будучи
совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу
в
круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от
злых
и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары.
Джайнисты
верят, что человек при помощи своей духовной сути может
контролировать
материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и
к
чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог - это всего лишь
душа,
которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и
цепи
перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-
творец
или бог, который вмешивается в человеческие дела.
Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь
при
помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет
большое
внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности
(
триратна ). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном
правильной
верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании
и,
наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего
веры
и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов,
по
сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням
и
формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души
от
самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо
человек
может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим
объясняется
эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических
принципах,
разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно
изложены
различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы,
в
частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы,
касающиеся
полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются
нормы
деятельности, поведения и т. д.
Составной частью джайнистского канона являются также
различные
умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос,
согласно
джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть
уничтожен.
Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе,
которая
постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей
степени
обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются
от
кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут
наивысшей
границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих
основных
сущностях ( джива-аджива ), об отдельных компонентах, из которых
состоит
космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и
времени.
Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические предания,
которые
касаются жизни и свершений отдельных тиртханкаров, и легенды, связанные
с
личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира
(нашей
Земли).
С течением времени в джайнизме сформировалось два направления,
которые
отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные
взгляды
отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие
одежду),
более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в
белое).
Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.
Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм -
учение,
основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.),
сын
правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте
29
лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный
жизнью,
он покидает семью и уходит в "бездомность". После многих лет
бесполезной
аскезы он достигает пробуждения ( бодхи ), т. е. постигает
правильный
жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции,
впоследствии
он был назван Будда (буквально: Пробужденный) \ Будда - буквально
"пробужденный", иногда неточно переводиться как
"просвещенный",
"просветленный" \. В течение жизни у него было много последователей.
Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его
учение
приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни,
которые
стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.
Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции,
а
канонические тексты были записаны через несколько столетий
после
возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь
Будды
множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура
постепенно
приобретала божественный характер.
Не легко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения,
тем
не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию
относительно
основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.
Центром учения являются четыре благородные истины, которые
Будда
провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности.
Согласно
им, существование человека неразрывно связано со страданием.
Рождение,
болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с
приятным,
невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1).
Причиной
страдания является жажда ( тршна ), ведущая через радости и страсти
к
перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается
в
устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,-
благой
восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение,
правильное
решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное
стремление,
правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как
жизнь,
посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и
самоистязания
(4).
Согласно буддийской традиции, эти идеи составляли содержание
первой
проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отличается ясностью
концепции,
скорее напоминает торжественное провозглашение основ учения,
а
использованные термины весьма неопределенны.
Буддийский канон четырех благородных истин подробно
комментируется,
развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается
сложный
понятийный аппарат. В частности, говорится о факторах, которые
образуют
личность индивида. Всего выделяется пять групп этих факторов.
Кроме
физических тел ( рупа ) существуют психические, такие, как чувства,
сознание
и т. д. Рассматриваются и влияния, действующие на эти факторы в
течение
жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточнению
понятия
"жажда" ( тршна ). Анализируется его возникновение и влияние, выделяются
три
главных типа: жажда чувственных наслаждений ( кама ), жажда воплощения
(
бхава ) и жажда самоуничтожения ( вибхава ). Постепенно понятием
"жажда"
замещается понятие рага (желание, стремление), а вся эта сторона
учения
приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще
одна
концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание (
авидья
) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий,-
и
исходя из этого конструируется сложная, двенадцатичленная верига
причин
возникновения страдания.
На этой основе разрабатывается содержание отдельных
разделов
восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с
правильным
пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение
понимается
как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная
речь
характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и
точная.
Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности
-
знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых
должны
придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие
принципы:
не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от
запрещенных
половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не
пользоваться
опьяняющими напитками. Подвергаются анализу и остальные
ступени
восьмеричного пути, в частности последняя ступень - вершина этого пути,
к
которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка
к
ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя
степенями
погружения ( джхана ), относится к медитации и медитационной практике.
В
текстах ей уделяется весьма много места, рассматриваются отдельные
аспекты
всех психических состоянии, которые сопровождают медитацию и
медитационную
практику.
Путь к освобождению от самсары открыт только монахам, однако,
согласно
учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины
(сангха)
могут подготовить предпосылки ко вступлению на стезю спасения в каком-то
из
будущих существовании и многочисленным группам светских буддистов.
Монах,
прошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью медитации пришедший
к
освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на
пороге
конечной цели - нирваны (буквально: угасание). Здесь подразумевается
не
гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже
не
переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и - как говорится в
текстах
- исчезнет, "как пламя лампы, в которую не подливается масло".
Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления
и
школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить
на
вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые
направления
ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности
индуизма,
провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.
Наиболее последовательно исходного учения Будды
придерживалось
направление хинаяна ("малая повозка"), в котором путь к нирване
полностью
открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы
буддизма
указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину,
не
подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123