противоположность
механистической редукции качественных различий к одним лишь
количественным
различиям, которые относятся друг к другу диалектически, это
различия,
которые взаимно опосредуют, определяют и таким образом образуют
единство.
Гегель доказывает, что движение к высшим количественным
определениям
происходит на основе ряда количественных изменений, причем при
достижении
определенной пограничной точки происходит как бы скачок, ведущий к
переходу
в качество, т. е. к появлению нового, высшего качества. Этот
диалектический
процесс Гегель иллюстрирует примерами из природного
процесса:
"...индифферентное увеличение и уменьшение имеет свои границы, с
их
переходом изменяется качество... Когда теплота жидкой воды
увеличивается
либо уменьшается, достигается точка, в которой данное физическое
состояние
качественно изменяется, и вода, с одной стороны, становится паром, с
другой
стороны, льдом".
Наука о сущности занимается категориями сущности,
явлениями
действительности и их частными моментами. Диалектический метод
Гегеля
является прежде всего методом продвижения от явления предмета и его сторон
к
более глубоким внутренним взаимосвязям. Уже в анализе "Феноменологии"
мы
отмечали значение преодоления Гегелем кантовской "вещи в себе", которое
было
достигнуто именно этим способом. В "Капитале" Маркс также основывает
свой
анализ на продвижении от явления к закономерным связям, которые выступают
в
явлении. Цель такого анализа - достижение понимания имманентного
развития
исследуемого целого.
Особенность анализа Гегелем категорий в разделах о "бытии" и
о
"сущности" состоит в том, что он указывает случаи, когда к вещи или
моменту
вещи (органической составной части) относятся противоречивые
предикаты.
Например, все, что является конечной вещью, имеет момент бытия в себе, т.
е.
момент собственного естества, своего особого характера, но этот
момент
проявляется в "бытии для других" вещей, т. е. в отношении к другим вещам
В
действительности "бытие в себе" нельзя вообще познать иначе, чем
путем
анализа того, как вещь проявляется. Поэтому данные моменты
противоположны,
но вместе с тем образуют единство. Если мы станем на позицию,
которую
философия занимала до Гегеля, т. е. что вещь, с одной стороны,
является
бытием для других, а с другой - бытием в себе, то этим самым мы обойдем
тот
факт, что к вещи относится одновременно и то и другое потому, что оба
этих
момента образуют основополагающую внутреннюю дифференциацию вещи.
В каждой вещи существует равновесие, т. е. единство моментов и
их
различие, даже противоположность, которая выступает на первый план, если
мы,
в частности, прослеживаем развитие вещи. Гегель часто полемизирует
против
"нежности", с которой философия стремилась устранить противоположности
тем,
что различала разные подходы, из которых вытекают и приписываются одной
и
той же вещи противоположные предикаты. Понимание того, что с одной
точки
зрения вещь внутри различна, с другой - едина, является
релятивно
правомочным в зависимости от того, какой аспект мы выдвигаем
вперед.
Диалектика, однако, является методом анализа либо с. точки зрения
целого,
либо с точки зрения частного, отдельной. вещи, либо абсолютного,
универсума.
"Истина есть целое",- говорит Гегель в "Феноменологии". Именно
это
требование целостного подхода ведет его к полемике против различных
точек
зрения на различные определенные вещи.
"Наука логики" Гегеля завершается учением о "понятии" как
основе
реальности. "Понятие", разумеется, не означает форму человеческого
мышления,
т. е. общее, полученное с помощью абстракции и существующее лишь в
сознании.
"Объективное понятие" Гегеля как наивысшая, "наиболее истинная"
дефиниция
абсолюта выражает наиболее глубокую основу всего сущего. Этим учением
Гегель
углубляет аристотелевскую теорию видовой формы как того, что делает
вещь
тем, что она есть и что является движущей силой ее развития. Однако, если
у
Аристотеля материя в определенной мере противостоит форме и вызывает то,
что
каждая вещь отключается от своего видового типа, Гегель
предполагает
единство понятия и реальности. "Понятие"-это единство значимой
и
реализационной сторон действительности. Упор при этом делается на то,
что
"понятие" выражает зародышевое состояние вещи, которое с
необходимостью
внутренне дифференцируется и постепенно реализуется.
Последовательное
проведение этого принципа означало бы полное исключение случайности
из
природного процесса. Гегель тем не менее случайность - например, в
смысле
аномалий и тупиков развития - допускает с таким обоснованием, что в
природе
есть "понятия" вне себя, что они "бессильно погружены" в материю и т.
д.
Рациональное значение этой теории постигает Энгельс в "Людвиге
Фейербахе",
когда он анализирует положение Гегеля о единстве разумного (разумное
=
понятийное) и действительного. Все, что разумно, то и действительно, т.
е.
станет раньше или позже действительным, напротив, все, что
существует,
является действительным и разумным потому, что существует и уже отжившее
или
ставшее лишь аномалией. Между тем то, что существует, всегда
содержит
элементы перспективного, чреватого будущим, и элементы, которые
доигрывают
свою роль, которые являются лишь существованиями и которым не
принадлежит
"разумность". Энгельс при этом подчеркивал, что тезис Гегеля
имает
революционное, а не консервативное значение потому, что из его
анализа
вытекает осуждение всего, что уже реализовало свои потенции и погрязло
в
чисто внешнем существовании без внутренней правомерности.
Методологическое значение теории понятий у Гегеля состоит в том,
что
исходит из идеи единства движения развивающейся вещи и движения
идеи,
которая ее охватывает. Сначала можно вещь охватить в ее зародышевой
стадии.
Определение вещи, даваемое в мысли, которой мы ее охватываем, является
здесь
весьма общим, абстрактным. Постепенно вещь конкретизируется, и наше
познание
выражает развивающуюся внутреннюю дифференциацию, т. е. переходит ко
все
более конкретным ограничениям исходного определения мысли. Этот метод
Маркс
с успехом применил при анализе капитала.
Маркс, который в "Экономическо-философеких рукописях"
подчеркнул
значение "Феноменологии" Гегеля, приходит позднее к позитивной
оценке
"логического" метода Гегеля. В предисловии ко второму изданию "Капитала"
он
указывает на мистификаторскую сторону диалектики Гегеля, однако вместе с
тем
подчеркивает, что при использовании рациональном стороны метода Гегеля
он
обратился к этому мыслителю в период, когда с ним обращались как "с
мертвей
собакой".
Эстетика. В основе "Эстетики" Гегеля (собственно, речь идет, как, и
в
случае "Философии истории", "Философии религии" и "Истории философии",
о
лекциях, которые Гегель читал по данным темам и которые были после
его
смерти изданы по записям слушателей) лежит кантовский подход, однако
в
интерпретации этого подхода Гегель значительно отличается от Канта.
Как
известно. Кант в трех "Критиках" различает теоретический, практический
и
эстетический подходы к миру. Первый означает созерцательное отношение
к
миру, второй - практическое; третий- "незаинтересованное", т. е.
такое
отношение, когда мы позволяем предметам воздействовать на нас, чтобы
они
разыграли наши познавательные способности до "свободной" игры,
которая
воспринимается как эстетическое приятное.
Гегель аналогичным образом характеризует эти три отношения
к
действительности: в жаждущей позиции "стоит человек как чувственный
индивид
против вещей... как единичных... и связан с ними тем, что он их
использует,
потребляет их, и тем, что их приносит в жертву, достигает
собственного
удовлетворения. В этом негативном отношении желание требует для себя
не
поверхностную ранимость этих вещей, но сами эти вещи в их
чувственном
существовании". Вместе с тем человек не свободен по отношению к вещам, ибо
в
желании обусловлен ими. В отношении теоретическом субъект также "конечен
и
не свободен благодаря вещам, самостоятельность которых
предрасполагается".
Познание исходно руководствуется чувственными образами предметов,
которые
объединяет понятийным фиксированием. Таким образом, познание,
принимающее
вещи как данные, не самостоятельно относительно их, а познающий
субъект
конечен. Только философская наука познает вещи в их внутренней сущности,
в
законах и понятиях. Сюда относится и эстетический подход. В нем исчезает
как
господство, которое мы имеем над вещами в практическом отношении, так
и
поверхностность, которую они обращают к нам в чувственном созерцании.
Хотя
они остаются чувственными, но являют нам свою внутреннюю форму, скрытую
за
непосредственным явлением вещи.
Это основополагающее определение трех отношений к
действительности
близко Канту, однако от его теории весьма отличается гегелевская
концепция
влияния на человека произведений искусства. Гегель. так же как и
Кант,
считает, разумеется, собственно предметом искусства не природу,
но
произведения искусства. .Его основное определение эстетического
отношения
аналогично "незаинтересованному" отношению Канта. По Гегелю, в
эстетическом
отношении мы оставляем произведение искусства существовать "свободно
для
себя". Произведение искусства должно иметь чувственную форму - однако
в
отличие от непосредственно сущего "чувственная сторона в
произведении
искусства возведена к чистой кажимости" . Это соответствует,
например,
взглядам Шиллера, который характеризует искусство как "кажимость", т.
е.
кажимость реальности, причем кажимость автономную, свободную. Однако
у
Гегеля понятие эстетической кажимости связано с истиной. Чувственная
сторона
эстетического предмета является для Гегеля "кажимостью" в смысле
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123