История философии в кратком изложении

В

каждой вещи, согласно ее характеру, преобладает один из этих

трех

качественных элементов. В вещах, тяготеющих к красоте, мудрости или

правде,

преобладает саттва, тогда как тамас является решающим элементом

всего

пассивного, ограниченного или темного. Все активное, энергичное

и

агрессивное содержит преимущественно раджас.

Наряду с пракрити в санкхье признается существование абсолютной

души

(пуруши), которая независима от материальной основы мира. Ее

нельзя

наблюдать и обнаружить, несмотря на то что она присутствует во всех вещах

и

существах, которые существуют благодаря ее наличию. При соединении

пракрити

и пуруши (природы и духа) возникает двадцать пять исходных принципов,

среди

которых наравне с материальными (вода, воздух, земля и т. д.) существуют

и

духовные (интеллект, самосознание). Отношение между двумя

элементами

объективной реальности (пракрити и пуруши в изложении философии

санкхья)

сложное, и его оценка далеко не однозначна и ныне. Из трактата

Ишваракришны

и других сочинений ясно, что санкхья является дуалистической философией,

но

представляется, что материалистическая тенденция в этом учении, особенно

на

ранних фазах развития, весьма значительна. Санкхья оказала большое

влияние

на другие религиозно-философские системы и на индийскую культуру.

Йога. Вторым столетием н. э. датируется основополагающее

произведение

философии йоги, созданное Патанджали. Его работа, написанная в

весьма

лаконичном стиле, часто комментировалась, и такие авторы, как Вьяса (ок.

IV

в.), Вачаспати и многие другие, стремились не только подробно

рассматривать

учение этой школы, но и разрабатывать и обогащать ее терминологию

и

некоторые другие аспекты. Философия йоги, делающая акцент на

исследование

психологических категорий и на практическое психологическое

обучение,

исходит во многом из положений о медитации различных ранее

существовавших

систем (в широком смысле слова термин "йога" употребляется для

обозначения

медитационной практики). Йога также весьма близка философии санкхья,

из

которой она берет многие положения, прежде всего учение о дуализме

пракрити

и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. Эти

фундаментальные

положения в йоге, однако, дальше не развиваются, и она ориентируется

на

конкретные психические вопросы. Центральной категорией для нее

становится

читта, принимающая форму всех потенциальных психических состояний.

Главная

суть читты остается неизменной, а отдельные проявления

(конкретные

психические состояния) являются их модификациями, лучше сказать

-

деформациями, ее развития. . Практически известные психические

состояния,

которые непосредственно наблюдаемы, философия йоги называет клеша, она

их

подробно перечисляет и анализирует.

Важным элементом всей системы является описание правил

психологически

ориентированной тренировки; ее отдельные ступени содержат

самообладание

(яма), овладение дыханием при определенных положениях тела (асана),

изоляцию

чувств от внешних влияний (Пратьяхара), концентрацию мысли

(дхарана),

медитации (дхьяна) и, наконец, состояние отторжения (самадхи) -

освобождение

от телесной оболочки. В йоге разработаны также технические аспекты

этой

тренировки. Философия йоги, в частности на более поздних фазах

развития,

признает существование абсолютного существа, которым является Ишвара. Он

в

своей сути совершенен и помогает последователям своей школы добиться

(при

прохождении через все ступени психологического обучения) освобождения

души

из пут кармы и самсары.

Вайшешика. Основателем другой индуистской системы-школы вайшешика-

был

Канада (I в.). Самый ранний этап системы вайшешика содержит

четкие

материалистические тенденции. Основные тезисы этой школы исходят из

того,

что существуют постоянные изменения, вечный и циклический

процесс

возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый

элемент

атом (ану). В понимании вайшешиков, атомы вечны, неуничтожимы, никем

не

созданы. Обладают они также и различными качествами (гуна),

которых

насчитывается семнадцать. Из всегда временного соединения атомов

возникают

одушевленные и неодушевленные предметы, доступные нашим

чувствам.

Перерождение в таком случае является результатом постоянного соединения

и

разъединения атомов. В текстах вайшешиков говорится о том, что

атомы

шаровидны (паримандала). Вайшешика делит категории на общие (саманья)

и

частные (вишеша) (отсюда и название всей школы), которые содержатся во

всех

предметах, и на их основе можно эти предметы различать. При

всех

качественных и количественных различиях все телесные и нетелесные вещи

имеют

общую сущность, ибо они состоят из субстанций (дравья), которых

всего

девять. Речь идет о субстанциях, имеющих материальную основу (вода,

огонь,

земля, эфир), однако в вайшешике признается и существование

нематериальных

субстанций, это - душа (атман), состоящая из психических качеств.

Душа

нематериальна, вечна и бесконечна, существует в двух формах: ишвара

или

параматман (абсолютная, или высшая, душа), в своей сути совершенная

и

вездесущая, и индивидуальные души (атман), которые странствуют в

бесконечном

коловращении жизней.

Ньяя. С вайшешикой тесно связана школа ньяя. Обе системы в

определенном

смысле дополняют друг друга - ньяя переняла метафизику вайшешики;

тексты

обеих школ не полемизируют друг с другом. Основателем ньяи

считается

Акшапада Готама (или Гаутама), его деятельность относится к началу

нашей

эры. Ньяя - система, в которой делается упор на исследовании

метафизических

вопросов при помощи логики. Трактат Готамы часто

подвергался

комментированию, и постепенно (на основе этих комментариев) возник целый

ряд

направлении и школ индийской логики (также называемых ньяя). К

известным

комментаторам и логикам принадлежали, в частности, Пакшиласвамин Ватсьяяна

и

Пашупатачарья Бхарадваджа и ряд других. Позже возникла навьяньяя

(новая

ньяя), среди ее сторонников были Гангеша (ок. XIII в.), Джаядева

Пакшадхара,

Рагхунатха Широмани (оба жили на рубеже XV-XVI вв.), Матхуранатха

Таравагиша

(ок. 1600-1675) и многие другие.

Как отмечалось, в ньяе особое внимание уделяется проблемам логики

и

гносеологии, в частности средствам надежного, достоверного

познания

(прамана), вводится несколько источников познания, которыми

являются

-чувствование, заключение и заключение посредством аналогии.

Согласно

некоторым школам, к этим источникам присоединяется и шабда (слово) -

ссылка

на авторитет ведических текстов и других источников. Материалистические

же

направления допускали в качестве средства познания только чувствование.

В

текстах ньяи подробно разрабатывались различные категории,

например

сообщение, объект познания и т. д.; излагались принципы логического

анализа,

проблемы критерия истинности и др. Интересным является также

введение

понятия силлогизма, необходимого для подтверждения -

правильности

заключения. В большинстве школ используется пятичленный силлогизм

(последние

два его члена иногда считают тавтологическими), который содержит

следующие

члены (приводятся примеры, часто цитируемые в текстах ньяя):

1) тезис (пратиджня) -На горе огонь,

2) довод (хету) - .(потому что там) дым,

3) пример (удахарана) - где дым, там и огонь, как в очаге,

4) аппликация (упанаяна) - то же и здесь,

5) вывод (нигамана) - тогда это так (т. е. соответствует тезису).

Примеры часто присутствовали в изложении не только силлогизмов, но

и

других категорий, которые ньяя развивала. Примеры должны были

подкреплять

аргументацию и часто помогали понять очень лаконичные формулировки

основных

тезисов.

Миманса. Первым сохранившимся текстом школы миманса является

трактат

Джаймини (жил, видимо, между II в. до н. э. и II в. н. э.). Ввиду того

что

миманса первоначально была системой правил, помогающих пониманию Вед,

то

развивалась она с давних пор. Среди представителей этой школы возникли

два

направления, из них более ранним является учение Прабхакары, несколько

позже

работал Кумарила (приблизительно между VII и VIII вв.).

Миманса провозглашает возврат к Ведам; согласно этому

учению,

единственным путем освобождения из пут самсары и кармы

является

последовательное выполнение того, чему учат Веды. Миманса не

только

воспринимает ведические тексты как высший авторитет, но и видит в

них

сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно

и

является абсолютной. Иногда эти тексты полностью идентифицируются с

брахмой.

Миманса утверждает, что с помощью теории познания можно не только

достичь

правильного понимания сути вещей, но и постичь

основополагающие

метафизические понятия. Некоторые понятия, с помощью которых

исследуются

источники правильного знания (парамана), сравнимы с некоторыми

понятиями

логики. Сюда относятся, например, чувственное восприятие

(пратьякша),

логическое заключение (анумана) или сравнение (упамана). Другие

источники

правильного знания, которые миманса признает, находятся в тесной связи

с

ядром учения Вед. Это, в частности, слово (шабда), подразумевающее ссылку

на

авторитет Вед, далее очевидность (артхапати) или отсутствие

(абхава),

показывающее, что иногда не существует средств для того, чтобы

понять

подлинное содержание ведического слова и ведических ритуалов.

Веды

становятся практически единственным источником познания, а

приведенные

источники правильного знания - не что иное, как средства, при помощи

которых

можно черпать из этого источника. В текстах мимансы отводится много

места

различным изложениям отдельных ведических ритуалов, некоторые

положения

сопровождаются многочисленными примерами и т. д. Позже в учение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты