это
их главное содержание. В брахманах мы не находим никакой
целостной
религиозно-философской системы, хотя в них впервые формулируются
некоторые
понятия, которые становятся центральной темой упанишад. С мифологией
брахман
во многом связан позднейший индуизм.
Упанишады (буквально: "сидеть около") \ Здесь - сидеть около
учителя, чтобы выслушать его изложение содержания данных текстов. \
образуют завершение ведической литературы. Староиндийская
традиция
насчитывает их в целом 108, сегодня известно около трехсот
различных
упанишад. Преобладающая масса текстов возникла в конце ведического
периода
(ок. VIII-VI вв. до н. э.), и взгляды, которые в них развиваются,
уже
некогда модифицированы и находятся под влиянием других, более
поздних
философских направлений. Старейшими и важнейшими являются
Брихадараньяка,
Чхандогья, несколько более поздними-Айтарея, Кена, Каушитаки и ряд других.
В упанишадах весь комплекс ведической идеологии, в
частности
абсолютизация жертвы и ее всепроникающей силы, подвергнут ревизии.
Однако
упанишады не дают целостной системы представлений о мире, в них можно
найти
лишь массу разнородных воззрений. Примитивные анимистические
представления,
интерпретации жертвенной символики (часто на мистической основе)
и
спекуляции жрецов перемежаются в них со смелыми абстракциями, которые
можно
охарактеризовать как первые формы действительно философского
мышления
Древней Индии. Господствующее место в упанишадах занимает прежде всего
новое
истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы
бытия
выступает универсальный принцип-безличное сущее ( брахма ),
отождествляемое
также с духовной сущностью каждого индивида ( атман ). Концепция
брахмы
восходит к давним ведическим попыткам найти основу того, что сообщает
жертве
ее всемогущую силу и в конечном понятии представляет
универсальный
космический принцип. В упанишадах брахма является абстрактным
принципом,
полностью лишенным прежних ритуальных зависимостей и предназначенным
для
постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой
сущности
мира. Понятие атман используется для обозначения индивидуальной
духовной
сущности, души, которая, как уже говорилось, отождествляется с
универсальным
принципом мира (брахма). Эта констатация идентичности различных форм
бытия,
выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью
всего
окружающего мира являются ядром учения упанишад.
Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни
(
самсара ) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Учение
о
круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как
определенная
форма бесконечной цепи перерождений, имеет свое начало в
анимистических
представлениях исконных жителей. Индии. Оно также связано с
наблюдением
определенных циклических природных явлений, с попыткой их
интерпретации.
Элементы учения самсары можно найти уже в брахманах, однако в упанишадах
эта
мысль абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов. Закон
кармы
диктует постоянное включение в круговорот перерождений и
детерминирует
будущее рождение, которое является результатом всех деяний
предшествующих
жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто совершал благие
действия,
жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как
брахман,
кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в
будущей
жизни родиться как член низшей варны (сословия), либо же его атман попадет
в
телесное хранилище животного; не только варны, но и все, с чем
человек
встречается в жизни, определено кармой.
Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные
и
социальные различия в обществе как следствия этического
результата
деятельности каждого индивида в прошлых жизнях. Таким образом, тот,
кто
действует в соответствии с существующими нормами, может,
согласно
упанишадам, подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.
Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как
личности
не существуют, впрочем как не существует и человек,
ограниченный
пространством и временем. Атман, когда покидает тело, сожженное
на
погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться
в
этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят
тексты,
идти путем отцов ( питръяна ). Познание (одна из центральных тем
упанишад)
состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто
это
единство осознает, освобождается из бесконечной цепи перерождений
(самсары)
и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его
индивидуальная
душа возвращается к брахме, где и остается вечно, выйдя из-под
влияния
кармы. Это и есть, как учат упанишады, путь богов ( деваяна ).
Основные тезисы упанишад бесчисленное количество раз
комментируются,
развиваются и освещаются с различных точек зрения.
Упанишады в основном идеалистическое учение, однако оно не целостно
в
этой основе, так как в нем встречаются взгляды, близкие к материализму.
Это
относится, в частности, к учению Уддалака, хотя и он не выработал
целостной
материалистической доктрины. Уддалака приписывает творческую силу
природе.
Весь мир явлений состоит из трех материальных элементов - тепла, воды и
пищи
(земли). И даже атман является материальной прасущностью человека.
С
материалистических позиций отбрасываются представления, согласно
которым
вначале мира было не-сущее (асат), из которого зародилось сущее (сат) и
весь
мир явлений и существ.
Упанишады являются выдающейся попыткой поколебать монопольное
положение
брахманов в идеологии и духовной жизни общества. Не случайно
мыслители
упанишад в большинстве происходили из варны кшатриев, а иногда и
вайшьев.
Это является следствием изменений в экономическом положении отдельных
варн,
которые завершили свое формирование к концу ведического периода.
Упанишады имели большое влияние на развитие последующего мышления
в
Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным
положением
для всех последующих религиозных и философских учений, за
исключением
материалистических. Ко многим идеям упанишад часто обращаются
некоторые
более поздние философские школы, прежде всего веданта.
УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе
начинают
происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное
и
ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия
между
членами отдельных варн и каст, меняется положение
непосредственных
производителей. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок
и
теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые
большие
государственные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в
рамках
единого монархического государства объединяется практически вся
Индия.
Важным компонентом социальной и экономической системы остается община,
в
которой происходят, однако, некоторые изменения. Углубляется
имущественная
дифференциация между членами общин, и все заметнее выделяется верхний
слой,
который сосредоточивает в своих руках экономическую и политическую
силу;
возрастает число зависимых граждан и наемных работников.
Это также и время поисков в религиозно-философской сфере.
Традиционный
ведический ритуализм и старая, часто примитивная мифология не
соответствуют
новым условиям. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых
от
идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное
положение
брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека
в
обществе. Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются
отдельные
направления и школы, естественно с различным теоретическим подходом
к
насущным вопросам. Из множества новых школ всеиндийское значение
приобретают
прежде всего учения джайнизма и буддизма.
Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается
Махавира
Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил
из
богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет
он
покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских
рассуждений
прийти к принципам нового учения. Потом он занимался
проповеднической
деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей
в
Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии.
Вардхаману
называют также Джина (Победитель- имеется в виду победитель над
круговоротом
перерождений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он был
только
последним из 24 учителей - тиртхакаров (творцов пути), учение
которых
возникло в далеком прошлом. Джайнистское учение длительное
время
существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно (в V в.
н.
э.) был составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить изначальное
ядро
джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и дополнений.
Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских
системах)
религиозные спекуляции смешиваются с философскими
рассуждениями,
провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка - материальная
(
аджива ) и духовная ( джива ). Связующим звеном между ними является
карма,
понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и
дает
возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи
с
душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма
постоянно
сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты
подробно
разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм,
которые
имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют
на
главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123