плане. Обоснование универсальной религии он находит в положении о том,
что
идея бога является врожденной, что все происходит от единого
совершенного
бытия, т. е. от бога, и поэтому должен существовать один культ,
одна
религия.
К этим взглядам следует прибавить и воззрения Фичино о
генезисе
религии, начиная с ее древнейших форм и до христианства, которое он
считает
продолжением и совершенствованием антики. Понятие развития у
Фичино
открывает возможность дальнейшего философского совершенствования
религии,
включая христианство. В этом заключается антисхоластическая
направленность
его идей. Те выводы платоника из Ренессанса, которые как бы
предвосхитили
Реформацию, указывают также на близость гуманизма Ренессанса и Реформации.
К центральным категориям платонизма Фичино относится "душа".
Она
обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам
и
телам движение.
Новая, гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее
заметно
проявляется в его учении о человеке, который в гармонической (а
значит,
прекрасной) иерархии мира занимает первое, и высшее, место \ Искусство
Ренессанса нашло в философии платоновской Академии, и прежде всего в
учении
Фичино о прекрасном, свой теоретический фундамент. \. В духе Платона и
неоплатонизма Фичино ставит перед человеком задачу - совершенствоваться
и
тем самым возноситься к наивысшему сущему, к богу. Одним из самых
важных
моментов этой человеческой деятельности является стремление к свободе.
Так
же как и Платон, Фичино рассуждает о том, что законодатели и
правители
должны хорошо знать философию, быть философами.
Наиболее выдающимся членом кружка Марсилио Фичино был Пико
делла
Мирандола (1463-1495), который прославился тем, что на беседах в
вилле
Кареджио выступал с критикой по общим вопросам. Его платонизм
был
эклектическим. В Падуанском университете он глубоко изучил
средневековые
философские и теологические традиции, проявил также интерес к
падуанскому
аверроизму. Кроме того, познакомился с парижским и оксфордским
номинализмом.
Изучал он и восточную философию, в частности мистику и каббалу.
В его творчестве отразились типичная жизнь и деятельность
образованного
гуманиста. Он намеревался представить на римском собрании ученых всего
мира
трактат ("Conclusiones philosophicae, cabalisticae et
theologicae"),
содержащий 900 тезисов обо всем, что было познано. В этих тезисах он
выразил
и некоторые новые философские взгляды. Однако дискуссия не
состоялась,
потому что папа большинство тезисов запретил как еретические.
Впоследствии
Пико преследовался инквизицией.
В его понимании мира заметен пантеизм. Мир устроен иерархически:
он
состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Чувственный мир
возник
не из "ничего", но из высшего бестелесного начала, из
"хаоса",
неупорядоченность которого "интегрирует" бог. Мир прекрасен в своей
сложной
гармоничности и противоречивости. Противоречивость мира в том, что, с
одной
стороны, мир находится вне бога, а с другой - его становление
божественно.
Бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Здесь
речь
идет, однако, не о натуралистическом пантеизме, отождествляющем
принцип
природы и бога. В понимании Пико, бог представляется скорее как
завершающий
сущность мира.
Смыслом его полемики с "лженаукой", с "пророческой астрологией"
было
стремление обратить внимание человека на такое проникновение в
тайны
природы, которое бы было практически действенным, активизировало его и
не
углублялось в общие абстракции о причинах движения небесных тел и т. д.
В
его воззрениях на роль так называемой естественной магии
обнаруживаются
некоторые ценные идеи. Он считал "естественную магию" наукой о
практическом
познании природных сил, о возможности создания "удивительных вещей"
при
использовании этих сил.
Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность
звезд,
судьба является следствием его естественной свободной активности. В речи
"О
достоинстве человека" (1486), которую он написал для
несостоявшейся
дискуссии, говорится о человеке как особом микрокосмосе, который
нельзя
отождествлять ни с одним из трех "горизонтальных" миров
неоплатоновской
структуры (элементарный, небесный и ангельский), так как он
проникает
вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на
то,
чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей,
свободным
и соответствующим выбором. Таким образом, человек отличается от
остальной
природы и идет к "божественному совершенству". Человек сам творец
своего
счастья, "fortunae suae ipse faber". Гуманизм Пико
антропоцентричен,
человека он помещает в центр мира. Человеческая природа
существенно
отличается от животной, она является более возвышенной, совершенной;
человек
- это существо, которое способно стремиться к "божественному"
совершенству.
Эта возможность не дана заранее, но становится, человек сам ее формирует.
АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА
Философия Аристотеля только на последней, высшей стадии
средневековья
была признана наиважнейшим и величайшим заветом антики, и в то же время
она
была деформирована в целях приспособления к потребностям
церковной
ортодоксии. Поэтому понятно, что новое мышление Ренессанса
осуждало
Аристотеля и усматривало в нем главного учителя схоластики.
Отвержению
Аристотеля способствовало и его оправдание со стороны
консервативного
ортодоксального католицизма \ Помимо прочих прежде всего Георгии
Трапезундский, боровшийся против проникновения платонизма в Италию
и
усматривавший в нем прежде источник всяческой ереси, утверждал, что
истинная
христианская теология может опираться лишь на Аристотеля. Имел он при этом
в
виду Аристотеля схоластического, томистского. \.
Переход к изучению подлинного Аристотеля является длительным
процессом,
который связан с общим созреванием философского мышления.
Ренессанс
выступает как начало этого поворота в истории философии.
Аристотелики
Ренессанса способствовали этому процессу тем, что
критиковали
аристотелевский то-мизм. В рамках этой критики они часто выступали и
против
аверроизированной формы аристотелизма, которая была несколько ближе
к
подлинной философии Аристотеля. Возникают две полемизирующие друг с
другом
школы: александристов, которые сосредоточились вокруг университета
в
Болонье, и падуанских аверроистов \ Александристы в духе греческого
комментатора III в. Александра из Афродизиады отрицали бессмертие
души,
тогда как аверроисты утверждали, что Нус, соучаствующий в мышлении,
является
нематериальным и бессмертным, душа, однако, как числовая единица
смертна.
Оба подхода были отвергнуты на соборе в Боневенто при понтификате папы
Льва
Х в 1512 г. \. Их спор касался прежде всего вопроса о бессмертии души;
характерным было, однако, то, что это уже не был спор, ведущийся с
позиций
защиты средневековых томистских традиций. Таким образом,
падение
"схоластического" Аристотеля было неотвратимо.
Пьетро Помпонацци (1462-1525) принадлежал к александристам.
Его
творчество является наглядным доказательством перемены
старого,
средневекового университетского аристотелизма, превращения его
в
ренессансный. Его учение сохранило внешнюю форму средневековых
традиций,
однако содержало уже новую философию, которая отказывалась от
схоластической
косности.
В рамках теории двойственной истины Помпонацци проводит
прогрессивные
идеи о независимости философии от теологии; философия должна исходить
из
научных принципов, истина является результатом рационального
познания.
Религию следует сохранить лишь для воспитания народа.
К главным трактатам Помпонацци относятся "О бессмертии души",
"О
причинах явлении природы", "О судьбе, свободе воли, предопределении
и
божественном предвидении".
Трактат "О бессмертии души" является результатом
длительных
рассуждений. Решение вопроса о бессмертии души Помпонацци совпадает
с
положениями Ренессанса о необходимости естественной этики,
отвергающей
откровение и чудеса. Он ссылается на учение Аристотеля о зависимости идей
от
органов чувств, о неотделимости души от тела - душа является материальной
и
поэтому смертной. Бессмертие души нельзя рационально, философски
обосновать,
в него можно, лишь верить. Человек "бессмертен" лишь потому, что он
способен
мыслить общими понятиями, абстрагироваться от единичного,
частного,
отдельного. То, что человек образует представления о
нематериальных,
бессмертных духовных сущностях, является доказательством различия
между
человеческой и животной. чувственностью, инстинктивностью.
Преимуществом
человека является не достижение бессмертия, как учат средневековая
этика,
философия и теология, но возможность достижения счастья и блаженства
на
основе рационального познания, что является целью и смыслом
существования
рода человеческого вообще. Этика Помпонацци - антропологическая и
светски
ориентированная - существенно отличается от христианского аскетизма.
Книга
"О бессмертии души" вызвала неприязнь клерикалов и была публично сожжена.
Трактат "О причинах явлений природы" указывал путь
новому
естествознанию. Рациональное, материалистическое объяснение
природных
процессов и явлений становится актуальным в эпоху, когда в Италии,
в
Западной и Северной Европе велась "охота на ведьм". Согласно
Помпонацци,
ангелы и демоны не имеют телесных органов чувств и поэтому не
должны
ввязываться в дела людей. Эти идеи, несмотря на их наивную
аргументацию,
обозначали правильное направление поисков. Помпонацци верил, что
космическое
движение подчиняется всеобщим естественным закономерностям, что все
в
природе имеет причину. Мир подчинен вечному закону движения, все
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123