История философии в кратком изложении

спустя

семь веков соединен и погребен на кладбище Пер-Лашез. Переписка

между

Абеляром и Элоизой относится к прекраснейшим сокровищам мировой литературы

и

свидетельствует о духовной и нравственной красоте Абеляра.

Благодаря пестрой, полной конфликтов, триумфов и романтики

жизни

Абеляра именно на ней сосредоточилось внимание многих историков.

Как

мыслитель он был исключительной, совершенно нетипичной для своего

времени

личностью. Его работы можно разделить на имеющие личный, теологический

и

логический характер. В теологии он шел своим путем и оказался вне

главной

линии развития схоластики. Наибольшее философское значение имеют

его

логические труды. Заслуги Абеляра состоят главным образом в том, что

он

развивает диалектику (т. е. логику и теорию познания в духе

Аристотеля),

которую и использует при исследовании веры и церковной догматики.

В вопросе об отношении веры и разума Абеляр занимает умеренную

позицию.

В труде "О божественном единстве и троичности" он пытается

разрешить

проблему, как сделать веру понятной при помощи доводов разума, ибо

нельзя

верить в то, что непонятно. В противоположность позиции Ансельма "верю,

а

потому знаю" он формулирует принцип "познаю то, во что верю". В отличие

от

теологического рационализма Ансельма он формирует основы

такого

рационализма, который почти намечает возможность обретения

самостоятельности

философией, отделения ее от теологии. В этике наряду с сократовским

"познай

себя" он делает упор на значимости внутренней жизни человека.

Знаменательной была позиция Абеляра по отношению к

проблематике

универсалий. Он был учеником как крайнего номиналиста Росцеллина, так

и

крайнего реалиста Гильома из Шампо и, таким образом, знал основы и

источники

этих противоположных понимании. В своих собственных подходах к этому

вопросу

он стремился преодолеть односторонность обоих учений.

Согласно Абеляру, диалектика не может быть сведена лишь к

проблеме

универсалий, однако вопрос универсалий был для диалектики всегда одним

из

важнейших.

Реалисты сформулировали положение "universalia sunt ante rem"

-

универсалии существуют до вещей (до единичных вещей), у номиналистов

же

универсалии были "post res" - после единичных вещей. Абеляр же полагал,

то

универсалии суть в вещах - universalia sunt in rebus. Это значит,

что

абсурдно утверждать (как это делал Гильом), что реальной является

лишь

"человечность", а не люди, "лошадность", а не отдельные лошади.

Нельзя

недооценивать общее в единичном, но и индивидуальные различия

также

существенны. Было бы ошибкой также говорить (как это делал Росцеллин),

что

лишь единичное является реальным и существенным и что вообще понятия

суть

лишь имена, ибо общим понятиям соответствует реальное существование

сущности

в единичных видах; люди именуются людьми не только на основе

общих

признаков, но понятию "человек" тоже соответствует

реальность

общечеловеческого, существующего во всех людях. Это общее есть лишь

в

отдельных людях, но ни в коем случае не вне их, отсюда universalia sunt

in

rebus.

Общее имеет значение для познания большого класса индивидов,

расширяет

постижение сути проявлении индивидуальности. Однако как таковое

общее

существует лишь в мышлении, но не вне его, как утверждали Ансельм

или

Гильом. Абеляр является первым представителем умеренного

номинализма,

который позже был назван концептуализмом.

РАЦИОНАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ ШАРТРСКОЙ ШКОЛЫ

В период расцвета ранней схоластики культурным центром наряду с

Парижем

была философская школа в Шартре. Основал ее в конце Х в. Фульбер,

знаток

арабской науки. Постепенно она становится местом, где были воспитаны

многие

специалисты, которые черпали из древних источников естественных наук

и

математики. Школа приобрела известность своими гуманистическими

традициями,

из ее стен вышел ряд энциклопедистов. Школа обеспечивала, в духе

тогдашней

системы образования, получение светского образования в виде так

называемого

квадривиума, т. е. арифметики, геометрии, астрономии и музыки, и

так

называемого тривиума \ Quadrivium (лат. четыре пути) и trivium (лат. три

пути) являлись содержанием семи свободных искусств, которые были

частью

высшего образования в Риме. Благодаря Марциаиу Капелле эта система

стала

основой средневекового образования на так называемых

артистических

факультетах университетов. \, т. е. грамматики, риторики и диалектики.

В шартрской школе впервые в истории средневековой

западноевропейской

философии изучались идеи античных атомистов - Демокрита, Эпикура, Лукреция

-

в переводах с арабского на латинский язык.

Расцвет шартрской школы приходится на период первой половины XII в.

начале этого периода слушателем школы был Абеляр). В разное время

школу

возглавляли Бернар из Шартра (ум. в 1130), Жильбер Порретанский (1076-

1154),

Теодорик из Шартра (ум. между 1150-1155), Гильом из Конша (ум. в

1154).

Среди видных выпускников школы можно назвать англичанина Иоанна из

Солсбери

(ок. 1110-1180), влиятельного церковного деятеля и дипломата,

автора

значительных трудов. Его "Поликратикус" трактует об общественной жизни,

о

политике; "Металогикус" посвящен теории логики (диалектики)

в

аристотелевском смысле.

Шартрская школа черпала из двух главных философских источников:

в

метафизике - Платон, в школе был известен его "Тимей" (часть о

возникновении

мира), в логике - Аристотель. Эта двоякость порождала споры и

несогласия,

что отразилось и в дискуссиях об универсалиях. Образовались два лагеря,

в

которых упор делался либо на спиритуалистические и идеалистические

элементы

системы Платона, либо на критический и эмпирический дух Аристотеля.

У

некоторых представителей школы появилось стремление к сближению этих

точек

зрения.

Шартрские ученые были и естествоиспытателями, и гуманитариями,

их

объединял единый фронт борьбы против спекулятивной теологии.

Философию

природы они соединяли с логикой, причем их единым источником они

считали

реальность. Философия должна быть не формальной спекуляцией, но

дисциплиной,

которая черпает данные из внешнего мира.

ЦИСТЕРЦИАНЕ

Идеи и деятельность как Абеляра, так и шартрской школы

вызвали

неприязнь католической церкви. Идеологическим носителем этой неприязни

стал

Бернар Клервоский (1091-1153), основатель аббатства в Клерво и

главный

представитель цистерцианской школы \ Цистерциане (лат.) - реформированное

ответвление ордена бенедиктинцев. Орден был основан в 1098 г. во Франции

и

первоначально ориентировался на культивацию почвы. \. Это был человек

всесторонне образованный, отличавшийся ораторским даром. Он стал

душой

религиозного движения, сформированного в XII в. цистерцианами,

немилосердно

преследовал ереси, активно выступал за второй крестовый поход.

Главным источником его воззрений были религиозные трактаты.

Он

утверждал, что наилучшим и единственным средством философии является

общение

с богом. Процесс познания он интерпретировал мистически. Не разум ведет

к

богу, но любовь и привязанность человеческой души к нему. Человек,

как

сотворение существо, должен знать о своем несовершенстве и

огpаниченности,

вести себя перед богом покорно, смиренно. Смирение, покорность -

первая

ступень познания, вторая - сочувствие, третья - созерцание, на

вершине

познания человек общается с богом, забывает о себе.

Бернар враждебно относился и выступал как против светской науки, так

и

против теологии, отвергая их рационализм. Его мистицизм, с одной

стороны,

тормозил развитие философии, с другой - провоцировал к ней

интерес

исследователей.

Бернар имел несколько последователей, среди которых - Исаак

Стелла.

Мистицизм расцветает прежде всего в аббатстве св. Виктора, на

окраине

Парижа, где в 1108 г. была основана Гильомом из Шампо философская школа.

ШКОЛА СВ. ВИКТОРА

Главным инициатором синтеза мистики и схоластики был

Гуго

Сен-Викторский (1096-1141) и его ученик и последователь Ришар Сен-

Викторский

(ум. в 1137). В Сен-Викторской школе культивировался

умеренный,

"великодушнейший" мистицизм, который не ограждал себя ни от каких

влияний.

Церковь не хотела полностью потерять контакт ни со схоластиками, ни

с

носителями свободных искусств, а воинствующий мистицизм Бернара

этому

препятствовал.

Активность Сен-Викторской школы сосредоточивалась главным образом

в

области теологии, естественно, мистического характера. Согласно

Гуго,

который занимался классификацией наук, важнейшей из них являлась

теология.

Светские науки он делил на теоретические, практические, механические

и

логические. Наука либо служит земным интересам, либо приводит к любви

к

богу. Существуют три способа познания сущего: первый - мышление,

предметом

которого являются внешние вещи, познаваемые чувственно; второй -

понятийное

мышление, ведущее к познанию самого себя, т. е. души; третий, высший,

способ

состоит в созерцании, в процессе которого происходит интуитивное

познание

бога.

В рамках интереса к мистической теологии в Сен-Викторской

школе

культивировалась психология познания и актов воли, что выдает

влияние

августинианства. Очень медленно сюда проникали некоторые

элементы

аристотелизма.

Гуго Сен-Викторский, таким образом, обратил внимание на

обойденные

схоластикой интуитивную и интроспективную стороны познания; он принадлежал

к

тем мыслителям, которые опирались на внутренние (наследие Августина)

и

внешние доказательства (Священное писание) существования бога.

АРАБСКАЯ И ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ

В то время как на Западе философия, искусство и наука на

определенное

время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты