хранителем
наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в
собственном
смысле слова. Было бы слишком сложно исчерпывающим образом ответить
на
вопрос, что нового приносит (в содержание или методологию) римский
период
античной диалектики? Следует прежде всего сказать, что в этот период (1-
II
вв. н э ) формируются начала христианской философии, которая (о чем
речь
пойдет дальше) хотя и имеет внешне много схожего с другими
философскими
направлениями тогдашнего Рима, однако уже выходит за рамки
тогдашней
философской атмосферы.
ДОСОКРАТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Постичь философское мышление этого периода весьма сложно, и
прежде
всего потому, что произведения досократовских мыслителей сохранились
только
во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и
критике
позднейших античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно
выводить
цельные философские взгляды их авторов Бесспорно, наиболее
интересным
источником с этой точки зрения является труд Диогена Лаэртского "О
жизни,
учениях и изречениях знаменитых философов", а также труды других
античных
авторов - Плутарха, Секста Эмпирика, Ипполита, Климента
Александрийского,
Стобея и Симплиция. Точность некоторых цитат, однако, сомнительна.
Сомнения в подлинности мыслей досократиков, цитируемых в работах
этих
авторов, вызваны тем фактом, что большинство из них пишет свои труды в
эпоху
Римской империи, т. е. со значительным временным интервалом. Некоторые
мысли
досократиков можно найти и у авторов более раннего периода Например,
Платон
в Диалогах приводит мысли Парменида, Протагора, Горгия и ряда других,
в
трудах Аристотеля также можно найти многие суждения досократовских
философов
Однако оба этих автора "цитируют", как правило, весьма вольно. В
частности,
Платон часто придает мыслям противников Сократа (Кратила, Парменида)
такое
значение, которое по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут
другие
авторы.
Глубокое изучение истории греческой философии
развивается
приблизительно с первой половины XIX в. В это время создаются, сейчас
уже
"классические", труды, посвященные этой проблематике Они становятся
основой
всех других антологий, эссе и исследований античной философии. К
числу
наиболее видных авторов в этой области относятся Э. Целлер, Г. Дильс,
В.
Капелле и В. Кранц.
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕРВЫХ ФИЛОСОФОВ
Философское мышление начинает формироваться в античной Греции
примерно
в VII-VI вв. до н. э. В обществе в это время происходят большие
изменения.
Имущественное неравенство влечет за собой углубление
классовой
дифференциации. Процесс формирования нового класса ускоряется, в
частности,
развитием ремесел и торговли. Происходит постепенное разложение
родового
общества и ограничение власти родовой знати. Рабство по сравнению
с
временами Гомера приобретает новые формы. Его патриархальность
уступает
место новым, более прогрессивным формам. Становящийся общественный
класс,
связанный с хозяйственным развитием, захватывает политическую власть
и
устанавливает тиранию. С ростом экономической и политической силы
этого
класса развивается и греческая культура.
В VIII и VII вв. интенсивно осуществляется и греческая колонизация.
Она
распространяется как на северо-восток (острова и малоазийское
побережье),
так и на запад (в частности, на Сицилию и Южную Италию). Греческие
поселения
сосредоточивают не только торговлю и ремесла, но постепенно выдвигаются
и
как центры культуры и образования. Это касается, в частности, тех
колоний,
которые были основаны на малоазийском побережье в VII и VI вв. до н.
э.
Среди них особое место занимают Милет и Эфес, которые и становятся
центрами
развития философии.
Первые признаки философского осмысления мира можно найти уже
в
произведениях Гомера, хотя по своей мифологической форме они еще далеки
от
рационализма, присущего греческой философии. Гомер говорит о
трех
первопричинах, которые можно в определенном смысле полагать
первоосновами
мира, и называет их Никс, Океанос и Тетис. Никс - это праисходное
состояние,
стадия, которая предшествует чему-либо иному (используя
нынешнюю
терминологию, можно сказать, что это универсальная потенция всех
состоянии
мира). Океанос представляет праморе, а Тетис - определенную
жизнесообщающую
силу, которая соединена с морем - водой. При этом все эти первопричины,
т.
е. сущностные силы, связаны с землей
К Гомеру восходит и так называемый ранний орфический период. Речь
идет
о литературных произведениях, разрабатывающих орфическую проблематику
и
решающих, кроме того, теогонические проблемы \ Орфизм - религиозное
движение, восходящее к мифологическому певцу Орфею. Значительную роль в
его
мифологическом понимании возникновения мира и богов играла музыка
-
гармония.. Орфические воззрения, в частности понимание отношения души и
тела
(тело является гробом души), отражены в греческой философии -
Платон,
Пифагор. \. Из первопринципа Никс выводятся небо и земля, из них - все
остальное (Океанос здесь понимается как существенная составная часть
земли).
Попытка объяснения возникновения мира содержится и в трудах
Гесиода.
Согласно Гесиоду, основой всего является хаос, который понимается
как
неограниченная, бесформенная масса, содержащая в себе все
возможные
потенции. Из него же возникают праисходные формы бытия. С одной стороны,
это
Гея (Земля) и Эрос (определенная жизненная сила). с другой - это
Эребос
(тьма) и Никс (ночь) как определяющая, правящая сила. Из них потом
возникают
Уран (звездное небо), Этер (Эфир), свет, и постепенно остальные божества.
Наряду с космогоническими и теогоническими взглядами находим у
Гесиода
также определенную рефлексию общественной действительности- Например,
его
защита аграрного мелкотоварного производства указывает на
главные
противоречия эпохи и отражает углубляющуюся классовую
дифференциацию
греческого общества.
К космогоническим взглядам Гесиода восходит позднейший
мыслитель
Акусилай. Он вводит в систему основных принципов Гесиода новое понятие
-
Метис, или Нус (разум).
Определенным завершением космогонических концепций в Древней Греции
в
период, предшествующий образованию собственно философии, являются
взгляды
Ферекида и Эпименида из Сира.
Согласно Ферекиду, первоосновой всего является особая
жизнеспособная
материя, которую он обозначает именем Зевс. Эта первооснова существует
в
пяти стадиях, следствием развития которых является возникновение
богов,
космоса и земли. Взгляды на проблему возникновения богов (теогония)
и
космоса (космогония), таким образом, обретают единые мифологические
рамки.
Ферекид впервые пытается создать определенную "всеобъемлющую"
систему,
охватывающую всю известную тогда область явлений.
С пятью стадиями развития можно встретиться и у Эпименида, старшего
на
полстолетие. Согласно ему, на первой стадии существует воздух как
праматерия
и ночь как безграничная тьма. Их соединение приводит к
возникновению
праосновы (преисподней). Оттуда восходят Титаны, из них - яйцо,
разрушение
которого приводит к рождению мира.
Все эти космогонические взгляды в принципе не вышли за
рамки
мифологических построений. Однако в некоторых из них (у Гесиода,
Ферекида,
Эпименида) можно найти тенденции обращения к природе. Эти
"дофилософские"
воззрения были попыткой в форме мифа ответить на вопросы, что
является
основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы
определяют
его развитие. Стремление рационально ответить на эти вопросы, найти выход
из
магических и религиозных зависимостей стоит у истоков собственно
греческой
философии.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Как уже говорилось, становление собственно греческой
философии
происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано
важными
революционными переменами. В это время появляются выдающиеся
мыслители,
политики, законодатели, художники, которые в своей деятельности
выражали
интересы нового общественного класса, формирующегося на обломках
родового
общества. Они известны как "семь мудрецов". Среди них - основатель
милетской
философской школы Фалес.
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней
впервые
сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И
хотя
философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов
и
форм познания (как теоретического, так и практического), главный
интерес
всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем.
На
первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя
отдельные
представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их
взгляды
имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном
материальном
принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа
стихийно
тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального
и
духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был
сформулирован
позже- Представители этой школы интуитивно понимали мир как
материальный.
Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется
и
"наивная" диалектика, с помощью понятийных средств которой они
стремятся
постичь мир в динамике его развития и перемен.
Стихийный материализм ионических философов был преодолением
старых
религиозно-мифологических представлений о мире. На основной
вопрос
предшествующей космогонии о первопричине, или первопринципе, мира
они
давали, в отличие от всех мифологических концепций,
вполне
материалистический ответ, хотя еще и наивный.
Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно
в
640-562 гг. до н. э.
Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123