следующему
этапу его философии.
На основе анализа трех натурфилософских трактатов могло бы
показаться,
что специальностью Шеллинга является натурфилософское изложение,
природы.
Следующие трактаты, однако, показывают, что Шеллинг понимал
натурфилософию
как разработку одной из частей системы, второй частью которой
является
"трансцендентальная философия" с Я как ее предметом. Показательным
и
наиболее разработанным трудом Шеллинга в этом направлении является
"Система
трансцендентального идеализма" (1800).
Во введении к этой работе весьма подробно объясняется
концепция
философии Шеллинга как системы двух взаимодополняющих "философских
наук".
Познание всегда имеет два полюса: объективное, или природу (первый полюс),
и
достоверность Я относительно самого себя (второй полюс). Если исходить
из
природы, то вначале кажется, что природа относительно Я полностью
автономна,
ибо "понятие природы не содержит существования понятия
интеллекта".
Рефлексия природы, однако, приводит нас к факту, что
"необходимой
тенденцией" природы является "одухотворение", интериоризация вплоть
до
человека, причем закономерность понимается как нечто идеальное:
"...чем
больше в самое природу проникает закономерность, тем больше исчезает
этот
покров, тем духовнее становятся сами феномены, а после исчезают полностью".
Наоборот, если исходить из Я, то сначала кажется, что Я
является
самодостаточным. В Я, однако, усматривается не только тенденция к
градации,
т.е. к самосознанию, к которому путь пролегает через ощущение,
восприятие,
представление и рефлексию, но и тенденция к объективизации самого
себя,
которая проявляется в практическом поведении человека, в истории
и
искусстве. Трансцендентальная философия, таким образом, показывает,
как
объективное возникает из субъективного и образует вторую
философскую
"науку", дополняющую натурфилософию, которая дает- направленность природе
к
рефлексии самой себя, к человеку, т.е. к "разуму".
Шеллинг разделяет общую с Фихте идею о том, что как самосознание, так
и
осознание внешнего мира не могут быть объяснены лишь на основе ноэ-
тических
актов, но начало сознания состоит в действии относительно мира. У
Шеллинга,
однако, речь идет об автономно мотивированном сознании индивида, тогда
как
Фихте наибольший упор делает на еще не осознанное поведение
инстинктивного
Я. В "идеализирующей деятельности" (в создании проекта поведения) и
в
последующей "реализующей" акции заложено, что "мир для него (т.
е.
интеллекта.- Авт.) становится действительно объективным". Если бы Я
не
действовало относительно мира, "мир" для него не существовал бы потому,
что
сознание осознает мир лишь потому, что направляет на него свою волю.
В
поведении относительно мира заложены, таким образом, как самосознание, так
и
сознание о мире.
Исходя из того что благодаря моему действию относительно данного
мира
возникает нечто, чего в первоначальном мире не было, можно говорить о
двух
мирах, о первом, данном без человеческого участия, и о другом
-
преобразованной человеком природе ("искусственные произведения").
Этот
второй мир, в котором объективирована "осознанная и свободная
деятельность,
находящаяся в объективном мире (т. е. в природе.- Авт.) лишь в
проблесках,
длится до бесконечности". Намек на признаки свободы в природе
касается
процесса жизни организма, который, по Шеллингу, уже приближается к
автономно
мотивированной деятельности человека.
Посредством воздействия людей на внешний мир осуществляется
и
воздействие людей друг на друга. Человек, который пробуждается к
сознанию
благодаря автономной деятельности относительно внешнего мира, впал бы
в
бессознательное состояние, если бы не было воздействия других интеллектов
на
этот мир, а тем самым и на него: "...непрекращающееся
взаимодействие
разумных существ" является "необходимым условием сознания".
Стремление показать, что в общественном процессе, который основан
на
человеческом автономном поведении, властвует скрытая закономерность
как
"объективная" сторона этого действия, вело Шеллинга к созданию
очерка
философии истории - части "Системы трансцендентального идеализма".
История,
по Шеллингу, конституируется отношениями между необусловленным индивидом,
с
одной стороны, и исторической необходимостью - с другой. Первой
задачей
истории является объяснение того, как "из самой свободы, когда я думаю,
что
действую свободно, должно с необходимостью возникать бессознательное, т.
е.
без моего участия нечто мною не задуманное, или, выражаясь иначе, как
против
этой сознательной деятельности, т. е. свободно определяющей,
должна
становиться деятельность бессознательная и возникающее на ее
основе
неумышленно - и даже вопреки воле действующего - нечто такое, что сам он
по
своей воле не мог бы реализовать...".
Здесь выражены два тезиса философии истории Шеллинга. Первый
тезис:
хотя все индивиды действуют "свободно", т. е. недетерминированно, в
их
деятельности возникает нечто, "что мы никогда не замышляли и что
свобода,
предоставленная сама себе, никогда не совершила бы". По Шеллингу,
для
исторического развития характерна "прогрессивность", проявляющаяся в
том,
что она развивается по направлению к буржуазному "правовому закону",
смыслом
которого является "гарантированная свобода" (имеется в виду свобода в
смысле
буржуазных гарантий). С этой точки зрения история может быть определена
как
"постепенная реализация правового закона". Из постепенного приближения
к
цели истории вытекает и ее периодизация по отдельным эпохам.
Наше
"свободное" поведение превращается в "необходимость", которая
придает
истории направление и ценность. Уже в античности великие представители
духа
указывали, что наше "свободное" поведение таинственным образом
при
воздействии превосходящей нас силы превращается в закономерность.
Второй тезис касается того, что вызывает трансформацию нашей
автономно
мотивированной деятельности в общую закономерность, которая стоит
за
объективным ходом истории. Шеллинг, правильно ставя вопрос о
сущности
истории, не может найти адекватный ответ, касающийся ее закономерности.
Лишь
марксистская философия теорией классов и классовых интересов дала ответ
на
вопрос, как возможно, что большинство членов определенной
общественной
группы действует более или менее одинаковым образом.
Шеллинг, исходя из своей пантеистической ориентации, под
влиянием
Спинозы проецирует условия, вызывающие сходное поведение множества
различных
людей, на неличное божество, которое он называет "вечно
бессознательным",
"абсолютной волей" и на которое "все интеллекты как бы нанесены". Говорит
он
также о "едином духе", который "вещает во всех" и "привел
объективный
результат целого в соответствие со свободной игрой индивидов...".
Шеллинг
решительно отвергает личный характер этой надличностной силы. Это
"абсолютно
идентичное нельзя, однако, представить себе как личное существо, и ничуть
не
лучше полагать его чем-то полностью абстрактным".
В человеческом поведении содержится некая двойственность потому,
что
люди действуют на основе своей личной мотивации, и в то же время их
действия
становятся частью высшего намерения, "простирающегося как ткань,
сотканная
неизвестной рукой в свободной игре произвола истории".
Понятие "идентичное" в "Системе трансцендентального
идеализма"
использовано для обозначения основы действительности вообще.
"Идентичность"
как основа действительности означает, что в сознании и в истории, с
одной
стороны, и в природе - с другой, мы встречаемся с той же основой мира и
с
тем же строением основы, которые можно выразить в понятиях "причина
самого
себя" и "самосотворение". Под "самосотворением" Шеллинг
понимает
обстоятельства, когда природа и сознание понимаемы как восхождение,
как
"прогрессивность" по направлению к высшим творениям. Определенная
аналогия
между природой и человеческим миром состоит в том, что
основа
действительности в обоих случаях проявляется как соединение
бессознательного
и сознательного. Природа творит неосознанно, но в ее продуктах
мы
усматриваем следы разума, и это проявляется в законах природы,
в
направленности к высшему, к человеку, т. е. к разуму. Человеческий
мир,
напротив, творит осознанно, однако из него возникает нечто, чего никто
не
замышлял, т. е. опять нечто неосознанное. "Органом" или
инструментом
проверки того, принадлежат ли сознательное и несознательное друг к
другу,
является философия искусства. Художник творит сознательно, но в
его
продуктах содержится больше, чем он вложил, и это объясняется лишь тем,
что
в искусстве проявляется то "неизменное идентичное, что не может прийти ни
к
какому сознанию".
Большой шаг вперед Шеллинга заключается в том, что он перешел от
тезиса
Фихте - Я (бессознательное и неличное) является основой мира - к тезису
о
том, что основа мира есть то "идентичное", что проявляется в природе и
в
человеческом сознании, с одной стороны, в истории и искусстве - с
другой.
То, что Шеллинг говорит об одушевлении природы, проявляющемся
в
направленности к высшему и к человеку и в том, что
направляющей
действительностью является организм, а не неживая природа,
свидетельствует,
что он понимает природу не материалистически, но тем не менее
как
независимую от сознания. Шеллинг стремится к уравновешиванию субъективного
и
объективного, идеального и реального, конечного и бесконечного.
Объективно,
разумеется, преобладает идеальный момент потому, что абсолютное
понимается
как осознающее себя в человеческом познании. Мировоззренчески значителен
его
пантеизм, важное место занимает он и в истории диалектики.
В "Системе трансцендентального идеализма" уже используется
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123