История философии в кратком изложении

Если бы этого отклонения не было, все бы падало в

глубины пустоты, вниз, как дождевые капли,

не могли бы сталкиваться и соединяться элементы,

и никогда бы природа ничего не создала.

Из этого вытекает, что Эпикурово паренклитическое движение для

Лукреция

является источником возникновения частиц. Вместе с величиной и формой

атомов

оно выступает причиной пестроты и разнообразия вещей в мире.

Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла.

Она

протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами.

Из какой материи дух и из чего он состоит,

это тебе перечислят вскоре мои слова.

Прежде всего говорю, что дух чрезвычайно тонок;

тела, что его образуют, чрезвычайно малы.

Это помогает уяснить и сам поймешь, что:

ничто не свершается в мире так быстро,

как то, что себе представляет и образует сама мысль.

Из этого видно, что дух имеет наибольшую скорость,

чем все то, что доступно глазу;

но что также подвижно, состоит он, верно, из тел

совершенно круглых и наимельчайших.

Подобным образом он отстаивает атомистические воззрения и в

области

теории познания, которые он еще и разработал во многих направлениях.

В понимании Лукрецием атомистической теории уже можно встретить

наметки

эволюционизма. Он придерживался взгляда, что все органическое возникло

из

неорганического и что сложные органические виды развились из простейших.

Лукреций пытается объяснить естественным образом и

возникновение

общества. Он говорит, что первоначально люди жили в "полудиком

состоянии",

не зная огня и жилища. Только развитие материальной культуры ведет к

тому,

что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Естественно,

он

не мог прийти к материалистическому пониманию причин возникновения

и

развития человеческого общества. Его стремление к "естественному"

объяснению

было ограничено как социальными, так и гносеологическими"

параметрами.

Однако, несмотря на это, его взгляды на общество были, в частности,

по

сравнению с тогдашним идеалистическим подходом значительным прогрессом.

Так

же как и Эпикур, он полагал, что общество, общественная организация

(право,

законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей (теория договора):

Соседи тогда начали соединяться в дружбе,

Уже не желая чинить бесправие и враждовать,

а детей же и женский пол взяли под охрану,

показывая жестами и неловкими звуками,

что к слабым все должны иметь сочувствие.

Хотя согласие не могло повсеместно признаваться,

лучшая и большая часть договор свято выполняла.

Материализм Лукреция имеет и свои атеистические последствия.

Лукреций

не только исключает богов из мира, в котором все имеет естественные

причины,

но и выступает против всякой веры в богов. Он критикует представление

о

жизни после смерти и все другие религиозные мифы. Показывает, что вера

в

богов возникает вполне естественным способом, как продукт страха и

незнания

естественных причин. В частности, он указывает на гносеологические

истоки

возникновения религиозных представлений (раскрытие социальных корней

религии

было, естественно, в его время невозможно).

В области этики Лукреций последовательно отстаивает

эпикурейские

принципы спокойной и счастливой жизни. Средством достижения счастья

является

познание. Чтобы человек жил счастливо, он должен освободиться от страха,

в

частности от страха перед богами. Эти воззрения он защищал как от

стоической

и скептической критики, так и от их вульгаризации в понимании

некоторых

сторонников эпикуреизма из высших кругов общества.

Воздействию и распространению последовательно материалистической

и

логически цельной философской системы Лукреция, несомненно, способствовала

и

художественная форма изложения. Поэма "О природе" принадлежит не только

к

вершинам римского философского мышления, но и к

высокохудожественным

произведениям своего периода.

Эпикурейство в римском обществе удерживалось сравнительно долго. Еще

в

эпоху Аврелиана эпикурейская школа находилась в числе наиболее

влиятельных

философских направлений. Однако, когда в 313 г. н. э.

христианство

становится официальной государственной религией, начинается упорная

и

безжалостная борьба против эпикуреизма, и в частности против идей

Лукреция

Кара, что в конце концов вело к постепенному упадку этой философии.

Римский эпикуреизм, в частности творчество Лукреция Кара,

знаменовал

собой вершину материалистических тенденций в римской философии. Он

стал

посредующим звеном между материализмом древнегреческих стоиков

и

материалистическими течениями философии Нового времени.

Скептицизм. Еще одним значительным философским направлением

античного

Рима был скептицизм. Его главный представитель Энесидем из Кносса (ок. I

в.

до н. э.) в своих взглядах близок к философии Пиррона. О влиянии,

которое

имел греческий скептицизм на формирование мыслей Энесидема,

свидетельствует

то, что свое главное произведение он посвятил интерпретации учения

Пиррона

("Восемь книг Пирроновых рассуждений").

Энесидем видел в скептицизме путь к преодолению догматизма

всех

существующих философских направлений. Большое внимание он уделял

анализу

противоречий в учениях других философов. Выводом из его

скептических

воззрений является то, что о реальности невозможно делать никаких

суждений,

основанных на непосредственных ощущениях. Для обоснования этого вывода

ему

служат формулировки так называемых тропов, о которых уже говорилось.

Следующие пять тропов, которые прибавил продолжатель Энесидема

Агриппа,

еще более усиливали сомнения в правильности представлений других

философских

направлений.

Наиболее выдающимся представителем так называемого младшего

скептицизма

был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма.

Об

этом свидетельствует и название одного из его трудов - "Основы

пирронизма".

В других работах - "Против догматиков", "Против математиков" - он

излагает

методологию скептического сомнения, основанную на критической

оценке

основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не

только

против философских понятии, но и против понятий математики,

риторики,

астрономии, грамматики и т. д. Его скептического подхода не миновал и

вопрос

о существовании богов, что привело его к атеизму.

В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм

является

оригинальной философией, которая не допускает смешения с

другими

философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что

скептицизм

отличается от всех других философских течений, каждое из которых

признает

одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает

сомнению

и допускает все сущности.

Римский скептицизм был специфическим выражением

прогрессирующего

кризиса римского общества. Поиски и исследования противоречий

между

утверждениями предшествующих философских систем ведут скептиков к

широкому

изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении

скептицизм

создает много денного, в целом- он уже является философией, утратившей

ту

духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В

сущности

скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.

Эклектицизм. Значительно большее распространение и значение, чем

в

эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его

сторонникам

относится ряд видных личностей римской политической и культурной жизни как

в

последние годы Римской республики, так и D первый период империи.

Наиболее

известным среди них был выдающийся политик и оратор Марк Тулий

Цицерон

(106-45 до и. э.), создатель латинской философской терминологии.

Представители римского эклектицизма владели колоссальным

количеством

знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей

эпохи.

Соединение ими различных философских школ не было случайным

и

безосновательным, определенный концептуальный подход укреплялся

именно

глубоким знанием отдельных воззрений. Постепенное сближение теории

с

областью этики выражало общую ситуацию в философии.

Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии,

достигает

границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и

общества.

Цицерон принадлежал, пожалуй, к наиболее значительному направлению

римского

эклектицизма, который развивался на основе стоической философии.

"Стоический" эклектицизм в изложении Цицерона сосредоточивает

внимание

на общественной проблематике, и в частности на этике. Его мотивом

было

соединение тех частей различных философских систем, которые

приносят

полезные знания.

В социальных взглядах Цицерона отражается его положение

как

представителя верхних слоев римского общества периода республики.

Наилучшее

общественное устройство он видит в комбинации трех основных

государственных

форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он

считает

обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества.

Его

теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием

его

реальной политической деятельности.

В этике он во многом перенимает воззрения стоиков,

значительное

внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека

он

считает разумным существом, которое имеет в себе нечто

божественное.

Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой

воли.

Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое

из

философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо

своим

путем. Поэтому Цицерон рекомендует "соединить" все, что является

вкладом

отдельных философских школ, все их достижения в одно целое.

Этим,

собственно, он защищает свой эклектицизм.

Неоплатонизм. Прогрессирующий кризис римского общества в последние

годы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты