История философии в кратком изложении

и

разговоры с большей выгодой и удовлетворением в другой" .

Подобным образом и Кант хочет прийти к определению условий, при

которых

возможно действительное познание, а тем самым к определению

границ

действительного познания (т. е. к возможному исключению метафизики

из

области действительного познания). Критика чистого разума является

критикой

"силы разума вообще относительно ко всем познаниям, к которым разум

может

направляться независимо о.т опыта, и тем самым она является

решением

относительно возможности или невозможности метафизики вообще". Еще

более

отчетливо Кант формулирует эту проблему в "Пролегоменах ко всякой

будущей

метафизике" ("Prolegomena zu einer jeden kunftigen Metaphysik"),

написанных

в 1783 г. Общий вопрос "Пролегомен" звучит: "Возможна ли вообще

метафизика?"

Разумеется, метафизика здесь понимается прежде всего как

конструирование

доказательств трансцендентных предметов - бога, души и идеи мира.

И хотя Кант формулирует задачу своей философии, подобно Локку, а

именно

определение границ достоверного познания, его подход отличается от

подхода

Локка. Локк хочет исследовать границы человеческого познания. При этом

он

исходит из предпосылки, что для возникновения познания необходимы

ощущения,

а также связанная с ними способность их различать. Отсюда возникает

идея

необходимости проверки всего нашего познания способами, которые описал

Локк

(к этим способам относятся память, образование понятии, сложение

простых

чувственных определений, абстракция и т. д.). Здесь исследование

границ

нашего познания связано с определенной психологической теорией.

Кант,

напротив, ставит вопрос иначе. Так, вопрос о том, возможна ли

математика,

исследуется как вопрос о "возможности" действительного познания

предметов

метафизики. Так как в качестве образца "научного", а значит,

действительного

повнания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику,

то

"границы" познания устанавливаются условиями научно достоверного дознания,

и

от них он переходит к вопросу о том, может ли метафизика со

своими

претензиями на познание "трансфизических" предметов удовлетворить

эти

условия. С этой точки зрения Кант в "Критике чистого разума" дает

подробную

критику замыслов предшествующей метафизики. В соответствии со своей

ведущей

идеей он постепенно решает следующие вопросы:

1. Как возникла чистая математика?

2. Как возможно чистое естествознание?

3. Как вообще возможна математика?

4. Как возможна метафизика как наука?[

]Этот способ вопрошания (вопрошания о возможности) Кант называет

трансцендентальным, а свои ответы - трансцендентальной теорией.

Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с

вопросом,

как возможен опыт. По Канту, ни опыт, в котором мы имеем дело с

чувственными

предметами, ни наука (имеется в виду математика и

ньютоновское

естествознание) невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не

будет

прибавлено определение, некоторое "добавление", имеющее

нечувственный

характер, принцип которого Кант определяет как суждение (Verstand) и

чистое

созерцание (временное и пространственное созерцание). Конкретный

опыт

предполагает, по Канту, определенную априорную (предшествующую)

основу

опыта, или "возможный опыт". "Возможный опыт" содержит чувственные

элементы

опыта во временном плане и пространственной связи и наделяет

их

определенными значениями, которые не происходят лишь из

чувственных

созерцаний. Кантов исходный тезис об опыте содержит и согласие с

принципом

Локка, и также отличие бт него. Согласно принципу Локка, все наше

познание

строится на опыте. Кант в начале своего трактата также

высказывает

положение, что "все наше познание начинается с опыта", т. е.

чувственного

опыта, но в отличие от Локка подчеркивает, что "все наше познание не

исходит

из опыта". Познание, по Канту, имеет два источника: "эмпирический"

и

"априорный", а не один, как у Локка.

Априорная основа также имеет двойственный характер. К ним

относятся

"интеллектуальные синтезы", или категории, и время и пространство

как

априорные формы чувственности, которые объединяют чувственные данные

в

едином чувственном созерцании. Главную роль при преобразовании

чувственного

опыта в "эмпирический опыт" играет рассуждение. Так как речь идет

об

априорных интеллектуальных значениях и способах соединения

чувственных

данных, эта концепция напоминает "врожденные идеи" Декарта.

Кант,

разумеется, никогда не говорит о том, что они врожденны, но говорит о

том,

что они "предшествуют" чувственному опыту, им придается большее

значение,

чем имеют врожденные идеи Декарта, потому, что эти категории

обусловливают

упорядочение чувственных данных опыта и регулярность их прохождения. Они,

а

не непознаваемая основа реальности - "вещь в себе" - приводят к тому, что

в

опыте ничего не происходит "произвольно" и "наудачу".

Наше столкновение с предметами непосредственного опыта и наше

понимание

предметов в математическом естествознании имеют, по Канту, ту же основу

-

исходят из категории (как нечувственного элемента опыта), не

только

соединяющей чувственные данные, но и, более того, вкладывающей в

них

определенные значения, которые образуют составную часть опыта.

Соединение

чувственных данных во времени и пространстве подчинено категориям. То, что

в

непосредственном опыте мы сталкиваемся с вещами, которые мы понимаем

как

"субстанцию" со "свойствами", между которыми существуют причинные

отношения,

и то, что в науке мы исходим из действия "принципа сохранения

мировой

субстанции" и из действия "принципа причинности", обусловлены

"априорным"

распределением нашего опыта.

Это распределение коренится в "синтезах" рассуждения (в категориях)

и

во временно-пространственном созерцании (по Канту, время и пространство

не

существуют реально); с их помощью мысль конструирует как вещи, с которыми

мы

сталкиваемся в непосредственном опыте, так и предметы научного

познания.

Конструкция предметов опыта, которые мы познаем в науке, связана

однозначно

также с чувственными элементами познания. Предметы, по Канту, нам

должны

быть "данными", чтобы они могли быть "мыслимы". Категории, по

Канту,

являются "синтезами" и "способами действия", которым мы

бессознательно

подчиняем чувственные данные. Опыт делится на две части: "формальную",

или

часть, имеющую априорный характер, и на содержание, которое

является

"эмпирическим", т. е. должно быть нам "дано" извне. Если мы сравним

таблицу

"понятии" с таблицей "чистых принципов естествознания", то получим

следующую

картину того, что (вместе "с общими условиями созерцания") наша

мысль

"вкладывает" в опыт, а тем самым и в предметы опыта в науке.

Понятия (категории)

1

По количеству

единство (единица меры)

множество (величина)

совокупность (целое)

2

По качеству

реальность

отрицание

ограничение

3

По отношению

субстанция

причинность

взаимность

4

По модальности

возможность

действительность

необходимость

Критерии деления взяты из теории суждений Аристотеля - из их

различных

форм Кант выводит категории.

Чистые (неэмпирические) принципы естествознания

1

Аксиомы созерцания

2

Антиципация восприятия

3

Аналогия опыта

4

Постулаты эмпирического мышления вообще

Принцип "сохранения мировой субстанции" (например, при

сожжении

определенного тела составляющая его материя не исчезает) и

принцип

причинности (по которому "все изменения совершаются согласно

закону

соединения причины и следствия") являются двумя первыми "аналогиями

опыта".

Третья "аналогия опыта" выражает принцип взаимного воздействия

субстанции

(составляет их взаимную притягаемость). Первые два вида принципов

("аксиомы

созерцания" и "антиципация восприятия") определяют то, что явления,

которые

должны стать предметом научного исследования, должны быть

квалифицируемы

(выражены количественно). Это так называемые математические принципы

в

противоположность третьему и четвертому, которые называются

динамическими.

Четвертый принцип должен удовлетворять условиям, при которых предмет

может

быть понят как возможный, реальный и необходимый.

Таким образом, Кант подчеркивает априорность категорий времени

и

пространства в двух плоскостях: при объяснении опыта и при объяснении

науки.

При объяснении опыта априорность категорий времени и пространства

составляет

тот плюс, когда присоединение к чувственным данным образует

единство

"регулярного" опыта относительно непосредственно воспринимаемых вещей.

При

объяснении науки из категорий выводятся "принципы", которым

должны

соответствовать предметы.

Известно, что наряду с априорной составной частью другим

элементом

опыта являются чувственные данные, или "чувственный опыт", о которых

Кант

говорит, что они являются результатом "аффекции" нашей

чувствительности

внешними "вещами в себе". Вещь или "вещи в себе" нам не известны, знаем

лишь

ее или их воздействие на наши рецептивные (воспринимающие) чувства.

Кант

весьма выразительно подчеркивает метафизический элемент, содержащийся в

этом

принципе. Когда он во втором издании "Критики чистого разума" защищается

от

обвинений в берклианском идеализме, которые были выдвинуты против него,

он

указывает на еще один аргумент. Наше осознание самого себя связано, по

его

мнению, с осознанием предметов как существующих вне

нас.

Субъективно-идеалистическое представление "взаимосвязанного сна",

согласно

которому самосознание остается нетронутым, хотя бы предметы, к

которым

сознание относится, и перестали существовать, у Канта, таким

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты