арабских
мыслителей происходит их расцвет. Арабы удерживали философские традиции и
на
Западе, в частности на Пиренейском полуострове, который частично
находился
под их господством. Арабская философия стала связующим звеном
между
греческой философией, традиции которой арабы переняли (главным образом
через
посредство сирийцев) и сохранили, и последующей ступенью
европейской
философии - схоластикой. Поэтому проблематика, которую арабская
философия
решала, заметно повлияла на историю западноевропейской философии.
После национального и религиозного объединения арабских кочевых
племен
в эпоху пророка Мухаммеда (570-632) небывало укрепилась мощь
арабов,
разобщенных ранее непрестанными внутренними конфликтами. Начиная с VII
в.
арабы под стягом Ислама подчиняли одну страну за другой, так что в
конце
первой трети VII в. Арабский халифат был больше, чем бывшая Римская
империя,
и простирался от Туркестана до Испании. Он имел несколько
культурных
центров.
Религиозным центром стало место рождения Мухаммеда - храм Кааба
в
Мекке. В других частях исламского мира возникают два значительных
центра
духовной культуры. На Востоке - Багдад, где халифы поддерживали
развитие
науки и искусства, в частности Харун ар-Рашид (786-819), на Западе-
испанская
Кордова, крупнейший наряду с Константинополем город тогдашней Европы. В Х
в.
мусульманская Испания (расположенная на юге страны) была одной из
самых
цветущих стран Западной Европы.
С VIII по XII столетие в арабском мире, на Востоке, а потом и
в
западных областях, в частности в Испании, начинается развитие наук.
Сначала
развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика
и
психология, затем астрономия, химия, география, зоология,
ботаника,
медицина. Однако арабы занимались не одной лишь наукой - астрономию у
них
сопровождала астрология, химию дополняла алхимия и т. д. Постепенно
по
отношению к специальным исследованиям преимущество
приобретают
религиозно-философские подходы.
Теологические дискуссии, касавшиеся главным образом сути бога,
свойств
его характера (носят ли они позитивный или лишь негативный характер?),
а
также отношений человека к богу (происходят добрые или дурные поступки
от
предопределенности или от человеческой свободы и т. д.?), начались еще
до
знакомства с греческой наукой.
Исламская культура имела, естественно, не только
арабское
происхождение. Арабские завоеватели вступили в тесный контакт с
культурой
покоренных народов, и, несмотря на религиозную замкнутость
арабов,
осуществлялось взаимное смешение культур.
Наиважнейшим духовным источником наряду с исламом была для
арабов
греческая наука и философия. Знакомство с ними начиная с VIII в. шло
как
через переводы и комментарии исламских ученых, так и через христиан,
которые
жили в арабской среде. Эти знания быстро распространялись по всему
арабскому
миру. Противоположность между греческим способом мышления и
мрачной
простотой религии Корана была сначала такой же резкой, как и
отношение
ислама к христианству. Однако потребность обосновать исламскую теологию
с
помощью научного аппарата привела к сравнительно быстрому
их
взаимопроникновению. Арабско-греческая философия становится
звеном,
посредством которого осуществлялась передача большей части
наследия
греческой науки и философии; она, в частности, обеспечила более
точную
интерпретацию идей Аристотеля.
В мусульманских областях Европы, прежде всего в мавританской
Испании,
оседает и много евреев, которые в 155 г. были изгнаны римлянами со
своей
родины в Палестине и в чуждой среде сохраняли свое религиозное и
этническое
своеобразие. В высших школах мавританской Испании преподавали
мусульмане,
евреи и христиане. В огромных книгохранилищах сохранились трактаты всех
трех
вероисповеданий, а также переводы и комментарии к греческой
философии.
Еврейские филологи и теологи также стремились защитить догматы
собственной
религии идеями из греческой философии. Этим они повлияли на
христианскую
схоластическую философию.
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Арабская философия развивалась параллельно развитию ранней
схоластики.
Однако ее развитие происходило иначе. Вначале арабы перенимали у
греков
преимущественно идеи Платона и неоплатоников, но постепенно они
начали
уделять все больше внимания идеям Аристотеля, произведения которого
(в
частности, метафизические, логические и физические трактаты)
внимательно
изучались и комментировались. При этом особый упор делался на метафизику
и
формальную логику.
Аристотелизм здесь не культивировался в чистом виде, он переплетался
с
элементами неоплатонизма, поскольку платонизм больше, чем идеи
Аристотеля,
отвечал интересам теологии.
Основным смыслом арабской философии было защитить ислам и его
церковные
догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает
со
схоластической философией.
У начал исламской философии стоят два великих мыслителя. Первым из
них
является арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди (800 - ок.
870),
современник Эриугены, переводчик и комментатор Аристотеля.
Впоследствии,
однако, он отходит от чистого аристотелизма и переходит к
неоплатонизму.
Стойким последователем Аристотеля в Х столетии был аль-Фараби (870-
950),
который жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900-950 гг. Однако
он
также начинает интерпретировать систему Аристотеля в духе
неоплатоников,
взяв от Аристотеля четкое и логическое разделение действительности
на
отдельные области научных интересов. Картину духовного мира этого
периода
дают так называемые "Трактаты чистых братьев" - около пятидесяти сочинений
о
религии, философии и естественных науках, написанных представителями
секты
"Братья чистоты и искренности", которая возникла в Х столетии и
помимо
прочего стремилась к соединению ислама с эллинистической философией.
Здесь
также главенствовала неоплатоновская идея: мир исходит из бога
и
возвращается к нему.
По отношению к христианской схоластике важное значение имеет
творчество
великих аристотеликов арабской философии: на Востоке это был Авиценна,
на
Западе - Аверроэс.
Авиценна (араб. Ибн Сина, 980-1037) происходил из туркестанской
Бухары.
Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны
был
трактат энциклопедического характера "Книга исцеления", содержащий
основы
логики, физики, математики и метафизики; кроме этого он написал
комментарии
к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание
приобрел
трактат "Канон медицины".
Философия Авиценны была теоцентрической, однако в ином смысле,
чем
христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни
в
коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из
ничего;
материя же является вечной. Материальный мир имеет характер
конкретной
возможности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны
бог
является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным
творческим
условием. Мир в своей реальной множественности не создан однажды
и
непосредственно богом, но возник постепенно. О параллельности
развития
арабской и христианской философии свидетельствует и понимание
универсалий.
Авиценна приходит к аналогичным результатам, что и Абеляр, но по
времени
раньше. В согласии с другими арабскими философами, он учит, что
об
универсалиях можно говорить трояким способом:
- они существуют до единичных вещей в божественном разуме (ante res);
- они существуют в реальных вещах как их воплощенная сущность
(in
rebus);
- они существуют после вещей в головах людей как образованные
ими
понятия (post res).
Для философии Авиценны был характерен рационализм с
материалистическими
тенденциями, которые вытекают из его естественнонаучной ориентации.
Он
является основателем арабского перипатетизма, его учение соединяет в
себе
элементы философии Аристотеля с религией ислама.
Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке, то
королем
арабского Запада, существенно повлиявшим на европейскую философию,
был
Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126-1196). Происходил он из испанской
Кордовы.
Известен как теолог, юрист, врач математик и прежде всего философ.
Является
автором известных комментариев к Аристотелю, которого он считал
величайшим
из людей, подлинным философом. Он занимал высокие должности, выполнял
важные
государственные функции, однако в эпоху правления халифа аль-Мансура
был
отправлен в изгнание. Его трактаты, которые были отвергнуты
исламскими
теологами, сохранились лишь благодаря испанским евреям
По Аверроэсу, материальный мир вечен, бесконечен, но в
пространстве
ограничен. Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир
из
ничего, как это провозглашает религия.
Аристотелевское истолкование возникновения природы, согласно
которому
материя как таковая является не действительностью, а возможностью, что
на
нее должна воздействовать форма, чтобы природа возникла,
Аверроэс
интерпретировал так, что формы не приходят к материи извне, но в
вечной
материи все формы потенциально содержатся и постепенно в процессе
развития
выкристаллизовываются. Концепцию всеобщей градации и иерархии сущего
между
богом и человеком он перенял у Авиценны. Такая концепция, естественно
была
значительно более удалена от веры в божественное сотворение природы
из
ничего, которую проповедовав христианство и иудаизм.
Однако это не единственная проблема, по которой Аверроэс
полемизировал
с исламской догматикой. Он отрицал и бессмертность индивидуальной души;
при
этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединена с
телом,
как форма с материей, в каждом конкретном существе. Индивидуальная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123