История философии в кратком изложении

идеи

(подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей"

материей

(небытием).

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия)

является

важной частью философского учения Платона. Чувственно

воспринимаемые

предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены

определенные

образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение

противоположного

характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей

и

вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона

последнего

периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу

"иерархизации

идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную

систему

объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и

добра.

Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем,

что

совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит

выше

других идей. Познание, или достижение, этой идеи является

вершиной

действительного познания и свидетельством полноценности жизни.

Наиболее

подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах

второго

периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".

Возвратимся, однако, к Платоновому понятию кажущегося,

производного

бытия, которым является реальный, чувственно воспринимаемый мир. В нем,

как

уже говорилось, существует возникновение и гибель, единое и

многое,

развитие. Диалектика этого мира определена вечным конфликтом бытия

и

небытия, идеи и материи. Это мир, в котором нет ничего (вечного), ибо

все

течет (изменяется, развивается, возникает и гибнет). В этом случае

явно

прослеживается влияние воззрений Гераклита.

В диалоге "Парменид", знаменующем начало третьего периода

творчества

Платона, диалектика идей определена конфликтом бытия и небытия,

который

происходит прямо в царстве идей. Тем самым в царство идей вводится

движение

и развитие. Диалектика идей была призвана поддержать идеалистический

монизм

Платона, в котором заключалась вершина его рационализма. В

последующих

трудах проявляется все большее влияние пифагорейской философии,

усиливающей

его мистицизм и иррационализм.

Последовательно идеалистическую позицию занимает Платон и в

вопросах

теории познания. Она изложена, в частности, в диалогах "Федр" и

"Менон".

Здесь Платон отрывает чувственное познание от рационального.

Чувственное

познание, предметом которого является материальный мир, выступает

как

вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о

кажущемся

бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное,

настоящее

познание, согласно Платону,- это познание, проникающее в мир идей,

познание

разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория

воспоминания.

Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в

то

время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала

в

царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше

душе

удается отстраниться от телесности.

В диалоге "Менон" теорию воспоминания Платон демонстрирует на

примере

разговора Сократа с неким юношей. Последний, хотя никогда не

изучал

математику и не имел никакого образования, правильно выбранными

вопросами

был подведен к самостоятельному формированию теоремы Пифагора. Из

этого

Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась

с

идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в

этом

случае - это не более чем принудить душу к воспоминаниям. На основе

теории

воспоминания Платон производит и определенную иерархизацию души, о чем

еще

будет сказано.

Критике материалистических и сенсуалистских решений проблем

познания

посвящен диалог Платона "Теэтет".

Гносеологические и онтологические взгляды Платона перекликаются с

его

понятием души. Душа бестелесна, бессмертна, она- не возникает одновременно

с

телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она

из

трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум,

затем

идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть

-

влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей

души

преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное,

либо

на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый

волей

и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в

процессе

воспоминания. "Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод

будущего

поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви;

вторая

за ней - в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного

или

способного управлять; третья - в плод государственного деятеля,

хозяина,

добытчика; четвертая - в плод человека, усердно занимающегося

упражнением

или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя

или

человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии

или

другой какой-либо области подражания; седьмой - быть ремесленником

или

земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом, девятая - тираном" .

Последовательным идеализмом отличались и космологические

представления

Платона. Он отвергает учение о материальной сущности мира. Свои взгляды

по

этому вопросу он излагает в диалоге "Тимей", который приходится на

последний

период его творчества. Космос "только один", он не вечен, ибо был

сотворен.

Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является

Земля,

окруженная планетами и неподвижными звездами, которые находятся па

седьмой

отдаленной сфере. Небесные тела Платон считает одушевленными

существами,

богами. И движение небесных планет вызвано именно их душами.

Создатель,

которого Платон называет демиургом, сообщил миру определенный порядок

и

последовательность.

Создание мира Платон видит следующим образом: "...пожелавши, чтобы

все

было хорошо и чтобы ничто по возможности не было дурно, бог позаботился

обо

всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но о нестройном

и

беспорядочном движении; он привел их из беспорядка в порядок, полагая,

что

второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне и было

невозможно

издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было

бы

прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что из всех вещей,

по

природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не может

быть

прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и другое

как

целое; а ум не может обитать ни в чем, кроме души. Руководясь

этим

рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом

построил

Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее к по природе

своей

наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать,

что

наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился

он

поистине с помощью божественного провидения".

Вопросам упорядочения общества Платон посвящает два

обширных

произведения: "Закон" ("Политея"), приходящийся на центральный период

его

творчества, и "Законы" ("Номой"), .написанные в третьем периоде.

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид

не

может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон

не

стремится к познанию реального общественного процесса и не

занимается

исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию

идеального

государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы

логическим

следствием его системы объективного идеализма. Идеальное

государство

возникает как общество трех социальных групп. Этими группами

являются

правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на

страже

безопасности государства, и производители-земледельцы и

ремесленники,

которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три

сословия

соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось

раньше.

У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей

частью

души является воля и благородная страсть, у ремесленников и

земледельцев

преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако,

быть

управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех

основных

добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и

философов,

храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель

народа.

Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям,

но

является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

С позиции своего идеального государства Платон

классифицирует

существующие государственные формы на две большие группы:

приемлемые

государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в

группе

приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново

идеальное

государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему

стоит

аристократия, а именно аристократическая республика (а не

аристократическая

монархия).

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит

тимократию,

которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним

ближе

всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е,

на

добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу

наиболее

соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э.

Существенно

ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких

личностей,

опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с

низкой,

чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона

являются

демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса,

и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты