История философии в кратком изложении

философии

Шеллинга и Гегеля.

Протестантская Реформация вызвала отклики в католицизме. Начиная с 40-

х

годов XVI в. католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций;

в

Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения

остро

ставят вопрос об укреплении единства в самой организации

католической

церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации,

но

главной была открытая борьба католицизма против протестантов.

Передовым

боевым отрядом католиков стал новый орден - "Общество

Иисусово"

(иезуиты),-основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 г. и

утвержденный

папой в 1540 г. Иезуиты составили ядро инквизиции, реорганизованной

для

борьбы с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие

кризиса

церковной власти и идеологии: необходимо было церковную идеологию привести

в

соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными

течениями

эпохи. Тридентский собор (1545-1563) \ Целью Тридентского собора была

реформа церкви, в которой должны были участвовать и протестанты. Однако

его

деятельности была придана однозначная антиреформационная

ориентация,

воинствующий характер которой подчеркнул еще в 1564 г. Список

запрещенных

книг. Этим замыкается эра интеллектуальных свобод. От всех

представителей

культуры, философии, искусства требуется строго придерживаться

римской

ортодоксии. \, однако, уклонился от решения философских проблем и споров

между школами, не желая нарушить внутреннее единство церкви. В этот

период

происходит новое оживление схоластической философии в форме томизма.

Сначала

это было в Италии, затем в Испании, первоначально главную роль

играли

доминиканцы, затем иезуиты. В XV и XVI вв. Фому Аквинского

комментировал

кардинал Кайетан (1469-1534), затем испанский доминиканец Франциск

де

Витториа (1480- 1546).

Наибольшее значение для попыток реставрации средневековой схоластики

в

эпоху Ренессанса имело учение испанского иезуита Франциска

Суареса

(1548-1617). Этот теолог и философ читал лекции в испанских и

португальских

университетах, а также в Риме по приглашению папы. Его главным

произведением

является "Метафизическая диспутация" (1597). Он пытался

переработать

метафизику Аристотеля и философско-теологическое- учение Аквината

в

соответствии с потребностями времени. Суарес жил в эпоху

оппозиции

средневековой схоластике, но сам он был в сущности консервативным

философом,

схоластическим мыслителем томистского толка. Как и все схоласты, он

считал

важнейшим противопоставление конечного и бесконечного, сотворенного

и

несотворенного. Главной задачей философии, полагал Суарес,

является

доказательство того, что истинное бытие есть вечное божественное,

а

разумность конечного бытия заключается в том, что оно имеет своим

источником

бытие вечное, и что поэтому должна существовать первопричина и цель всего

-

бог.

Новые социальные и идейные условия принуждают его, однако,

отклониться

от классической томист-ской схоластики. Из 24 тезисов, которые

Ватиканская

конгрегация признала в 1914 г. как твердые, вечные, неудалимые из

томизма,

Суарес в свое время признавал лишь пять (они относились к психологии).

В

онтологических вопросах он обращал внимание на

конкретное,

дифференцированное индивидуальное бытие, понимаемое как объект

божественного

разума. Акт и потенция, в его понимании, не две отдельные реальности, но

два

аспекта единой конкретной вещи. Материя и форма равноценны, материя

является

актуальным бытием. Индивидуализация вещей реализуется как сущность

и

существование, что присуще всему сотворенному миру. Сущность (энтиту)

вещи,

определяющую ее индивидуальное, конкретное существование, нельзя

перевести

ни в форму, ни в материю, и в то же время она первична по отношению к

ним.

Конкретное бытие вещи является предметом человеческого познания. В

вопросе

об универсалиях - традиционном средневековом споре-Суарес

придерживается

взгляда, согласно которому общее формируется как следствие обобщения

в

процессе познания единичных вещей.

Попытка Суареса обновить и приспособить схоластику к современности

не

преодолела пропасть между нею и прогрессивным движением

европейского

философского и научного мышления. Влияние Суареса не было значительным;

из

более поздних философов к нему ближе всех Декарт и Лейбниц, но скорее лишь

в

терминологическом отношении. Его философия становится официальной

доктриной

ордена иезуитов. В XVII и XVIII вв. схоластический аристотелизм

сохранил

свои позиции лишь в нескольких европейских университетах и

иезуитских

колледжах, однако в сущности он стоял уже вне главных

направлений

философского развития. На основе энциклики Льва XIII от 1879 г.

иезуиты

возвратились от суаресизма к томизму.

В завершение главы следует сказать, что Реформация сама

непосредственно

не прокладывала путь к свободному научному исследованию и

развитию

европейской философии. Лютер, например, требовал свободы лишь в

исследовании

Писания, другим же областям он не придавал большого значения.

Теорию

Коперника он определил как сверххитрую уловку сумасшедшего, который хотел

бы

перевернуть вверх дном все астрономическое искусство \ В некоторых

оценках можно встретить даже осуждение Реформации как шага назад,

как

нарушения всеобщего процесса раскрепощения европейского мышления

(Ницше).

\.

Несмотря на это, реформаторское движение способствовало

ликвидации

монополии католической церкви и тем самым открывало путь к

дальнейшему

развитию общества. В реформаторской идеологии появляются зародыши

новой

этики, позже овладевшие всей этикой Нового времени, которая вытекает

из

требований автономности и свободы человеческой личности.

Значение

реформаторской идеологии состоит не в том, что она обогатила

философию

познанием общественных процессов, а в том, что она оправдывала

существование

наднациональных церквей, что являлось формой выражения политических

сил,

ориентированных в конечном счете против феодализма.

ГУМАНИСТЫ ЗААЛЬПИЙСКИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

На переломе XV и XVI столетий гуманистическое мышление Ренессанса

не

ограничивалось лишь итальянской почвой, но захватило и заальпийские страны

-

от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от стран

Пиренейского

полуострова до Польши и Венгрии. Итальянский и Северный

(заальпийский)

Ренессанс, хотя они имеют общие черты и содержание, отличает ряд

признаков.

Итальянский тип более монолитный, главным его предметом была

философия

природы, исходной позицией - платонизм, возрожденный гуманистами.

Большую

роль в гуманизме заальпийских стран играли логика, методология,

философия

государства и права (хотя итальянцы также имели своего методолога - Баллу

-

и философа государства-Макиавелли). Итальянский гуманизм имел

скорее

литературный, метафизический характер, "северный" тип гуманизма

отличался

более строгими позициями.

На возникновение и развитие "заальпийского" гуманизма оказывал

влияние

не только итальянский гуманизм, но прежде всего исторические условия

кризиса

феодализма и образования первых зародышей капитализма в

отдельных

европейских странах. Знаменательным является резкое столкновение

гуманистов

с господствующей идеологией и философией католицизма. В некоторых

случаях

гуманисты вступают в полемику и конфликты с реформаторским движением и

его

идеологами. Отклонение от Реформации было обусловлено также тем, что

процесс

Реформации выливался иногда в новую исключительность,

нетолерантность

(детерминированные религиозной борьбой), и это все, вместе взятое,

вызывало

к жизни представления о свободе человека, свободе совести и веры, о

критике

и терпимости.

К главным представителям "заальпийского" гуманизма

принадлежит

Дезидерий Эразм Роттердамский (1469-1536), голландский

мыслитель,

вдохновенный писатель и ученый, филолог, философ и богослов. Он

был

внебрачным сыном духовника, учился в школе в Девентере (как и Н.

Кузанский),

после был рукоположен в священники. Получив епископальную стипендию,

он

учился в Сорбонне, где познакомило с философией и теологией

позднего

средневековья. Тогдашние споры томистов и скотистов его отпугивали

своей

бесплодностью. Позже он высмеял их псевдонаучность в "Похвале

Глупости".

Наиболее плодотворными для его творчества были контакты и дискуссии

с

выдающимися гуманистами того времени, в частности с английскими;

он

поддерживал дружеские отношения с Томасом Мором, которому позже

приписал

авторство "Похвалы Глупости". Он много путешествовал, изучал

древние

рукописи. Познакомился с античными источниками, в частности

греческими,

переводил их на латынь.

Ряд его трактатов имеет сатирическую, направленность.

"Сборник

поговорочных оборотов" (Париж, 1500) прославил его во всем

образованном

мире. Однако наибольшую известность принесла ему "Похвала Глупости",

в

которой он обобщил весь свой жизненный опыт, выразил отвращение

к

средневековью, к фальшивой морали католической иерархии.

Эразм требовал возврата к подлинной, истинной христианской

морали.

Христианство должно избавиться от догматизма, от

схоластической

псевдонаучности, оно должно стать этикой, руководствующейся истинным

учением

Христа. Аскетизм, отказ от земной жизни и ее даров, является

аморальным,

смысл жизни состоит в использовании жизненных благ. В этом

христианство

должно учиться у классической древности. Философия должна сойти "с неба

на

землю", заниматься основными вопросами естественной жизни человека.

Критика паразитической жизни духовенства и церковных бесчинств

сближала

Эразма с Реформацией, однако сам он не перешел на сторону лютеранства \ В

полемике против Лютера он написал трактат "О свободном выборе" (1524),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты