республики и в первые годы империи закономерно отражается и в
философии.
Недоверие к рациональному освоение мира, в большей или меньшей
степени
проявляющееся в различных философских направлениях, вместе с
усиливающимся
влиянием христианства все больше и больше укрепляло множащиеся
признаки
мистицизма. Иррациональные направления этой эпохи по-разному
пытались
приспособиться к изменяющейся роли философии. Неопифагорейская
философия,
типичным представителем которой был Аполлоний из Тканы, пыталась
укрепиться
при помощи возврата к мистике чисел, граничащей с шарлатанством;
философия
Филона Александрийского (30-е гг. до н. э.- 50 г. н. э.)
стремилась
соединить греческую философию с иудейской религией. В обеих
концепциях
мистицизм проявляется в концентрированной форме.
Более интересным был неоплатонизм, который развивается в III-
V
столетиях н. э; в последние столетие существования Римской империи.
Он
является последним цельным философским направлением, возникшим в
период
античности. Неоплатонизм формируется в той же самой социальной
обстановке,
что и христианство. Подобно остальным иррационалистическим
философским
направлениям поздней античности, неоплатонизм определенной мере
проявление
отказа от рационализма предшествующего философского мышления. Oн
является
специфической рефлексией социальной безысходности и
прогрессирующего
разложения социальных отношений, на которых основывалась Римскакая
империя.
Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее
видным
представителем Плотин (205-270) \ Аммоний Саккас не разрешал своим
ученикам издавать в письменном виде его взгляды. Поэтому и Плотин, как
его
ученик, начинает писать только в позднейшие годы. Его труды в
большинстве
были изданы после его смерти одним из его учеников - Порфием. \.
Плотин считал, что основой всего существующего
является
сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип.
От
него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет
абсолютным
бытием и говорит о нем, что он непознаваем. "Это бытие есть и
остается
богом, не существует вне его, а есть именно сама его тождественность".
Это
единственно истинное бытие постижимо лишь путем проникновения в самый
центр
чистого созерцания к чистого мышления, что становится возможным лишь
при
"отторжении" мысли-экстаза (extasis). Все остальное, что существует в
мире,
производно от этого единственно истинного бытия. Природа, по
Плотину,
сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный
принцип
(свет). Плотин создает даже определенную градацию существовании от
внешнего
(настоящего, истинного) к самым низшим, подчиненным (неподлинным).
На
вершинах этой градаций стоит божественный принцип, далее -
божественная
душа, а ниже всего - природа.
Несколько упрощая, можно сказать, что божественный принцип
Плотина
является абсолютизацией и некоторой деформацией мира идей Платона.
Много
внимания Плотин посвящает душе. Она является для него определенным
переходом
от божественного к материальному. Душа - это нечто чуждое
материальному,
телесному и внешнее по отношению к ним. Такое понимание души
отличает
воззрения Плотина от воззрений не только эпикурейцев, но и греческих
и
римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с
телом
органически. Она является частью общей души. Телесное - это привязь
души,
достойное лишь преодоления. "Плотин как бы отодвигает в сторону
телесное,
чувственное и не интересуется объяснением его существования, а хочет
лишь
очищать от него, дабы всеобщая душа и наша душа не терпели ущерба".
Акцент
на "духовном" (благе) ведет его к полному подавлению всего телесного
и
материального (зла). Это выливается в проповедь аскетизма. Когда
Плотин
говорит о материальном и чувственном мире, он характеризует его
как
неподлинное бытие, как не-сущее, "имеющее в себе некий образ сущего".
По
своему характеру неподлинное сущее не имеет формы, свойств и каких бы то
ни
было признаков. Этим решением основной философской проблематики у
Плотина
знаменуется и его этика. Принцип добра соединен с единственным
подлинно
сущим - с божественным разумом, или душой. Напротив, противоположность
добра
- зло связывается и отождествляется с неподлинным бытием, т. е.
с
чувственным миром. С этих позиций Плотин приступает и к проблематике
теории
познания. Для него единственным подлинным познанием является
познание
подлинного бытия, т. е. божественного принципа. Последний, понятно, не
может
быть постигнут чувственным познанием, не познаваем он также и
рациональным
путем. Единственным способом приближения к божественному принципу
Плотин
считает (как уже говорилось) экстаз, который достигается лишь
духовным
усилием - душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.
Философия Плотина специфически выражает безысходность и
неразрешимость
противоречий, которые становятся всеохватывающими. Это самый
выразительный
предвестник конца античной культуры.
Непосредственным учеником Плотина и продолжателем его учения
стал
Порфирий (ок. 232-304). Он проявлял большое внимание к изучению
произведений
Плотина, издавал и комментировал их, составил биографию Плотина.
Занимался
Порфирий и изучением проблем логики, о чем свидетельствует его "Введение
к
категориям Аристотеля", которое положило начало спору о
реальном
существовании общего.
Мистическое учение Плотина продолжают две другие
неоплатонические
школы. Одна из них - сирийская школа, основателем и
виднейшим
представителем" которой был Ямвлих (конец III - начало IV в. н. э.).
По
сохранившейся части его большого творческого наследия можно судить,
что
кроме традиционного круга проблем неоплатонической философии его занимали
и
другие проблемы, такие, как математика, астрономия, теория музыки и т. д.
В философии он развивает мысли Плотина, касающиеся
божественного
принципа, разума и души. Среди этих плотиновских сущностей он различает
и
другие, переходные.
Заслуживает внимания и его попытка в духе философии Плотина
обосновать
античный политеизм. Одновременно с божественным принципом как
единственным
подлинно сущим он признает и ряд других божеств (12 небесных богов,
число
которых он затем увеличивает до 36 и далее до 360; потом идут 72 земных
бога
и 42 бога природы). Это по сути мистико-спекулятивная попытка
сохранить
античный образ мира перед лицом грядущего христианства.
Другую школу неоплатонизма - афинскую - представляет Прокл (412-
485).
Его творчество в определенном смысле является завершением и
систематизацией
неоплатонической философии. Он полностью принимает философию Плотина,
но
помимо этого издает и интерпретирует диалоги Платона, в комментариях
к
которым высказывает оригинальные наблюдения и выводы.
Следует отметить, что Прокл дает наиболее четкое объяснение и
изложение
принципа диалектической триады, в которой он различает три основных
момента
развития:
1. Содержание сотворенного в творящем.
2. Выделение уже сотворенного из творящего.
3. Возврат сотворенного к творящему.
Понятийная диалектика античного неоплатонизма знаменуется
мистикой,
достигающей вершины в этой концепции.
Обе неоплатонические школы углубляют и систематически
разрабатывают
основные идеи мистицизма Плотина. Эта философия своим
иррационализмом,
отвращением ко всему телесному, упором на аскетизм и учением об
экстазе
оказала значительное влияние не только на раннюю христианскую философию,
но
и на средневековое теологическое мышление.
* * * * *
Мы проследили возникновение и развитие античной философии. В
ней
впервые выкристаллизовались практически все главные философские
проблемы,
сформированы и основные представления о предмете философии и, хотя и
не
явно, поставлена проблема, которую Ф. Энгельс сформулировал как
основной
вопрос философии. В античных философских системах уже выражены
философский
материализм и идеализм, которые во многом повлияли на
последующие
философские концепции. В. И. Ленин заявил, что история философии всегда
была
ареной борьбы двух основных направлений - материализма и
идеализма.
Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность
философского,
мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче
понять
сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от
ее
зарождения до нынешних дней. В философском мышлении античности в
гораздо
более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются
мировоззренческие
столкновения и борьба.
Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных
научных
познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно
взаимосвязь
философии и специальных (частных) наук.
Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она
была
интегральным фактором античной культуры. Богатство античного
философского
мышления, постановка проблем и их решение были источником, из
которого
черпала философская мысль последующих тысячелетий.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Введение
Период патристики
Возникновение схоластической философии в Западной Европе
Арабская и еврейская философия средневековья
Период расцвета схоластики
Поздняя схоластика
ВВЕДЕНИЕ
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок
в
истории европейской философии, который непосредственно связан с
христианской
религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские
позиции
христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим
четко
определенным содержанием и направленностью средневековая
философия
отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123