История философии в кратком изложении

что

использует природа, к необходимости". То, что Демокрит исключал

случайность

из мира, подтверждал и Симпликий при интерпретации "Физики"

Аристотеля:

"Слова "как старое истолкование, отрицающее случайность", видимо,

направлены

против Демокрита, ибо он при объяснении сотворения мира хоть и

употребляет

случайность, но при объяснении частностей говорит, что случайность

не

является причиной чего-либо, и переводит все на другие причины".

Подобным

образом подтверждает отрицание Демокритом случайности и сообщение

Стобея,

согласно которому Демокрит сказал, что "люди сами создали образ

случайности,

чтобы скрыть собственную нерасторопность". Демокрит, видимо,

считал

причинно-следственное изложение явлений одной из главных целей

всякого

познания. Он говорил, что "лучше было бы найти одно причинное

объяснение,

чем получить Персидское царство".

И хотя большинство сведений о философии Демокрита (и Левкиппа),

которые

до нас дошли, однозначно подчеркивают абсолютизацию необходимости

в

понимании причинности, у античных авторов можно найти и такие

данные,

согласно которым Демокрит не только допускает существование случайности,

но

и отводит ей важное место. Такое положение, видимо, вытекало из

стремления

обосновать теорию естественного движения и развития мира, которым

не

управляют внешние силы. Однако упор на значение случайности в

определении

движения мира был бы в прямом противоречии со всей

атомистической

концепцией. Демокрит, как мы уже видели, признает механическое движение

как

единственную форму движения, а это исключает объективное

существование

случайности. Наконец, и его понятие причинности имеет механистическую

суть.

Случайность как форма проявления объективного

существования

причинно-следственных отношений вообще не могла возникнуть в

атомистической

системе Демокрита.

Специфическую проблематику представляет реконструкция

воззрений

Демокрита по вопросу о познании. Значительные трудности вызывает тот

факт,

что сведения, которые дошли до нас, иногда противоречат друг другу.

Одно

ясно, что Демокрит отбрасывает негативное отношение к чувственному

познанию,

как это было у элеатов. Он полностью согласен с Левкиппом, который

"полагал,

что доводы в согласии с восприятием не отвергнут ни возникновение,

ни

гибель, ни движение, ни .многообразие сущего". Аристотель эти

взгляды

характеризует однозначно: "Демокрит и Левкипп полагали, что истинно суть

то,

что нам является".

О значении, которое Демокрит придавал чувственному

познанию,

свидетельствует и его концепция так называемых эйдолов, или образов.

Эйдолы

возникают где-то между объективной вещью и соответствующим органом

чувств

субъекта восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух нечто,

подобие

предмета, которое в свою очередь втискивается во влажную часть

глаза.

Собственно, образ предмета возникает где-то в пространстве между предметом

и

глазом и, как оттиск, попадает в соответствующий орган чувств.

Эта концепция находится в полном соответствии с

материалистическими

воззрениями Демокрита на сущность бытия. Материалистический подход

к

объяснению сути восприятия у древнегреческих атомистов подтверждает

фрагмент

из Аэция, согласно которому Левкипп и Демокрит учат, что чувства и

мысли

суть изменения тела.

Из того, что мы до сих пор говорили об атомистической теории

познания,

однозначно вытекает, что Левкипп и Демокрит придавали чувственному

познанию

основную и незаменимую роль, видя в нем первую и основную

предпосылку

всякого дальнейшего познания. "Левкипп, Демокрит... учат, что чувства

и

мышление возникают из образов, приходящих извне, ибо ни у кого нет

чувства

либо мысли без образа, в них входящего". (Эта мысль заметно напоминает

один

из основных принципов сенсуализма Нового времени о том, что в разуме

нет

ничего такого, чего бы до этого не было в чувствах.) Ссылаясь на

Эмпедокла,

атомисты отстаивали принцип "подобное познается подобным". В этом

случае

лучше всего можно познать то, что наиболее подобно познающему субъекту.

Значение, которое придает атомистическая гносеология

чувственному

познанию, не мешало, однако, Демокриту раскрыть значение и

функции

рационального; познания. Об этом свидетельствует отрывок из Секста

Эмпирика:

"В "Правилах" он говорит о двух видах знания, об одном - при

помощи

чувственных восприятии и о другом-при помощи рассуждения. Из них знание

при

помощи рассуждения он называет подлинным, приписывая ему достоверность

для

суждения об истине, а знание при помощи чувственных восприятии он

именует

темным, лишая его постоянства в отношении распознавания истинного.

Он

говорит: "Существуют две формы познания, подлинная и темная. К

темной

относится следующее целиком: зрение, слух, обоняние, вкус,

осязание.

Подлинная же отлична от нее". Из этого фрагмента следует, что

Демокрит

понимает процесс познания состоящим из ступеней. Чувственное

познание

является некоей низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим

миром

явлений. Подойти, однако, к познанию "истинной сущности" (познанию

атомов),

открытию причин истинного познания (открытию причинно-следственной

связи)

можно лишь при помощи "подлинного", т. е. рационального, познания.

Чувства

не могут, согласно Демокриту, дать подлинного знания (познания сущности

и

причинных взаимосвязей). Демокрит это аргументирует тем, что "природа

не

имеет чувствующего начала, так что атомы, образующие все своим

соединением,

имеют чувственность просто через все". Чувствами можно воспринимать лишь

то,

что образовалось путем соединения атомов, что само по себе лишь преходяще.

Роль, которую Демокрит в теории познания отводит разуму,

не

противоречит его целостной материалистической ориентации. И мышление, так

же

как и чувственное восприятие, он понимает вполне материалистически.

Эту

интерпретацию подтверждает и Демокритово понимание души, частью

которой,

согласно его представлениям, является разум. "Демокрит учит, что душа -

это

огненное соединение постигаемых разумом частиц, имеющих шаровидную форму

и

огненную силу и являющихся также телом". Душа, таким образом,

является

совокупностью наилегчайших атомов, имеющих идеальную, т. е.

шаровидную,

форму. Ее материальный характер не вызывает никаких сомнений.

Материальность

души подтверждает и сохранившийся фрагмент, согласно которому "Демокрит

и

Эпикур учат, что душа смертна, ибо погибает вместе, с телом".

Последовательный материализм в понимании природы и мира

привел

Демокрита, как уже говорилось, к атеизму. В этой области он близок к

древней

атеистической традиции греческой философии. "Разумом выдумали

люди

божественные дела" . В соответствии со своим учением он

дает

материалистическое объяснение возникновения богов: "Некоторые полагают,

что

мы пришли к мысли о богах под влиянием удивительных вещей во вселенной;

того

же мнения, кажется, придерживается и Демокрит. Ибо, говорит (он),

древние

люди, видя неземные явления, как гром, молнию, зарницы, сближения звезд

и

затмение луны, боялись и полагали, что боги суть причины этих вещей".

Материализм Демокрита не только исходил из древней традиции

греческого

философского мышления, но и был тесно связан с развитием научного познания

и

общественной практики.

Демокрит, так же как большинство великих мыслителей того

времени,

занимался математикой, физикой, астрономией, риторикой и этикой. Среди

его

математических трудов Диоген Лаэртский называете следующие: "О

геометрии",

"Числа", "Об иррациональных линиях и телах". Можно предположить,

что,

Демокрит во время своего учения в Афинах познакомился с

математическими

идеями Пифагора. Однако его философская и политическая

ориентация

представляла полную противоположность пифагореизму.

По названиям математических трудов Демокрита можно судить о том, что

в

области математической абстракции он достиг высокого уровня. Не случайно

и

то, что атомы характеризовались им свойствами, которые как раз в это

время

интенсивно исследовались геометрией. Труды Демокрита являются

очередным

подтверждением тесной связи философского материализма с античной наукой.

Взгляды Демокрита на общество тесно связаны, с его

политической

ориентацией. Он был решительным сторонником греческой

рабовладельческой

демократии, приобретшей, в частности, в Афинах свои классические формы.

Для

правящего класса главным врагом была уже не "родовая аристократия",

но

прежде всего рабы и эксплуатируемый демос. Раб в античности не

считался

человеком. Поэтому победившая pa6oвладельческая демократия и

провозглашает

свои принципы и ценности "общечеловеческими". Все это полностью

отражается

во взглядах Демокрита на общество, политику и мораль.

Прежде всего он стремится "естественным" образом

объяснить

возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди в начальных

стадиях

своего развития "жили неупорядоченной и животной жизнью...

рассредоточенно

ходили на пашу и собирали наиболее подходящие травы и плоды

дикорастущих

деревьев. А когда на них нападали звери, объединились, помогали друг

другу.

Зимой прятались в пещеры и складывали здесь те плоды, которые

могли

храниться. А затем познали огонь и другие вещи, было также

изобретено

искусство и все, что может быть полезным в совместной жизни. Ибо

вообще

потребность стала людям учительницей всего".

Таким образом, Демокрит считает основным стимулом развития

общества

примитивный способ удовлетворения потребностей. И хотя он в свое время

не

мог понять роль способа производства как средства

удовлетворения

материальных потребностей, представляется, что он угадал роль и

значение

естественных потребностей человека в процессе возникновения общества, и

тем

самым его взгляды в данном вопросе являются определенным завершением

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты