История философии в кратком изложении

трактатов

принадлежит, между прочим, Колуччио Салутати (1331-1406), который

собирал

старые тексты и снабжал их аннотациями. Он имел большое влияние

на

последующих флорентийских гуманистов, например Паджио Браччиолини и

Леонардо

Бруни. Салутати пробуждает интерес к изучению греческой литературы. По

его

приглашению в 1397 г. во Флоренцию прибывает византийский ученый

Мануэль

Хризолорас, чтобы преподавать греческий язык. Он привозит с собой

греческую

литературу и первым в Европе пишет учебник греческой грамматики. Все

это

имело большое значение для развития итальянского гуманизма.

К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Валла (1407-

1457),

замечательный филолог, один из основателей метода сравнительного

анализа,

который он применял не только к трактатам Тита Ливия, но и к Новому

завету.

Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона

как

способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать.

Большую

огласку получило и его раскрытие неподлинности так называемого

Дара

Константина - документа, который был известен как юридическая

основа

светской власти папства. Валла опровергает его подлинность, приводя

как

исторические, юридические, так и филологические аргументы. В этике

Валла

близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он

подчеркивает

естественность человека, полагает, что добродетельным является все,

что

относится к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому

никакое

наслаждение не является безнравственным. Этика Баллы

является

индивидуалистической. Большое значение имеет и то, что обновление

и

оживление эпикуреизма возвращают в философское сознание эпохи

забытый

античный атомизм.

ПЛАТОНИЗМ РЕНЕССАНСА

Гуманизм Ренессанса в Италии в большой степени ориентировался

на

Платона. Эта тенденция, опирающаяся на расширяющиеся возможности

познания

подлинных произведений античности, была мотивирована

необходимостью

выступить против схоластического Аристотеля, его интерпретации

томизмом.

Платон в антисхоластической философии Ренессанса становится

символом

прогресса \ В представлении платоников Ренессанса Аристотель был лишь

"физиком", в то время как Платон - "философом", "мудрецом" (sapiens). \,

его философия считается синтезом всей философии прошлого, а также теологии

-

греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины.

Платонизм Ренессанса представлял Платона в некоем

христианизированном

смысле в духе воззрений Августина и Апулея \ Луций Апулей- римский

писатель, живший примерно в 125- 180 гг. Наилучшее его произведение-

"Метаморфозы", называемое также "Золотой осел". \. Во флорентийской

платоновской Академии Платон считался "богом среди

философов",

подчеркивалось большое значение его идей для христианства, в частности

с

точки зрения философской разработки концепции двойственной природы

человека.

В вопросе об отношении философии и религии флорентийский платонизм

отстаивал

понимание, согласно которому философия является надежным знанием о

человеке,

о мире и о боге, которое наиболее полно представлено в творчестве Платона

и

его последователей. Все платоники считали религию философско-

теологической

доктриной (также и культовым институтом).

Для интеграции Платона в эту эпоху определенную роль играли

и

неоплатоновские традиции в духе Плотина. Нельзя также обойти тот факт,

что

при общей конфронтации платоников и аристотеликов некоторые

представители

платонизма выступают и в духе примирения Платона с Аристотелем. Этот

подход,

присущий прежде всего византийским традициям, и был перенесен на Запад \

В частности, в лице кардинала Иоанна Бессариона (1395- 1472),

ученика

Платона, отстаивавшего идеи своего учителя и в то же время

допускавшего

возможность примирения Платона и Аристотеля (он переводил

работы

Аристотеля), против чего выступал Пикоделла Мирандола. \. По существу

споры между платонизмом и аристотелизмом периода Ренессанса в XV в.

велись

не совсем четко, допускались компромиссы.

Оживлению платонизма в Италии способствовал прежде всего

поздний

византийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360-1425), который из

уважения

к Платону принял имя Плетон. Происходил он из Константинополя, поселился

во

Флоренции, где проповедовал идеи Платона, при этом резко

отвергая

Аристотеля. Его мышление носило эллинистический характер, он

хотел

преодолеть традиционное христианство при помощи античного

языческого

политеизма. Интерес к средневековому неоплатонизму приводит его к

восточному

мистицизму, каббале и зороастризму.

Он учил, что мир зависит от бога, но не был им сотворен во времени,

ибо

существует вечно. Идея христианского творения из ничего, а также

"свободная

воля" творца в этом случае не имеют смысла. Переход от

божественного

принципа к миру имеет характер детерминации. Не только вселенная, но и

сам

бог подчиняются необходимости. Плетон здесь не ссылается на

неоплатоновскую

идею эманации. В объяснении необходимого перехода к миру он прибегает

к

помощи языческого греческого пантеона богов. Зевс, стоящий во

главе,

является абсолютным бытием. Мир, однако, образуется не непосредственно,

но

через посредство особой субстанции природы, которая также имеет

божественный

характер. В наметившемся признании бесконечности бога и природы

скрываются

пантеистические тенденции.

Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, в этом состоит

его

божественность. Призвание человека - быть "средним звеном", соединением

этой

гармоничности. И человек является "божественным", если он реализует в себе

и

в отношении к природе, к миру эту красоту гармонии - это и есть путь

его

нравственного совершенствования.

Философия Плетона в Италии была принята благосклонно. Он

впервые

представил неоплатонизм не в средневековой рясе или в

реконструированных

системах древности, но в оригинальной, живой философской

форме.

Действительно, новый синтез не может исходить лишь из древнего язычества,

но

должен принимать во внимание традиции уже почти пятьсот лет

существующего

развития христианства.

Время наибольшего расцвета итальянского платонизма связано с

уже

упоминавшейся флорентийской платоновской Академией, которую в 1459 г.

по

предложению Плетона основал Козимо Медичи. Эта Академия, а также и

другие

культурные общества, возникшие в других городах тогдашней Италии,

объединяли

видных философов, поэтов, художников, дипломатов и политиков того

времени.

Характер этих объединений полностью отличался от характера

официальных

философских центров, университетов и монастырских школ; здесь не

читались

лекции, но велись беседы. Вилла в Кареджии, которую Козимо

предоставил

платоновской Академии \ Об этом упоминает Н. Макиавелли: "Козимо был

также доброжелателем и защитником литераторов. Он пригласил во

Флоренцию

известного греческого ученого Аргиропулоса, чтобы он обучал

молодежь

греческому языку и другим наукам. Содержал также в своем доме

Марсилио

Фичино, приверженца платоновской философии, которого весьма уважал.

Чтобы

Фичино мог беспрепятственно предаваться изучению наук и чтобы с ним

можно

было часто встречаться, Козимо подарил ему имение поблизости от

своего

сельского владения в Кареджии" (Machiavelli N. Florentske letopisy.

Praha,

1975. S. 341-342). \, становится в то время культурным центром не только

Италии, но и всей ученой Европы. Академия достигла своего

наибольшего

расцвета при Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Видной фигурой

среди

платоников XV столетия был Марсилио Фичино (1422-1495), выделяясь

своей

деятельностью по переводам. Он не только перевел всего Платона на латынь,

но

и познакомился с античным неоплатонизмом \ Не случайно он начал с

перевода так называемого "Corpus Hermeticum" - сборника анонимных

греческих

теологическо-философских трактатов, которые создавались,

вероятно,

постепенно в ходе I в. до н. э. и I в. н. э. Авторство этого

сборника

приписывалось Гермесу Трисмегисту (греческое имя египетского бога Тота

-

бога письма, чисел и книг). Сборник сохранился в сокращенном виде,

его

тексты местами нарушены. Всего в нем изложено 18 текстов и

тайных

религиозных, астрологических магических и мистических учений. Для Фичино

и

его современников эти тексты были документом древней мудрости, из

которых

вырастала платоновская религиозно-философская традиция. \, переводил

Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Прокла, интересовался и

христианским

неоплатонизмом, заново перевел ареопагитику.

В своих комментариях он развивал идеи неоплатонизма. Его

главным

произведением является "Платоновская теология о бессмертии души",

другие

трактаты имеют гораздо меньшее значение. Платонизм Фичино направлен

против

томистской схоластики. Философия не служанка теологии, но ее

"сестра";

философия совершенствует теологию, она является "ученой религией" \

Фичино был горячо верующим католиком, при Лоренцо Медичи он

становится

духовником и отпускает грехи Платону. \; совершенство теологии зависит

от степени ее философского уровня.

К вопросу об отношениях бога и мира он подходит с

пантеистических

позиций. Его пантеизм имеет мистическую направленность: бог -

первопричина

иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь

мир;

в мире он постоянно проявляется в динамических силах и при их

посредстве.

Это представление, очевидно, не имеет ничего общего со

средневековым

креационизмом и дуализмом.

От католической ортодоксии Фичино отклоняется и в утверждении идеи

о

том, что все религиозные культы и религиозно-философские учения -

проявления

общей религии (religio universalis). Христианству он придает

решающее

значение, видит в нем прежде всего наивысшее "законодательство" в

этическом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты