История философии в кратком изложении

хранителем

наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в

собственном

смысле слова. Было бы слишком сложно исчерпывающим образом ответить

на

вопрос, что нового приносит (в содержание или методологию) римский

период

античной диалектики? Следует прежде всего сказать, что в этот период (1-

II

вв. н э ) формируются начала христианской философии, которая (о чем

речь

пойдет дальше) хотя и имеет внешне много схожего с другими

философскими

направлениями тогдашнего Рима, однако уже выходит за рамки

тогдашней

философской атмосферы.

ДОСОКРАТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Постичь философское мышление этого периода весьма сложно, и

прежде

всего потому, что произведения досократовских мыслителей сохранились

только

во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и

критике

позднейших античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно

выводить

цельные философские взгляды их авторов Бесспорно, наиболее

интересным

источником с этой точки зрения является труд Диогена Лаэртского "О

жизни,

учениях и изречениях знаменитых философов", а также труды других

античных

авторов - Плутарха, Секста Эмпирика, Ипполита, Климента

Александрийского,

Стобея и Симплиция. Точность некоторых цитат, однако, сомнительна.

Сомнения в подлинности мыслей досократиков, цитируемых в работах

этих

авторов, вызваны тем фактом, что большинство из них пишет свои труды в

эпоху

Римской империи, т. е. со значительным временным интервалом. Некоторые

мысли

досократиков можно найти и у авторов более раннего периода Например,

Платон

в Диалогах приводит мысли Парменида, Протагора, Горгия и ряда других,

в

трудах Аристотеля также можно найти многие суждения досократовских

философов

Однако оба этих автора "цитируют", как правило, весьма вольно. В

частности,

Платон часто придает мыслям противников Сократа (Кратила, Парменида)

такое

значение, которое по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут

другие

авторы.

Глубокое изучение истории греческой философии

развивается

приблизительно с первой половины XIX в. В это время создаются, сейчас

уже

"классические", труды, посвященные этой проблематике Они становятся

основой

всех других антологий, эссе и исследований античной философии. К

числу

наиболее видных авторов в этой области относятся Э. Целлер, Г. Дильс,

В.

Капелле и В. Кранц.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕРВЫХ ФИЛОСОФОВ

Философское мышление начинает формироваться в античной Греции

примерно

в VII-VI вв. до н. э. В обществе в это время происходят большие

изменения.

Имущественное неравенство влечет за собой углубление

классовой

дифференциации. Процесс формирования нового класса ускоряется, в

частности,

развитием ремесел и торговли. Происходит постепенное разложение

родового

общества и ограничение власти родовой знати. Рабство по сравнению

с

временами Гомера приобретает новые формы. Его патриархальность

уступает

место новым, более прогрессивным формам. Становящийся общественный

класс,

связанный с хозяйственным развитием, захватывает политическую власть

и

устанавливает тиранию. С ростом экономической и политической силы

этого

класса развивается и греческая культура.

В VIII и VII вв. интенсивно осуществляется и греческая колонизация.

Она

распространяется как на северо-восток (острова и малоазийское

побережье),

так и на запад (в частности, на Сицилию и Южную Италию). Греческие

поселения

сосредоточивают не только торговлю и ремесла, но постепенно выдвигаются

и

как центры культуры и образования. Это касается, в частности, тех

колоний,

которые были основаны на малоазийском побережье в VII и VI вв. до н.

э.

Среди них особое место занимают Милет и Эфес, которые и становятся

центрами

развития философии.

Первые признаки философского осмысления мира можно найти уже

в

произведениях Гомера, хотя по своей мифологической форме они еще далеки

от

рационализма, присущего греческой философии. Гомер говорит о

трех

первопричинах, которые можно в определенном смысле полагать

первоосновами

мира, и называет их Никс, Океанос и Тетис. Никс - это праисходное

состояние,

стадия, которая предшествует чему-либо иному (используя

нынешнюю

терминологию, можно сказать, что это универсальная потенция всех

состоянии

мира). Океанос представляет праморе, а Тетис - определенную

жизнесообщающую

силу, которая соединена с морем - водой. При этом все эти первопричины,

т.

