История философии в кратком изложении

психики. Юм значительно приближается к пониманию активы ности

(познающего)

субъекта.

Отрицание существования духовной (объективной) субстанции

создает

философскую предпосылку скептического отношения к любой религии и

к

атеистическим взглядам. Юм критикует доказательства существования

бога,

выводимые либо из несовершенства человека, либо из

целесообразного

устройства мира. Критикует он и ряд распространенных тогда

религиозных

утверждений и принципов. Он говорит, что "наши доказательства

истинности

христианской религии являются более... слабыми, чем

доказательства

истинности наших чувств". Критические замечания в адрес религии

можно

встретить и в его "Исследовании человеческого разума", и в

"Естественной

истории религии". В этих работах он делает попытку естественным

образом

объяснить возникновение и социальные функции религии.

И хотя Юм указывает на тот факт, что религия в развитии

человеческого

общества очень часто была причиной споров и войн, он признает ее значение

в

тогдашнем обществе, которое он видит, в частности, в утверждении и

гарантии

действенности моральных норм.

Д. Юм был представителем английской буржуазии в эпоху, когда она

уже

отказывалась от своих великих идеалов 40-х годов. Его воззрения

направлены

на защиту ее социальной позиции. Так же как Локк или

французские

материалисты и просветители, Юм резко критикует феодальное

сословное

общество, но вместе с тем дистанцируется от всех версий

общественного

договора, которые были известны английским и континентальным

философам.

Общество, согласно его взглядам, возникло не в результате акта договора,

но

естественно развивалось из семейных и родовых отношений людей на основе

их

врожденного чувства симпатии и осознания определенных общих

интересов.

Основной движущей силой развития общества Юм считает

удовлетворение

потребностей и достижение прибыли. Это развитие ведет к

определенному

упорядочению общества и возникновению власти. С возникновением

власти

общество, согласно его взглядам, становится государством.

Социально-политические взгляды Юма были тесно связаны с

его

экономическими воззрениями. В очерке о капиталистическом

способе

производства он правильно постигает тенденцию к получению прибыли как

одну

из решающих движущих сил английского общества того времени. Во

многих

отношениях Д. Юм является непосредственным предшественником

английской

классической политической экономии. Его философские и экономические

взгляды

заметно повлияли на формирование идей первого и наиболее

выдающегося

представителя английской политической экономии - Адама Смита.

Исходя из определяющих принципов развития человеческого

общества,

решает Д. Юм и вопросы этики. Ключевым моментом его интересов

является

вопрос о свободе человеческого поведения. Однако решение этого вопроса у

Юма

не достигает того уровня, как, например, у Спинозы. "Свободу мы

можем

разуметь лишь возможностью действовать либо не действовать согласно

решению

воли" - так Юм формулирует свое понимание свободы, опирающееся

на

абсолютизацию индивидуальной воли человека. По своему содержанию

и

обоснованию оно является типичным выражением понятия свободы

человека,

соответствующего интересам стремительно развивавшегося тогда

класса

буржуазии.

В философии и в социально-политических воззрениях Юм

выражает

идеологический компромисс буржуазии (которая в сущности достигла

своих

основных целей) и английского феодального сословия (которое с начала

XVIII

в. не только заметно обуржуазилось, но и в определенной степени

органически

адаптировалось к развивающимся капиталистическим отношениям в Англии).

К субъективному идеализму Юма во многом примыкают позитивисты

и

представители эмпириокритицизма Э. Мах и Р. Авенариус. Его скептицизм

и

отрицательная позиция по отношению к религии повлияли на атеизм

французских

мыслителей XVIII в.

Агностицизм Юма не отрицает силы человеческого разума. Его

основой

является критика развивавшегося тогда естественнонаучного и

философского

мышления, которые во многих отношениях носили механистический характер.

И

хотя дальнейшее развитие философского мышления вскрыло корни скептицизма

Юма

и весьма скоро привело (уже у наиболее типичных представителей

немецкой

классической философии) к его преодолению, он сыграл, в частности

в

английской философской мысли, значительную роль.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В АНГЛИИ

Кроме основной линии английской философии, которая, начиная с

Локка,

развивалась четко по направлению к субъективному идеализму, в Англии

на

переломе XVII и XVIII вв. появляются и философы

противоположного

направления. Эти мыслители были прямо или косвенно связаны с

развитием

естественнонаучного познания. Они во многом исходили из сенсуализма

Локка,

продолжая и развивая материалистические тенденции, содержащиеся в

его

взглядах.

Английскую материалистическую философскую мысль представляет

английское

Просвещение. Просвещение как явление характерно для всей тогдашней

Западной

Европы. Во всех странах, в том числе и в Англии, оно возникло как ответ

на

запрос набиравшей силу, формировавшейся тогда еще

прогрессивной

революционной буржуазии,^ также развивавшегося научного

знания.

Представители английского Просвещения (так же как и других стран

Европы)

весьма резко выступали против идейного .засилья религии,

добивались

политических свобод и остро критиковали все, что было связано с

прежним

устройством общества. Деятели Просвещения весьма тесно были связаны с

новой

наукой, в частности естествознанием. Они поставили вопрос о соотношении

веры

и разума и в его решении окончательно склонились в сторону разума.

Видную роль, в частности в английском Просвещении, сыграл деизм \

Деизм - воззрение, согласно которому бог признается лишь как

первопричина

мира. В дальнейшем же мир развивается по собственным (естественным)

законам.

\

[28]. Он был тогдашним выражением религиозного

вольнодумства, более или менее скрытым отрицанием религии как таковой.

На

первое место представители английского Просвещения выдвигали

свободу

человека и силу человеческого разума.

Исторически первым представителем этой линии является Джон

Толанд

(1670-1722). Большую известность приобрела его работа "Христианство

без

тайн" (1696), в которой Толанд отвергает теорию двойственности

истины

(истины разума и истины веры) и выдвигает разум в качестве

единственного

критерия веры. Он провозгласил тезис: то, что противно разуму, не может

быть

предметом веры потому, что разум можно убедить лишь в том, что он

способен

понять. Эти мысли вызвали большую неприязнь духовенства. В работе

"Племя

левитов" он называет духовенство наихудшей язвой человечества. В 1697

г.

именно духовенство принудило его покинуть родную Ирландию и перебраться

в

Англию. И здесь он вступает в конфликт с официальными

представителями

тогдашнего общества из-за ярко выраженных республиканских взглядов.

Его

философские мысли содержатся в работах "Пантеистикон" и "Письма к Серене".

Толанд критикует Спинозу и указывает на определенные слабости

его

философии. В частности, он отмечает, что движение у Спинозы является

лишь

модусом атрибута распространенности. Сам Толанд в понимании

взаимосвязи

движения и материи выходит за рамки материализма XVII столетия, хотя

и

остается в пределах механистического материализма. Он подчеркивает,

что

движение - неотделимое свойство материи и что покой - не что иное,

как

"движение сопротивления".

Наиболее значимой частью творчества Толанда является его

критика

религии. Признавая существование "наивысшего существа",

понимаемого

деистически, он дает очень острую критику философским попыткам

обосновать

религию и теологию.

Другим видным представителем этого направления философской мысли

был

Антони Коллинз (1676- 1729). В его работах "Рассуждение о свободе

мышления"

и "Исследование человеческой свободы" мы встречаемся с

детерминистскими

взглядами. В своих философских суждениях Коллинз, опираясь на

сенсуализм

Локка, выводит определенные материалистические заключения. Помимо прочего

он

выступает против бессмертия души, ее нематериальности и т. д.

Дэвид Гартли (1704-1757) также принадлежит к числу видных

мыслителей

Англии XVIII столетия. Его научная работа связана, в частности, с

его

профессией врача, которая во многом повлияла на его философские воззрения.

В

1749 г. он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге

и

упованиях". В ней он соединяет сенсуализм Локка

с

механи-стическо-материалистическим учением. Его идеи

способствовали

формированию материалистического подхода к пониманию человеческой

психики

\ Создал вибрационную теорию ассоциации идей. \.

С исследовательской работой в области естествознания были тесно

связаны

философские взгляды Джозефа Пристли (1733-1804), также

представителя

английской материалистической философской мысли. В подходе к вопросам

теории

познания он испытал влияние сенсуализма Локка, во многом был близок к

мыслям

философствующего врача Д. Гартли. В области естествознания особое

внимание

уделял физике и химии. Рассуждения Пристли о материи и ее свойствах

носят

механистический характер, но являются попыткой очередного

философского

обобщения научных фактов, в частности естественнонаучных знаний.

Прогрессивность социальных взглядов Пристли проявилась в его

отношении

к Великой французской буржуазной революции. В "Письмах к сэру Эдмунду

Барку"

он защищает право на восстание и требует свержения тирании, поэтому в

1794

г. он был вынужден эмигрировать в Америку.

Философское и естественнонаучное мышление Пристли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты