История философии в кратком изложении

любые

доказательства. В отличие от эпикурейской и стоической философии, в

которых

достижение счастья необходимо предполагало познание явлений и

законов

природы т. е. познание вещей, философия скептицизма в прямом смысле

слова

отказывается от этого познания.

Достижение счастья, по Пиррону, означает достижение

атараксии

(спокойствия, невозмутимости).

Подобное положение вещей является результата ответа на три

основных

вопроса. Первый: "Из чего состоят вещи?" На него невозможно ответить

потом

что ни одна вещь не суть "это больше, чем другое". Из этого

положения

вытекает и ответ на другой вопрос: "Как мы должны относиться к этим

вещам?"

На основе предыдущего ответа единственным достойным отношением к

вещам

считалось "воздержание от каких-либо суждений". Воздержание от суждений

не

означает, однако, отрицания существа их истины или правоты. Пиррон и

Тимон

признают лишь непосредственные восприятия, если о них говорится как

о

восприятиях. В этом можно усмотреть определение субъективно-

идеалистическое

измерение античного скептицизма. Третий вопрос: "Какую пользу мы получим

из

такого отношения к вещам?" Ответ Пиррон вытекает из предыдущих положений

и

направлен на этические последствия этой проблематики. Если мы воздержимся

от

всяких суждений о вещах, то мы достигнем устойчивого и невозмутимого

покоя.

Именно в этом скептики и видят высшую ступень возможно блаженства.

Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную

проблематику

сложности развития познания, его основной чертой были, однако,

безнадежность

и отказ, ведущие к агностицизму.

Эклектицизм. С начала II в. до н. э. упадок греческого

философского

мышления становится все более очевидным. Одним из его отчетливых

проявлении

служит эклектицизм - механистическое соединение отдельных, часто

весьма

неорганически вырванных частей из различных философских систем.

Он

развивается на основе как академической, так и перипатетической и

стоической

философии. Часто эклектики стремятся к цельному,

систематическому

упорядочению возрастающего количества эмпирических знаний и к их

соединению.

К наиболее видным представителям академического эклектицизма

принадлежат

Филон (150-79 до н. э.) и Антиох (последняя треть II и первая треть I в.

до

н. э.). Эклектицизм на основе стоической философии представляют Боэций

из

Сидона (первые две трети II в. до н. э.), Панэтий (ок. 185-110 до н. э.)

и

Посидоний (135-51 до н. э.). Видимо, меньше всего эклектицизм проявлялся

в

школе перипатетиков. Доказательством может быть не только постоянное

издание

трудов Аристотеля, но и ориентация на эмпирическое естествознание.

Можно

упомянуть Боэция из Сидона (не путать с Боэцием-стоиком) и Ксенарха

(оба

работали в I в. до н. э.), которые в большей или меньшей

степени

придерживались традиций аристотелизма, дополняя его в отдельных

случаях

воззрениями других философов.

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря

существенно

усиливается влияние Рима, который из городской республики становится

сильной

державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира.

Под

его экономическое и политическое влияние попадают и города

континентальной

Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой

культуры,

составной частью которой была философия. Римская культура и

образование

развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были

несколько

столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все

стороны

известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых

цивилизаций

древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен),

образуют

широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно

развивались

естественные и технические науки, небывалого размаха достигают

политические

и юридические.

Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из

того,

с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным

поэтому

является то, что и римская философия формируется под решающим

влиянием

греческого, в частности эллинистического, философского мышление

Определенным

импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение

его

афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся

представители

существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до

н.

э.).

Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три

философских

направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,-

стоицизм,

эпикуреизм и скептицизм.

Стоицизм. Наибольшее распространение как в республиканском, так и

позже

в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают

единственным

философским направлением, которое в римский период приобрело новое

звучание.

Его начала можно увидеть уже во влиянии Диогена из Селевкии и Антипатра

из

Тарса (которые прибыли в Рим с упомянутым афинским посольством).

Заметную

роль в развитии стоицизма в Риме сыграли также представители средней стои

-

Панэтий из Родоса и Посидоний,[ ]которые сравнительно

продолжительный период работали в Риме. Их заслуга состоит в том, что

они

способствовали широкому распространению стоицизма в средних и высших

классах

римского общества. Среди учеников Панэтия были такие выдающиеся

личности

Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон.

Панэтий в основных положениях своего учения в значительной

мере

придерживался старого стоицизма. Так, у него встречается понятие

логоса,

аналогичное понятию, например, у Хрисиппа, который придерживался

сходных

онтологических воззрений. В области этики он несколько приблизил

к

практической жизни идеал стоического мудреца.

На дальнейшее развитие римского стоицизма большое влияние

оказал

Посидоний. В области онтологии он развивает основную

философскую

проблематику учения Аристотеля, а также вопросы, граничащие

с

естественнонаучной проблематикой и космологией. Исходные философские

и

этические воззрения греческого стоицизма он соединяет с элементами

учений

Платона, а в некоторых случаях и с пифагорейским мистицизмом. (В

этом

проявляется определенный

эклектицизм, который был типичен для римской философии того периода.)

Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои)

были

Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) происходил из

сословия

"всадников" \ Сословие "всадников" было вторым привилегированным

сословием после сословия сенаторов. \, получил всестороннее

естественнонаучное, юридическое и философское образование,

сравнительно

длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже

становится

воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на

трон

он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год

власти

Нерона он посвящает ему трактат "О милосердии", в котором призывает

Нерона

как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа.

По мере роста престижа и богатства Сенека входит в конфликт со

своим

окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет.

Он

покидает город и живет в своем близлежащем имении. Обвиненный в

подготовке

заговора, он был вынужден покончить самоубийством.

Наследие Сенеки весьма обширно. К его наиболее выдающимся

работам

относятся "Письма Луцилию", "Рассуждение о провидении", "О

стойкости

философа", "О гневе", "О счастливой жизни", "О свободном времени",

добродетели" и т. д. За исключением "Вопросов природы"

("Quastiones

naturales"), все его работы посвящены этическим проблемам. Если старая

стоя

полагала физику душой, то философия новой стои считает ее

полностью

подчиненной областью.

В воззрениях на природу (так же как и в остальных частях

своего

творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения старой

стой.

Это проявляется, например, в материалистически ориентированном

дуализме

материи и формы. Разум считается активным принципом, который

сообщает

материи форму. При этом однозначно признается первичность материи.

Душу

(пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как весьма

тонкую

материю, смесь элементов огня и воздуха.

В гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма,

является

сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет

свое

начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он,

однако,

принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется

прежде

всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как

"оков"

души.

Сенека исходит из того, что все в мире и во вселена ной

подчинено

власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога

как

имманентной, правящей силы, властвующей над разумом (логосом).

Сенека

характеризует ее как "высшее благо и наивысшую мудрость",

которая

реализуется в гармонии мира и его целесообразном устройстве.

В отличие от старой стой Сенека (так же как и весь римский

стоицизм)

почти не занимается логической проблематикой. Центром и средоточием

его

системы является этика. Как основной выделяется принцип согласия с

природой

(жить счастливо - значит жить в соответствии с природой) и

принцип

подчиненности человека судьбе. Вопросу, как прожить жизнь, посвящены

его

трактаты "О краткости жизни" и "О счастливой жизни". В них проецируются

как

личный опыт Сенеки, так и общественные отношение тогдашнего Рима.

Утрата

гражданских свобод и упадок республиканских добродетелей в

эпоху

императорской власти приводят его к значительным сомнениям

относительно

будущего. "На три периода делится жизнь: прошлое, настоящее и будущее.

Из

них тот в котором живем, краток; тот, в котором будем жить сомнителен,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты