История философии в кратком изложении

возникает,

изменяется и гибнет. Это приводит к постоянному повторению.

Понятие

детерминизма у Помпонацци выливается в представление о вечном

круговороте

движения, о движении по кругу.

В трактате "О судьбе, свободе воли, предопределении и

божественном

предвидении" он выражает идею, что случайные события являются

проявлением

общей необходимости (она подобна небу или интеллекту), которая выступает

как

фатум, судьба. Человеческое поведение также определяется отношением причин

и

следствий. Человек может выбирать, но при этом его выбор обусловлен

внешней

объективной средой и собственной природой. Помпонацци указывает также

на

божественное предопределение и личную ответственность индивида: как

может

бог судить о единичном индивидуальном человеческом поведении, если

он

является абсолютной причиной всего существующего, а значит, и

человека?

Христианский бог, таким образом, сам должен бы быть ответствен за грехи,

за

зло в мире.

Согласно Помпонацци, бог не имеет свободной воли, его

"деятельность"

строго детерминирована, она сама является естественной,

природной

необходимостью. И лишь в этом случае он не должен обвиняться

в

ответственности за мирское зло. Зло также принадлежит к необходимости

-

борьба добра и зла выражает необходимую противоречивую гармонию мира. С

этой

точки зрения социальное неравенство лишь релятивно, но в общем принадлежит

к

целостной, противоречиво проявляющейся гармонии мира. Эти мысли

можно

оценить как подходы к диалектическому мышлению. Помпонацци

отождествляет

бога с фатумом, природной необходимостью, что показывает его ориентацию

на

пантеизм.

Продолжателями идей Помпонацци были прежде всего логик Жакоб

(Яков)

Забарелла из Падуи (1532-1589), Лучилио Вамини (1585-1619) и др. В XVI

в.

спор между александристами и аверроистами затих, аристотелики

приняли

компромиссное решение. Среди тех, кто дальше развивали подлинное

учение

Аристотеля, находился и естествоиспытатель Андреас Цесальпиний (1519-

1603),

придворный папский лекарь, ученый, который открыл закон

кровообращения,

систематизатор растительного мира.

РЕФОРМАЦИЯ

Реформация непосредственно является исторической ситуацией XV и

XVI

вв., а как понятие исторической науки определяет время, в период которого

в

Средней и Западной Европе происходит широкое движение народных масс.

Особое

значение это понятие имеет для исторического определения

революционного

движения в Германии. Термин "реформация" выражает ту существенную

сторону

движения, центром которой является революционная критика и атака

на

монопольное положение католической папской церкви и ее учения

в

политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.

В

связи с целым комплексом изменений, возникающих в этой ситуации, Ф.

Энгельс

определил революционизирующее протекание реформаторского движения как

первую

решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта

характеристика

относится к немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные

революционные

черты содержатся в каждом антифеодально ориентированном

реформаторском

движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы

наступающего

мещанства, зародыша будущей буржуазии. Реформация была

международным

движением, она не закончилась с поражением Крестьянской войны в Германии,

но

продолжалась в дальнейшем революционном цикле.

В XVI в. реформаторское движение достигло апогея своего развития.

В

ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход

к

новой протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилось

реформацией

католической церкви. XVII век уже не знает Реформации. В

последующем

развитии постепенно образуются условия для эпохи "классических"

буржуазных

революций.

Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе

осуществлялся

двояким образом: с одной стороны, через Ренессанс, с другой -

путем

европейской Реформации. Оба течения отличаются друг от друга

способом

критики средневековой схоластики, однако оба они выражают

необходимость

гибели средневековой философии и идеологии, выступают проявлением

ее

кризиса, образуют предпосылки создания основ философии Нового времени.

Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов

большое

значение имеют учения английского реформатора Виклифа и его

последователя

мастера Яна Гуса. Их учения являются первыми проявлениями

реформаторской

антифеодальной идеологии. Антифеодальная направленность и вытекающие из

нее

аспекты учения Нового времени не возникают, однако, как ясно осознанные:

они

были лишь следствием потребности улучшить отношения в церкви.

Эта

потребность была очевидной для общества. Виклиф и Гус нападали на

церковь

как на чужеродное, паразитирующее образование; в этом смысле их

взгляды

совпадают. Под влиянием конкретных условий в учении Гуса

подчеркивается

социальная и гуманитарная направленность. Воинствующий гуманизм его

учения

оправдывал выступление народа против верхов.

Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже

в

выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и

Ренессанс

неотделимы друг от друга.

Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483-1546) имело

своего

выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель

немецкого

протестантизма, на которого оказали влияние мистика (И. Таулер) и

учение

Гуса, не был философом и мыслителем. Несмотря на это,

импульсивная

религиозность его теологии содержала некоторые философские элементы и идеи.

Лютер выступил против церкви как единственного посредника между богом

и

человеком. Его первое публичное выступление касалось именно этой

проблемы,

оно было направлено против выдачи отпущений грехов. В свою очередь оно

стало

сигналом ко всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности

римской

церкви и против католического духовенства вообще. Лютер становится во

главе

стихийно нарастающего антицерковного движения.

Своей критикой "видимой" церкви и требованием понимания ее

как

сообщества тех, на кого снизошла божья милость, он выражал точку

зрения,

согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека.

Такая

позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе.

Лютер,

однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчеркивает

чувство

вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь

сам

стоит перед богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения

он

усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть

в

Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим.

В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения.

Бог

предопределяет людей к вечному спасению, потому что знает - они уверуют

в

течение своей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит

от

церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается

чистой

верой, которая является "божьим даром".

В требовании о том, что не нужно ничего иного, кроме откровенного

слова

Божия, выражено отвращение к рациональному, на котором он выжигает

клеймо

"чертовой девки". Отсюда и отношение Лютера к философии: слово и

разум,

теология и философия должны не смешиваться, а ясно различаться. В

трактате

"К христианскому дворянству немецкой нации" он отвергает языческое

учение

Аристотеля, ибо оно уводит от истинной христианской веры в

откровенное

слово, и призывает к запрету изучения книг Аристотеля.

Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты,

имела

классовый и исторически ограниченный характер. В сущности она

выражала

интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы

широких

масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасения от

которых

следует искать в боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому

оно

отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно

лишь

терпеть и признавать и подчиняться ей. Христиане должны подчиниться

власти,

не бунтовать против нее. Взгляды Лютера поддерживали интересы,

требующие

сильной государственной власти. К. Маркс писал: "...Лютер победил рабство

по

набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению".

Сподвижник Лютера Филипп Меланхтон (1497- 1560) вновь обратился

к

старым схоластическим традициям, подчеркнул роль Аристотеля в

качестве

философской опоры, в которой нуждается протестантская церковь и ее учение.

В

отличие от Лютера Меланхтон не был способен к живому, темпераментному

бою.

Его учение характеризовалось консерватизмом и скованностью,

носило

догматический характер. Первоначальный бунтующий тон лютеранства

иссяк,

исчезла его мистическая сила. Вновь - теперь уже при протестантизме

-

философия становится служанкой теологии, оживают схоластические традиции.

В первой половине XVI в. лютеранство распространяется в другие

страны

(Австрию, Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию

и

Францию). Особенно сильно движение Реформации охватило Швейцарию, где с

XV

в. начали разлагаться старые феодальные отношения, развивалось

мануфактурное

производство. Швейцарское мещанство, нарождающаяся буржуазия были в

отличие

от немецкой более последовательными и решительными. Здесь возникают

новые

направления Реформации: цвинглианство и кальвинизм.

Реформатор Ульрих Цвингли (1484-1531) проводит радикальную

реформу

церкви: был уничтожен статус священников как особого сословия,

церковное

имущество передано государству, ликвидированы церковные обряды.

После спада первой волны Реформации (1531) подымается вторая

волна,

связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-

1564),

который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты