выезжает
во Францию. Франция 70-80-х годов XVI в. раздиралась глубокими
внутренними
противоречиями, которые выливаются в конце концов в хронические
сражения
между гугенотами и католиками. Только в 90-х годах Генриху IV
постепенно
удается восстановить авторитет королевской власти. Годы, проведенные
во
Франции, были для Бэкона серьезной школой политического мышления.
Кроме
прочего здесь он познакомился с рядом выдающихся личностей
французской
культурной и научной жизни.
После возвращения в Англию он попадает в стесненную
финансовую
ситуацию. Это принуждает его к тому, чтобы взять ориентир на какое-
нибудь
"практическое" дело. Поэтому он начинает изучать право,
занимается
юридической практикой и участвует в политической жизни. Близко знакомится
с
фаворитом королевы лордом Эссексом. В обществе, которое этот
образованный,
интересующийся науками и искусством дворянин собирал вокруг себя,
Бэкон
участвовал в ряде дискуссий по проблемам науки, политики,
искусства,
культуры и т. д. Однако, когда лорд Эессекс был объявлен
государственным
изменником и предстал перед судом, Бэкон не выступил в его защиту, а был
на
его процессе обвинителем \ Это стало одним из доводов для Гегеля указать
в своих лекциях по истории философии на то, что Бэкон обладал
испорченным
характером (см.: Гегель. Соч. Т. XI. С. 217). \.
Политическая карьера Бэкона достигла вершины в эпоху Якова
I
(Шотландского). Сравнительно в короткое время он
становится
лордом-хранителем большой печати, а потом и лордом-канцлером. Однако в
1621
г. был обвинен парламентом в интригах я коррупции, предстал перед судом
и
был осужден. Когда же приговор был отменен, а процесс аннулировав,
Бэкон
отходит от прежних дел и вплоть до самой смерти посвящает себя
научной
работе.
Большая часть работ Бэкона была создана в то время, когда он был
занят
практической политической деятельностью, поэтому ряд из них имеет
в
определенном смысле слова тезисный характер. Ко многим работам,
написанным
до 1621 г., Бэкон возвращается в последующие годы, дополняет и
поправляет
их.
Одну группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к
вопросам
формирования науки и научного познания. Это прежде всего трактаты, так
или
иначе касающиеся его проекта "Великого Восстановления Наук" (из-
за
недостатка времени или по другим причинам этот проект не был закончен).
Его
проект был создан к 1620 г., однако полной реализации дождалась лишь
вторая
его часть, посвященная новому индуктивному методу, которая была написана
и
опубликована под названием "Новый Органон" также в 1620 г.
Другую группу трудов Бэкона образуют работы, которые возникают
помимо
проекта "Великого Восстановления". Наиболее значительные среди них
-
"Моральные, экономические и политические эссе", написанные в 1579 г.,
затем
"Новая Атлантида", "История Генриха VII" и исследование
(также
незаконченное) "О принципах и началах".
Эссе являются собственно первым философским произведением Бэкона.
Они
представляют собой собрание 58 сравнительно кратких заметок,
посвященных
различным темам из области морали, экономики, политики и философии
("Об
истине"), эстетики ("О красоте") и др. Эссе являются
доказательством
большого интереса Бэкона к вопросам, дискутировавшимся в то время. Часто
в
этих эссе содержатся такие положения и предлагаются такие средства,
которые
он, как автор "Великого Восстановления" и "Нового Органона",
однозначно
отверг бы. Они в большей степени являются свидетельством воззрений Бэкона
по
различным темам, чем ступенями в развитии его философского мышления.
В
решениях и позициях, которые он здесь приводит, заметно, между прочим,
и
сильное влияние его трехлетнего пребывания на континенте, в частности
во
Франции.
"Новая Атлантида" является социальной утопией, в которой Бэкон
выражает
свои представления об оптимальном устройстве общества. В "Истории
Генриха
VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны
правления
последнего, которые способствовали образованию объективных условий
для
развития ремесел и предпринимательства. Если "Новая Атлантида" -
утопия,
спроецированная в будущее, то "История Генриха VII" является
идеализацией
прошлого. Во взглядах на общество и в оценке общественного развития, будь
то
в ретроспективном или в перспективном плане, Бэкон не принадлежит - с
точки
зрения своего времени - к прогрессивным мыслителям. Однако он,
видимо,
является первым мыслителем, который подходит к этим вопросам с
позиций
механистического материализма.
Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества
и
выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его упор
на
эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает
из
практики тогдашних прогрессивных общественных классов, в
частности
нарождающейся буржуазии. Бэкон отвергает философию как созерцание
и
представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном
познании.
Это подтверждает и название одного из его исследований - "Естественное
и
экспериментальное описание к основанию философии". Своей позицией
он,
собственно, выражает новую исходную точку и новое основание для
всякого
познания. Его творчество во многом содержит и определенные
следы
компромисса, в частности если речь идет об общественной
обусловленности
развития познания. Этот компромисс знаменателен также и для
всего
общественного развития Англии того времени. Наиболее
выразительным
проявлением этого компромисса у Бэкона является его приверженность
концепции
"двойственности истины", т. е. истины "откровения", истины о
боге
(теологической) и истины философии, т.е. истины познанной,
созерцаемой.
Следует заметить, что Бэкон не первый и не последний сторонник
этой
концепции. Однако в его эпоху ограничение "истины теологии"
"истиной
философии" имело прогрессивный характер. "Философией Бэкона в
общем
называетщй философствование, которое основывается на наблюдении
внешней
природы и духовной жизни человека в его склонностях, устремлениях, в
его
рациональных и правовых определениях" - так Гегель характеризует
философию
Бэкона.
Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания.
В
мире науки он видел основное средство решения социальных проблем
и
противоречий тогдашнего общества. В сущности это выражение идей и
надежд,
связанных с развитием производства, с развитием процесса
постепенного
преобразования существующей ремесленной производительной практики,
которая
опиралась на индивидуальный опыт и умение непосредственного производителя,
с
мануфактурной и промышленной практикой, которая все больше
использовала
обширные данные естествознания. Бэкон имел достаточно политического
и
юридического опыта, чтобы прийти к убеждению в необходимости согласия
науки
и власти. Поэтому в "Новой Атлантиде" "дом Соломона" как центр
развития
науки имеет такое исключительное положение. Советы и указания, которые
он
выдает, являются для граждан этого утопического государства обязательными
(с
точки зрения социального принуждения) и принимаются серьезно и с
уважением.
В связи с высокой оценкой науки в утопическом Бенсалеме Бэкон
показывает,
насколько наука, развиваемая "домом Соломона", отличается (как по
своему
содержанию, так и в отношении методов) от европейской науки его времени.
Она
несравнимо более близка к ремесленной и производственной практике, а
тем
самым и к реальной жизни.
Смысл, призвание и задачи науки Бэкон характеризует весьма четко
во
введении к "Великому Восстановлению Наук": "И наконец, я хотел бы
призвать
всех людей к тому, чтобы они помнили истинные цели науки, чтобы они
не
занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни
ради
того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для
того,
чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того,
чтобы
имела от нее пользу и успех сама жизнь". Этому призванию науки подчиняется
и
ее направленность, и рабочие методы. Он отвергает
спекулятивные
схоластические диспуты и ориентируется на познание действительного,
реально
существующего мира. Основным орудием этого познания являются,
согласно
Бэкону, чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает.
Поэтому
концепция Бэкона значительно ближе к естественнонаучному познанию
того
времени, чем к традиционному аристотелевскому
или
аристотелевско-томи-стскому пониманию реальности.
Доводы, которые вели Бэкона к формулировке "Великого
Восстановления
Наук", четко выражены во введении к этому произведению. Он полагает,
"что
человеческий разум сам себе затрудняет работу и что он не использует
должным
образом необходимых вспомогательных средств (которыми располагают
люди),
отчего и происходят многие и разнообразные незнания вещей, а из
этого
незнания и вытекают неисчислимые потери". Исходя из этого, он заключил,
что
"следует изо всех сил стремиться к тому, чтобы обновилось или по
крайней
мере улучшилось соединение между мыслями и вещами".
Основной метод, который должен был обеспечить выполнение этой
задачи,
изложен в "Новом Органоне", являющемся наиболее важным произведением с
точки
зрения дальнейшего развития философского мышления. Здесь дается
изложение
"новой логики" как главного пути к получению новых знаний и построению
новой
науки. При этом, однако, значение этого произведения нельзя
ограничивать
лишь уровнем методологии познания. Новый метод познания предполагает и
новую
концепцию реальности. Хотя Бэкон нигде явно не формулирует этот метод,
но
уже из того факта, что его метод опирается прежде всего на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123