История философии в кратком изложении

время

была идея Вольтера о том, что религия возникла тогда, когда

встретились

мошенник и глупец. Вольтер не вскрыл, и в то время не мог полностью

вскрыть,

гносеологических и социальных корней возникновения религии.

Человечество

пришло к этому позже. Однако его критика клерикализма и религии

сыграла

выдающуюся роль.

Вольтер находился под сильным влиянием идей Локка, Ньютона,

Бейля.

Органическую часть его философских воззрений образует, однако, и

критическая

переоценка философии Декарта и Лейбница. Философия представляется ему

не

только собранием поучений, догм, взглядов или логически строгой

системой,

она является прежде всего великим орудием разума в борьбе

против

неразумного, отживающего устройства общества. Этот момент во

многом

определяет и характер философской мысли Вольтера. Никто до него - а из

его

современников лишь Руссо - не выступает в философии так открыто и партийно.

Вольтер весьма высоко оценивает заслуги английских философов,

в

частности Бэкона и Гоббса. "Новый Органон" Бэкона он определяет как

труд,

который можно использовать в качестве лесов при строительстве

новой

философии. Эмпиризм английской философии настолько повлиял на Вольтера,

что

на переломе 20-30-х годов (в то время, когда он пишет первую

серию

философских работ: "Философские письма", "Трактат о метафизике" и

"Основы

философии Ньютона") считает его единственным методом познания, при

помощи

которого можно достичь истины. С этих позиций он некоторое

время

недооценивает декартов-ский рационализм, отвергает, в частности, Декар-

тову

теорию врожденных идей, противопоставляя ей тезис Локка о том,

что

человеческая душа - это неисписанный лист.

Однако критическое отрицание спекулятивного характера

философии

Лейбница и Декарта не было исходным пунктом собственного

философского

мышления Вольтера. Он отвергал также и субъективно-

идеалистическую

интерпретацию английского сенсуализма. Вольтер стремится к

разрешению

проблемы познавательного значения опыта и его отношения к

теоретическому

мышлению на более или менее материалистических основах.

В философии Вольтера большую роль играет вопрос активности

субъекта.

Подчеркивание Вольтером динамичности и активности поведения

субъекта

значительно обогатило философию Нового времени. "Пусть уж как будет,

здесь

моя цель - изучить человека, живущего в обществе; не могу в нем жить,

если

не существует общество вне нас. Скептики-пиррони-сты должны мне

позволить

начать с того, что существуют тела, во что я твердо верю, ибо в

противном

случае я должен был бы отрицать существование этих господ". Из этого

тезиса

Вольтера ясно вытекает не только очевидное

отвержение

субъективно-идеалистического подхода к проблематике познания и бытия, но

и

его однозначное подчеркивание "общественности человека" как

предмета

собственно философских интересов. Этим он во многом

предвосхищает

проблематику, которая становится такой важной для немецкой

классической

философии.

Его интерес к "общественному человеку" определяется трудами

английских

мыслителей, в частности концепцией естественного права Локка. В

философских

заметках об обществе, человеке и свободе он исходит из

практических

потребностей тогдашней буржуазии. Вольтер понимал человека как

существо

общественное, общественность которого состоит в том, что он живет

среди

других общественных людей.

В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных

требований

восходящей буржуазии - равенство людей. Однако в отличие, например, от

Руссо

он понимает равенство людей лишь как равенство политическое, равенство

перед

законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он

считал

предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального

развития

общества. Если Руссо в работе "О причинах неравенства" выступил

против

частной собственности и требовал ее уничтожения, то Вольтер это требование

с

присущей ему иронией высмеял.

Свободу человека Вольтер также понимал лишь в чисто

абстрактном

правовом и политическом смысле. Свобода является, по его

представлениям,

прежде всего свободой воли, и эту свободу воли он понимает

чисто

индетерминистски. В позднейших философских трудах ("Философском

словаре")

Вольтер, однако, видимо под влиянием ньютоновского понятия

детерминизма,

отходит от индетерминистских взглядов.

Вопрос о понимании Вольтером детерминизма заслуживает

специального

анализа. Его детерминизм решительно нельзя отождествлять с

детерминизмом

механистических материалистов. Человек, отвергающий всеобщую

закономерность,

индетерминистски понимающий свободу воли, слишком бы отклонился от

порядка

целесообразно устроенного мира, и поэтому Вольтер ограничивает

свободу

человеческой воли определяющим принципом этого мирового порядка. Тем

самым,

однако, он весьма близко подходит к теологии, против которой в

стихотворении

"О гибели Лиссабона" он так решительно выступает.

Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общества

-

это те вопросы, которые в то время обсуждались не только в

философских

дискуссиях, но и в практической каждодневной политике. И Вольтер в

своих

заметках о реформе общества склоняется к иллюзии об

"образованном

правителе". Однако в более позднее время он от этого идеала отходит.

Все творчество Вольтера - философское, публицистическое,

художественное

(следует оценить также его заслуги в области, историографии, в частности

в

истории культуры) - является предвестием острых социальных

конфликтов,

которые через несколько лет после его смерти выливаются в

Великую

французскую буржуазную революцию. Прогрессивность философии

Вольтера

обусловлена и ограничена прогрессивностью общественного класса -

буржуазии,

представителем которой он был.

Если Вольтер был представителем высших слоев "третьего сословия",

то

Жан Жак Руссо (1712- 1778) - представителем самых низших слоев.

Творчество Руссо весьма богато, и, если его оценивать по

названиям

отдельных работ, оно может показаться весьма пестрым. Помимо

театрального

творчества Руссо занимался в специальных работах целым рядом

проблем:

критикой науки и цивилизации ("О влиянии наук на нравы"),

экономической

проблематикой ("Рассуждения о политической

экономии"),

социально-политическими вопросами ("Рассуждения о происхождении и

причинах

неравенства между людьми"), критикой основ государства и права

("Об

общественном договоре"). Следует упомянуть и о его обширном

педагогическом

трактате "Эмиль, или О воспитании", и о романе "Новая Элоиза",

который

является проектом лучшей, естественной морали. Несмотря на

кажущуюся

тематическую разбросанность, творчество Руссо имеет, однако,

один

центральный мотив. Этим мотивом выступает проблема неравенства между

людьми

и путей его преодоления.

Социальное неравенство становится предметом рассмотрения уже в

первой

его значительной работе - "О влиянии наук на нравы". В ней он

критикует

современную цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис

о

том, что развитие науки никоим образом не способствует

совершенствованию

нравов. Это, однако, не значит, что он отвергал науку и культуру

как

таковые. Во введении к работе он говорит: "Не совершаю нападение на

науку,

но отстаиваю добродетель".

В первой части работы "О влиянии наук на нравы" Руссо подчеркивает,

что

основы общественной жизни составляют "телесные потребности", тогда

как

духовные потребности являются их украшением. Его подход к

общественным

проблемам, таким образом, по сути материалистический. Тем, что основу

жизни

он видит в сфере "телесных потребностей", т. е. в материальной сфере,

Руссо

создает определенную основу для понимания всех, говоря нынешним

языком,

надстроечных явлений. Руссо, возможно, не понял, но, однако,

определенно

угадал социальную обусловленность науки и культуры. Он одним из

первых

обнаружил, что развитие культуры создает "искусственные

потребности",

удовлетворение которых имеет весьма спорный характер. Человек

стремится

"казаться" иным, чем он есть в действительности. Развитие науки и

искусства

все более заметно ведет, согласно Руссо, к тому, что человек

стремится

"казаться", а не "быть". Одновременно с этим он полагал, что культура

и

искусство - принадлежность господствующих социальных слоев. Нигде в

его

творчестве мы не находим оценки исторической функции культуры и искусства.

Хотя Руссо и отстаивал тезис о том, что наука и культура не

принесли

человечеству ничего хорошего, корни общественных проблем и бесправия

он

видел совсем в другой сфере - в области общественного развития.

Главный

источник социального зла он усматривал в социальном неравенстве, которое

он

понимал прежде всего как неравенство имущественное.

Вопрос социального неравенства является главной темой и другой

его

работы - "Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между

людьми".

В этой связи следует напомнить философские предпосылки его подхода к

этим

вопросам. Руссо приходит к убеждению, что неравенство между людьми

не

существует изначально. "Какими могут быть путы зависимости между людьми

без

имущества?" Этим вопросом он обосновывает точку зрения на то,

что

неравенство тесно связано с имуществом, как сейчас говорится - с

частной

собственностью.

Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых, является,

по

Руссо, первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень

неравенства

связана с возникновением государства. Согласно Руссо, богатые и

бедные

заключили договор, ведущий к образованию государственной власти,

которая

должна быть гарантом справедливости и мира. Таким образом неравенство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты