История философии в кратком изложении

попыток

естественного (материалистического) объяснения этой проблемы.

В своих политических взглядах Демокрит является типичным

представителем

своего класса. Насколько можно судить по сохранившимся фрагментам,

его

взгляды в этой области являются смесью индивидуализма и

стремления

поддержать авторитет древнегреческого полиса как основной формы

государства

греческой рабовладельческой демократии. Поэтому некоторые мысли

взаимно

противоречивы. С одной стороны, "закону, чиновнику и старшему

надлежит

уступать", а с другой - "мудрец не должен слушаться закона, но

жить

свободно". Вторая мысль выдает четкий индивидуализм Демокрита,

который

проявляется в понимании общества как совокупности индивидов.

Они

объединяются на основе принципа, напоминающего теорию

"общественного

договора". В этом смысле Демокрит подчиняет индивида обществу.

Это

подчинение само по себе тоже противоречиво. Общество и законы,

согласно

Демокриту, не являются инструментами развития индивидуальности, но

скорее

лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение

вражды.

"Законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый

не

вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды" .

Здесь

проявляется взаимосвязь социальных и этических взглядов

Демокрита.

Естественно, что он не мог в свое время понять принципы

действительного

устройства общества. Поэтому ценности и воззрения своего собственного

класса

он считает универсальными. "Верность" рабовладельческой демократии

ему

представлялась одним из наивысших как политических, так и

этических

принципов. "Бедность при народовластии настолько предпочтима

благосостоянию

при властителях, насколько предпочтима свобода рабству".

Подобной же точкой зрения руководствуется Демокрит и в отношении

к

собственности, к имению. Он не осуждает накопления,

приобретения

собственности, имений, но осуждает лишь такое приобретение

дурными

способами: "Приобретать деньги не есть бесполезное, однако приобретать

их

несправедливо - хуже всего... дурные прибыли приносят гибель добродетели".

Этика Демокрита тесно связана с его социальными и

политическими

взглядами. Она исходит также из индивидуалистических принципов. Он

пытается

сформулировать некие "универсальные" моральные правила. Центральным в

его

этике является "достижение доброй мысли". Путь к этому - через

жизненную

уравновешенность и умеренность: "Кто хочет обладать доброй мыслью, не

смеет

многое совершать ни в частной, ни в общественной жизни". Добрая

(благая)

мысль является, согласно законам, ключом к справедливой жизни:

"Человек

добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и

законным

действиям, во бдении и во сне весел, здрав. и спокоен". Главным

средством

достижения добродетели Демокрит считает убеждение, воспитание в

духе

нравственности. "Принуждением" человека нельзя сделать добрым.

"Лучшим

подстрекателем к добродетели окажется тот, кто употребляет возбуждающую

и

убеждающую речь, чем тот, кто прибегает к закону и насилию.

Ибо

правдоподобно, что тот, кто отвращен от беззакония законом, грешит втайне,

а

тот, кто был приведен к повинности убеждением, не совершает

ничего

недостойного ни тайно, ни явно. Поэтому тот, кто действует правильно

по

пониманию и сознательно, становится достойным и прямодушным".

Мерилом

нравственности должен быть сам человек, и в этом смысле можно говорить

об

атеистических моральных взглядах Демокрита.

Воззрения Демокрита на общество и его этические взгляды

представляют

собой не только определенное "обобщение" его личного опыта, но в то же

время

и выражение обобщенного социального опыта его класса. Во многом в этих

его

представлениях заметна проекция его атомистической концепции мира.

Поэтому

их иногда определяют как "социальный атомизм".

Демокрит имел несколько учеников и последователей. Однако в

своем

большинстве (как можно судить по сохранившимся фрагментам) они по сути

лишь

распространяли взгляды Левкиппа и Демокрита и защищали их в борьбе с

другими

философскими системами.

Философия Демокрита представляет наиболее

завершенный

материалистический способ мышления в Древней Греции. Значение

учения

Демокрита для развития античного материализма было так велико, что В.

И.

Ленин называл всю материалистическую линию в греческой философии

"линией

Демокрита". Материализм Демокрита был камнем преткновения для

всех

позднейших представителей идеализма. Уже Платон, как сообщает

Диоген

Лаэртский, "хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог

собрать".

Диоген Лаэртский приводит еще один убедительный аргумент о

неприятии

идеалистом Платоном материалиста Демокрита: "...ведь Платон, упоминая

почти

всех древних философов, Демокрита не упоминает нигде, даже там, где

надо

было бы возражать ему; ясно, что он понимал: спорить ему предстояло с

лучшим

из философов".

Отрицательный подход одного из выдающихся представителей

идеализма

античности, равно как и полупрезрительное отношение наиболее

выдающегося

представителя идеализма Нового времени - Г.-В.-Ф. Гегеля, самым

наилучшим

образом свидетельствует о воинственности материализма Демокрита и Левкиппа.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Вершина развития античной греческой философии приходится

приблизительно

на время от второй половины V до конца IV в. до н. э. Это период

наибольшего

расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся

на

политическую форму города-государства - полисы.

Войны с персами приводят к тому, что центром эллинского мира

становятся

города континентальной Греции. Ведущую .роль среди них во второй половине

V

в. до н. э. завоевывают Афины, которые, кроме того, становятся

гегемоном

морского союза, соединяющего почти все главные греческие города и

колонии.

Развитие Афин связано с деятельностью Перикла. Этот выдающийся

политический

деятель был практически "первым мужем" Афин от начала второй половины V

в.

до н. э. вплоть до его смерти (429 г. до н. э.). Его имя связано

с

наибольшим экономическим, политическим и культурным расцветом Афин.

Основой

политического строительства Афин было полное равенство рабовладельцев

перед

законом. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому

кругу

свободных граждан участвовать в делах полиса. Это, однако,

предполагало

владение рядом определенных, специфических знаний. Кроме общего знакомства

с

историей, культурой и основами хозяйственной жизни особое

значение

приобретали знание риторики и определенные философские знания.

Потребности в широком образовании свободных граждан

удовлетворялись

деятельностью первых профессиональных учителей по общему образованию.

Они

учили не только риторике, политике и судопроизводству, но и всем

другим

областям и ответвлениям знаний, которые человек мог

практически

использовать. и которыми должен был владеть, если' хотел, чтобы его

считали

"мудрым". Сократ с определенной долей иронии говорил об этих учителях,

что,

уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Отсюда и выводится их название

-

софисты (софос-мудрый).

СОФИСТЫ

При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся на

значительные

трудности. Из их сочинений практически ничего не сохранилось, а изучение

при

помощи непрямых сведений сложно тем, что они не стремились

создать

определенную цельную систему знаний. При обучении они не придавали

большого

значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью

было

обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и

полемике.

Поэтому они значительный упор делали на риторику.

В античной софистике практически невозможно найти цельные школы

или

течения. Наоборот, она характеризуется пестротой воззрений и учений

ее

отдельных представителей. Некоторым общим признаком представителей

софистики

является их общественное положение.

Относительно исторической последовательности можно говорить о

"старших"

и "младших" софистах. Термин "софист" приобретает иногда

умеренно

презрительную окраску. Видимо, подобная оценка идет уже от

Аристотеля,

который в одном из своих произведений, названном "О

софистических

доказательствах", раскрывает "несерьезность" некоторых суждений

софистов,

что не всегда бывает правильно понято некоторыми историками философии.

Также

нельзя согласиться с дифференциацией, которую применяют некоторые

историки

философии. Согласно их представлениям, "старшие" софисты

считаются

политически умеренными, почти консерваторами, тогда как

"младшие"

характеризуются как приверженцы крайнего радикализма, которым

присуща

несерьезность, граничащая с обманом.

Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопоннесской

войны

(431-404 до н.э). Во время жизни Аристотеля софистика уже приходит в

упадок.

К наиболее видным .представителям так называемых старших

софистов

принадлежат Горгий, Протагор, Гиппий, Продик и Антифонт.

Горгий (ок. 483-373 до н. э.), наиболее вероятно, был

учеником

Эмпедокла, а также знаком с учением элеатов и взглядами Демокрита. И хотя

он

несколько раз бывал в Афинах, большую часть своей жизни прожил в Лариссе

и

Фессалии. Он является виднейшим сторонником релятивизма среди софистов.

Его

релятивизм граничит со скептицизмом. Как свидетельствует Секст Эмпирик,

в

сочинении "О не-сущем, или О природе" Горгий последовательно приводит

три

тезиса.

Первый: ничего не существует; второй: если что-то и существует,

его

нельзя познать; третий: если это и можно познать, то нельзя его передать

и

объяснить другому. При доказательстве этих тезисов он

использует

аргументацию, напоминающую аргументацию элеатов. Вся

конструкция

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты