История философии в кратком изложении

Одним из первых профессоров Парижского университета, который

в

упомянутом смысле соединял августинизм с аристотелизмом, был

францисканец

Александр из Гэльса (1170-1245). Его обширная "Summa universae

theologiae",

которую он написал в четвертом десятилетии XIII столетия, стала

важным

звеном на пути к основным схоластическим системам. Она содержит элементы

из

произведений различных авторов, причем не только строго ортодоксальных,

как

Ансельм Кентерберийский и Бернар из Клерво, но и таких, как Абеляр.

Для

дальнейшего развития схоластики был важнее интерес Александра к Аристотелю

и

его арабским комментаторам. В теологии он доказывал существование бога

как

августиновским, так и аристотелевским способом. В теории познания

он

утверждал, так же как и Августин, что познание первых сущностей нуждается

в

божественном опосредствовании (бог освящает человеческий разум), но в то

же

время исходил и из аристотелевского понимания, состоящего в том,

что

познание физического мира происходит путем доказательств и абстракции.

Он

принял теорию Аристотеля о форме и материи, применял ее и к

нетелесным

предметам, введя понятие "духовная материя". Его произведения

способствовали

освоению Аристотеля теологией.

В отличие от предшествующего эклектического аристотелизма в

середине

XIII в. начинают предприниматься усилия по осуществлению более

значительного

идейного и философского синтеза. Одним из тех кто внес большой вклад

в

освоение аристотелизма католической философией, был францисканец

Джованни

Фиданца, называемый Бонавентурой (1221- 1274). Учился он в Париже,

был

учеником Александра из Гэльса, стал его преемником и превзошел

своего

учителя. С 1248 г. он был профессором теологии Парижского

университета,

позже становится епископом и кардиналом. Он хорошо знал труды Аристотеля,

но

полагал, что его философия не соответствует в полной мере

христианству,

поэтому в основополагающих точках своего учения Бонавентура

сохраняет

верность Платону и Августину. Был он традиционалистом, не стремился

к

выработке новых воззрений. Упор делал на теологию, и его философские

взгляды

и идеи необходимо искать прежде всего в этой области.

Теория познания Бонавентуры была своеобразным соединением

аристотелизма

и августинизма, теории абстракции с теорией "освещения души", рационализма

с

мистицизмом. Ведущим был, однако, мистический подход. Если

источником

познания естественных вещей является сверхъестественный фактор, то тем

более

он является путем к богу. Полное познание бога возможно лишь при

помощи

экстаза. Бонавентура был величайшим мистиком XIII столетия.

Его философский подход отчетливо проявляется в интерпретации

двух

древних доктрин, которые соответствовали августинскому пониманию мира.

Были

это метафизика света и теория "зародышевых доказательств". Метафизика

света

была платоновской по происхождению, и модификация ее Бонавентурой состояла

в

том, что свет не материален, но является силой, действующей в материи,

или,

если переложить это на язык Аристотеля, формой. Свет является общей

формой

всего телесного. От того, как предметы и материя причастны к свету,

зависит

и их включение в него. Теория "зародышевых доказательств" служила

основой

объяснения развития предметов. Закономерности их развития были

бы

непонятными, если бы не имели причин в самих предметах. В каждом из них.

с

самого начала скрыт "зародыш", который определяет развитие предмета

и

управляет им. Эти в сущности стоические принципы Бонавентура соединил

с

аристотелевской теорией, отождествил "зародыш" с "формами" вещей таким

же

образом, как и в, теории света. "Зародышам" он, однако,

приписывал

сверхъестественное происхождение - в этом он опирался на Августина.

Он

утверждал, что "зародыши" вещей содержатся в божественном разуме, откуда

они

и вливаются в вещи.

Философию августинизма в XIII в. развивают прежде всего

представители

ордена францисканцев сначала во Франции, затем, позже, в

английском

Оксфорде.

Бонавентуру относят к августинизму XIII в. Некоторые

авторы

аргументируют это тем, что речь идет о неоплатонизирующем аристотелизме

на

службе августинской и францисканской теологии.

Во Франции вместе с Бонавентурой августинцев возглавлял Иоанн

из

Ла-Рошели, в английском Оксфорде-Адам из Марш, его учениками

были

архиепископ Иоанн Пеккам, кардинал Матфей из Акваспарта и др. Один

из

выдающихся итальянских деятелей XIII-XIV вв.-поэт Данте Алигьери-также

был

весьма близок к августинизму; в его идейных основах чувствуется влияние

и

неоплатонической философии, и интеллектуализма, близкого томизму.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ

Постепенно выяснилось, что августинизм не способен

противостоять

мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было оседлать

аристотелевскую

философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от

католической

ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическому учению стало

жизненной

необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили схоластики

доминиканского

ордена, наиболее выдающимися из которых были Альберт Великий и

Фома

Аквинский.

Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Magnus, 1193-1280)

изучал

свободные искусства, естественные науки, медицину и философию

Аристотеля

(которая тогда еще не была признана церковью) в Падуанском

университете,

затем изучал теологию в университете в Болонье. В 1223 г. он вступает

в

доминиканский орден, который посылает его в Кельн-на-Рейне для изучения

там

теологии и философии. В 1245 г. был переведен в Париж. Получил

широкую

известность как учитель и часто должен был выступать на большой площади,

так

как в зале слушатели не помещались.

В 1260 г. он был рукоположен в епископы в Дрездене. По своему

желанию

был освобожден от этой должности и последние годы жизни снова провел

в

Кельне. В монастырском уединении он полностью отдался научному

и

писательскому труду.

Это был широко образованный человек, знал труды Аристотеля,

которые

оказали на него Огромное влияние, знал работы Авиценны, Августина

и

Псевдо-Дионисия. Из его трудов многие сохранились. Большую часть из

них

составляют комментарии к творчеству Аристотеля. Значение Альберта состоит

в

том, что он одним из первых попытался использовать идеи Аристотеля

для

систематизации христианского мировоззрения.

Он понял, что проникновение античного мышления в область

культуры

Западной Европы нельзя остановить и что, наоборот, следует

использовать

философскую мудрость античности для обоснования и подкрепления

христианства.

В своем творчестве он часто обращается к трактатам Аристотеля,

комментирует

их, в частности высоко оценивает логику. В ее духе он вновь вводит

в

схоластику XIII в. реалистическое решение проблемы универсалий, причем в

ее

компромиссной форме (universalia in rebus). Он отводит философии

более

самостоятельную роль, чем старшие схоласты. Различает, например,

проблемы

религиозных догматов и мистерий (триединства, воплощения,

искупления,

воскресения и т. д.), являющиеся содержанием теологического исследования,

и

естественнонаучные проблемы, которые требуют философского объяснения.

В аристотелизме Альберта проявляются и элементы других

идейных

концепций, в частности неоплатонизма. По сути это уже

аристотелизм,

приспособленный к требованиям христианства и церковного учения.

Альберт

занимался исследованиями и наблюдениями в естественнонаучной области,

в

частности преуспел в зоологии, химии (алхимии) и астрономии. Его

подозревали

в том, что он владеет чародейскими силами. Он якобы создал

говорящее

устройство, которое испуганный Фома, его ученик, хотел разбить, ибо

считал

дьявольским наваждением.

Широта философских, естественнонаучных и богословских

интересов

Альберта была основанием для того, чтобы назвать его doctor universalis,

а

начиная с XIV столетия он был удостоен и звания Великий (Magnus).

Этот наиболее известный немецкий схоласт сам не создал

логически

стройной, единой философской и теологической системы. Выполнил эту

задачу

только его ученик Фома. Однако без Альберта не было бы Фомы. В

основных

вопросах они придерживались одинакового мнения.

Фома Аквинскин родился примерно в 1225 г. (называют также 1226 и

1227

гг.). Он был сыном графа Ландольфа Аквинского, воспитывался у

бенедиктинцев

в Монтекассино. Изучал в Неапольском университете свободные искусства.

В

семнадцать лет вступает в доминиканский орден, который посылает его

учиться

в Париж, где его учителем был Альберт Великий, за которым он следует

в

Кельн-на-Рейне. В 1252 г. от вновь возвращается в Париж, чтобы начать

там

свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он

знакомится

с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268-1272) было

очень

важным, здесь он становится известным преподавателем теологии, включается

в

полемическую борьбу, в решение спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути

на

Лионский собор в монастыре Фоссануова, близ Террачино. За мягкость

и

легкость своего характера он получил прозвище "ангельского доктора",

(doctor

angelicus). В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.

Литературное творчество Фомы Аквинского является таким же обширным,

как

и Альберта. Его трактаты можно разделить на следующие группы:

1. Комментарии, касающиеся Аристотелевых "Аналитик",

"Никомаховой

этики", "Метафизики", "Физики", трактатов "О душе", "О небе и земле",

возникновении и гибели естественных вещей", "Политика" и т. д.

2. Небольшие философские трактаты. К ним относится прежде

всего

полемический трактат "О единстве разума против аверроистов", о котором

уже

говорилось.

3. Суммирующие теологические трактаты. К ним относятся комментарии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты