История философии в кратком изложении

определенным

повторением ее произведений), ищет Фихте предпосылку эмпирического

сознания.

Повторение чувственного содержания, так же как и его

категориальное

оформление, образует, однако, лишь абстрактные предпосылки "опыта",

к

которому принадлежат самосознание и убеждение в предметном

характере

воспринимаемого мира.

Фихте провозглашает, что объяснение "реальной жизни",

"эмпирической

жизни" сознания "во времени" возможно, но лишь на основе

практических

отношений Я к миру. Поэтому предшествующий вариант

"теоретического

наукоучения" должен быть дополнен изложением "практического наукоучення",

в

котором отстаивается тезис о том, что к осознанию предметного

характера

реальности субъект приходит при посредстве биологических и

трудовых

отношений к миру (здесь мы видим большой сдвиг в понимании

практических

отношений по сравнению с Кантом). Оказывается, Фихте

понимает

недостаточность созерцательного сознания и прокладывает путь к

его

объяснению на основе "практического" отношения к миру.

Преодоление

созерцательной, поэтической, ориентации и подчеркивание

значения

"практического" отношения к реальности образуют предпосылки для

философского

переворота, который самим Фихте не был понят в достаточной мере.

Итак,

является верным то, что Фихте сознавал, что "бытие для нас" предметов

значит

больше, чем присутствие, чем содержание в сознании, что в нем

содержится

практическая настоятельность предметов относительно биологического

организма

и их "сопротивление" (Wrderstand) влечению до сих пор не осознанного

Я,

которое бы их освоило.

Плоскость, в которой возникает реальное самосознание и

сознание

внешнего мира, можно бы назвать "биологическим опытом". Это

субъективное

выражение согласия или несогласия, противоречие среды со стремлением Я к

ее

присвоению. В "инстинктивном" Я (т. е. в живом существе) есть

"ощущение

силы", которое Фихте называет "принципом жизни сознания" и "переходом

от

смерти к жизни" сознания. Среда, однако, оказывает "сопротивление"

или

"противостремление" так, что инстинктивно Я чувствует силу, но

также

переживает и ощущение "бессилия" и "давления". Лишь здесь возникают из не-

Я,

т. е. из чувственной данности среды, "предметы", т. е. лишь здесь

начинает

"инстинктивное" Я осознавать свою среду как предметы (по Фихте,

немецкое

Gegenstand - предмет по значению тождественно со словом Widerstand

-

сопротивление). Чтобы понять этот тезис Фихте, мы припомним, что у Гегеля

в

"Феноменологии духа" "раб" трудом приобретает опыт о

"самостоятельности

своего предмета", т. е. осознает его независимость от себя самого и то,

что

предмет не подчиняется его произволу.

Субъективным выражением противоречия между тенденцией к

расширению

собственной власти (которая присуща Я) и между ее ограничением,

вызванным

сопротивлением внешних предметов, является "стремление"

преодолеть

ограничение, которое давит на Я извне, и сделать внешнюю реальность

самой

собой. Разумеется, эта тенденция сдерживается "сопротивлением"

внешних

предметов, которое вызывает в Я ощущение ограничения и страха.

В стремлении и в деятельности (в которую стремление

переходит)

бессознательное, инстинктивное Я начинает осознавать различие "внутри"

и

"вне" собственного тяготения и сопротивление среды, которая сопротивляется

и

становится поэтому "предметом" (или "предметами"). Мотив

"биологического

опыта" подчеркнут в "Нравоучении" ("Sittenlehre", 1797), где Фихте уже

не

исходит из абстрактной тенденции к овладению всем, что чуждо организму,

но

говорит об "инстинкте", "потребности" и "удовлетворении". "Инстинкт

вытекает

исключительно из моего естества. Оно определяет уже заранее, что должно

быть

для меня здесь, а мое побуждение и стремление его прикрывает и от того.

что

есть здесь для меня и на меня бы воздействовало... Не голодаю потому,

что

здесь для меня есть пища, но голодаю потому, что нечто становится для

меня

пищей". "Быть для меня" значит то же самое, что иметь

биологическое

значение, быть вычлененным из безразличной и нейтральной реальности

на

основе биологического значения для моего организма.

Самосознание, которое возникает из биологического опыта,

достигается

"рефлектированием" побуждения благодаря тому, что побуждение осознается

как

мое. Благодаря осознанию побуждение перестает быть слепым и природа

лишается

своих исключительных прав на мое Я, которое было до сих пор лишь

пассивным

зеркалом инстинктивного поведения. "Природа же не действует, действует

лишь

свободное существо",- говорит Фихте. Преодоление инстинктивного

образа

жизни, которое Фихте объясняет как осознание инстинкта

побуждения,

представляет собой "скачок" из природной необходимости в человеческий мир.

Если удовлетворение влечения животного происходит с:необходимостью,

то

челввек действует по осознанному намерению. "Человек не просто

гоним

естественным побуждением, короче - не в моей власти, чтобы я чувствовал

или

не чувствовал определенное побуждение. В моей власти, однако,

удовлетворяю

ли я его или же нет".

Будучи осознанным, побуждение перестает быть слепым и попадает

под

правомочие самосознания. Пусть я как-либо действую, в начале моего

действия

стоит свободное решение, хотя бы оно и не состояло ни в чем ином,

кроме

одобрения чувственного желания. В содержании поведения это не должно

ничего

изменять: так, если животное действует ради поживы, ради поживы

может

действовать и человек, но, однако, он действует свободно, потому

что

действует осознанно и по правомочию своей воли. Однако эта свобода,

которая

достигается вместе с сознанием, является свободой лишь в формальном

смысле.

Пока человек стремится лишь за поживой, он зависит от данного

чувственного

объекта - предмета вожделения. Поведение происходит с ведома его воли,

но

следствием поведения является подтверждение несамостоятельности человека

и

зависимости от природы, его привязанности к объектам природы.

Из этого Фихте выводит, что моральная задача человечества -

это

преобразование природы и общества. Человек должен сделать природу и

общество

идентичными с собою, со своим внутренним естеством самосознающего

существа,

которое способно преодолеть условия своих побуждении, инстинктов. По

своему

внутреннему характеру человек является "сам себе целью, должен

определять

сам себя и не позволять определять себя ничем внешним".

Поскольку речь идет об отношении к природе, нравственной

задачей

человека, по Фихте, является уничтожение изначальной

природной

определенности предметов и приспособление к ним так, чтобы в них

стало

наглядно видно, что они представляют собой его зеркальный образ, что на

них

он оставляет свой "след". Только таким способом он может избежать гибели

-

удела каждого смертного существа. Из текста Фихте излучается пафос

действия,

переходящего границы человеческого индивида и продолжающегося в

следующих

поколениях: "Все, что было когда-либо среди людей великое, мудрое

и

благородное,- эти благочинные человеческие поколения, которых имена чтутся

в

мировой истории, и те многочисленные мужи, заслуги которых лишь известны,

но

не имена - все они работали для меня... Могу продолжать оттуда, где

они

должны были остановиться, могу дальше строить этот возвышенный храм,

который

они должны были оставить незаконченным. Мне может кто-то сказать:

"Будешь,

однако, должен остановиться, как и они". Это наиболее возвышенная идея

из

всего. Если я перенимаю их возвышенную задачу, то никогда ее не закончу,

но

могу так же... никогда не прекратить действовать, никогда не перестать

быть.

То, что мы называем смертью, не должно прерывать мое дело, ибо оно

должно

быть завершено, но не может быть завершено в определенное время, тем

самым

мое бытие не определено во времени, а я вечен. Тем, что я перенял

эту

великую задачу, я обрел вечность. Я смело поднимаю голову к

грозным

скалистым горам, к бешеному потоку вод, к бурным тучам, плывущим в

огненном

море, и кричу: "Я вечен и противлюсь вашей силе. Пусть на меня

обрушится

все, а ты, земля, и ты, небо, смешаетесь в сумасшедшем хаосе, вы,

стихии,

воспеньтесь бешенством и раздерите в лютой битве последнюю пылинку

тела,

которое я называю своим,- моя воля, самоединая со своим определенным

планом,

будет смело и хладно возноситься над руинами юдоли мира, ибо я понял

свое

призвание, а это более долговечно, чем вы. Оно вечно, и я также вечен"".

Если речь идет об отношении к обществу, решение Фихте имеет

форму

философии истории, которая исходит из идеи, что в истории должно

конкретно

реализоваться то же равенство, которое принадлежит людям относительно

того,

что каждый человек "сам в себе цель". Реальное воплощение равенства

пойдет

че-. рез "побуждение к идентичности". Люди, которые абстрактно, в

смысле

своей самоцелевой ценности, равны, должны реализовать это свое

абстрактное

равенство и в своем смысловом бытии, в котором между ними

существуют

различия и в силе, и в способностях, и в положении, и в таланте и т. д.

Тенденция к взаимному воздействию или "общественное

побуждение"

(побуждение к идентичности по отношению к другим) "устремляется не

к

субординации, как это происходит в телесном мире, но... к координации"

(т.е.

к конкретному равенству, взаимности). Это и есть цель истории. Фихте

при

этом не удовлетворился лишь общей концепцией - он выводит из

этого

заключение в смысле утопического социализма. В трактате, где

концепцию

общества он разрабатывает более определенно,- в "Закрытом

торговом

государстве" ("Der geschlossene Handelsstaat"), написанном в 1800 г.,-

Фихте

требует, чтобы общество гарантировало не только формальное

равенство

индивидов, но и их "право" на "определенную свободную деятельность"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты