История философии в кратком изложении

"общее" - идею, абсолютное понятие, которое, однако,- в соответствии

с

пантеистической тенденцией - не находится вне чувственно

проявляющейся

реальности, но имманентно ей. К сути этого общего относится также

внутреннее

движение. Все, чего оно является основой, имеет тенденцию к

внутреннему

развитию.

К. Маркс, который определил "Феноменологию" как "порождение

философии

Гегеля", исходной точкой идеалистической мистификации Гегеля считает

его

теорию познания. Гегель понимает познание как отождествление нашего

разума,

или нашей идеи, с внутренним началом реальности, имеющим

идеальный,

"понятийный" характер. Эта проблема наиболее выразительно

демонстрирует

характер идеализма Гегеля. Гегель является идеалистом потому, что

понимает

сознание как самоосознанную реальность, которая - если она

стремится

осознать себя в человеке - должна быть сама по характеру близка к идее,

в

которой она себя осознает.

Анализируя в "Феноменологии духа" познание как тождество познающего

и

познаваемого, Гегель полагает, что одного теоретического развития

сознания

недостаточно для того, чтобы достичь состояния "абсолютного знания".

Это

соединение познающего субъекта и реальности происходит, по Гегелю,

в

результате прогресса теории, но для него нужен и опыт

практического

отношения человека к миру. В этом контексте Гегель разрабатывает

известную

теорию о "воспитании" человека посредством труда. Значение труда

как

момента, конституирующего в человеке его отношение к предметной

реальности,

Гегель рассматривает в известной главе "Господство и рабство". Главная

идея

заключается в том, что труд воспитывает человека, благодаря ему

человек

отделился от природы и осознал "самостоятельность" внешнего мира. С

идеей

труда как педагогики человечества Гегель связывает и концепцию о том,

что

раб научится воспринимать идеалистическое отношение к

действительности,

потому что он будет смотреть на результаты своей деятельности как на ре-

.

зультаты чужого (т. е. господского) намерения. Труд, по Гегелю,

является

также некоей практической подготовкой к объективному идеализму.

Концепция господина и раба, видимо, должна быть

оправданием

общественного неравенства, потому, что Гегель выводит

возникновение

господина и раба из взаимного спора о "признании" двух естественных

существ,

которые находятся на переходе к человеческому бытию. "Признание"

означает

уважение к тому, что другой не является лишь существом из природы,

которое

имеет значение только предмета для чужой воли. В борьбе за "признание"

один

из сражающихся попадает под власть страха перед смертью, тогда как

другой

подавляет инстинкт сохранения жизни. Этим самым он удостоверяет

свое

человеческое возвышение над естественной природной стороной жизни

человека.

На первый взгляд кажется, что раб упустил возможность эмансипации

от

природного бытия, но стремление к признанию и пережитый ужас

квалифицируют

его человеческое качество так же, как и господина.

При оценке того, что было достигнуто в борьбе, Гегель подчеркивает,

что

господин является представителем человеческого возвышения над природой,

но

это возвышение абстрактно, не диалектично, как это выражено в

стоической

философии. Раб также имеет предпосылку более богатого

развития,

проявляющуюся в том, что его человечность не приобретена ценой наси-

гьного

подавления телесности, которая проецируется и на абстрактное

отношение

господина к миру.

Значение, которое имеет раб в истории, связано с тем, что

вследствие

своего поражения он принужден работать на господина. Поскольку труд

является

"подавленным желанием", то раб учится дисциплине, которая отличает

человека

от животного. Это-отрицание природного, но отрицание продуктивное

потому,

что оно воплощается в результаты собственного труда. Так как в

процессе

труда человек обращен против предметов природы, то и обретает опыт,

дающий

ему сведения о "самостоятельности" предмета, т. е. человек

познает

независимость предмета от нас и его автономный внутренний характер.

Обе

стороны труда - труд как воспитание дисциплины сознательного- существа

и

труд как основа нашего опыта о том, что предметный мир независим от нас..

и

имеет автономный характер,- являются вкладом раба в духовное

развитие

человечества. Развитие от--ношении господина и раба кончается

взаимным

признанием, т. е. тем, что раб обретает равноправие.

Г. Лукач отмечает, что "Феноменология духа" построена на трех

больших

областях, которые всегда ведут к одному результату - к пониманию

реальности,

которое отстаивает сам Гегель. Первая область указывает, как

сознание

человечества научилось приступать к реальности как к

самостоятельному

предмету, который тем не менее не чужд ему, ибо в нем

усматривается

идеальное, разумное начало. За ней следует другая область, в

которой

рассматривается развитие общества, обращенного к развитию

"нравственной

реальности" (Sittlichkeit). "Нравственная реальность" - это

общество

взаимности, в котором все работают для всех. Гегель приводит два

примера

такого общества - "субстанциальную и нравственную реальность"

античной

Греции и косвенную "нравственную реальность" Нового времени, в

которой

человек анонимно работает для потребности других.

Гегель прослеживает генезис этого общества в главе "Дух, отчужденный

от

самого себя", где он показывает процесс отчуждения индивида от

своего

естественного бытия для себя, т. е. процесс его сословного включения

в

общество и возникновения инди--вида, способного отойти от своей

социальной

роли, которая в средние века имела "натуральный" характер.

Результатом

процесса "отчуждения", или "воспитания", является индивид, который

способен

выполнять различные, судя по обстоятельствам, роли в общественном

разделении

труда. Прослеживается и генезис такого отношения к реальности,

которое

впоследствии реализуется в "абсолютном знании". Так французская

революция

является, между прочим, проявлением состояния, в котором индивид не

признает

иную реальность, чем та, которую он считает продуктом своей воли, т.

е.

достигается идентификация сознания и предмета, к которой мы пришли -в

конце

первой области и в которой сознание на основе своего теоретического

развития

и опыта из области труда приходит к тому, что "находит", "усматря-вает"

себя

в предмете. В действительности это достигается более

совершенной

идентификацией, ибо природный предмет, к пониманию которого ведет

развитие

теоретических установок и практического опыта, содержит в себе всегда

нечто

непроницаемое вследствие того, что природа является бытием, где властвуют

не

только "понятие" и "разум", но и отчуждение.

В рамках второй области Гегель проводит ряд анализов, которые

относятся

к вершине его творчества. Рассмотрим их вкратце. Так как Гегель исходит

из

предпосылки, что литература отражает общественную жизнь

более

непосредственно, чем, например, философия, он изображает

основное

противоречие античного общества - противоречие между семьей и

государством,

анализируя "Антигону" Софокла. В этом анализе заметна одна из

тенденций

исторической концепции Гегеля - отвержение моральной точки зрения,

которая

имела бы надысторическое значение; Креон для Гегеля -

представитель

государственной власти и в то же время высшего принципа, высшего

общего;

Антигона же выражает лишь дух семейной пиеты. Этот анализ Гегеля глубок

и

внушителен вопреки тому, что в этом плане он идет против смысла

самой

трагедии, в которой носительницей нравственных ценностей является Антигона.

В анализе "Антигоны" выявляется один из главных мотивов

исторической

концепции Гегеля. Гегель прослеживает изменения социальной

ориентации,

опосредующей связь между трудом индивидов и удовлетворением их

потребностей.

В этом отношении гегелевская схема исторического развития идеалистическая

-

принципом здесь является прозрачность или непрозрачность

опосредующей

функции социальной организации. Этот принцип правомочен, он

входит,

например, в Марксов анализ докапиталистического и

капиталистического

обществ, но, однако, лишь как дифференцирующий момент. Гегель же

возвышает

его в "Феноменологии" на уровень главного критерия различий между

античным

обществом и позднейшими типами общественных организаций, начиная с

Римской

империи. Греческий полис основан на том, что опосредующие

функции

государства и семейной собственности или опосредующие связи между

трудом

индивида и трудом остальных являются прозрачными. Тот, кто

подчиняется

"нравам и обычаям", действует в соответствии с требованиями

социальной

взаимности. Прослеживается также мотив "самосознания" общества -

античная

общественность осознает себя в законах и обычаях, они являются ее "делом".

В

более поздние времена происходит преобразование индивидуального труда в

труд

анонимный, индивиды работают из личных побуждений, и их труд

приобретает

общее значение, так сказать, за их спиной.

Тем самым мы подходим к анализу Гегелем феномена, который позже

Маркс

назвал "фетишизмом". Перед французской революцией в обществе возникают

два

организационных центра опосредования труда индивида в общественную работу

-

"государственная власть" и "богатство". Оба они являются

"вещностью"

(Dingheit), из которой "исчезло то, что происходит от

деятельности

индивида...". Индивиды полагают "государственную власть" или

"богатство"

(богатством считается не капитал, но имущество, выделенное дворянству за

то,

что оно отказывается от своих партикулярных прав) "вещами", делами

своего

рода, которые лишены признаков своего происхождения.

Из анализа вытекает, что Гегель считает основным фактором

исторического

развития "труд", причем труд анонимный. Тем самым он приближается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты