идеи
(подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей"
материей
(небытием).
Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия)
является
важной частью философского учения Платона. Чувственно
воспринимаемые
предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены
определенные
образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение
противоположного
характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей
и
вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона
последнего
периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.
Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу
"иерархизации
идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную
систему
объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и
добра.
Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем,
что
совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит
выше
других идей. Познание, или достижение, этой идеи является
вершиной
действительного познания и свидетельством полноценности жизни.
Наиболее
подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах
второго
периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".
Возвратимся, однако, к Платоновому понятию кажущегося,
производного
бытия, которым является реальный, чувственно воспринимаемый мир. В нем,
как
уже говорилось, существует возникновение и гибель, единое и
многое,
развитие. Диалектика этого мира определена вечным конфликтом бытия
и
небытия, идеи и материи. Это мир, в котором нет ничего (вечного), ибо
все
течет (изменяется, развивается, возникает и гибнет). В этом случае
явно
прослеживается влияние воззрений Гераклита.
В диалоге "Парменид", знаменующем начало третьего периода
творчества
Платона, диалектика идей определена конфликтом бытия и небытия,
который
происходит прямо в царстве идей. Тем самым в царство идей вводится
движение
и развитие. Диалектика идей была призвана поддержать идеалистический
монизм
Платона, в котором заключалась вершина его рационализма. В
последующих
трудах проявляется все большее влияние пифагорейской философии,
усиливающей
его мистицизм и иррационализм.
Последовательно идеалистическую позицию занимает Платон и в
вопросах
теории познания. Она изложена, в частности, в диалогах "Федр" и
"Менон".
Здесь Платон отрывает чувственное познание от рационального.
Чувственное
познание, предметом которого является материальный мир, выступает
как
вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о
кажущемся
бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное,
настоящее
познание, согласно Платону,- это познание, проникающее в мир идей,
познание
разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория
воспоминания.
Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в
то
время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала
в
царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше
душе
удается отстраниться от телесности.
В диалоге "Менон" теорию воспоминания Платон демонстрирует на
примере
разговора Сократа с неким юношей. Последний, хотя никогда не
изучал
математику и не имел никакого образования, правильно выбранными
вопросами
был подведен к самостоятельному формированию теоремы Пифагора. Из
этого
Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась
с
идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в
этом
случае - это не более чем принудить душу к воспоминаниям. На основе
теории
воспоминания Платон производит и определенную иерархизацию души, о чем
еще
будет сказано.
Критике материалистических и сенсуалистских решений проблем
познания
посвящен диалог Платона "Теэтет".
Гносеологические и онтологические взгляды Платона перекликаются с
его
понятием души. Душа бестелесна, бессмертна, она- не возникает одновременно
с
телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она
из
трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум,
затем
идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть
-
влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей
души
преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное,
либо
на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый
волей
и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в
процессе
воспоминания. "Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод
будущего
поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви;
вторая
за ней - в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного
или
способного управлять; третья - в плод государственного деятеля,
хозяина,
добытчика; четвертая - в плод человека, усердно занимающегося
упражнением
или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя
или
человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии
или
другой какой-либо области подражания; седьмой - быть ремесленником
или
земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом, девятая - тираном" .
Последовательным идеализмом отличались и космологические
представления
Платона. Он отвергает учение о материальной сущности мира. Свои взгляды
по
этому вопросу он излагает в диалоге "Тимей", который приходится на
последний
период его творчества. Космос "только один", он не вечен, ибо был
сотворен.
Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является
Земля,
окруженная планетами и неподвижными звездами, которые находятся па
седьмой
отдаленной сфере. Небесные тела Платон считает одушевленными
существами,
богами. И движение небесных планет вызвано именно их душами.
Создатель,
которого Платон называет демиургом, сообщил миру определенный порядок
и
последовательность.
Создание мира Платон видит следующим образом: "...пожелавши, чтобы
все
было хорошо и чтобы ничто по возможности не было дурно, бог позаботился
обо
всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но о нестройном
и
беспорядочном движении; он привел их из беспорядка в порядок, полагая,
что
второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне и было
невозможно
издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было
бы
прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что из всех вещей,
по
природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не может
быть
прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и другое
как
целое; а ум не может обитать ни в чем, кроме души. Руководясь
этим
рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом
построил
Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее к по природе
своей
наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать,
что
наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился
он
поистине с помощью божественного провидения".
Вопросам упорядочения общества Платон посвящает два
обширных
произведения: "Закон" ("Политея"), приходящийся на центральный период
его
творчества, и "Законы" ("Номой"), .написанные в третьем периоде.
Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид
не
может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон
не
стремится к познанию реального общественного процесса и не
занимается
исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию
идеального
государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы
логическим
следствием его системы объективного идеализма. Идеальное
государство
возникает как общество трех социальных групп. Этими группами
являются
правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на
страже
безопасности государства, и производители-земледельцы и
ремесленники,
которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три
сословия
соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось
раньше.
У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей
частью
души является воля и благородная страсть, у ремесленников и
земледельцев
преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако,
быть
управляемыми, умеренными.
Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех
основных
добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и
философов,
храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель
народа.
Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям,
но
является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.
С позиции своего идеального государства Платон
классифицирует
существующие государственные формы на две большие группы:
приемлемые
государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в
группе
приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново
идеальное
государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему
стоит
аристократия, а именно аристократическая республика (а не
аристократическая
монархия).
К упадочным, нисходящим государственным формам он относит
тимократию,
которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним
ближе
всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е,
на
добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу
наиболее
соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э.
Существенно
ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких
личностей,
опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с
низкой,
чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона
являются
демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса,
и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123