История философии в кратком изложении

будучи

совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу

в

круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от

злых

и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары.

Джайнисты

верят, что человек при помощи своей духовной сути может

контролировать

материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и

к

чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог - это всего лишь

душа,

которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и

цепи

перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-

творец

или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь

при

помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет

большое

внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности

(

триратна ). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном

правильной

верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании

и,

наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего

веры

и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов,

по

сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням

и

формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души

от

самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо

человек

может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим

объясняется

эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических

принципах,

разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно

изложены

различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы,

в

частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы,

касающиеся

полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются

нормы

деятельности, поведения и т. д.

Составной частью джайнистского канона являются также

различные

умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос,

согласно

джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть

уничтожен.

Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе,

которая

постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей

степени

обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются

от

кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут

наивысшей

границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих

основных

сущностях ( джива-аджива ), об отдельных компонентах, из которых

состоит

космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и

времени.

Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические предания,

которые

касаются жизни и свершений отдельных тиртханкаров, и легенды, связанные

с

личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира

(нашей

Земли).

С течением времени в джайнизме сформировалось два направления,

которые

отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные

взгляды

отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие

одежду),

более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в

белое).

Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.

Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм -

учение,

основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.),

сын

правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте

29

лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный

жизнью,

он покидает семью и уходит в "бездомность". После многих лет

бесполезной

аскезы он достигает пробуждения ( бодхи ), т. е. постигает

правильный

жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции,

впоследствии

он был назван Будда (буквально: Пробужденный) \ Будда - буквально

"пробужденный", иногда неточно переводиться как

"просвещенный",

"просветленный" \. В течение жизни у него было много последователей.

Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его

учение

приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни,

которые

стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.

Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции,

а

канонические тексты были записаны через несколько столетий

после

возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь

Будды

множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура

постепенно

приобретала божественный характер.

Не легко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения,

тем

не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию

относительно

основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

Центром учения являются четыре благородные истины, которые

Будда

провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности.

Согласно

им, существование человека неразрывно связано со страданием.

Рождение,

болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с

приятным,

невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1).

Причиной

страдания является жажда ( тршна ), ведущая через радости и страсти

к

перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается

в

устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,-

благой

восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение,

правильное

решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное

стремление,

правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как

жизнь,

посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и

самоистязания

(4).

Согласно буддийской традиции, эти идеи составляли содержание

первой

проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отличается ясностью

концепции,

скорее напоминает торжественное провозглашение основ учения,

а

использованные термины весьма неопределенны.

Буддийский канон четырех благородных истин подробно

комментируется,

развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается

сложный

понятийный аппарат. В частности, говорится о факторах, которые

образуют

личность индивида. Всего выделяется пять групп этих факторов.

Кроме

физических тел ( рупа ) существуют психические, такие, как чувства,

сознание

и т. д. Рассматриваются и влияния, действующие на эти факторы в

течение

жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточнению

понятия

"жажда" ( тршна ). Анализируется его возникновение и влияние, выделяются

три

главных типа: жажда чувственных наслаждений ( кама ), жажда воплощения

(

бхава ) и жажда самоуничтожения ( вибхава ). Постепенно понятием

"жажда"

замещается понятие рага (желание, стремление), а вся эта сторона

учения

приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще

одна

концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание (

авидья

) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий,-

и

исходя из этого конструируется сложная, двенадцатичленная верига

причин

возникновения страдания.

На этой основе разрабатывается содержание отдельных

разделов

восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с

правильным

пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение

понимается

как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная

речь

характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и

точная.

Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности

-

знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых

должны

придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие

принципы:

не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от

запрещенных

половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не

пользоваться

опьяняющими напитками. Подвергаются анализу и остальные

ступени

восьмеричного пути, в частности последняя ступень - вершина этого пути,

к

которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка

к

ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя

степенями

погружения ( джхана ), относится к медитации и медитационной практике.

В

текстах ей уделяется весьма много места, рассматриваются отдельные

аспекты

всех психических состоянии, которые сопровождают медитацию и

медитационную

практику.

Путь к освобождению от самсары открыт только монахам, однако,

согласно

учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины

(сангха)

могут подготовить предпосылки ко вступлению на стезю спасения в каком-то

из

будущих существовании и многочисленным группам светских буддистов.

Монах,

прошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью медитации пришедший

к

освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на

пороге

конечной цели - нирваны (буквально: угасание). Здесь подразумевается

не

гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже

не

переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и - как говорится в

текстах

- исчезнет, "как пламя лампы, в которую не подливается масло".

Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления

и

школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить

на

вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые

направления

ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности

индуизма,

провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.

Наиболее последовательно исходного учения Будды

придерживалось

направление хинаяна ("малая повозка"), в котором путь к нирване

полностью

открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы

буддизма

указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину,

не

подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты