возникает,
изменяется и гибнет. Это приводит к постоянному повторению.
Понятие
детерминизма у Помпонацци выливается в представление о вечном
круговороте
движения, о движении по кругу.
В трактате "О судьбе, свободе воли, предопределении и
божественном
предвидении" он выражает идею, что случайные события являются
проявлением
общей необходимости (она подобна небу или интеллекту), которая выступает
как
фатум, судьба. Человеческое поведение также определяется отношением причин
и
следствий. Человек может выбирать, но при этом его выбор обусловлен
внешней
объективной средой и собственной природой. Помпонацци указывает также
на
божественное предопределение и личную ответственность индивида: как
может
бог судить о единичном индивидуальном человеческом поведении, если
он
является абсолютной причиной всего существующего, а значит, и
человека?
Христианский бог, таким образом, сам должен бы быть ответствен за грехи,
за
зло в мире.
Согласно Помпонацци, бог не имеет свободной воли, его
"деятельность"
строго детерминирована, она сама является естественной,
природной
необходимостью. И лишь в этом случае он не должен обвиняться
в
ответственности за мирское зло. Зло также принадлежит к необходимости
-
борьба добра и зла выражает необходимую противоречивую гармонию мира. С
этой
точки зрения социальное неравенство лишь релятивно, но в общем принадлежит
к
целостной, противоречиво проявляющейся гармонии мира. Эти мысли
можно
оценить как подходы к диалектическому мышлению. Помпонацци
отождествляет
бога с фатумом, природной необходимостью, что показывает его ориентацию
на
пантеизм.
Продолжателями идей Помпонацци были прежде всего логик Жакоб
(Яков)
Забарелла из Падуи (1532-1589), Лучилио Вамини (1585-1619) и др. В XVI
в.
спор между александристами и аверроистами затих, аристотелики
приняли
компромиссное решение. Среди тех, кто дальше развивали подлинное
учение
Аристотеля, находился и естествоиспытатель Андреас Цесальпиний (1519-
1603),
придворный папский лекарь, ученый, который открыл закон
кровообращения,
систематизатор растительного мира.
РЕФОРМАЦИЯ
Реформация непосредственно является исторической ситуацией XV и
XVI
вв., а как понятие исторической науки определяет время, в период которого
в
Средней и Западной Европе происходит широкое движение народных масс.
Особое
значение это понятие имеет для исторического определения
революционного
движения в Германии. Термин "реформация" выражает ту существенную
сторону
движения, центром которой является революционная критика и атака
на
монопольное положение католической папской церкви и ее учения
в
политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.
В
связи с целым комплексом изменений, возникающих в этой ситуации, Ф.
Энгельс
определил революционизирующее протекание реформаторского движения как
первую
решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта
характеристика
относится к немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные
революционные
черты содержатся в каждом антифеодально ориентированном
реформаторском
движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы
наступающего
мещанства, зародыша будущей буржуазии. Реформация была
международным
движением, она не закончилась с поражением Крестьянской войны в Германии,
но
продолжалась в дальнейшем революционном цикле.
В XVI в. реформаторское движение достигло апогея своего развития.
В
ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход
к
новой протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилось
реформацией
католической церкви. XVII век уже не знает Реформации. В
последующем
развитии постепенно образуются условия для эпохи "классических"
буржуазных
революций.
Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе
осуществлялся
двояким образом: с одной стороны, через Ренессанс, с другой -
путем
европейской Реформации. Оба течения отличаются друг от друга
способом
критики средневековой схоластики, однако оба они выражают
необходимость
гибели средневековой философии и идеологии, выступают проявлением
ее
кризиса, образуют предпосылки создания основ философии Нового времени.
Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов
большое
значение имеют учения английского реформатора Виклифа и его
последователя
мастера Яна Гуса. Их учения являются первыми проявлениями
реформаторской
антифеодальной идеологии. Антифеодальная направленность и вытекающие из
нее
аспекты учения Нового времени не возникают, однако, как ясно осознанные:
они
были лишь следствием потребности улучшить отношения в церкви.
Эта
потребность была очевидной для общества. Виклиф и Гус нападали на
церковь
как на чужеродное, паразитирующее образование; в этом смысле их
взгляды
совпадают. Под влиянием конкретных условий в учении Гуса
подчеркивается
социальная и гуманитарная направленность. Воинствующий гуманизм его
учения
оправдывал выступление народа против верхов.
Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже
в
выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и
Ренессанс
неотделимы друг от друга.
Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483-1546) имело
своего
выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель
немецкого
протестантизма, на которого оказали влияние мистика (И. Таулер) и
учение
Гуса, не был философом и мыслителем. Несмотря на это,
импульсивная
религиозность его теологии содержала некоторые философские элементы и идеи.
Лютер выступил против церкви как единственного посредника между богом
и
человеком. Его первое публичное выступление касалось именно этой
проблемы,
оно было направлено против выдачи отпущений грехов. В свою очередь оно
стало
сигналом ко всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности
римской
церкви и против католического духовенства вообще. Лютер становится во
главе
стихийно нарастающего антицерковного движения.
Своей критикой "видимой" церкви и требованием понимания ее
как
сообщества тех, на кого снизошла божья милость, он выражал точку
зрения,
согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека.
Такая
позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе.
Лютер,
однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчеркивает
чувство
вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь
сам
стоит перед богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения
он
усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть
в
Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим.
В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения.
Бог
предопределяет людей к вечному спасению, потому что знает - они уверуют
в
течение своей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит
от
церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается
чистой
верой, которая является "божьим даром".
В требовании о том, что не нужно ничего иного, кроме откровенного
слова
Божия, выражено отвращение к рациональному, на котором он выжигает
клеймо
"чертовой девки". Отсюда и отношение Лютера к философии: слово и
разум,
теология и философия должны не смешиваться, а ясно различаться. В
трактате
"К христианскому дворянству немецкой нации" он отвергает языческое
учение
Аристотеля, ибо оно уводит от истинной христианской веры в
откровенное
слово, и призывает к запрету изучения книг Аристотеля.
Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты,
имела
классовый и исторически ограниченный характер. В сущности она
выражала
интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы
широких
масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасения от
которых
следует искать в боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому
оно
отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно
лишь
терпеть и признавать и подчиняться ей. Христиане должны подчиниться
власти,
не бунтовать против нее. Взгляды Лютера поддерживали интересы,
требующие
сильной государственной власти. К. Маркс писал: "...Лютер победил рабство
по
набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению".
Сподвижник Лютера Филипп Меланхтон (1497- 1560) вновь обратился
к
старым схоластическим традициям, подчеркнул роль Аристотеля в
качестве
философской опоры, в которой нуждается протестантская церковь и ее учение.
В
отличие от Лютера Меланхтон не был способен к живому, темпераментному
бою.
Его учение характеризовалось консерватизмом и скованностью,
носило
догматический характер. Первоначальный бунтующий тон лютеранства
иссяк,
исчезла его мистическая сила. Вновь - теперь уже при протестантизме
-
философия становится служанкой теологии, оживают схоластические традиции.
В первой половине XVI в. лютеранство распространяется в другие
страны
(Австрию, Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию
и
Францию). Особенно сильно движение Реформации охватило Швейцарию, где с
XV
в. начали разлагаться старые феодальные отношения, развивалось
мануфактурное
производство. Швейцарское мещанство, нарождающаяся буржуазия были в
отличие
от немецкой более последовательными и решительными. Здесь возникают
новые
направления Реформации: цвинглианство и кальвинизм.
Реформатор Ульрих Цвингли (1484-1531) проводит радикальную
реформу
церкви: был уничтожен статус священников как особого сословия,
церковное
имущество передано государству, ликвидированы церковные обряды.
После спада первой волны Реформации (1531) подымается вторая
волна,
связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-
1564),
который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123