на
геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию.
Его
основной труд "О круговых движениях небесных тел" вышел в год его смерти.
Учение Коперника было революционным событием в истории
науки.
"Революционным актом, которым исследование природы заявило о
своей
независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы,
было
издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко
и,
так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в
вопросах
природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания
от
теологии..."
С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера связана прежде
всего
теория о закономерностях движения планет, которую он доказал
математически
\ И. Кеплер в 1600 г. был приглашен к пражскому двору короля Рудольфа II.
В течение двенадцатилетнего пребывания здесь он на основе своих
наблюдении
сформулировал первые два закона о движении планет вокруг Солнца и описал
их
в книге "Astronomia Nova", первое издание которой хранится в
библиотеке
"Памятники народной письменности" в Праге. \.
Гениальный ученый Ренессанса, физик и астроном Галилео Галилей
путем
экспериментальных исследований делает ряд открытий, формулирует
научные
законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он
обнаружил,
что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является
сложной
системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д.
Свои
открытия он опубликовал в труде под названием "Звездный вестник"
(1610).
Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение
правильности
гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира \ Главным
произведением Галилея является "Диалог о двух главнейших системах, мира
-
Птолемеевой и Коперниковой" (1632). \. Все это имело далеко идущие
философские, мировоззренческие, космологические последствия,
нанесло
решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также
стало
фатальным для Галилея. Его преследовала церковь, он был обвинен в
ереси,
осужден и под угрозой пыток был принужден к отрешению от своих взглядов.
Галилей не был философом, но его научные представления имели
огромные
последствия. Его творчество знаменует отход от старых
традиций
естествознания, идущих от Аристотеля. Он выразил следующую идею:
книга
природы закрыта для нас, но, чтобы мы могли ее читать, нужна математика,
ибо
эта книга написана математическим языком. Галилей развивает
новую
методологию науки, основывающуюся на экспериментах и математике. В
отличие
от старого схоластического, качественного метода, который основывался
на
учении о свойствах и сущностях вещей и на доказательствах
иерархически
неизменного бытия, наиважнейшим у Галилея является количественный
метод.
Природные процессы измеримы, отсюда вытекает возможность установить
точными
методами их законы как законы временных и пространственных отношений.
Этим
самым Галилей открывает возможность постижения гармонии мира под
другим
углом: открыть и вычислить универсальную динамичность
движения
математическим и геометрическим способами. Это предполагает разложить все
на
простейшие элементы и затем вновь рациональным математическим
способом
реконструировать. Из экспериментально доказываемого единства индукции
и
дедукции Галилей выводит обоснование механики.
В рационализме Галилея уже предугадывается естествознание
Нового
времени и его философская методология. Все его творчество
пронизывает
механистическо-материалистическая тенденция. Галилею принадлежит
почетное
место в истории философии: он способствовал формированию
материалистического
мировоззрения, в частности, с точки зрения естественнонаучного
исследования.
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
К предшественникам итальянской натурфилософии принадлежит
немецкий
кардинал Николай Кузанский (1401-1464). Он был одним из
первопроходцев
современного мышления, которое начало складываться на
водоразделе
средневековья и Ренессанса. Его философия природы и
космологические
воззрения не выходили за пределы религии. Как иерарх церкви, он
подчинялся
конкордату средневекового порядка, но его понимание мира и человека
было
устремлено в будущее. Сын мозельского крестьянина, он получил образование
у
"Братьев общей жизни" в Девентере, и здесь он, как и в период своей учебы
в
Гейдельберге, заинтересовался мистическими учениями, в частности
учением
Мастера Экхарта; он также изучал и оккамистскую "виа модерна",
усвоил
математические и естественнонаучные знания. Изучая право в Падуе,
он
познакомился с идеями гуманизма. Только позже, около 1438 г., после
защиты
докторской диссертации по теологии, его начала беспокоить идея о
"docta
ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии
он
развивает в своем главном труде "De docta ignorantia" (1440). Он
написал
также логико-философский трактат "О предпосылках" ("De
coniecturis"),
теологический трактат "О скрытом боге" ("De Deo abscondito") и ряд других.
Кроме пантеистической мистики Экхарта на его творчество
повлиял
средневековый пантеизм шартрских платоников, Давида Динантского; он читал
в
оригинале Платона и Прокла. В своих трактатах отвергает
средневековую
рационалистическую систему аристотелизма.
Философское решение Кузанским главной проблемы - отношения бога и
мира
- является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и
тенденции,
отличающиеся от средневекового католического богословия. Он исходит
из
концепции "docta ignorantia", означающей, что познание вещей возможно
при
помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах
всегда
выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно основой
познания
должна быть противоположность обыденного, конечного
постоянно
преодолеваемому, знанию, т. е. чему-то абсолютному,
определенному,
безусловному, а значит, "незнанию", неведению об этом
безусловном
(божественном). Безусловное знание мы можем постичь лишь
символически.
Основой этой символики для Кузанского являются математические символы.
Разум
подчинен закону противоположностей, для которого справедливы "да или
нет",
круг или многоугольник. В противоположность этому "docta
ignorantia"
близится к бесконечному, в котором противоположности взаимно
сливаются.
Бесконечный многоугольник отождествляется с кругом. Если бог бесконечен
(бог
является понятием для наиболее точного выражения максимума), то в
нем
сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии
не
могут выяснить его сущность. Из этого вытекает также
отождествление
наибольшего и наименьшего в бесконечном, бесконечное распространение бога
во
вселенной является тем же процессом, что и развертывание к
индивидуальному
существованию. Так же как бесконечно расширяется свернутый
божественный
максимум в космосе, подобное происходит и в минимуме, в микрокосме,
в
человеческом естестве. И у человека осуществляются процессы
"завершения",
"наполнения", что является не чем иным, как "божественностью", хотя она
у
единичного человека и ограниченна. Абсолютное слияние божественного
и
человеческого реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический
характер
учения Кузанского о человеке. Человек - это также "бог", но не в
абсолютном
смысле. Он является ограничением божественного принципа, подобно тому
как
космос является ограниченным максимумом. Однако он является не только
частью
целого, но и новым целым целого, индивидуальностью.
Этим пониманием Николай Кузанский преодолевает
схоластическую
креационистическую версию о сотворении мира из ничего, бог не
является
чем-то вне мира, он находится в единстве с миром.
Космология Кузанского прямо связана с его онтологией. В ней
он
предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Мир - не изолированный шар
в
лоне абсолюта, но он (мир) бесконечен и является бесконечным шаром. Уже
этим
его воззрение отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не
имеет
определенного центра, он имеет центр везде и нигде. Нигде нет
ничего
устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя.
Абсолютной
является лишь бесконечность. Кузанский здесь развивает идею о
релятивности
движения. Своими космологическими представлениями он предсказал
деструкцию
птолемеевско-аристотелевского понимания космоса, которую начал Коперник
и
завершили Кеплер, Галилей и Ньютон.
Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и
явления.
Предметом познания является пантеистический бог, который существует
в
неразрывном. единстве с чувственно воспринимаемым миром природы.
Познание
"развернутого" мира, т. е. бога, является делом разума, а не веры,
которая
хочет постичь бога в его "свернутой" форме. Идеи Кузанского о
математическом
познании истины были по сути антисхоластическими, антидогматическими,
они
предвосхищали дух естествознания грядущих времен.
Кузанский оказал огромное влияние на дальнейшее развитие
философии.
Наследие его диалектического мышления было воспринято Д. Бруно, Я. Беме
и
перешло в немецкую идеалистическую философию XVIII и XIX вв. Из
его
пантеизма исходит Б. Спиноза, космологические идеи развивает Р. Декарт \
Кузанский .(лат. Cusanus) связан и с чешской историей. В начале
чешского
реформационного движения он встречается с гуситами, возглавляемыми
Прокопом
Голым и Яном Рокнцаной, в базельском парламенте в 1433 г.; чешским
вопросом
он занимается и в 1450-1453- гг.; в конце чешской Реформации его
учение
повлияло на концепцию Коменского об "общем исправлении" человеческих дел
(об
этом см.: Floss P. Mikulas Kusansky. Ртапа, 1976). \.
Представителем магическо-мистической философии природы оккультного
типа
был Парацельс (собственное имя-Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, 1493-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123