История философии в кратком изложении

непосредственно

повлияло на формирование воззрений французских материалистов и

одновременно

само было во многом ими обусловлено. В частности, понимание Пристли

человека

как "существа механического" сыграло значительную роль. Однако Пристли

не

преодолел ограниченности деизма. С позиций последнего он полемизировал

с

представителями французского механистического материализма XVIII столетия

по

поводу их атеистических взглядов.

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

На переломе XVII и XVIII вв. и в ходе XVIII в. в Англии

получает

развитие философия морали. Среди ее выдающихся представителей находится,

в

частности, Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713). В

работе

"Характеристики, люди, нравы, мнения и эпоха" он приходит к такому

пониманию

морали, согласно которому в оценке человеческого поведения решающую

роль

играет не объективный результат, а субъективное намерение. Он, в

частности,

делает упор на форму морального проявления и недооценивает его содержание.

В

отличие от представителей сенсуализма, в частности Т. Гоббса и Д. Локка,

он

отстаивает идею о неизменности, вечности моральных норм.

Его учение о морали основано на врожденном "моральном чувстве" и

не

связано с конкретным общественным развитием. На это естественное,

врожденное

"моральное чувство", по Шефтсбери, опирается "истинная религия".

Религия,

таким образом, сама предполагает мораль и не заменяет ее. В этом

проявляется

деизм Шефтсбери.

Весьма критически по поводу этических воззрений Шефтсбери

выступил

Бернард Мандевиль (1670- 1733). В сущности он исходит из

естественного

понимания морали и нравственности. Он отвергает врожденное

"моральное

чувство", так же как и вечность и неизменность моральных норм. В его

понятии

морали нашли отражение социальные взгляды первых представителей

"теории

общественного договора" \ Свои идеи он изложил в "Басне о пчелах". \.

В защиту взглядов на мораль Шефтсбери, против критических замечаний

Б.

Мандевиля выступил Ф. Хетчесон (1694-1747). Он перенимает ряд идей

Мандевиля

и прямо подчиняет мораль религии.

ФИЛОСОФИЯ "ЗДРАВОГО СМЫСЛА"

Если Шефтсбери и Хетчесон выступали с критикой этических

воззрений

Локка, то его сенсуалистскую философию в XVIII столетии

критиковали

представители так называемой философии здравого смысла.

Ее первым и наиболее ярким представителем был Томас Рид (1710-

1796).

"Эссе о душевных способностях", его основной труд, содержит резкую

критику

философии Юма.

Рид отмечает связь учений Беркли и Юма с сенсуализмом Локка, и

прежде

всего с его учением о первичных и вторичных качествах. В

субъективизации

вторичных качеств Рид видит начало пути, завершающегося

субъективным

идеализмом и агностицизмом. Он стремится, однако, к

преодолению

субъективистских тенденций в философских основаниях сенсуализма.

Теорию

познания он основывает не на ощущениях, а на непосредственных

восприятиях,

которые фиксируют в нас "веру" в существование внешнего мира.

Таким образом, учение Рида не преодолевает слабостей сенсуализма

Локка,

тем более взглядов Беркли или Юма. Против агностицизма Юма он выдвигает

лишь

"веру" в существование внешнего мира, опирающуюся на

непосредственные

восприятия. Если, по Д. Локку, мы посредством чувственных восприятии

узнаем

о существовании и свойствах внешнего мира, то при помощи

непосредственных

восприятия фиксируется лишь "вера" в этот внешний мир.

Воззрениям Рида близки воззрения Джемса Битти (1735-1803) и

Джемса

Освальда. Освальд, в частности, соединяет основные принципы

философии

"здравого смысла" Рида с усилиями в защиту христианства. В своей

наиболее

известной работе "Обращение к "здравому смыслу" для защиты религии"

он

развивает взгляды на первичные инстинктивные врожденные истины. К

ним

относятся вера во внешний мир и вера в существование бога, которые

поэтому

уже не следует обосновывать и доказывать, но следует исходить из них

при

развитии философского мышления.

Так называемая философия здравого смысла приходит к

открытой

апологетике религии и критическому отношению к материалистическим

и

атеистическим концепциям своего времени. При этом одним из

главных

критериев, которым пользуется эта философия, является

"практическая

полезность". В этом понимании весьма отчетливо проецируется линия

английской

послереволюционной буржуазии (речь идет о расширении

возможности

экономического развития, а тем самым и о росте прибылей). Поэтому к

этой

линии в английской философии близко примыкают позднейший прагматизм

и

утилитаризм.

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ

Если в XVII в. страной наиболее динамичного развития и

острых

социальных конфликтов была Англия, то в XVIII в. конфликты и

противоречия

начинают проявляться во французской общественной жизни и в 1789 г.

приводят

к буржуазной революции.

Предвестниками этой революции являются два идейных течения,

образующие

органическое единство, которые характеризуют духовную жизнь Франции

XVIII

столетия. Это французский механистический материализм и Просвещение.

В

духовной жизни Франции этого периода господствуют

материалистически

ориентированный эмпиризм английской философии и философские идеи

французских

материалистов.

Французское Просвещение представляет собой широкое и мощное

движение,

которое сформировалось во второй четверти XVIII в. Оно не было

лишь

политическим или лишь философским явлением, хотя философия, в

частности

материалистическая, играла в нем исключительную роль. Просвещение

объединило

всех прогрессивно мыслящих представителей формирующегося

"третьего

сословия": естествоиспытателей, представителей культурной

жизни,

политических деятелей рождающейся буржуазии, юристов и философов и т. д.

Оно

было широко ориентировано на критику всего, что было связано

с

существовавшим тогда во Франции феодальным устройством общества.

Его

сторонники во Франции, как и в Англии, возвышали роль разума по отношению

к

вере, боролись против религиозных предрассудков и суеверий, выступали

за

свободу научного и философского мышления, художественного творчества

и

гражданских мнений. Органически соединяются в нем как идейное, так

и

политическое самосознание нового класса - буржуазии.

Французское Просвещение весьма решительно вело радикальную

критику

церкви; эта критика в ряде случаев связана с не менее радикальной

критикой

самих принципов религии как таковой. Политическое острие

французского

Просвещения направлено прежде всего против французского абсолютизма и

всего,

что с ним было связано. Эту критику часто пытались опровергнуть с

помощью

концепции идеализированного государства английского типа.

В философской же области Просвещение, преимущественно

с

материалистических позиций, выступало против метафизики. ""Выражаясь точно

и

прозаически, французское Просвещение XVIII века и в особенности

французский

материализм были борьбой не только против существующих

политических

учреждений, а вместе с тем против существующей религии и теологии, но

и

открытой, ясно выраженной борьбой против метафизики XVII века и

против

всякой метафизики...".

Нет сомнения в том, что политика правящих классов тогдашней

Франции

давала достаточно поводов для справедливых обвинений. Уже в конце XVII

в.

здесь под защитой абсолютизма происходит усиление политического и

идейного

влияния церкви (в 1685 г. был, например, упразднен Нантский

эдикт,

гарантирующий свободу гугенотам). С началом XVIII в. во Францию

приходят

экономические трудности, складывающиеся в результате проигранной войны

за

Испанское наследство. Эти трудности правящее сословие разрешает с

помощью

абсолютистской королевской власти в ущерб "третьему сословию".

Отсюда

развиваются постоянно обостряющиеся конфликты между

"привилегированными

сословиями" и "третьим сословием" (нарождающейся буржуазией).

К передовым идеологам французского "третьего сословия" принадлежал

и

Пьер Бейль (1647-1706). Во время учебы он познакомился с рядом

прогрессивных

идейных течений своего времени. Изучал он и физику Декарта. В начале 80-

х

годов из-за принадлежности к гугенотам он был вынужден эмигрировать

в

Голландию. Через некоторое время он становится профессором философии

в

университете в Роттердаме. Здесь же в 1694 г. он издает свою главную

работу

"Исторический и критический словарь". На девять лет позже выходит

его

последний большой труд "Ответы на вопросы одного селянина".

В центре интересов Бейля находятся вопросы религии и веры. Он

является

горячим сторонником религиозной терпимости. Пишет ряд статей, в которых

на

примерах из истории и на основе современного ему положения во

Франции

показывает, какой большой вред человечеству приносит

религиозная

нетерпимость.

В "Словаре" Бейль собирает информацию о самых различных

движениях,

идейных течениях и о деятельности исторических личностей, относящейся

к

религиозным вопросам. На основе собранного богатого материала он

выдвигает

требование религиозного индифферентизма.

В соответствии со своим убеждением в существовании

врожденных

инстинктов и принципов деятельности разума Бейль отстаивает воззрение,

что

именно эти врожденные способности человеческого разума могут

привести

человека к пониманию истинной морали, независимой от религии.

Точно так же, как он отделяет мораль от религии, он открыто

указывает

на несоединимость веры и разума. Он подчеркивает, что если кто-то

выбирает

разум, то пусть он занимается философией и исключит из своих

интересов

теологию. Это справедливо и наоборот: если кто-то отдает предпочтение

вере,

пусть занимается теологией и избегает философии.

Несмотря на все эти бесспорно материалистические тенденции,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты