Если бы этого отклонения не было, все бы падало в
глубины пустоты, вниз, как дождевые капли,
не могли бы сталкиваться и соединяться элементы,
и никогда бы природа ничего не создала.
Из этого вытекает, что Эпикурово паренклитическое движение для
Лукреция
является источником возникновения частиц. Вместе с величиной и формой
атомов
оно выступает причиной пестроты и разнообразия вещей в мире.
Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла.
Она
протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами.
Из какой материи дух и из чего он состоит,
это тебе перечислят вскоре мои слова.
Прежде всего говорю, что дух чрезвычайно тонок;
тела, что его образуют, чрезвычайно малы.
Это помогает уяснить и сам поймешь, что:
ничто не свершается в мире так быстро,
как то, что себе представляет и образует сама мысль.
Из этого видно, что дух имеет наибольшую скорость,
чем все то, что доступно глазу;
но что также подвижно, состоит он, верно, из тел
совершенно круглых и наимельчайших.
Подобным образом он отстаивает атомистические воззрения и в
области
теории познания, которые он еще и разработал во многих направлениях.
В понимании Лукрецием атомистической теории уже можно встретить
наметки
эволюционизма. Он придерживался взгляда, что все органическое возникло
из
неорганического и что сложные органические виды развились из простейших.
Лукреций пытается объяснить естественным образом и
возникновение
общества. Он говорит, что первоначально люди жили в "полудиком
состоянии",
не зная огня и жилища. Только развитие материальной культуры ведет к
тому,
что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Естественно,
он
не мог прийти к материалистическому пониманию причин возникновения
и
развития человеческого общества. Его стремление к "естественному"
объяснению
было ограничено как социальными, так и гносеологическими"
параметрами.
Однако, несмотря на это, его взгляды на общество были, в частности,
по
сравнению с тогдашним идеалистическим подходом значительным прогрессом.
Так
же как и Эпикур, он полагал, что общество, общественная организация
(право,
законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей (теория договора):
Соседи тогда начали соединяться в дружбе,
Уже не желая чинить бесправие и враждовать,
а детей же и женский пол взяли под охрану,
показывая жестами и неловкими звуками,
что к слабым все должны иметь сочувствие.
Хотя согласие не могло повсеместно признаваться,
лучшая и большая часть договор свято выполняла.
Материализм Лукреция имеет и свои атеистические последствия.
Лукреций
не только исключает богов из мира, в котором все имеет естественные
причины,
но и выступает против всякой веры в богов. Он критикует представление
о
жизни после смерти и все другие религиозные мифы. Показывает, что вера
в
богов возникает вполне естественным способом, как продукт страха и
незнания
естественных причин. В частности, он указывает на гносеологические
истоки
возникновения религиозных представлений (раскрытие социальных корней
религии
было, естественно, в его время невозможно).
В области этики Лукреций последовательно отстаивает
эпикурейские
принципы спокойной и счастливой жизни. Средством достижения счастья
является
познание. Чтобы человек жил счастливо, он должен освободиться от страха,
в
частности от страха перед богами. Эти воззрения он защищал как от
стоической
и скептической критики, так и от их вульгаризации в понимании
некоторых
сторонников эпикуреизма из высших кругов общества.
Воздействию и распространению последовательно материалистической
и
логически цельной философской системы Лукреция, несомненно, способствовала
и
художественная форма изложения. Поэма "О природе" принадлежит не только
к
вершинам римского философского мышления, но и к
высокохудожественным
произведениям своего периода.
Эпикурейство в римском обществе удерживалось сравнительно долго. Еще
в
эпоху Аврелиана эпикурейская школа находилась в числе наиболее
влиятельных
философских направлений. Однако, когда в 313 г. н. э.
христианство
становится официальной государственной религией, начинается упорная
и
безжалостная борьба против эпикуреизма, и в частности против идей
Лукреция
Кара, что в конце концов вело к постепенному упадку этой философии.
