То же самое относится и к языку: "Наипрекраснейшим эссе об истории
и
разнообразнейшей характеристикой человеческого разума и чувства было
бы
сравнение языков: ибо в каждый из них втиснут разум данного народа и
его
характер".
Характерным для концепции истории Гердера является то, что
субъектом
исторического развития выступают невыдающиеся исторические
личности.
Прогресс человечества он связывает более всего с изобретениями,
открытиями,
новыми знаниями. Изобретатели предстают, по Гердеру, как истинные
герои
человечества. Гердеру не хватает слов похвалы для этих "богов и гениев
рода
человеческого", которые должны быть примером для подражания потомкам.
Так,
дикари с полным правом почитают европейцев как богов; они чтут также
и
оружие, с которым европейцы к ним приходят.
Одним из важных факторов концепции истории является, по
Гердеру,
традиция, т. е. сохранение прежних достижений и их активное развитие.
С
традицией Гердер связывает общественное, коллективное и
историческое
стремление европейцев жить в комфорте, а также общественный,
коллективный
характер их образования и духовной зрелости. "Как прошли
через
многочисленные руки, которыми обрабатывали этот кофе и сахар, прежде
чем
попасть ко мне, не имеющему иных заслуг, чем его пить, так и наш разум,
и
способ нашей жизни, наша ученость и художественное воспитание, наше
военное
и государственное дело являются результатом развития чужих изобретений
и
идей, которые к нам сошлись без наших заслуг со всего света...". То,
что
одни народы могли больше развиться, чем иные, зависит от
многих
обстоятельств, главным образом от географической среды и законов,
которые
были однажды приняты.
Подчеркивая значение изобретений для прогресса человечества,
Гердер
неизбежно наталкивается на факт, что индивидуальные действия людей
подчинены
общим историческим закономерностям. То обстоятельство, что некоторые
народы
остановились на самых примитивных способах добывания средств к жизни,
а
другие при этом проявили изобретательность, вызвано в значительной
мере
климатическими условиями. Там, где природа позволяет человеку брать
ее
плоды, как говорится, без усилий с его стороны, там народы не
пробудились
еще от своего естественного сна. Подобным губительным воздействием
на
творчество и моральные качества обладает деспотизм.
Способ общественной организации - это результат деятельности
людей.
Природа привела человека лишь к семье - первой ступени
общественной
организации. Общество организовано прежде всего по патриархальному
принципу.
Вторая ступень организации общества - власть выбранных судей и
военных
вождей. Третьей ступенью является деспотическая власть, передающаяся
по
наследству.
Гердер становится весьма красноречивым, когда он обвиняет
деспотизм.
Отвращение к немецкой феодальной деспотии и глубокий демократизм
сообщают
страстность его обвинениям: "Если все традиционные сословия
работают
определенным образом против природы, которая не связывает свои дары ни
с
каким сословием, то не удивительно, что большинство народов,
пройдя
всевозможные способы власти и испытавши бремя каждого из них,
возвратилось
впоследствии к тому из них, который полностью превращал их в машины, то
есть
к наследственной деспотии". Здесь руссоистская аргументация
(разделение
общества на ."сословия" противно "естеству") использована для
доказательства
того, что последней ступенью власти является наследственная монархия.
С
критикой деспотизма свой удел получает и теория просвещенного
деспотизма:
"Еще меньше понятно то, как должен человек существовать для государства
так,
чтобы из его устройства с необходимостью вырастало его истинное
блаженство".
С критикой деспотизма связывает Гердер критику так называемых
великих
исторических личностей: "Самые славные имена в истории принадлежат тем,
кто
душил род людской, коронованным палачам или палачам -
приспешникам
трона...". Истинными героями истории являются для него изобретатели,
которые
свидетельствуют о творческих способностях человечества и развивают
его
искусство.
Специфика истории состоит в том, что ее "детство" как бы
консервируется
у народов, имеющих многовековое развитие, но вследствие природных
условий
сохранивших свой давний способ жизни. Сюда относятся прежде всего
китайцы,
организацию, характер и увлечения которых можно объяснить как детский
разум
человечества. Китайское общественное устройство является неким
продолжением
патриархального устройства, в котором живут монгольские кочевники.
Император
является отцом своего народа. Но что означает перенесение семейных
порядков
на большой народ? "Когда бы детская послушность не находила в
государстве
никаких границ, то взрослому мужчине... она налагала бы те же
обязанности,
которые возлагались до сих пор на невоспитанное дитя. И если бы
эти
обязанности были установлены относительно каждого начальства...
по
принуждению и нужде, могло бы возникнуть нечто иное, кроме того, что
чистое
человеческое сердце, претворенное, вопреки естественной природе, обрело
бы
навык фальши?". Китайское устройство, внешне такое человечное,
в
действительности является жесточайшим деспотизмом, который
имеет
расслабляющее влияние на разум и добродетели. Добродетели
становятся
формальными, ибо сыновнее уважение к начальству является предписанным и
не
опирается на естество.
Гердер полагает, что наиболее выдающимся народом в
прогрессе
человечества были греки. В Греции законодательство впервые отделилось
от
религии. Жрец не имел здесь безграничного авторитета, как у
естественных
народов. Греческая образованность является плодом счастливого века
юности
человечества.
Она не брызжет фантазией, как у малообразованных народов, в
ней
содержится единство образности и разума, чувственности и чувства. Греки
не
были связаны никаким деспотизмом и свой характер могли развивать
до
счастливой умеренности.
Истинная гуманность содержится в учении Иисуса; он нашел
многочисленных
приверженцев среди бедных. и угнетенных, но был быстро устранен
жрецами,
угнетателями народа. Из человеческих поколений Христос хотел
образовать
людей божиих, которые работали бы на благо других. Христианское
общество
должно было быть обществом дружбы и братской любви. Однако христианство
не
могло и не хотело ликвидировать сословные различия, поэтому от
его
гуманности осталось лишь нищенство, которое портит людей.
Первоначально
христиане должны были жить без светской власти, ведомые своими
пастырями..
Но пастыри превратились в волков, и самое большое значение и важность
обрело
слепое послушание. Соборы решали не теологические вопросы, но вопросы
о
власти. Писание, возвышенно и преданно уча о едином боге, вместе с
тем
ограничивало человеческий разум и познание истины. Много усилий
было
затрачено на то, чтобы привести в соответствие данные науки и
космологии
Моисея, исследование природы и учение о потопе. Аскетизм является
чертой
Востока; христианство вообще, возникнув во времена необразованности,
имеет
много варварских черт. Дух жителей Востока имеет склонность к
лености,
которая объявляется священной.
Развитие истории, по Гердеру, ясно показывает, что род
человеческий
развился к лучшему. Уменьшилось число бесчеловеческих,
бессмысленных
действий. Постепенно разум и справедливость утверждаются в отношениях
между
людьми. "Страдаем так долго по собственной воле до тех пор, пока без
всякого
чуда научимся лучшему употреблению своих сил". В этом гарантия
исторического
прогресса.
Согласно Гердеру, народ, возникший из исходной патриархальной
семьи,
является естественной группой и не должен быть порабощен другим народом.
В
конце концов история разрушает такие неестественные конгломераты. Где
сейчас
царство Александра или царство монгольских завоевателей?
Порабощение становится несчастьем славян, миролюбивого и
трудолюбивого
народа. Его несчастье состояло в том, что он не освоил военное умение,
в
частности когда судьба поставила его в соседство с воинственными
народами.
Однако если законодательство в Европе будет направлено на
поддержку
терпимости и усердного труда, то и "вы, так глубоко павшие, когда-
то
усердные и счастливые народы, очнувшись от своего долгого,
бездейственного
сна, будете освобождены от своих рабских оков". На примере
европейской
истории Гердер утверждался в идее о том, что насилие постепенно
уступает
миролюбию. Если феодализм возник путем насилия, то "свободу" Европе
заложили
рост и расцвет городов, утверждение мещанского сословия и
освобождение
крестьян.
Кант подверг критике "Идеи..." Гердера. К рассуждениям Гердера
он
применяет мерку своей собственной философии истории. Более всего
кантовской
критике подверглось понимание Гердером человека как продукта
природы,
которого природа наделила благодаря прямохождению всеми зародышами
будущего
развития. Миролюбие, половая любовь, симпатия, даже справедливость и
истина
должны быть лишь продолжением природной эволюции. В трактате "Идея
всеобщей
истории" Кант показывает, что нахождение средств пропитания
человека,
одеяния, обеспечения безопасности и защиты, "даже способность
понимания,
быстрый ум и добрая воля в целом должны быть его собственным делом".
Тезис,
что человеческая история не является продолжением природной эволюции (в
ней
можно лишь усмотреть определенную закономерность, аналогичную
закономерности
природы), Кант взял за основу своего очерка философии истории, в
котором
приписывает значение исторического фактора "необщественной
общественности"
человека, т. е. антагонизму, который тем не менее служит
прогрессу.
Государственное устройство, которое объединяет людей вопреки
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123