любые
доказательства. В отличие от эпикурейской и стоической философии, в
которых
достижение счастья необходимо предполагало познание явлений и
законов
природы т. е. познание вещей, философия скептицизма в прямом смысле
слова
отказывается от этого познания.
Достижение счастья, по Пиррону, означает достижение
атараксии
(спокойствия, невозмутимости).
Подобное положение вещей является результата ответа на три
основных
вопроса. Первый: "Из чего состоят вещи?" На него невозможно ответить
потом
что ни одна вещь не суть "это больше, чем другое". Из этого
положения
вытекает и ответ на другой вопрос: "Как мы должны относиться к этим
вещам?"
На основе предыдущего ответа единственным достойным отношением к
вещам
считалось "воздержание от каких-либо суждений". Воздержание от суждений
не
означает, однако, отрицания существа их истины или правоты. Пиррон и
Тимон
признают лишь непосредственные восприятия, если о них говорится как
о
восприятиях. В этом можно усмотреть определение субъективно-
идеалистическое
измерение античного скептицизма. Третий вопрос: "Какую пользу мы получим
из
такого отношения к вещам?" Ответ Пиррон вытекает из предыдущих положений
и
направлен на этические последствия этой проблематики. Если мы воздержимся
от
всяких суждений о вещах, то мы достигнем устойчивого и невозмутимого
покоя.
Именно в этом скептики и видят высшую ступень возможно блаженства.
Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную
проблематику
сложности развития познания, его основной чертой были, однако,
безнадежность
и отказ, ведущие к агностицизму.
Эклектицизм. С начала II в. до н. э. упадок греческого
философского
мышления становится все более очевидным. Одним из его отчетливых
проявлении
служит эклектицизм - механистическое соединение отдельных, часто
весьма
неорганически вырванных частей из различных философских систем.
Он
развивается на основе как академической, так и перипатетической и
стоической
философии. Часто эклектики стремятся к цельному,
систематическому
упорядочению возрастающего количества эмпирических знаний и к их
соединению.
К наиболее видным представителям академического эклектицизма
принадлежат
Филон (150-79 до н. э.) и Антиох (последняя треть II и первая треть I в.
до
н. э.). Эклектицизм на основе стоической философии представляют Боэций
из
Сидона (первые две трети II в. до н. э.), Панэтий (ок. 185-110 до н. э.)
и
Посидоний (135-51 до н. э.). Видимо, меньше всего эклектицизм проявлялся
в
школе перипатетиков. Доказательством может быть не только постоянное
издание
трудов Аристотеля, но и ориентация на эмпирическое естествознание.
Можно
упомянуть Боэция из Сидона (не путать с Боэцием-стоиком) и Ксенарха
(оба
работали в I в. до н. э.), которые в большей или меньшей
степени
придерживались традиций аристотелизма, дополняя его в отдельных
случаях
воззрениями других философов.
РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря
существенно
усиливается влияние Рима, который из городской республики становится
сильной
державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира.
Под
его экономическое и политическое влияние попадают и города
континентальной
Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой
культуры,
составной частью которой была философия. Римская культура и
образование
развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были
несколько
столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все
стороны
известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых
цивилизаций
древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен),
образуют
широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно
развивались
естественные и технические науки, небывалого размаха достигают
политические
и юридические.
Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из
того,
с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным
поэтому
является то, что и римская философия формируется под решающим
влиянием
греческого, в частности эллинистического, философского мышление
Определенным
импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение
его
афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся
представители
существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до
н.
э.).
Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три
философских
направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,-
стоицизм,
эпикуреизм и скептицизм.
Стоицизм. Наибольшее распространение как в республиканском, так и
позже
в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают
единственным
философским направлением, которое в римский период приобрело новое
звучание.
Его начала можно увидеть уже во влиянии Диогена из Селевкии и Антипатра
из
Тарса (которые прибыли в Рим с упомянутым афинским посольством).
Заметную
роль в развитии стоицизма в Риме сыграли также представители средней стои
-
Панэтий из Родоса и Посидоний,[ ]которые сравнительно
продолжительный период работали в Риме. Их заслуга состоит в том, что
они
способствовали широкому распространению стоицизма в средних и высших
классах
римского общества. Среди учеников Панэтия были такие выдающиеся
личности
Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон.
Панэтий в основных положениях своего учения в значительной
мере
придерживался старого стоицизма. Так, у него встречается понятие
логоса,
аналогичное понятию, например, у Хрисиппа, который придерживался
сходных
онтологических воззрений. В области этики он несколько приблизил
к
практической жизни идеал стоического мудреца.
На дальнейшее развитие римского стоицизма большое влияние
оказал
Посидоний. В области онтологии он развивает основную
философскую
проблематику учения Аристотеля, а также вопросы, граничащие
с
естественнонаучной проблематикой и космологией. Исходные философские
и
этические воззрения греческого стоицизма он соединяет с элементами
учений
Платона, а в некоторых случаях и с пифагорейским мистицизмом. (В
этом
проявляется определенный
эклектицизм, который был типичен для римской философии того периода.)
Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои)
были
Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) происходил из
сословия
"всадников" \ Сословие "всадников" было вторым привилегированным
сословием после сословия сенаторов. \, получил всестороннее
естественнонаучное, юридическое и философское образование,
сравнительно
длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже
становится
воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на
трон
он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год
власти
Нерона он посвящает ему трактат "О милосердии", в котором призывает
Нерона
как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа.
По мере роста престижа и богатства Сенека входит в конфликт со
своим
окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет.
Он
покидает город и живет в своем близлежащем имении. Обвиненный в
подготовке
заговора, он был вынужден покончить самоубийством.
Наследие Сенеки весьма обширно. К его наиболее выдающимся
работам
относятся "Письма Луцилию", "Рассуждение о провидении", "О
стойкости
философа", "О гневе", "О счастливой жизни", "О свободном времени",
"О
добродетели" и т. д. За исключением "Вопросов природы"
("Quastiones
naturales"), все его работы посвящены этическим проблемам. Если старая
стоя
полагала физику душой, то философия новой стои считает ее
полностью
подчиненной областью.
В воззрениях на природу (так же как и в остальных частях
своего
творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения старой
стой.
Это проявляется, например, в материалистически ориентированном
дуализме
материи и формы. Разум считается активным принципом, который
сообщает
материи форму. При этом однозначно признается первичность материи.
Душу
(пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как весьма
тонкую
материю, смесь элементов огня и воздуха.
В гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма,
является
сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет
свое
начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он,
однако,
принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется
прежде
всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как
"оков"
души.
Сенека исходит из того, что все в мире и во вселена ной
подчинено
власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога
как
имманентной, правящей силы, властвующей над разумом (логосом).
Сенека
характеризует ее как "высшее благо и наивысшую мудрость",
которая
реализуется в гармонии мира и его целесообразном устройстве.
В отличие от старой стой Сенека (так же как и весь римский
стоицизм)
почти не занимается логической проблематикой. Центром и средоточием
его
системы является этика. Как основной выделяется принцип согласия с
природой
(жить счастливо - значит жить в соответствии с природой) и
принцип
подчиненности человека судьбе. Вопросу, как прожить жизнь, посвящены
его
трактаты "О краткости жизни" и "О счастливой жизни". В них проецируются
как
личный опыт Сенеки, так и общественные отношение тогдашнего Рима.
Утрата
гражданских свобод и упадок республиканских добродетелей в
эпоху
императорской власти приводят его к значительным сомнениям
относительно
будущего. "На три периода делится жизнь: прошлое, настоящее и будущее.
Из
них тот в котором живем, краток; тот, в котором будем жить сомнителен,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123