1541),
врач, ученый, "чудотворец", окруженный легендами (его личность служила
одним
из прототипов доктора Фауста). Исходным пунктом его рассуждений была
идея,
согласно которой всякая реальность имеет свое правило, так называемое
архэ
жизни (т. е. активную духовную жизненную силу), в которой содержится ключ
к
природе, и, кто его познает, тот обретет способ, как
воздействовать
(магическим образом) на природу и преобразовывать ее. В сущности
все
искусство врачевания зависит от освоения этого способа. Парацельсом
была
выдвинута идея взаимозависимости всех вещей.
На практике это означает, что, воздействуя на одну вещь, мы
можем
повлиять на другие вещи. Этот тезис имел философское значение для
понимания
однородности вещей. Главная, универсальная наука для него -
медицина,
источником и опорой которой являются теология и философия, астрономия
и
алхимия.
Парацельс, как выдающийся врач-практик, во многом
способствовал
развитию медицины, он первым подчеркнул неразделимость хирургии и терапии.
В
своей врачебной практике он страдал от увлеченности наивной символикой.
Наиболее выдающимися представителями философии природы
теоретического
типа были Б. Телезио и Д. Бруно.
Бернардино Телезио (1509-1583), родом из Косенцы, около Неаполя,-
один
из влиятельных философов итальянского Ренессанса, основатель
итальянской
философии природы. Его имя сопровождала легенда знаменитого
знатока
классической античной литературы. Он противопоставил свое
творчество
официальной схоластике, с которой познакомился во время учебы
в
университете. Склонность к эмпирическому и экспериментальному
исследованию
природы была обусловлена его деятельностью в добровольном научном обществе
-
так называемой Козентийской академии. За вольномыслие его
преследовали
церковные власти. Плодом его многолетнего упорного труда была книга
"О
сущности вещей согласно их собственным принципам".
Из исследования природы Телезио исключает познание бога. Бог
является
лишь творцом мира, в последующем он не вмешивается в процессы природы,
таким
образом, задачей философии является не познание бога, а
исследование
реальной природы. Философия должна освободиться от теологии.
Телезио
отвергает упование на внешние авторитеты: философские и научные
выводы
должны опираться на непосредственные восприятия и опыт, на
собственный
разум. Не бог, но природа является предметом философского исследования.
Философия Телезио содержит сильные материалистические тенденции.
Все
вещи телесны, материальные телесный принцип является их вечной,
неизменной
сущностью, сам этот принцип, однако, пассивен, лишен всякого движения
и
активности, он как бы "мертва, невидим. Движение и изменение
вызываются
борьбой двух противоположных активных принципов - тепла и холода.
Эти
принципы бестелесны, но проявляться вне своей материальной основы,
вне
материальной субстанции вещей не могут.
В учении Телезио намечается важная материалистическая идея
о
материальном единстве мира. Проявляется эта идея и в его
космологических
воззрениях: небесные тела, так же как и Земля, материальны, различия
между
ними вызваны большей или меньшей мерой присутствия активных принципов. Но
в
своей сути эта космология основана на докоперниковых схемах. Солнце
и
небесные тела в отличие от "холодной" Земли подвижны.
В понятии "собственные принципы" природы у Телезио содержатся
элементы
стихийной диалектики: источник движения не вне природы, но в ней
самой.
Телезио отвергает перипатетическое и схоластическое учения о
внешнем
двигателе: движение является собственным, присущим материи принципом,
ее
самодвижением. Эти выводы совпадают с деистическим решением
проблемы
отношения бога и мира: сотворенный мир наделен божественными силами
и
свойствами, после акта сотворения движение происходит уже само,
без
вмешательства бога, на основании собственных принципов.
Натурфилософским представлениям отвечает его объяснение жизни
человека
и его познания. Тепло, как активный принцип, является основой
жизненного
принципа, который Телезио называет духом (приравнивая его к
средневековому
медицинскому термину "спиритус"). "Пневма" представляет собой
тонкую,
теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом
организме,
способствует движению, определяет жизненные функции,
чувствительность,
восприятие, познание и умирает вместе с телом. Учением о "жизненном
духе"
Телезио указывает на единство всех живых существ. Человек в этом
смысле
отличается тем, что его "пневма" более "тонкая" и "теплая". "Дух"
неразрывно
связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется
по
нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая
душа
многосторонним образом связана с "духом природы".
Этот подход - основа сенсуалистской теории познания Телезио.
Восприятие
является источником и важнейшим средством познания, а мышление и
суждение
определяются восприятием. Восприятие возникает после принятия внешнего
мира
"духом". Таким образом, всякая наука должна исходить из
непосредственного
опыта.
Этические воззрения Телезио в основе соответствуют его
философии
природы. Нравственная жизнь человека возникает из его
естественного
стремления к самосохранению. Из этого стремления вытекают все критерии
для
определения человеческих добродетелей и изъянов, отсюда исходят
человеческие
чувства, настроения и эмоции. Эта этика индивидуалистическая:
она
предполагает человеческое общежитие и солидарность лишь для защиты
индивида
от грозящих ему опасностей, вытекающих из стихий природы или
насильственных
действий других людей.
Кроме природного, материального "духа" существует и
нематериальная
душа, которая бессмертна и имеет божественное происхождение.
Ее
существование Телезио обосновывает способностью человека к
совершенствованию
своего сознания и нравственного поведения. Эта "уступка" теологии
вытекает
из общего метафизического характера его философии природы как
системы.
Телезио не видит качественных различий материального мира, его
теория
"жизненного духа" не может достаточно ясно объяснить специфику
человеческого
сознания и социальной сущности человека.
Философское учение Телезио имело известность уже при его жизни.
Позже
переводы его трудов на итальянский язык расширяют его влияние на
процесс
развития философии и науки.
Иную, платоновскую линию итальянской философии природы
представляет
творчество Франческо Патрици (1529-1597), который в своих
"Перипатетических
исследованиях" выступал с традиционной задачей гуманистов -
преодоления
схоластического авторитета Аристотеля, что становилось все более
актуальным,
ибо в официальной науке и философии все еще господствовал
средневековый
аристотелизм, поддерживаемый католической иерархией.
Свое понимание мира, отличающееся как от схоластики, так и
от
платонизма Фичино, он представил в книге "Новая философия вселенной".
Всем
вещам и телам присущи четыре внутренних принципа: пространство, свет,
тепло
и течение. Первый активный принцип - свет, из которого исходит
тепло,
являющееся непосредственной причиной возникновения вещей, рождающихся
в
непрестанном движении материи. Материя не пассивна, но является
движением,
"течением" телесной массы.
В своем учении о вселенной он преодолевает неоплатоновскую
метафизику
света, согласно которой свет происходит от бога. Он
принимает
пантеистическое решение: бог не имеет определенного места, он везде и
нигде,
вселенная сама есть бог, единое есть все. Бесконечное пространство,
однако,
не ограничивается материальностью, оно заключает в себе и духовные
существа,
бестелесный божественный свет, который путем эманации переходит в
телесный
свет физического мира.
Философия природы Патрици отвергалась представителями
схоластической
ортодоксии, его книги были запрещены. Происходило это в то время, когда
шел
процесс над Д. Бруно. Тогда-то в число запрещенных были внесены и книги
Б.
Телезио.
К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно
принадлежит
пантеистическая философия природы Джордано Бруно (1548-1600), в
которой
наиболее полно выражен гуманистический стихийно-диалектический
характер
философии и науки Ренессанса.
Творчество Бруно содержало в себе радикальные элементы
средневековых
традиций вольномыслия как в их аверроистском, так и в
неоплатоновском
варианте. Он развивает идеалы итальянского гуманизма в духе
флорентийской
платоновской Академии. Из современников наибольшее влияние на Бруно
оказали
астрономические открытия Коперника; философским источником его
учения
являются идеи Н. Кузанского и Б. Телезио.
Пантеизм философии Бруно - самый радикальный и последовательный из
всех
систем итальянской философии природы. Бруно вступил в непримиримый
конфликт
с тогдашним христианским, католическим и протестантским миром,
со
схоластической философией и университетской наукой. Он столкнулся
с
церковью, когда высказал сомнение по поводу некоторых католических
догматов
(например, о непорочном зачатии и т. д.). Преследуемый инквизицией,
он
покидает Италию. Побывал он в разных европейских государствах - во
Франции,
Англии, Германии (он был и в Праге, где опубликовал "Сто шестьдесят
статей
против математиков и философов" ("Articuli centum et sexaginta
contra
mathematicos et philosophos")). Постоянно преследуемый, он не находил
нигде
прочной опоры ни для педагогической деятельности, ни для издания
своих
трудов. В конце концов он возвращается в Италию и лишь некоторое время
живет
спокойно.
В Венеции он был арестован инквизицией, заточен, перевезен в Рим и
там
17 февраля 1600 г. сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123