История философии в кратком изложении

плане. Обоснование универсальной религии он находит в положении о том,

что

идея бога является врожденной, что все происходит от единого

совершенного

бытия, т. е. от бога, и поэтому должен существовать один культ,

одна

религия.

К этим взглядам следует прибавить и воззрения Фичино о

генезисе

религии, начиная с ее древнейших форм и до христианства, которое он

считает

продолжением и совершенствованием антики. Понятие развития у

Фичино

открывает возможность дальнейшего философского совершенствования

религии,

включая христианство. В этом заключается антисхоластическая

направленность

его идей. Те выводы платоника из Ренессанса, которые как бы

предвосхитили

Реформацию, указывают также на близость гуманизма Ренессанса и Реформации.

К центральным категориям платонизма Фичино относится "душа".

Она

обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам

и

телам движение.

Новая, гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее

заметно

проявляется в его учении о человеке, который в гармонической (а

значит,

прекрасной) иерархии мира занимает первое, и высшее, место \ Искусство

Ренессанса нашло в философии платоновской Академии, и прежде всего в

учении

Фичино о прекрасном, свой теоретический фундамент. \. В духе Платона и

неоплатонизма Фичино ставит перед человеком задачу - совершенствоваться

и

тем самым возноситься к наивысшему сущему, к богу. Одним из самых

важных

моментов этой человеческой деятельности является стремление к свободе.

Так

же как и Платон, Фичино рассуждает о том, что законодатели и

правители

должны хорошо знать философию, быть философами.

Наиболее выдающимся членом кружка Марсилио Фичино был Пико

делла

Мирандола (1463-1495), который прославился тем, что на беседах в

вилле

Кареджио выступал с критикой по общим вопросам. Его платонизм

был

эклектическим. В Падуанском университете он глубоко изучил

средневековые

философские и теологические традиции, проявил также интерес к

падуанскому

аверроизму. Кроме того, познакомился с парижским и оксфордским

номинализмом.

Изучал он и восточную философию, в частности мистику и каббалу.

В его творчестве отразились типичная жизнь и деятельность

образованного

гуманиста. Он намеревался представить на римском собрании ученых всего

мира

трактат ("Conclusiones philosophicae, cabalisticae et

theologicae"),

содержащий 900 тезисов обо всем, что было познано. В этих тезисах он

выразил

и некоторые новые философские взгляды. Однако дискуссия не

состоялась,

потому что папа большинство тезисов запретил как еретические.

Впоследствии

Пико преследовался инквизицией.

В его понимании мира заметен пантеизм. Мир устроен иерархически:

он

состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Чувственный мир

возник

не из "ничего", но из высшего бестелесного начала, из

"хаоса",

неупорядоченность которого "интегрирует" бог. Мир прекрасен в своей

сложной

гармоничности и противоречивости. Противоречивость мира в том, что, с

одной

стороны, мир находится вне бога, а с другой - его становление

божественно.

Бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Здесь

речь

идет, однако, не о натуралистическом пантеизме, отождествляющем

принцип

природы и бога. В понимании Пико, бог представляется скорее как

завершающий

сущность мира.

Смыслом его полемики с "лженаукой", с "пророческой астрологией"

было

стремление обратить внимание человека на такое проникновение в

тайны

природы, которое бы было практически действенным, активизировало его и

не

углублялось в общие абстракции о причинах движения небесных тел и т. д.

В

его воззрениях на роль так называемой естественной магии

обнаруживаются

некоторые ценные идеи. Он считал "естественную магию" наукой о

практическом

познании природных сил, о возможности создания "удивительных вещей"

при

использовании этих сил.

Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность

звезд,

судьба является следствием его естественной свободной активности. В речи

достоинстве человека" (1486), которую он написал для

несостоявшейся

дискуссии, говорится о человеке как особом микрокосмосе, который

нельзя

отождествлять ни с одним из трех "горизонтальных" миров

неоплатоновской

структуры (элементарный, небесный и ангельский), так как он

проникает

вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на

то,

чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей,

свободным

и соответствующим выбором. Таким образом, человек отличается от

остальной

природы и идет к "божественному совершенству". Человек сам творец

своего

счастья, "fortunae suae ipse faber". Гуманизм Пико

антропоцентричен,

человека он помещает в центр мира. Человеческая природа

существенно

отличается от животной, она является более возвышенной, совершенной;

человек

- это существо, которое способно стремиться к "божественному"

совершенству.

Эта возможность не дана заранее, но становится, человек сам ее формирует.

АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА

Философия Аристотеля только на последней, высшей стадии

средневековья

была признана наиважнейшим и величайшим заветом антики, и в то же время

она

была деформирована в целях приспособления к потребностям

церковной

ортодоксии. Поэтому понятно, что новое мышление Ренессанса

осуждало

Аристотеля и усматривало в нем главного учителя схоластики.

Отвержению

Аристотеля способствовало и его оправдание со стороны

консервативного

ортодоксального католицизма \ Помимо прочих прежде всего Георгии

Трапезундский, боровшийся против проникновения платонизма в Италию

и

усматривавший в нем прежде источник всяческой ереси, утверждал, что

истинная

христианская теология может опираться лишь на Аристотеля. Имел он при этом

в

виду Аристотеля схоластического, томистского. \.

Переход к изучению подлинного Аристотеля является длительным

процессом,

который связан с общим созреванием философского мышления.

Ренессанс

выступает как начало этого поворота в истории философии.

Аристотелики

Ренессанса способствовали этому процессу тем, что

критиковали

аристотелевский то-мизм. В рамках этой критики они часто выступали и

против

аверроизированной формы аристотелизма, которая была несколько ближе

к

подлинной философии Аристотеля. Возникают две полемизирующие друг с

другом

школы: александристов, которые сосредоточились вокруг университета

в

Болонье, и падуанских аверроистов \ Александристы в духе греческого

комментатора III в. Александра из Афродизиады отрицали бессмертие

души,

тогда как аверроисты утверждали, что Нус, соучаствующий в мышлении,

является

нематериальным и бессмертным, душа, однако, как числовая единица

смертна.

Оба подхода были отвергнуты на соборе в Боневенто при понтификате папы

Льва

Х в 1512 г. \. Их спор касался прежде всего вопроса о бессмертии души;

характерным было, однако, то, что это уже не был спор, ведущийся с

позиций

защиты средневековых томистских традиций. Таким образом,

падение

"схоластического" Аристотеля было неотвратимо.

Пьетро Помпонацци (1462-1525) принадлежал к александристам.

Его

творчество является наглядным доказательством перемены

старого,

средневекового университетского аристотелизма, превращения его

в

ренессансный. Его учение сохранило внешнюю форму средневековых

традиций,

однако содержало уже новую философию, которая отказывалась от

схоластической

косности.

В рамках теории двойственной истины Помпонацци проводит

прогрессивные

идеи о независимости философии от теологии; философия должна исходить

из

научных принципов, истина является результатом рационального

познания.

Религию следует сохранить лишь для воспитания народа.

К главным трактатам Помпонацци относятся "О бессмертии души",

причинах явлении природы", "О судьбе, свободе воли, предопределении

и

божественном предвидении".

Трактат "О бессмертии души" является результатом

длительных

рассуждений. Решение вопроса о бессмертии души Помпонацци совпадает

с

положениями Ренессанса о необходимости естественной этики,

отвергающей

откровение и чудеса. Он ссылается на учение Аристотеля о зависимости идей

от

органов чувств, о неотделимости души от тела - душа является материальной

и

поэтому смертной. Бессмертие души нельзя рационально, философски

обосновать,

в него можно, лишь верить. Человек "бессмертен" лишь потому, что он

способен

мыслить общими понятиями, абстрагироваться от единичного,

частного,

отдельного. То, что человек образует представления о

нематериальных,

бессмертных духовных сущностях, является доказательством различия

между

человеческой и животной. чувственностью, инстинктивностью.

Преимуществом

человека является не достижение бессмертия, как учат средневековая

этика,

философия и теология, но возможность достижения счастья и блаженства

на

основе рационального познания, что является целью и смыслом

существования

рода человеческого вообще. Этика Помпонацци - антропологическая и

светски

ориентированная - существенно отличается от христианского аскетизма.

Книга

"О бессмертии души" вызвала неприязнь клерикалов и была публично сожжена.

Трактат "О причинах явлений природы" указывал путь

новому

естествознанию. Рациональное, материалистическое объяснение

природных

процессов и явлений становится актуальным в эпоху, когда в Италии,

в

Западной и Северной Европе велась "охота на ведьм". Согласно

Помпонацци,

ангелы и демоны не имеют телесных органов чувств и поэтому не

должны

ввязываться в дела людей. Эти идеи, несмотря на их наивную

аргументацию,

обозначали правильное направление поисков. Помпонацци верил, что

космическое

движение подчиняется всеобщим естественным закономерностям, что все

в

природе имеет причину. Мир подчинен вечному закону движения, все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты