
антисхоластическим,
антиаскетическим выступлениям он сыграл объективно прогрессивную роль.
Во всех областях культуры Ренессанса в течение всего периода
старые
идеи, традиции, концепции сталкиваются с новыми. Философию Ренессанса
также
характеризует борьба новых идей и программ со схоластическими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123