философии
Шеллинга и Гегеля.
Протестантская Реформация вызвала отклики в католицизме. Начиная с 40-
х
годов XVI в. католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций;
в
Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения
остро
ставят вопрос об укреплении единства в самой организации
католической
церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации,
но
главной была открытая борьба католицизма против протестантов.
Передовым
боевым отрядом католиков стал новый орден - "Общество
Иисусово"
(иезуиты),-основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 г. и
утвержденный
папой в 1540 г. Иезуиты составили ядро инквизиции, реорганизованной
для
борьбы с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие
кризиса
церковной власти и идеологии: необходимо было церковную идеологию привести
в
соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными
течениями
эпохи. Тридентский собор (1545-1563) \ Целью Тридентского собора была
реформа церкви, в которой должны были участвовать и протестанты. Однако
его
деятельности была придана однозначная антиреформационная
ориентация,
воинствующий характер которой подчеркнул еще в 1564 г. Список
запрещенных
книг. Этим замыкается эра интеллектуальных свобод. От всех
представителей
культуры, философии, искусства требуется строго придерживаться
римской
ортодоксии. \, однако, уклонился от решения философских проблем и споров
между школами, не желая нарушить внутреннее единство церкви. В этот
период
происходит новое оживление схоластической философии в форме томизма.
Сначала
это было в Италии, затем в Испании, первоначально главную роль
играли
доминиканцы, затем иезуиты. В XV и XVI вв. Фому Аквинского
комментировал
кардинал Кайетан (1469-1534), затем испанский доминиканец Франциск
де
Витториа (1480- 1546).
Наибольшее значение для попыток реставрации средневековой схоластики
в
эпоху Ренессанса имело учение испанского иезуита Франциска
Суареса
(1548-1617). Этот теолог и философ читал лекции в испанских и
португальских
университетах, а также в Риме по приглашению папы. Его главным
произведением
является "Метафизическая диспутация" (1597). Он пытался
переработать
метафизику Аристотеля и философско-теологическое- учение Аквината
в
соответствии с потребностями времени. Суарес жил в эпоху
оппозиции
средневековой схоластике, но сам он был в сущности консервативным
философом,
схоластическим мыслителем томистского толка. Как и все схоласты, он
считал
важнейшим противопоставление конечного и бесконечного, сотворенного
и
несотворенного. Главной задачей философии, полагал Суарес,
является
доказательство того, что истинное бытие есть вечное божественное,
а
разумность конечного бытия заключается в том, что оно имеет своим
источником
бытие вечное, и что поэтому должна существовать первопричина и цель всего
-
бог.
Новые социальные и идейные условия принуждают его, однако,
отклониться
от классической томист-ской схоластики. Из 24 тезисов, которые
Ватиканская
конгрегация признала в 1914 г. как твердые, вечные, неудалимые из
томизма,
Суарес в свое время признавал лишь пять (они относились к психологии).
В
онтологических вопросах он обращал внимание на
конкретное,
дифференцированное индивидуальное бытие, понимаемое как объект
божественного
разума. Акт и потенция, в его понимании, не две отдельные реальности, но
два
аспекта единой конкретной вещи. Материя и форма равноценны, материя
является
актуальным бытием. Индивидуализация вещей реализуется как сущность
и
существование, что присуще всему сотворенному миру. Сущность (энтиту)
вещи,
определяющую ее индивидуальное, конкретное существование, нельзя
перевести
ни в форму, ни в материю, и в то же время она первична по отношению к
ним.
Конкретное бытие вещи является предметом человеческого познания. В
вопросе
об универсалиях - традиционном средневековом споре-Суарес
придерживается
взгляда, согласно которому общее формируется как следствие обобщения
в
процессе познания единичных вещей.
Попытка Суареса обновить и приспособить схоластику к современности
не
преодолела пропасть между нею и прогрессивным движением
европейского
философского и научного мышления. Влияние Суареса не было значительным;
из
более поздних философов к нему ближе всех Декарт и Лейбниц, но скорее лишь
в
терминологическом отношении. Его философия становится официальной
доктриной
ордена иезуитов. В XVII и XVIII вв. схоластический аристотелизм
сохранил
свои позиции лишь в нескольких европейских университетах и
иезуитских
колледжах, однако в сущности он стоял уже вне главных
направлений
философского развития. На основе энциклики Льва XIII от 1879 г.
иезуиты
возвратились от суаресизма к томизму.
В завершение главы следует сказать, что Реформация сама
непосредственно
не прокладывала путь к свободному научному исследованию и
развитию
европейской философии. Лютер, например, требовал свободы лишь в
исследовании
Писания, другим же областям он не придавал большого значения.
Теорию
Коперника он определил как сверххитрую уловку сумасшедшего, который хотел
бы
перевернуть вверх дном все астрономическое искусство \ В некоторых
оценках можно встретить даже осуждение Реформации как шага назад,
как
нарушения всеобщего процесса раскрепощения европейского мышления
(Ницше).
\.
Несмотря на это, реформаторское движение способствовало
ликвидации
монополии католической церкви и тем самым открывало путь к
дальнейшему
развитию общества. В реформаторской идеологии появляются зародыши
новой
этики, позже овладевшие всей этикой Нового времени, которая вытекает
из
требований автономности и свободы человеческой личности.
Значение
реформаторской идеологии состоит не в том, что она обогатила
философию
познанием общественных процессов, а в том, что она оправдывала
существование
наднациональных церквей, что являлось формой выражения политических
сил,
ориентированных в конечном счете против феодализма.
ГУМАНИСТЫ ЗААЛЬПИЙСКИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
На переломе XV и XVI столетий гуманистическое мышление Ренессанса
не
ограничивалось лишь итальянской почвой, но захватило и заальпийские страны
-
от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от стран
Пиренейского
полуострова до Польши и Венгрии. Итальянский и Северный
(заальпийский)
Ренессанс, хотя они имеют общие черты и содержание, отличает ряд
признаков.
Итальянский тип более монолитный, главным его предметом была
философия
природы, исходной позицией - платонизм, возрожденный гуманистами.
Большую
роль в гуманизме заальпийских стран играли логика, методология,
философия
государства и права (хотя итальянцы также имели своего методолога - Баллу
-
и философа государства-Макиавелли). Итальянский гуманизм имел
скорее
литературный, метафизический характер, "северный" тип гуманизма
отличался
более строгими позициями.
На возникновение и развитие "заальпийского" гуманизма оказывал
влияние
не только итальянский гуманизм, но прежде всего исторические условия
кризиса
феодализма и образования первых зародышей капитализма в
отдельных
европейских странах. Знаменательным является резкое столкновение
гуманистов
с господствующей идеологией и философией католицизма. В некоторых
случаях
гуманисты вступают в полемику и конфликты с реформаторским движением и
его
идеологами. Отклонение от Реформации было обусловлено также тем, что
процесс
Реформации выливался иногда в новую исключительность,
нетолерантность
(детерминированные религиозной борьбой), и это все, вместе взятое,
вызывало
к жизни представления о свободе человека, свободе совести и веры, о
критике
и терпимости.
К главным представителям "заальпийского" гуманизма
принадлежит
Дезидерий Эразм Роттердамский (1469-1536), голландский
мыслитель,
вдохновенный писатель и ученый, филолог, философ и богослов. Он
был
внебрачным сыном духовника, учился в школе в Девентере (как и Н.
Кузанский),
после был рукоположен в священники. Получив епископальную стипендию,
он
учился в Сорбонне, где познакомило с философией и теологией
позднего
средневековья. Тогдашние споры томистов и скотистов его отпугивали
своей
бесплодностью. Позже он высмеял их псевдонаучность в "Похвале
Глупости".
Наиболее плодотворными для его творчества были контакты и дискуссии
с
выдающимися гуманистами того времени, в частности с английскими;
он
поддерживал дружеские отношения с Томасом Мором, которому позже
приписал
авторство "Похвалы Глупости". Он много путешествовал, изучал
древние
рукописи. Познакомился с античными источниками, в частности
греческими,
переводил их на латынь.
Ряд его трактатов имеет сатирическую, направленность.
"Сборник
поговорочных оборотов" (Париж, 1500) прославил его во всем
образованном
мире. Однако наибольшую известность принесла ему "Похвала Глупости",
в
которой он обобщил весь свой жизненный опыт, выразил отвращение
к
средневековью, к фальшивой морали католической иерархии.
Эразм требовал возврата к подлинной, истинной христианской
морали.
Христианство должно избавиться от догматизма, от
схоластической
псевдонаучности, оно должно стать этикой, руководствующейся истинным
учением
Христа. Аскетизм, отказ от земной жизни и ее даров, является
аморальным,
смысл жизни состоит в использовании жизненных благ. В этом
христианство
должно учиться у классической древности. Философия должна сойти "с неба
на
землю", заниматься основными вопросами естественной жизни человека.
Критика паразитической жизни духовенства и церковных бесчинств
сближала
Эразма с Реформацией, однако сам он не перешел на сторону лютеранства \ В
полемике против Лютера он написал трактат "О свободном выборе" (1524),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123