Одним из первых профессоров Парижского университета, который
в
упомянутом смысле соединял августинизм с аристотелизмом, был
францисканец
Александр из Гэльса (1170-1245). Его обширная "Summa universae
theologiae",
которую он написал в четвертом десятилетии XIII столетия, стала
важным
звеном на пути к основным схоластическим системам. Она содержит элементы
из
произведений различных авторов, причем не только строго ортодоксальных,
как
Ансельм Кентерберийский и Бернар из Клерво, но и таких, как Абеляр.
Для
дальнейшего развития схоластики был важнее интерес Александра к Аристотелю
и
его арабским комментаторам. В теологии он доказывал существование бога
как
августиновским, так и аристотелевским способом. В теории познания
он
утверждал, так же как и Августин, что познание первых сущностей нуждается
в
божественном опосредствовании (бог освящает человеческий разум), но в то
же
время исходил и из аристотелевского понимания, состоящего в том,
что
познание физического мира происходит путем доказательств и абстракции.
Он
принял теорию Аристотеля о форме и материи, применял ее и к
нетелесным
предметам, введя понятие "духовная материя". Его произведения
способствовали
освоению Аристотеля теологией.
В отличие от предшествующего эклектического аристотелизма в
середине
XIII в. начинают предприниматься усилия по осуществлению более
значительного
идейного и философского синтеза. Одним из тех кто внес большой вклад
в
освоение аристотелизма католической философией, был францисканец
Джованни
Фиданца, называемый Бонавентурой (1221- 1274). Учился он в Париже,
был
учеником Александра из Гэльса, стал его преемником и превзошел
своего
учителя. С 1248 г. он был профессором теологии Парижского
университета,
позже становится епископом и кардиналом. Он хорошо знал труды Аристотеля,
но
полагал, что его философия не соответствует в полной мере
христианству,
поэтому в основополагающих точках своего учения Бонавентура
сохраняет
верность Платону и Августину. Был он традиционалистом, не стремился
к
выработке новых воззрений. Упор делал на теологию, и его философские
взгляды
и идеи необходимо искать прежде всего в этой области.
Теория познания Бонавентуры была своеобразным соединением
аристотелизма
и августинизма, теории абстракции с теорией "освещения души", рационализма
с
мистицизмом. Ведущим был, однако, мистический подход. Если
источником
познания естественных вещей является сверхъестественный фактор, то тем
более
он является путем к богу. Полное познание бога возможно лишь при
помощи
экстаза. Бонавентура был величайшим мистиком XIII столетия.
Его философский подход отчетливо проявляется в интерпретации
двух
древних доктрин, которые соответствовали августинскому пониманию мира.
Были
это метафизика света и теория "зародышевых доказательств". Метафизика
света
была платоновской по происхождению, и модификация ее Бонавентурой состояла
в
том, что свет не материален, но является силой, действующей в материи,
или,
если переложить это на язык Аристотеля, формой. Свет является общей
формой
всего телесного. От того, как предметы и материя причастны к свету,
зависит
и их включение в него. Теория "зародышевых доказательств" служила
основой
объяснения развития предметов. Закономерности их развития были
бы
непонятными, если бы не имели причин в самих предметах. В каждом из них.
с
самого начала скрыт "зародыш", который определяет развитие предмета
и
управляет им. Эти в сущности стоические принципы Бонавентура соединил
с
аристотелевской теорией, отождествил "зародыш" с "формами" вещей таким
же
образом, как и в, теории света. "Зародышам" он, однако,
приписывал
сверхъестественное происхождение - в этом он опирался на Августина.
Он
утверждал, что "зародыши" вещей содержатся в божественном разуме, откуда
они
и вливаются в вещи.
Философию августинизма в XIII в. развивают прежде всего
представители
ордена францисканцев сначала во Франции, затем, позже, в
английском
Оксфорде.
Бонавентуру относят к августинизму XIII в. Некоторые
авторы
аргументируют это тем, что речь идет о неоплатонизирующем аристотелизме
на
службе августинской и францисканской теологии.
Во Франции вместе с Бонавентурой августинцев возглавлял Иоанн
из
Ла-Рошели, в английском Оксфорде-Адам из Марш, его учениками
были
архиепископ Иоанн Пеккам, кардинал Матфей из Акваспарта и др. Один
из
выдающихся итальянских деятелей XIII-XIV вв.-поэт Данте Алигьери-также
был
весьма близок к августинизму; в его идейных основах чувствуется влияние
и
неоплатонической философии, и интеллектуализма, близкого томизму.
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ
Постепенно выяснилось, что августинизм не способен
противостоять
мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было оседлать
аристотелевскую
философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от
католической
ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическому учению стало
жизненной
необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили схоластики
доминиканского
ордена, наиболее выдающимися из которых были Альберт Великий и
Фома
Аквинский.
Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Magnus, 1193-1280)
изучал
свободные искусства, естественные науки, медицину и философию
Аристотеля
(которая тогда еще не была признана церковью) в Падуанском
университете,
затем изучал теологию в университете в Болонье. В 1223 г. он вступает
в
доминиканский орден, который посылает его в Кельн-на-Рейне для изучения
там
теологии и философии. В 1245 г. был переведен в Париж. Получил
широкую
известность как учитель и часто должен был выступать на большой площади,
так
как в зале слушатели не помещались.
В 1260 г. он был рукоположен в епископы в Дрездене. По своему
желанию
был освобожден от этой должности и последние годы жизни снова провел
в
Кельне. В монастырском уединении он полностью отдался научному
и
писательскому труду.
Это был широко образованный человек, знал труды Аристотеля,
которые
оказали на него Огромное влияние, знал работы Авиценны, Августина
и
Псевдо-Дионисия. Из его трудов многие сохранились. Большую часть из
них
составляют комментарии к творчеству Аристотеля. Значение Альберта состоит
в
том, что он одним из первых попытался использовать идеи Аристотеля
для
систематизации христианского мировоззрения.
Он понял, что проникновение античного мышления в область
культуры
Западной Европы нельзя остановить и что, наоборот, следует
использовать
философскую мудрость античности для обоснования и подкрепления
христианства.
В своем творчестве он часто обращается к трактатам Аристотеля,
комментирует
их, в частности высоко оценивает логику. В ее духе он вновь вводит
в
схоластику XIII в. реалистическое решение проблемы универсалий, причем в
ее
компромиссной форме (universalia in rebus). Он отводит философии
более
самостоятельную роль, чем старшие схоласты. Различает, например,
проблемы
религиозных догматов и мистерий (триединства, воплощения,
искупления,
воскресения и т. д.), являющиеся содержанием теологического исследования,
и
естественнонаучные проблемы, которые требуют философского объяснения.
В аристотелизме Альберта проявляются и элементы других
идейных
концепций, в частности неоплатонизма. По сути это уже
аристотелизм,
приспособленный к требованиям христианства и церковного учения.
Альберт
занимался исследованиями и наблюдениями в естественнонаучной области,
в
частности преуспел в зоологии, химии (алхимии) и астрономии. Его
подозревали
в том, что он владеет чародейскими силами. Он якобы создал
говорящее
устройство, которое испуганный Фома, его ученик, хотел разбить, ибо
считал
дьявольским наваждением.
Широта философских, естественнонаучных и богословских
интересов
Альберта была основанием для того, чтобы назвать его doctor universalis,
а
начиная с XIV столетия он был удостоен и звания Великий (Magnus).
Этот наиболее известный немецкий схоласт сам не создал
логически
стройной, единой философской и теологической системы. Выполнил эту
задачу
только его ученик Фома. Однако без Альберта не было бы Фомы. В
основных
вопросах они придерживались одинакового мнения.
Фома Аквинскин родился примерно в 1225 г. (называют также 1226 и
1227
гг.). Он был сыном графа Ландольфа Аквинского, воспитывался у
бенедиктинцев
в Монтекассино. Изучал в Неапольском университете свободные искусства.
В
семнадцать лет вступает в доминиканский орден, который посылает его
учиться
в Париж, где его учителем был Альберт Великий, за которым он следует
в
Кельн-на-Рейне. В 1252 г. от вновь возвращается в Париж, чтобы начать
там
свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он
знакомится
с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268-1272) было
очень
важным, здесь он становится известным преподавателем теологии, включается
в
полемическую борьбу, в решение спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути
на
Лионский собор в монастыре Фоссануова, близ Террачино. За мягкость
и
легкость своего характера он получил прозвище "ангельского доктора",
(doctor
angelicus). В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.
Литературное творчество Фомы Аквинского является таким же обширным,
как
и Альберта. Его трактаты можно разделить на следующие группы:
1. Комментарии, касающиеся Аристотелевых "Аналитик",
"Никомаховой
этики", "Метафизики", "Физики", трактатов "О душе", "О небе и земле",
"О
возникновении и гибели естественных вещей", "Политика" и т. д.
2. Небольшие философские трактаты. К ним относится прежде
всего
полемический трактат "О единстве разума против аверроистов", о котором
уже
говорилось.
3. Суммирующие теологические трактаты. К ним относятся комментарии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123