Римский эпикуреизм, в частности творчество Лукреция Кара,
знаменовал
собой вершину материалистических тенденций в римской философии. Он
стал
посредующим звеном между материализмом древнегреческих стоиков
и
материалистическими течениями философии Нового времени.
Скептицизм. Еще одним значительным философским направлением
античного
Рима был скептицизм. Его главный представитель Энесидем из Кносса (ок. I
в.
до н. э.) в своих взглядах близок к философии Пиррона. О влиянии,
которое
имел греческий скептицизм на формирование мыслей Энесидема,
свидетельствует
то, что свое главное произведение он посвятил интерпретации учения
Пиррона
("Восемь книг Пирроновых рассуждений").
Энесидем видел в скептицизме путь к преодолению догматизма
всех
существующих философских направлений. Большое внимание он уделял
анализу
противоречий в учениях других философов. Выводом из его
скептических
воззрений является то, что о реальности невозможно делать никаких
суждений,
основанных на непосредственных ощущениях. Для обоснования этого вывода
ему
служат формулировки так называемых тропов, о которых уже говорилось.
Следующие пять тропов, которые прибавил продолжатель Энесидема
Агриппа,
еще более усиливали сомнения в правильности представлений других
философских
направлений.
Наиболее выдающимся представителем так называемого младшего
скептицизма
был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма.
Об
этом свидетельствует и название одного из его трудов - "Основы
пирронизма".
В других работах - "Против догматиков", "Против математиков" - он
излагает
методологию скептического сомнения, основанную на критической
оценке
основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не
только
против философских понятии, но и против понятий математики,
риторики,
астрономии, грамматики и т. д. Его скептического подхода не миновал и
вопрос
о существовании богов, что привело его к атеизму.
В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм
является
оригинальной философией, которая не допускает смешения с
другими
философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что
скептицизм
отличается от всех других философских течений, каждое из которых
признает
одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает
сомнению
и допускает все сущности.
Римский скептицизм был специфическим выражением
прогрессирующего
кризиса римского общества. Поиски и исследования противоречий
между
утверждениями предшествующих философских систем ведут скептиков к
широкому
изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении
скептицизм
создает много денного, в целом- он уже является философией, утратившей
ту
духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В
сущности
скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.
Эклектицизм. Значительно большее распространение и значение, чем
в
эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его
сторонникам
относится ряд видных личностей римской политической и культурной жизни как
в
последние годы Римской республики, так и D первый период империи.
Наиболее
известным среди них был выдающийся политик и оратор Марк Тулий
Цицерон
(106-45 до и. э.), создатель латинской философской терминологии.
Представители римского эклектицизма владели колоссальным
количеством
знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей
эпохи.
Соединение ими различных философских школ не было случайным
и
безосновательным, определенный концептуальный подход укреплялся
именно
глубоким знанием отдельных воззрений. Постепенное сближение теории
с
областью этики выражало общую ситуацию в философии.
Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии,
достигает
границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и
общества.
Цицерон принадлежал, пожалуй, к наиболее значительному направлению
римского
эклектицизма, который развивался на основе стоической философии.
"Стоический" эклектицизм в изложении Цицерона сосредоточивает
внимание
на общественной проблематике, и в частности на этике. Его мотивом
было
соединение тех частей различных философских систем, которые
приносят
полезные знания.
В социальных взглядах Цицерона отражается его положение
как
представителя верхних слоев римского общества периода республики.
Наилучшее
общественное устройство он видит в комбинации трех основных
государственных
форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он
считает
обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества.
Его
теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием
его
реальной политической деятельности.
В этике он во многом перенимает воззрения стоиков,
значительное
внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека
он
считает разумным существом, которое имеет в себе нечто
божественное.
Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой
воли.
Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое
из
философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо
своим
путем. Поэтому Цицерон рекомендует "соединить" все, что является
вкладом
отдельных философских школ, все их достижения в одно целое.
Этим,
собственно, он защищает свой эклектицизм.
Неоплатонизм. Прогрессирующий кризис римского общества в последние
годы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123