История философии в кратком изложении

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524

до

н. э.). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу

и

Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как

и

другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом.

В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию

стихийного

древнегреческого материализма поисков естественных причин явлении и

вещей.

Сторонники подобных взглядов в своем большинстве были

представителями

прогрессивных общественных классов, а их мысли формируют ядро

нового

мировоззрения, которое возникает в борьбе против

старого

религиозно-мифологического. Именно поэтому они считают

естественное

объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом

направлении

много усилий.

С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр,

выдвигает

и решает вопрос об основной, первоисходной причине бытия и действия, о

том,

что является основой мира. Он, как и его предшественники, первоосновой

мира

полагает определенный вид материи. Такой материей он считает

неограниченный,

бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух.

"Анаксимен...

провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему

все

возвращается". Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение

воздуха

приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду

-

землю - камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные,

взаимно

противоположные процессы, участвующие в образовании различных

состояний

материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира

Анаксимен

распространяет и на объяснение происхождения богов. "Анаксимен...

говорил,

что началом является неограниченный воздух и что из него возникает все,

что

есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все

последующее

возникнет из потомства воздуха".

Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии

и

движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам,

"постоянно

колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы

настолько,

насколько он изменяется".

Анаксимен является последним представителем натурфилософии

милетcкой

школы. Как видно, эта школа стремилась материалистически объяснять мир,

его

отдельные явления, его общий принцип или основу. Ф. Энгельс подчеркивал

в

"Диалектике природы": "...Аристотель говорит, что эти древнейшие

философы

полагают первосущность в некотором виде материи...". Анализ их

мыслей

показывает, что уже с самого возникновения философии происходит, с

одной

стороны, ее соединение с материализмом, а с другой - соединение

материализма

с диалектикой. Характерной чертой этой первой исторической

стадии

материализма является его тесная связь с научным познанием и

с

прогрессивными общественными силами того времени. Материалистический

способ

объяснения мира, к которому стремятся ионийские философы, является

орудием

ожесточенной и непримиримой борьбы против

отживающего

религиозно-мифологического объяснения мира как идеологии старой

родовой

аристократии. Философия, таким образом, рождается не из потребностей духа

процессе его саморазвития", но прежде всего из практических

потребностей

развития общества. Милетская школа является в этом смысле

классическим

примером.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

Другим выдающимся центром как торговой и политической, так и

культурной

жизни малоазийской Греции был Эфес. Здесь также приблизительно во

второй

половине VI в. до и. э. возникает сильная философская школа, связанная

с

именем философа Гераклита из Эфеса \ В этой связи следует обратить

внимание читателей на весьма интересную монографию, посвященную

этому

философу, автором которой является братиславский профессор Julius

Spaniar

(Zivot a dilo Herakleita temneho z Efezu. Bratislava, 1961). \ (540-480

до н. э.). Гераклит, видимо, был знакам со многими взглядами

милетских

философов. Согласно Диогену Лаэртскому, он знал по крайней мере

основную

часть философии Пифагора, знал учение Ксенофана. Однако он провозглашал,

что

"не был ничьим слушателем, и заявлял, что сам себя исследовал и сам от

себя

научился".

О его жизни сохранилось относительно много (по сравнению

с

предшественниками) сведений. Он выступал как оратор,

бескомпромиссный

критик. Однако он отошел от политической жизни. Диоген Лаэртский со

ссылкой

на Антисфена приводит как доказательство его гордыни тот факт, что

"он

уступил своему брату царскую власть" (должность басилевса,

которую

наследовали члены рода Гераклита).

Из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался

природе" (это название у первых греческих философов встречается

весьма

часто), согласно другим-"Музы", сохранилось примерно 130 фрагментов.

Среди

них есть фрагменты, объясняющие природные явления. Солнце, согласно им,

так

велико, как нам оно кажется, и, "когда бы не было Солнца, была бы

ночь,

несмотря на то что существуют звезды". Естественным образом он объясняет

и

другие природные явления. Так, Гераклит полагает, что "гром возникает

путем

столкновения ветров и туч и проникновения ветров в тучи; молнии

возникают

воспламенением испарений, а зарницы-загоранием и потуханием облаков".

Из

сохранившихся мыслей Гераклита для нас самые важные те, которые относятся

к

способу объяснения сущности и развития мира как целого. Основой

всего

Гераклит считает огонь. "Огонь есть основной элемент, все является

видом

огня, и все происходит путем разрежения и сгущения". В понимании

Гераклита,

огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской

школы

и является как первоосновой мира (архэ), так и основным

элементом

(стойхейрон). С другой стороны, это понятие у Гераклита представляет

и

определенный методологический принцип. Огонь является для него

наиболее

адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных

изменений.

Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир "возникает из

огня

и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается

это

согласно судьбе".

В интуитивном понимании развития как единства и

борьбы

противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит

продвинулся

наиболее далеко. Его вклад в развитие диалектики исключителен. Гегель

в

своей "Истории философии" подчеркивал, что Гераклит понимает абсолют

как

диалектический процесс .и что сам абсолют в философии Гераклита

понимается

как единство противоположностей в самом себе. Также и В. И. Ленин

в

"Философских тетрадях" подчеркивает, что в лице Гераклита Эфесского мы

имеем

"одного из основоположников диалектики". Диалектика не излагается в ясных

и

упорядоченных понятиях. Это скорее отдельные гениальные

наблюдения,

направленные на постижение значения принципа единства и

борьбы

противоположностей, который В. И. Ленин определил, собственно, как

ядро

диалектики. "Война является отцом всего и королем всего, и одних она

сделала

богами, других - людьми, одних - рабами, других - свободными". Сталкивание

и

единство противоположностей полагает типичными для взглядов Гераклита

и

Аристотель: "Гераклит говорил, что противоположное соглашается, а

из

несогласного является самая прекрасная гармония".

У Гераклита мы находим и целый ряд других наблюдений, в

основном

интуитивных, которые в большей или меньшей степени являются

угадыванием

основных черт диалектики. К ним относится, в частности,

универсальность

развития (его источником, как мы видели, является

борьба

противоположностей). Центральным мотивом всего его учения был принцип

все

течет (панта реи). Постоянные изменения и постоянное развитие

Гераклит

объясняет различными способами: "Одно и то же является живым и

мертвым,

бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись,

становится

другим, а другое, изменившись, становится этим". Постоянный ход развития

он

сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды: "Нельзя

дважды

войти в одну и ту же реку, согласно Гераклиту, ни дважды прикоснуться

к

преходящей, по своему характеру тождественной сущности. Она быстро

свои

перемены разъединяет, а затем опять соединяет, приходит и опять уходит".

В

другом месте он подчеркивает эту мысль еще более определенно: "В одни и

те

же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем".

Гераклитова стихийная диалектика весьма тесно связана с

его

естественным материализмом и глубоко пронизывает его. Рядом с

однозначным

подчеркиванием, материальной основы всякого бытия и с

констатацией

бесконечности этого материального принципа мы находим у Гераклита и

мысль,

подчеркивающую бесконечность материи в историческом смысле слова и

очевидное

объяснение ее несотворимости и неуничтожимости: "Этот мир, который для

всех

не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет

вечно

живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере".

Разнообразие проявлений существующего мира объясняет

Гераклит

изменениями, происходящими в исходной "праматерии". Одна материя,

согласно

ему, "живет смертью" другой: "Огонь живет смертью земли, воздух

живет

смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля-смертью воды".

Таким

образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию

"творческого

отрицания".

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается,

используя

современный термин, детерминизму (всеобщей обусловленности всех событий

и

явлений). Гераклит (так же как и другие досократики)

употребляет,

естественно, другое понятие. Все, согласно ему, правится судьбой,

или

необходимостью (нике). С понятием необходимости весьма тесно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты