спустя
семь веков соединен и погребен на кладбище Пер-Лашез. Переписка
между
Абеляром и Элоизой относится к прекраснейшим сокровищам мировой литературы
и
свидетельствует о духовной и нравственной красоте Абеляра.
Благодаря пестрой, полной конфликтов, триумфов и романтики
жизни
Абеляра именно на ней сосредоточилось внимание многих историков.
Как
мыслитель он был исключительной, совершенно нетипичной для своего
времени
личностью. Его работы можно разделить на имеющие личный, теологический
и
логический характер. В теологии он шел своим путем и оказался вне
главной
линии развития схоластики. Наибольшее философское значение имеют
его
логические труды. Заслуги Абеляра состоят главным образом в том, что
он
развивает диалектику (т. е. логику и теорию познания в духе
Аристотеля),
которую и использует при исследовании веры и церковной догматики.
В вопросе об отношении веры и разума Абеляр занимает умеренную
позицию.
В труде "О божественном единстве и троичности" он пытается
разрешить
проблему, как сделать веру понятной при помощи доводов разума, ибо
нельзя
верить в то, что непонятно. В противоположность позиции Ансельма "верю,
а
потому знаю" он формулирует принцип "познаю то, во что верю". В отличие
от
теологического рационализма Ансельма он формирует основы
такого
рационализма, который почти намечает возможность обретения
самостоятельности
философией, отделения ее от теологии. В этике наряду с сократовским
"познай
себя" он делает упор на значимости внутренней жизни человека.
Знаменательной была позиция Абеляра по отношению к
проблематике
универсалий. Он был учеником как крайнего номиналиста Росцеллина, так
и
крайнего реалиста Гильома из Шампо и, таким образом, знал основы и
источники
этих противоположных понимании. В своих собственных подходах к этому
вопросу
он стремился преодолеть односторонность обоих учений.
Согласно Абеляру, диалектика не может быть сведена лишь к
проблеме
универсалий, однако вопрос универсалий был для диалектики всегда одним
из
важнейших.
Реалисты сформулировали положение "universalia sunt ante rem"
-
универсалии существуют до вещей (до единичных вещей), у номиналистов
же
универсалии были "post res" - после единичных вещей. Абеляр же полагал,
то
универсалии суть в вещах - universalia sunt in rebus. Это значит,
что
абсурдно утверждать (как это делал Гильом), что реальной является
лишь
"человечность", а не люди, "лошадность", а не отдельные лошади.
Нельзя
недооценивать общее в единичном, но и индивидуальные различия
также
существенны. Было бы ошибкой также говорить (как это делал Росцеллин),
что
лишь единичное является реальным и существенным и что вообще понятия
суть
лишь имена, ибо общим понятиям соответствует реальное существование
сущности
в единичных видах; люди именуются людьми не только на основе
общих
признаков, но понятию "человек" тоже соответствует
реальность
общечеловеческого, существующего во всех людях. Это общее есть лишь
в
отдельных людях, но ни в коем случае не вне их, отсюда universalia sunt
in
rebus.
Общее имеет значение для познания большого класса индивидов,
расширяет
постижение сути проявлении индивидуальности. Однако как таковое
общее
существует лишь в мышлении, но не вне его, как утверждали Ансельм
или
Гильом. Абеляр является первым представителем умеренного
номинализма,
который позже был назван концептуализмом.
РАЦИОНАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ ШАРТРСКОЙ ШКОЛЫ
В период расцвета ранней схоластики культурным центром наряду с
Парижем
была философская школа в Шартре. Основал ее в конце Х в. Фульбер,
знаток
арабской науки. Постепенно она становится местом, где были воспитаны
многие
специалисты, которые черпали из древних источников естественных наук
и
математики. Школа приобрела известность своими гуманистическими
традициями,
из ее стен вышел ряд энциклопедистов. Школа обеспечивала, в духе
тогдашней
системы образования, получение светского образования в виде так
называемого
квадривиума, т. е. арифметики, геометрии, астрономии и музыки, и
так
называемого тривиума \ Quadrivium (лат. четыре пути) и trivium (лат. три
пути) являлись содержанием семи свободных искусств, которые были
частью
высшего образования в Риме. Благодаря Марциаиу Капелле эта система
стала
основой средневекового образования на так называемых
артистических
факультетах университетов. \, т. е. грамматики, риторики и диалектики.
В шартрской школе впервые в истории средневековой
западноевропейской
философии изучались идеи античных атомистов - Демокрита, Эпикура, Лукреция
-
в переводах с арабского на латинский язык.
Расцвет шартрской школы приходится на период первой половины XII в.
(в
начале этого периода слушателем школы был Абеляр). В разное время
школу
возглавляли Бернар из Шартра (ум. в 1130), Жильбер Порретанский (1076-
1154),
Теодорик из Шартра (ум. между 1150-1155), Гильом из Конша (ум. в
1154).
Среди видных выпускников школы можно назвать англичанина Иоанна из
Солсбери
(ок. 1110-1180), влиятельного церковного деятеля и дипломата,
автора
значительных трудов. Его "Поликратикус" трактует об общественной жизни,
о
политике; "Металогикус" посвящен теории логики (диалектики)
в
аристотелевском смысле.
Шартрская школа черпала из двух главных философских источников:
в
метафизике - Платон, в школе был известен его "Тимей" (часть о
возникновении
мира), в логике - Аристотель. Эта двоякость порождала споры и
несогласия,
что отразилось и в дискуссиях об универсалиях. Образовались два лагеря,
в
которых упор делался либо на спиритуалистические и идеалистические
элементы
системы Платона, либо на критический и эмпирический дух Аристотеля.
У
некоторых представителей школы появилось стремление к сближению этих
точек
зрения.
Шартрские ученые были и естествоиспытателями, и гуманитариями,
их
объединял единый фронт борьбы против спекулятивной теологии.
Философию
природы они соединяли с логикой, причем их единым источником они
считали
реальность. Философия должна быть не формальной спекуляцией, но
дисциплиной,
которая черпает данные из внешнего мира.
ЦИСТЕРЦИАНЕ
Идеи и деятельность как Абеляра, так и шартрской школы
вызвали
неприязнь католической церкви. Идеологическим носителем этой неприязни
стал
Бернар Клервоский (1091-1153), основатель аббатства в Клерво и
главный
представитель цистерцианской школы \ Цистерциане (лат.) - реформированное
ответвление ордена бенедиктинцев. Орден был основан в 1098 г. во Франции
и
первоначально ориентировался на культивацию почвы. \. Это был человек
всесторонне образованный, отличавшийся ораторским даром. Он стал
душой
религиозного движения, сформированного в XII в. цистерцианами,
немилосердно
преследовал ереси, активно выступал за второй крестовый поход.
Главным источником его воззрений были религиозные трактаты.
Он
утверждал, что наилучшим и единственным средством философии является
общение
с богом. Процесс познания он интерпретировал мистически. Не разум ведет
к
богу, но любовь и привязанность человеческой души к нему. Человек,
как
сотворение существо, должен знать о своем несовершенстве и
огpаниченности,
вести себя перед богом покорно, смиренно. Смирение, покорность -
первая
ступень познания, вторая - сочувствие, третья - созерцание, на
вершине
познания человек общается с богом, забывает о себе.
Бернар враждебно относился и выступал как против светской науки, так
и
против теологии, отвергая их рационализм. Его мистицизм, с одной
стороны,
тормозил развитие философии, с другой - провоцировал к ней
интерес
исследователей.
Бернар имел несколько последователей, среди которых - Исаак
Стелла.
Мистицизм расцветает прежде всего в аббатстве св. Виктора, на
окраине
Парижа, где в 1108 г. была основана Гильомом из Шампо философская школа.
ШКОЛА СВ. ВИКТОРА
Главным инициатором синтеза мистики и схоластики был
Гуго
Сен-Викторский (1096-1141) и его ученик и последователь Ришар Сен-
Викторский
(ум. в 1137). В Сен-Викторской школе культивировался
умеренный,
"великодушнейший" мистицизм, который не ограждал себя ни от каких
влияний.
Церковь не хотела полностью потерять контакт ни со схоластиками, ни
с
носителями свободных искусств, а воинствующий мистицизм Бернара
этому
препятствовал.
Активность Сен-Викторской школы сосредоточивалась главным образом
в
области теологии, естественно, мистического характера. Согласно
Гуго,
который занимался классификацией наук, важнейшей из них являлась
теология.
Светские науки он делил на теоретические, практические, механические
и
логические. Наука либо служит земным интересам, либо приводит к любви
к
богу. Существуют три способа познания сущего: первый - мышление,
предметом
которого являются внешние вещи, познаваемые чувственно; второй -
понятийное
мышление, ведущее к познанию самого себя, т. е. души; третий, высший,
способ
состоит в созерцании, в процессе которого происходит интуитивное
познание
бога.
В рамках интереса к мистической теологии в Сен-Викторской
школе
культивировалась психология познания и актов воли, что выдает
влияние
августинианства. Очень медленно сюда проникали некоторые
элементы
аристотелизма.
Гуго Сен-Викторский, таким образом, обратил внимание на
обойденные
схоластикой интуитивную и интроспективную стороны познания; он принадлежал
к
тем мыслителям, которые опирались на внутренние (наследие Августина)
и
внешние доказательства (Священное писание) существования бога.
АРАБСКАЯ И ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ
В то время как на Западе философия, искусство и наука на
определенное
время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123