психики. Юм значительно приближается к пониманию активы ности
(познающего)
субъекта.
Отрицание существования духовной (объективной) субстанции
создает
философскую предпосылку скептического отношения к любой религии и
к
атеистическим взглядам. Юм критикует доказательства существования
бога,
выводимые либо из несовершенства человека, либо из
целесообразного
устройства мира. Критикует он и ряд распространенных тогда
религиозных
утверждений и принципов. Он говорит, что "наши доказательства
истинности
христианской религии являются более... слабыми, чем
доказательства
истинности наших чувств". Критические замечания в адрес религии
можно
встретить и в его "Исследовании человеческого разума", и в
"Естественной
истории религии". В этих работах он делает попытку естественным
образом
объяснить возникновение и социальные функции религии.
И хотя Юм указывает на тот факт, что религия в развитии
человеческого
общества очень часто была причиной споров и войн, он признает ее значение
в
тогдашнем обществе, которое он видит, в частности, в утверждении и
гарантии
действенности моральных норм.
Д. Юм был представителем английской буржуазии в эпоху, когда она
уже
отказывалась от своих великих идеалов 40-х годов. Его воззрения
направлены
на защиту ее социальной позиции. Так же как Локк или
французские
материалисты и просветители, Юм резко критикует феодальное
сословное
общество, но вместе с тем дистанцируется от всех версий
общественного
договора, которые были известны английским и континентальным
философам.
Общество, согласно его взглядам, возникло не в результате акта договора,
но
естественно развивалось из семейных и родовых отношений людей на основе
их
врожденного чувства симпатии и осознания определенных общих
интересов.
Основной движущей силой развития общества Юм считает
удовлетворение
потребностей и достижение прибыли. Это развитие ведет к
определенному
упорядочению общества и возникновению власти. С возникновением
власти
общество, согласно его взглядам, становится государством.
Социально-политические взгляды Юма были тесно связаны с
его
экономическими воззрениями. В очерке о капиталистическом
способе
производства он правильно постигает тенденцию к получению прибыли как
одну
из решающих движущих сил английского общества того времени. Во
многих
отношениях Д. Юм является непосредственным предшественником
английской
классической политической экономии. Его философские и экономические
взгляды
заметно повлияли на формирование идей первого и наиболее
выдающегося
представителя английской политической экономии - Адама Смита.
Исходя из определяющих принципов развития человеческого
общества,
решает Д. Юм и вопросы этики. Ключевым моментом его интересов
является
вопрос о свободе человеческого поведения. Однако решение этого вопроса у
Юма
не достигает того уровня, как, например, у Спинозы. "Свободу мы
можем
разуметь лишь возможностью действовать либо не действовать согласно
решению
воли" - так Юм формулирует свое понимание свободы, опирающееся
на
абсолютизацию индивидуальной воли человека. По своему содержанию
и
обоснованию оно является типичным выражением понятия свободы
человека,
соответствующего интересам стремительно развивавшегося тогда
класса
буржуазии.
В философии и в социально-политических воззрениях Юм
выражает
идеологический компромисс буржуазии (которая в сущности достигла
своих
основных целей) и английского феодального сословия (которое с начала
XVIII
в. не только заметно обуржуазилось, но и в определенной степени
органически
адаптировалось к развивающимся капиталистическим отношениям в Англии).
К субъективному идеализму Юма во многом примыкают позитивисты
и
представители эмпириокритицизма Э. Мах и Р. Авенариус. Его скептицизм
и
отрицательная позиция по отношению к религии повлияли на атеизм
французских
мыслителей XVIII в.
Агностицизм Юма не отрицает силы человеческого разума. Его
основой
является критика развивавшегося тогда естественнонаучного и
философского
мышления, которые во многих отношениях носили механистический характер.
И
хотя дальнейшее развитие философского мышления вскрыло корни скептицизма
Юма
и весьма скоро привело (уже у наиболее типичных представителей
немецкой
классической философии) к его преодолению, он сыграл, в частности
в
английской философской мысли, значительную роль.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В АНГЛИИ
Кроме основной линии английской философии, которая, начиная с
Локка,
развивалась четко по направлению к субъективному идеализму, в Англии
на
переломе XVII и XVIII вв. появляются и философы
противоположного
направления. Эти мыслители были прямо или косвенно связаны с
развитием
естественнонаучного познания. Они во многом исходили из сенсуализма
Локка,
продолжая и развивая материалистические тенденции, содержащиеся в
его
взглядах.
Английскую материалистическую философскую мысль представляет
английское
Просвещение. Просвещение как явление характерно для всей тогдашней
Западной
Европы. Во всех странах, в том числе и в Англии, оно возникло как ответ
на
запрос набиравшей силу, формировавшейся тогда еще
прогрессивной
революционной буржуазии,^ также развивавшегося научного
знания.
Представители английского Просвещения (так же как и других стран
Европы)
весьма резко выступали против идейного .засилья религии,
добивались
политических свобод и остро критиковали все, что было связано с
прежним
устройством общества. Деятели Просвещения весьма тесно были связаны с
новой
наукой, в частности естествознанием. Они поставили вопрос о соотношении
веры
и разума и в его решении окончательно склонились в сторону разума.
Видную роль, в частности в английском Просвещении, сыграл деизм \
Деизм - воззрение, согласно которому бог признается лишь как
первопричина
мира. В дальнейшем же мир развивается по собственным (естественным)
законам.
\
[28]. Он был тогдашним выражением религиозного
вольнодумства, более или менее скрытым отрицанием религии как таковой.
На
первое место представители английского Просвещения выдвигали
свободу
человека и силу человеческого разума.
Исторически первым представителем этой линии является Джон
Толанд
(1670-1722). Большую известность приобрела его работа "Христианство
без
тайн" (1696), в которой Толанд отвергает теорию двойственности
истины
(истины разума и истины веры) и выдвигает разум в качестве
единственного
критерия веры. Он провозгласил тезис: то, что противно разуму, не может
быть
предметом веры потому, что разум можно убедить лишь в том, что он
способен
понять. Эти мысли вызвали большую неприязнь духовенства. В работе
"Племя
левитов" он называет духовенство наихудшей язвой человечества. В 1697
г.
именно духовенство принудило его покинуть родную Ирландию и перебраться
в
Англию. И здесь он вступает в конфликт с официальными
представителями
тогдашнего общества из-за ярко выраженных республиканских взглядов.
Его
философские мысли содержатся в работах "Пантеистикон" и "Письма к Серене".
Толанд критикует Спинозу и указывает на определенные слабости
его
философии. В частности, он отмечает, что движение у Спинозы является
лишь
модусом атрибута распространенности. Сам Толанд в понимании
взаимосвязи
движения и материи выходит за рамки материализма XVII столетия, хотя
и
остается в пределах механистического материализма. Он подчеркивает,
что
движение - неотделимое свойство материи и что покой - не что иное,
как
"движение сопротивления".
Наиболее значимой частью творчества Толанда является его
критика
религии. Признавая существование "наивысшего существа",
понимаемого
деистически, он дает очень острую критику философским попыткам
обосновать
религию и теологию.
Другим видным представителем этого направления философской мысли
был
Антони Коллинз (1676- 1729). В его работах "Рассуждение о свободе
мышления"
и "Исследование человеческой свободы" мы встречаемся с
детерминистскими
взглядами. В своих философских суждениях Коллинз, опираясь на
сенсуализм
Локка, выводит определенные материалистические заключения. Помимо прочего
он
выступает против бессмертия души, ее нематериальности и т. д.
Дэвид Гартли (1704-1757) также принадлежит к числу видных
мыслителей
Англии XVIII столетия. Его научная работа связана, в частности, с
его
профессией врача, которая во многом повлияла на его философские воззрения.
В
1749 г. он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге
и
упованиях". В ней он соединяет сенсуализм Локка
с
механи-стическо-материалистическим учением. Его идеи
способствовали
формированию материалистического подхода к пониманию человеческой
психики
\ Создал вибрационную теорию ассоциации идей. \.
С исследовательской работой в области естествознания были тесно
связаны
философские взгляды Джозефа Пристли (1733-1804), также
представителя
английской материалистической философской мысли. В подходе к вопросам
теории
познания он испытал влияние сенсуализма Локка, во многом был близок к
мыслям
философствующего врача Д. Гартли. В области естествознания особое
внимание
уделял физике и химии. Рассуждения Пристли о материи и ее свойствах
носят
механистический характер, но являются попыткой очередного
философского
обобщения научных фактов, в частности естественнонаучных знаний.
Прогрессивность социальных взглядов Пристли проявилась в его
отношении
к Великой французской буржуазной революции. В "Письмах к сэру Эдмунду
Барку"
он защищает право на восстание и требует свержения тирании, поэтому в
1794
г. он был вынужден эмигрировать в Америку.
Философское и естественнонаучное мышление Пристли
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123