е. сущностные силы, связаны с землей

К Гомеру восходит и так называемый ранний орфический период. Речь

идет

о литературных произведениях, разрабатывающих орфическую проблематику

и

решающих, кроме того, теогонические проблемы \ Орфизм - религиозное

движение, восходящее к мифологическому певцу Орфею. Значительную роль в

его

мифологическом понимании возникновения мира и богов играла музыка

-

гармония.. Орфические воззрения, в частности понимание отношения души и

тела

(тело является гробом души), отражены в греческой философии -

Платон,

Пифагор. \. Из первопринципа Никс выводятся небо и земля, из них - все

остальное (Океанос здесь понимается как существенная составная часть

земли).

Попытка объяснения возникновения мира содержится и в трудах

Гесиода.

Согласно Гесиоду, основой всего является хаос, который понимается

как

неограниченная, бесформенная масса, содержащая в себе все

возможные

потенции. Из него же возникают праисходные формы бытия. С одной стороны,

это

Гея (Земля) и Эрос (определенная жизненная сила). с другой - это

Эребос

(тьма) и Никс (ночь) как определяющая, правящая сила. Из них потом

возникают

Уран (звездное небо), Этер (Эфир), свет, и постепенно остальные божества.

Наряду с космогоническими и теогоническими взглядами находим у

Гесиода

также определенную рефлексию общественной действительности- Например,

его

защита аграрного мелкотоварного производства указывает на

главные

противоречия эпохи и отражает углубляющуюся классовую

дифференциацию

греческого общества.

К космогоническим взглядам Гесиода восходит позднейший

мыслитель

Акусилай. Он вводит в систему основных принципов Гесиода новое понятие

-

Метис, или Нус (разум).

Определенным завершением космогонических концепций в Древней Греции

в

период, предшествующий образованию собственно философии, являются

взгляды

Ферекида и Эпименида из Сира.

Согласно Ферекиду, первоосновой всего является особая

жизнеспособная

материя, которую он обозначает именем Зевс. Эта первооснова существует

в

пяти стадиях, следствием развития которых является возникновение

богов,

космоса и земли. Взгляды на проблему возникновения богов (теогония)

и

космоса (космогония), таким образом, обретают единые мифологические

рамки.

Ферекид впервые пытается создать определенную "всеобъемлющую"

систему,

охватывающую всю известную тогда область явлений.

С пятью стадиями развития можно встретиться и у Эпименида, старшего

на

полстолетие. Согласно ему, на первой стадии существует воздух как

праматерия

и ночь как безграничная тьма. Их соединение приводит к

возникновению

праосновы (преисподней). Оттуда восходят Титаны, из них - яйцо,

разрушение

которого приводит к рождению мира.

Все эти космогонические взгляды в принципе не вышли за

рамки

мифологических построений. Однако в некоторых из них (у Гесиода,

Ферекида,

Эпименида) можно найти тенденции обращения к природе. Эти

"дофилософские"

воззрения были попыткой в форме мифа ответить на вопросы, что

является

основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы

определяют

его развитие. Стремление рационально ответить на эти вопросы, найти выход

из

магических и религиозных зависимостей стоит у истоков собственно

греческой

философии.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Как уже говорилось, становление собственно греческой

философии

происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано

важными

революционными переменами. В это время появляются выдающиеся

мыслители,

политики, законодатели, художники, которые в своей деятельности

выражали

интересы нового общественного класса, формирующегося на обломках

родового

общества. Они известны как "семь мудрецов". Среди них - основатель

милетской

философской школы Фалес.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней

впервые

сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И

хотя

философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов

и

форм познания (как теоретического, так и практического), главный

интерес

всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем.

На

первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя

отдельные

представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их

взгляды

имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном

материальном

принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа

стихийно

тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального

и

духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был

сформулирован

позже- Представители этой школы интуитивно понимали мир как

материальный.

Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется

и

"наивная" диалектика, с помощью понятийных средств которой они

стремятся

постичь мир в динамике его развития и перемен.

Стихийный материализм ионических философов был преодолением

старых

религиозно-мифологических представлений о мире. На основной

вопрос

предшествующей космогонии о первопричине, или первопринципе, мира

они

давали, в отличие от всех мифологических концепций,

вполне

материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно

в

640-562 гг. до н. э.

Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты