]взаимоотношения единичных, частных и общих понятий.
В центре интересов Антисфена, как и всей остальной
кинической
философии, находятся этические проблемы. Вершиной добродетели он
считает
автаркию, т. е. автономию нравственной личности. Киники
отвергали
потребительскую жизнь, презирали почести и, хотя они осуждали
чувственные
наслаждения, из этого нельзя сделать вывод, что их этическим идеалом
был
аскетизм. Наоборот, согласно их этическому учению, естественные
потребности
людей нужно| удовлетворять, однако неправильно в процессе
удовлетворения
этих потребностей стремиться к наслаждению.
Наиболее известным пропагандистом кинической этики был Диоген из
Синопа
(ок. 404-323 до н.э.), известный своей скромной, непритязательной
жизнью.
Диоген Лаэртский описывает происшествие, будто бы имевшее место при
встрече
Александра Великого с Диогеном. Диоген грелся на солнце, когда к
нему
подошел Александр и предложил в знак уважения к его философии
исполнить
любое желание Диогена. Диоген попросил его лишь об одном - чтобы он
не
заслонял ему солнце. Идеал простои жизни киники весьма тесно связывали
с
возвратом к природе. Естественное удовлетворение природных
потребностей,
устранение всех искусственных препятствий и достижение автаркии
являются
главным смыслом кинической этики. Ее индивидуализм, отстранение
от
общественной жизни отражают прогрессирующее разложение античного
греческого
общества. Поэтому высшим нравственным идеалом киников, которого
можно
достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума
потребностей,
является полная апатия - безразличие к миру, обществу, почестям и
всем
прочим ценностям.
Материалистическая и атеистическая ориентация была характерна для
школы
киренаиков. Ее основателем является Аристипп из Кирены (ок. 435- 350 до
н.
э.). Он был учеником Сократа, но его учение диаметрально
противоположно
воззрениям как Сократа, так и Платона. Аристипп признавал
реальное
существование чувственно воспринимаемых вещей. Однако сами по себе эти
вещи
непознаваемы. Единственное, чего мы можем достигнуть,- это
ощущения.
Ощущения Аристипп разделяет на приятные, которые называет добром,
и
неприятные, которые называет злом.
Так, собственно, в философии киренаиков ощущения являются
определенным
исходным пунктом выработки этики, которая (так же как и в
других
сократических школах) представляет центральную область
всего
философствования.
Этика киренаиков (в отличие от кинической) не отвергает
приятные
ощущения - наслаждения. Счастье человека состоит именно в
наслаждении,
удовольствии. Однако Аристипп утверждает, что человек,
который
руководствуется разумом, не подчиняется наслаждениям, но управляет ими.
С учением Аристиппа тесно связано учение Феодора, называемого
Атеистом.
Он доводит материалистические элементы учения Аристиппа до
открытого
атеизма. В работе "О богах" он не только выступает против конкретной
формы
тогдашней греческой религии, но и в принципе отвергает существование
богов.
Счастье человека он видел в хорошем настроении.
Становление философии малых сократических школ| (IV в. до н.
э.)
происходит в то время, когда греческое античное общество уже пережило
зенит
своего развития, стали проявляться признаки приближающегося кризиса.
Этот
фактор тем или иным образом проецируется на содержание и
способ
философствования этих школ. Разрешение центральных этических проблем
в
большинстве случаев принимает определенную форму "бегства" от этого
мира.
Греческое философское мышление восходит, однако, еще в этом столетии к
своей
вершине - философии Аристотеля.
АРИСТОТЕЛЬ
Философия Аристотеля является не только определенным обобщением,
но,
можно сказать, логической переработкой и завершением всей
предшествующей
греческой философии.
Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Его
отец
Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта II. В
семье
Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к
естествознанию.
В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает Стагиру и
уходит
в Афины, где становится учеником Платона. В Академии Аристотель в
течение
почти 20 лет развивает свои творческие способности. Сначала на него
заметно
влияла философия Платона, в частности учение об и идеях. Однако менее чем
за
десять лет пребывания в Академии он "самоопределяется" и
занимает
критическую позицию по отношению к философии академиков. Ориентация
его
собственных философских поисков, несогласие с академической философией
в
основных вопросах заставили его в конце концов уйти из Академии.
Он покидает не только Академию, но и Афины. Сначала он прибывает
в
Атарней (Малая Азия), но после смерти местного тирана, его друга
Гермия,
отправляется на остров Лесбос, а оттуда в 343 г. до н. э. по
приглашению
македонского царя Филиппа II переселяется в македонскую Пеллу,
где
становится учителем Александра, сына Филиппа.
Когда Александр пришел к власти, Аристотель не одобрил
его
завоевательскую политику, что стало поводом к постепенному
охлаждению
отношений между ними. После тридцати лет странствий Аристотель
возвращается
в Афины и основывает собственную школу в афинском Ликее. Здесь во
время
прогулок он излагал своим ученикам проблемы философии, вопросы
естественных
и общественных наук. Поэтому школу Аристотеля называют
иногда
перипатетической (перипатео - прогуливаюсь).
Во второй половине IV в. до н. э. в политической жизни Афин
соперничали
две партии. С одной стороны, "македонская партия", которая прилагала
усилия
к экономическому и политическому сближению Афин и других греческих городов
с
постоянно усиливающейся Македонией, и, с другой - "антимакедонская
партия",
которая ориентировалась на независимость Афин и их новое возвышение, как
во
времена Перикла. Аристотель, несмотря на его некоторое охлаждение
к
Александру, был активным сторонником экономического н
политического
сближения с Македонией. Поэтому, когда после смерти Александра
Македонского
(323 до н. э.) в Афинах к власти приходит "антимакедонская партия", он
был
вынужден покинуть город. Он уходит в Халкиду, на остров Эвбей, где
ведет
интенсивную теоретическую работу, но менее чем через год умирает (322 до
н.
э.).
Аристотель является создателем самой обширной научной системы
из
существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший
эмпирический
материал как из области естествознания, так и из области общественных
наук,
который систематически собирали и накапливали его ученики.
Научная
деятельность Аристотеля - это не только вершина античного
философского
мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда
известные
научные области: были созданы новые научные направления, он вместе
с
учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных
наук.
Написал более 150 научных трудов и трактатов.
В своем большинстве труды Аристотеля coxpaнились у его учеников
и
последователей. В эллинистический период, в I в. н. э., они были
собраны,
классифицированы и изданы последователем Аристотеля философии
Андроником
Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп.
К первой группе относятся работы, которые излагают
наиболее
существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определяет
эту
проблематику как первую философию (проте философиа). Андроник Родосский
все
эти работы объединил в один трактат, который был назван
"Метафизика"
(название возникло случайно: эти труды в издании произведений
Аристотеля
следовали сразу за трудами, которые был посвящены вопросам
естественных
наук, т. е. за физикой).
Следующую группу его работ представляют тpyды посвященные
вопросам
философии природы и естественных наук,- "Физика", "О небе", "О
возникновении
и гибели", "Метеорология", "О возникновении животных" и др.
Весьма обширную группу представляют работа посвященные
проблематике
обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические
и
другие трактаты - "Политика", "Никомахова этика", "Эвдемова
этика",
"Риторика", "Поэтика" и др.
Выдающийся раздел его творчества представляют труды, посвященные
логике
и методологии, которые объединены под общим названием "Органон"
(сюда
относятся работы "Категории", "Об объяснении", "Первые аналитики",
"Вторые
аналитики", "Топики", "О софистических доказательствах").
Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически
исследовал
все доступные ему работ предшествующих мыслителей. Систематически,
хотя
через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения
от
древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем
можно
говорить и как об историке философии. Больше внимание он уделяет
наиболее
существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию -
науку
о сущем.
Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую
материю.
Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима)
ни
одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные)
состояния
сущего . Она образует, собственно, "потенциальную"
предпосылку
существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее
нельзя
отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной
частью
конкретного бытия.
Наипростейшей определенностью этой первой категории являются,
по
Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля, с которыми
мы
встречались уже у досократовских мыслителей. Они представляют
определенную
промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно
непостижима,
и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123