История философии в кратком изложении

выезжает

во Францию. Франция 70-80-х годов XVI в. раздиралась глубокими

внутренними

противоречиями, которые выливаются в конце концов в хронические

сражения

между гугенотами и католиками. Только в 90-х годах Генриху IV

постепенно

удается восстановить авторитет королевской власти. Годы, проведенные

во

Франции, были для Бэкона серьезной школой политического мышления.

Кроме

прочего здесь он познакомился с рядом выдающихся личностей

французской

культурной и научной жизни.

После возвращения в Англию он попадает в стесненную

финансовую

ситуацию. Это принуждает его к тому, чтобы взять ориентир на какое-

нибудь

"практическое" дело. Поэтому он начинает изучать право,

занимается

юридической практикой и участвует в политической жизни. Близко знакомится

с

фаворитом королевы лордом Эссексом. В обществе, которое этот

образованный,

интересующийся науками и искусством дворянин собирал вокруг себя,

Бэкон

участвовал в ряде дискуссий по проблемам науки, политики,

искусства,

культуры и т. д. Однако, когда лорд Эессекс был объявлен

государственным

изменником и предстал перед судом, Бэкон не выступил в его защиту, а был

на

его процессе обвинителем \ Это стало одним из доводов для Гегеля указать

в своих лекциях по истории философии на то, что Бэкон обладал

испорченным

характером (см.: Гегель. Соч. Т. XI. С. 217). \.

Политическая карьера Бэкона достигла вершины в эпоху Якова

I

(Шотландского). Сравнительно в короткое время он

становится

лордом-хранителем большой печати, а потом и лордом-канцлером. Однако в

1621

г. был обвинен парламентом в интригах я коррупции, предстал перед судом

и

был осужден. Когда же приговор был отменен, а процесс аннулировав,

Бэкон

отходит от прежних дел и вплоть до самой смерти посвящает себя

научной

работе.

Большая часть работ Бэкона была создана в то время, когда он был

занят

практической политической деятельностью, поэтому ряд из них имеет

в

определенном смысле слова тезисный характер. Ко многим работам,

написанным

до 1621 г., Бэкон возвращается в последующие годы, дополняет и

поправляет

их.

Одну группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к

вопросам

формирования науки и научного познания. Это прежде всего трактаты, так

или

иначе касающиеся его проекта "Великого Восстановления Наук" (из-

за

недостатка времени или по другим причинам этот проект не был закончен).

Его

проект был создан к 1620 г., однако полной реализации дождалась лишь

вторая

его часть, посвященная новому индуктивному методу, которая была написана

и

опубликована под названием "Новый Органон" также в 1620 г.

Другую группу трудов Бэкона образуют работы, которые возникают

помимо

проекта "Великого Восстановления". Наиболее значительные среди них

-

"Моральные, экономические и политические эссе", написанные в 1579 г.,

затем

"Новая Атлантида", "История Генриха VII" и исследование

(также

незаконченное) "О принципах и началах".

Эссе являются собственно первым философским произведением Бэкона.

Они

представляют собой собрание 58 сравнительно кратких заметок,

посвященных

различным темам из области морали, экономики, политики и философии

("Об

истине"), эстетики ("О красоте") и др. Эссе являются

доказательством

большого интереса Бэкона к вопросам, дискутировавшимся в то время. Часто

в

этих эссе содержатся такие положения и предлагаются такие средства,

которые

он, как автор "Великого Восстановления" и "Нового Органона",

однозначно

отверг бы. Они в большей степени являются свидетельством воззрений Бэкона

по

различным темам, чем ступенями в развитии его философского мышления.

В

решениях и позициях, которые он здесь приводит, заметно, между прочим,

и

сильное влияние его трехлетнего пребывания на континенте, в частности

во

Франции.

"Новая Атлантида" является социальной утопией, в которой Бэкон

выражает

свои представления об оптимальном устройстве общества. В "Истории

Генриха

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны

правления

последнего, которые способствовали образованию объективных условий

для

развития ремесел и предпринимательства. Если "Новая Атлантида" -

утопия,

спроецированная в будущее, то "История Генриха VII" является

идеализацией

прошлого. Во взглядах на общество и в оценке общественного развития, будь

то

в ретроспективном или в перспективном плане, Бэкон не принадлежит - с

точки

зрения своего времени - к прогрессивным мыслителям. Однако он,

видимо,

является первым мыслителем, который подходит к этим вопросам с

позиций

механистического материализма.

Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества

и

выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его упор

на

эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает

из

практики тогдашних прогрессивных общественных классов, в

частности

нарождающейся буржуазии. Бэкон отвергает философию как созерцание

и

представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном

познании.

Это подтверждает и название одного из его исследований - "Естественное

и

экспериментальное описание к основанию философии". Своей позицией

он,

собственно, выражает новую исходную точку и новое основание для

всякого

познания. Его творчество во многом содержит и определенные

следы

компромисса, в частности если речь идет об общественной

обусловленности

развития познания. Этот компромисс знаменателен также и для

всего

общественного развития Англии того времени. Наиболее

выразительным

проявлением этого компромисса у Бэкона является его приверженность

концепции

"двойственности истины", т. е. истины "откровения", истины о

боге

(теологической) и истины философии, т.е. истины познанной,

созерцаемой.

Следует заметить, что Бэкон не первый и не последний сторонник

этой

концепции. Однако в его эпоху ограничение "истины теологии"

"истиной

философии" имело прогрессивный характер. "Философией Бэкона в

общем

называетщй философствование, которое основывается на наблюдении

внешней

природы и духовной жизни человека в его склонностях, устремлениях, в

его

рациональных и правовых определениях" - так Гегель характеризует

философию

Бэкона.

Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания.

В

мире науки он видел основное средство решения социальных проблем

и

противоречий тогдашнего общества. В сущности это выражение идей и

надежд,

связанных с развитием производства, с развитием процесса

постепенного

преобразования существующей ремесленной производительной практики,

которая

опиралась на индивидуальный опыт и умение непосредственного производителя,

с

мануфактурной и промышленной практикой, которая все больше

использовала

обширные данные естествознания. Бэкон имел достаточно политического

и

юридического опыта, чтобы прийти к убеждению в необходимости согласия

науки

и власти. Поэтому в "Новой Атлантиде" "дом Соломона" как центр

развития

науки имеет такое исключительное положение. Советы и указания, которые

он

выдает, являются для граждан этого утопического государства обязательными

точки зрения социального принуждения) и принимаются серьезно и с

уважением.

В связи с высокой оценкой науки в утопическом Бенсалеме Бэкон

показывает,

насколько наука, развиваемая "домом Соломона", отличается (как по

своему

содержанию, так и в отношении методов) от европейской науки его времени.

Она

несравнимо более близка к ремесленной и производственной практике, а

тем

самым и к реальной жизни.

Смысл, призвание и задачи науки Бэкон характеризует весьма четко

во

введении к "Великому Восстановлению Наук": "И наконец, я хотел бы

призвать

всех людей к тому, чтобы они помнили истинные цели науки, чтобы они

не

занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни

ради

того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для

того,

чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того,

чтобы

имела от нее пользу и успех сама жизнь". Этому призванию науки подчиняется

и

ее направленность, и рабочие методы. Он отвергает

спекулятивные

схоластические диспуты и ориентируется на познание действительного,

реально

существующего мира. Основным орудием этого познания являются,

согласно

Бэкону, чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает.

Поэтому

концепция Бэкона значительно ближе к естественнонаучному познанию

того

времени, чем к традиционному аристотелевскому

или

аристотелевско-томи-стскому пониманию реальности.

Доводы, которые вели Бэкона к формулировке "Великого

Восстановления

Наук", четко выражены во введении к этому произведению. Он полагает,

"что

человеческий разум сам себе затрудняет работу и что он не использует

должным

образом необходимых вспомогательных средств (которыми располагают

люди),

отчего и происходят многие и разнообразные незнания вещей, а из

этого

незнания и вытекают неисчислимые потери". Исходя из этого, он заключил,

что

"следует изо всех сил стремиться к тому, чтобы обновилось или по

крайней

мере улучшилось соединение между мыслями и вещами".

Основной метод, который должен был обеспечить выполнение этой

задачи,

изложен в "Новом Органоне", являющемся наиболее важным произведением с

точки

зрения дальнейшего развития философского мышления. Здесь дается

изложение

"новой логики" как главного пути к получению новых знаний и построению

новой

науки. При этом, однако, значение этого произведения нельзя

ограничивать

лишь уровнем методологии познания. Новый метод познания предполагает и

новую

концепцию реальности. Хотя Бэкон нигде явно не формулирует этот метод,

но

уже из того факта, что его метод опирается прежде всего на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты