История философии в кратком изложении

труда

сохранились лишь фрагменты первой части.

Философию Анаксагора характеризует стихийный материализм. Он,

видимо,

знал учение как милетской школы, так и элеатов и Гераклита. Однако его

ответ

на вопрос "Что есть основа мира?" заметно отличается от предшествующих

школ

и мыслителей. Если до сих пор ответ на этот вопрос всегда

предполагал

сведение разнообразия мира к определенному виду материи, исключая

апейрон

Анаксимандра (и, естественно, явно идеалистическое учение пифагорейцев),

то

Анаксагор считает основой всех вещей бесконечное множество

малых

материальных частичек, качественно различных между собой, которые

он

называет семена вещей (гомеомерии). "Следует полагать, что во

всем

соединяющемся содержится много различного и. семена вещей, которые

имеют

различные формы, цвет и вкусы". Так, у Анаксагора мы впервые встречаемся

с

плюрализмом (признанием множества сущностей), причем с плюрализмом,

имеющим

нематериалистический характер, ибо "как бы мог возникнуть из неволоса

волос

и мясо из немяса?".

Материя, по Анаксагору, вечна, несотворима и неуничтожнма, однако,

в

отличие от Эмпедокла, качественно дифференцированна. Этим Анаксагор

пытается

разрешить две проблемы, которые давно пытались разрешить в

предшествующей

греческой философии. Это проблема отношения единства и

многообразия

(качественного различия) сущего, которую решает положение о

качественной

определенности семян вещей, и проблема возникновения и гибели с

позиции

вечного и неизменного бытия (например, в понимании элеатов).

Согласно

Анаксагору, новое возникает, потому что семена вещей содержатся в

различных

вещах. Поэтому одни вещи могут переходить в другие, соединяться

и

разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, либо

как

гибель и упадок.

Из этой концепции вытекает также и взаимообусловленность явлений

и

вещей, которую Анаксагор полагает объективной: "Не отлучены друг от

друга

вещи в едином мире, не отрублены топором ни тепло от холода, ни холод

от

тепла".

Анаксагор не считал, что семена вещей способствуют соединению

и

разъединению. И хотя в вопросе о качественном различии мира его взгляды

по

сравнению со взглядами предшественников являются значительным

прогрессом,

семена вещей как материальную основу мира он считает

инертными,

неподвижными. Причину, приводящую их в движение и являющуюся в то же

время

причиной всех вещей, Анаксагор определяет термином нус - разум. Это

понятие

философии Анаксагора (сам он о нем говорил, что это "наилучшая

и

наичистейшая из всех вещей") было тем пунктом его системы, на который

всегда

ссылался философский идеализм, начиная с Платона. Из некоторых

сохранившихся

фрагментов трудов Анаксагора возможно предположить, что нус был

основным

(духовным) принципом упорядочения материального мира. (С

такой

интерпретацией мы встречаемся, например, в диалоге Платона "Федон".)

За материалистическую интерпретацию категории "нус" у

Анаксагора

говорит тот факт, что души он считал очень разреженным воздухом. (А

воздух,

как известно, считался в досократовской философии одной из

четырех

материальных стихий.)

Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории

познания.

Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное

познание.

Однако по сравнению с Эмпедоклом он не считает, что "одинаковое мы

познаем

одинаковым", а как раз наоборот. "Анаксагор учит, что восприятие

совершается

обратным, ибо одинаковое не воздействует на одинаковое, а

стремится

проникнуть отдельными чувствами. Видим же мы образ предмета в зрачке,

и

образ не формируется в нем, потому что имеет тот же цвет...

Подобным

способом различает предметы осязание и вкус, ибо то, что одинаково тепло

или

одинаково холодно, ни нагревает, ни охлаждает, приближаясь к чему-

либо;

сладкое и кислое мы не познаем благодаря им самим, но теплым

познается

холодное, соленым- пресное и кислым - сладкое, всегда сообразно тому, чего

в

другом недостает, ибо это все, как он говорит, в нас". Хотя он и признает

за

чувственным познанием главную роль, но не абсолютизирует его.

В

сохранившихся фрагментах можно найти ряд мыслей, свидетельствующих о

критике

надежности чувств. "Из-за их слабости мы не можем судить об истине".

Секст Эмпирик сообщает, что Анаксагор доказывал

ненадежность

чувственного познания рядом примеров. "Анаксагор возражает против того,

что

снег белый, потому что снег - это осевшая вода, вода черная, и снег

тогда

тоже черный". Он также подчеркивал необходимость коррекции

чувственного

познания. Однако разум тесно связан с чувствами, и только при их

посредстве

можно получить "мудрость" об окружающем мире. Ведь и "видение неявного

есть

явное". Согласно Анаксагору, человек имеет по сравнению с другими

живыми

существами, наибольшее число чувственных органов. Поэтому

Анаксагор

утверждает, что "человек самый разумный из всех живых существ, так как

имеет

руки".

Анаксагор значительное внимание уделял познанию природных явлений.

Вот

его мысли, касающиеся космогонии: "Земля имеет плоскую форму и

возносится,

потому что нет никакой пустоты и весьма плотный воздух несет

парящую

Землю... Солнце, Луна и все звезды являются раскаленными

камнями,

захваченными враждой эфира... Тепло звезд мы не чувствуем из-за их

большой

отдаленности от Земли... Солнце своими размерами превосходит

Пелопоннес.

Луна не светится сама, но свет получает от Солнца". Весьма

интересно

выглядит и его объяснение затмения Солнца и Луны: "Затмение Луны

наступает,

когда Земля, а иногда и тела под Луной становятся на пути, а затмение

Солнца

наступает в новолуние, когда на пути становится Луна" .

Особое внимание он уделял математике. Однако его мысли из этой

области

до нас не дошли. Плутарх сообщает, что он "писал в тюрьме о

квадратуре

круга".

О многогранности интересов Анаксагора свидетельствует и то, что он

был

первым, кто призвал к систематическому изучению произведений Гомера, ибо

в

них говорится о добродетели и справедливости.

Он имел ряд учеников и последователей.. Кроме Перикла,

выдающегося

политика демократической партии в Афинах, следует упомянуть об Архелае

и

Метродоре из Ламисаки. Архелай отстаивал сходные с Анаксагоровыми взгляды

на

сущность бытия. "Учил, что в духе есть некая смесь. Началом движения

следует

полагать то, что от себя отделяет теплое и холодное; теплое движется,

тогда

как холодное пребывает в покое". Согласно Архелаю, дух (нус)

является

первоначальным состоянием мира. Диоген Лаэртский определяет его

как

"последнего представителя физической философия" и как первого,

занимающегося

проблематикой возникновения и развития общества "Архелай говорит...

что

справедливое, и никчемное не существует от природы, но по

соглашению...".

Как сообщает Диоген Лаэртский, Архелай был учителем Сократа. Метродор

изучал

произведения Гомера. В духе Анаксагорова подхода к наследию Гомера

считал

его богов и героев персонификацией природных сил.

Стихийный материализм Анаксагора и его последователей явился

важным

шагом вперед по сравнению с материализмом ионийских философов

и

метафизическим материализмом элеатов. На его по сути

дуалистическую

концепцию опираются как материалисты, так и идеалисты. Таким образом,

его

воззрение на материальный мир подготовило почву атомизма Левкиппа

и

Демокрита.

Гомеомерии Анаксагора можно считать началом перехода от

материализма

ионических философов к позднейшему атомизму - вершине

досократического

философского мышления и вершине античного материализма вообще,

наиболее

выдающимися представителями которого являются Левкипп и Демокрит.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ АТОМИСТЫ

Левкипп (ок. 500-440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил

из

Элеи, согласно же другим сведениям - или из Абдер, или из Милета. Один

из

поздних сторонников атомистического учения, Эпикур, имя Левкиппа вообще

не

упоминает, а существование философа с таким именем отрицает вообще.

Эта

позиция дала начало возникновению так называемой Левкипповой проблемы,

в

основе которой было отрицание исторического существования Левкиппа. В

конце

концов возникла догадка, согласно которой имя Левкипп было

псевдонимом

молодого Демокрита. Однако исследования Дильса и Зеллера в прошлом

столетии,

а также советского историка Маковельского подтверждают его

историческое

существование. В высшей степени вероятно, что Левкипп родился в Милете.

Как

активный сторонник рабовладельческой демократии, он после

успешного

переворота, совершенного аристократией в 449 г. до н. э., был

вынужден

покинуть родной город. Левкипп отправляется в Элею, где, видимо,

становится

учеником Парменида или Ксенофана. Диоген Лаэртский сообщает, что он

был

также учеником Зенона.

Из его работ практически ничего не сохранилось, кроме

нескольких

мыслей, дошедших через посредство других античных авторов. Однако,

согласно

Г. Дильсу, ему можно приписать две книги как минимум. Это -

"Великий

диакосмос" и "Об уме". После длительного пребывания в Элее он уходит

в

Абдеры, где, видимо, становится учителем Демокрита, а возможно, и

Протагора.

Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии.

Он

"признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы,

имеющие

бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение

и

изменение". Он учил, что "сущее не более чем не-сущее и что оба они

являются

равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов плотной и

полной,

он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл

несущим,

утверждая, что она является не меньшим, чем сущее" . В этом

фрагменте

освещены принципы атомистической науки о бытии. Единственное,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты